Интервью с Е. Трегубовой Байки кремлёвского диггер

Семёнов Виталий Викторович -Ввс
Опубликовано не было.


С этого поста я начинаю ретроспективную серию "Мои встречи". Она будет посвящена историческим и, псевдоисторическим встречам в которых я участвовал во течение 30 лет моей жизни. В разное время я по разное время и при разных обстоятельствах встречался и работал с гл.редактором телекомпании "ВиD" Сергеем Кушнерёвым, кандидатом в Президенты Киргизии доктором Апасом Кубанычбеком, президентом Грузии Михаилом Саакашвили, лидером тогда ещё ! группы "Студенческая община", а сейчас - "Россия молодая" Максом Мищенко, разговаривал всю ночь с тогда ещё совсем неизвестным Эдурдом Багировым, брал интервью у охранника Усамы бен Ладена в далёком бадахшанском городишке Кайлахум, снимал фильм "Кислород" в казахских степях, встречался с майром Измайловым, попадал на последствия разрушительного землятресения в Измите и Аджакодже в 1999 ом году в Турции, да и мало ли ещё чего.

Продолжение: начало здесь http://ouranopolis.livejournal.com/117305.html  Вырыпаев и "Кислород" Казахстан
Макс Мищенко в 1999-м - эти фотки я куда -то делал, надо снова сосканировать, тогда у Макса был реально крутой проект "Студенческая община", не то, что сейчас...
и в 2008-ом - здесь http://ouranopolis.livejournal.com/73207.html
Глен Джоллимур Канадский индеец http://ouranopolis.livejournal.com/73207.html
Эдик Багиров http://ouranopolis.livejournal.com/56672.html

Сейчас я хотел бы поговорить о интервью с Еленой Трегубовой, которое было подготовлено и осуществлено студентами моей мастерской году этак в 2005-ом. Отдельно вопрос о моей вменяемости, по поводу приглашения к подросткам 14-15 лет одной из наиболее сложных, ярких и оппозиционных журналисток современной России, ярого врага В.В. Путина и автора книги "Байки кремлёвского диггера", однако я до сих пор считаю, что это, возможно, лучшее интервью, которое я взял (а точнее - мы взяли) в течение вообще всей своей жизни. Именно в домашней атмосфере кабинета 5-41 и может происходить настоящая беседа о времени.

Итак, ноябрь 2004 го года (ужас! 5 лет назад!), мастерская "Журналист" и Елена Трегубова


  Встреча произошла в ноябре 2004 года в стенах Киношколы по адресу ул. Строителей дом 15.
  Интервьюподготовлено студентами мастерской «Журналист» в жанре Verbatim ( «дословно», «слово в слово»), когда расшифровка интервью подвергается лишь минимальной правке что создает некоторые проблемы при чтении,тем не менее,вносит больше атмосферы, живости в текст…

• Часть Первая – «Давайте с вами познакомимся…»

  Елена Трегубова: Слушайте, девочки и мальчики, а давайте с вами познакомимся, меня зовут Лена, я уже с кем то знакома.
Лаура: Лаура (Казарян 3 курс).
Елена: Очень приятно.
Сергей: Сергей (Климась 2 курс)
Елена: Очень приятно.
Костя: Костя (Абрамов 2 курс)
Пётр: Пётр (Сушков 3 курс)
Полина: Полина (Нутфулина 1 курс)
Инна: Инна (Эратова 1 курс)
Настя: Настя (Бокарева 2 курс)
Вера: Вера (Кострикова 2 курс)
Вика (Кротова 2 курс)
Вера: На самом деле трудно запомнить, у нас бейджиков нет.
  Семёнов Виталий: (ВВС) Я дико рад, что вы приехали! Честно скажу, я не верил что такое возможно, правда!
  Е.Т (ЕТ): Я, честно говоря, тоже не верила, что такое возможно - такая «вакханалия» откровенная (здесь). Молодцы, ребята, у вас очень здорово,- просто входишь и хорошо, нету той гадости, которая висит во всех школах в воздухе.
  Юля Смирнова: – мы честно мы даже не ожидали, что мы поехали в издательство и нам сразу телефон дадут.…
ВВС: – А там просто интересная история: Юля попала в больницу в городе Видное Московской области и мы возили ей книги.
Юля: И Виталий Викторович привёз мне книгу почитать - «Байки Кремлёвского диггера».
ВВС: –Не просто так,- эта книга у нас обязательна в программе мастерской.
ЕТ: Вам врачи её не запретили читать?
Юля: Я просто очень боялась, что мне ваш адрес не дадут, тьфу, телефон…
Елена: Мой адрес знает вся страна, он прописан в книге «Байки кремлёвского диггера». Уже приходят всякие шизофреники. Оставляют записки - «Елена, если вы хотите пообщаться с нормальным человеком, а не с депутатом, то это я, меня зовут Кармен, по телефону такому то. Лично правда не сталкивалась, но записки - это кошмар.
ЕТ: Слушайте, а горяченькой нельзя водички, я не имею в виду из-под крана!
Сергей: Чай, чай.
Юля: Чайник вскипятите!
ЕТ: А давайте я…
(Дружное «Нет!»)
Вера: Вам чай или кофе?
Елена: Чай.
ВВС: … Юля позвонила а давайте...У нас список встреч был с (майором) Измайловым и Анной Политковской . … и она говорит, - давайте назначим встречу с Анной Трегубовой я - давай попытаемся, - всё равно не получится и она вот догадалась поехать в издательство спросить там и сделать!
ЕТ: А они садисты там, в Ad Marginem , когда им надо чтобы я, где-то презентацию устраивала или интервью давала, они считают что на этом их промоушен стоит, они быстро всем дают, а когда надо пообщаться…. знаете, мне приятнее с вами разговаривать, чем интервью каким нибудь папараццам давать! Там у меня чувства отсутствуют по полной программе и мне надо напрягаться, потому что я стараюсь, чтобы не говорить одно и тоже, а понять, что человеку интересно - для меня это жуткая работа, просто кошмарная. В общем, вы здесьцелый день?
  Настя: С девяти до девяти,но домой как ни странно,не хочется/
  ЕТ: А вы где-то рядом здесь живёте?
  Вера: Некоторые в Марьино,некоторые в Жулебино, некоторые в Бутово.
  ВВС: И у нас за 15 лет, 370 выпускников всего-навсего. За 15 лет. Потому что, на последний курс мы вообще не набираем. Это те, которые в киношколе год, два (уже). У нас, есть принципы достаточно строгие, например курить запрещено, пить. За это серьезно отчисляют из школы.
  Е.Т.: Ну, хорошо, по этому принципу я хотя бы подхожу. Я не пью вообще, и не курю вообще. Очень жалко, что я не знала не знала вас раньше.
  ВВС: Вот мне, интересует вопрос: как так, человек жил-жил…
  Е.Т.: Можно еще кипяточку? А то я так вроде бы расслабилась, думала, что от вопросов я отбилась, (смех) А можно мне горяченького? (возня) Спасибо большое. Ну, жила-жила…

  Часть Вторая «Ну жила-жила…»
   
  ВВС: Жил он жил, и все было достаточно спокойно, потом он стал журналистом, начинающим журналистом, из одной газеты, в другую… И вдруг, он попадает в кремлевский пул , и…, в определенный момент жизни публикует книгу которая полмиллиона экземпляров, и он просыпается знаменитым, и точно знает, что теперь-то он как-то повлиял на историю России.
Е.Т. Ничего странного, так обычно и происходит с людьми.
Юля: И какие-то сволочи устраивают взрыв под дверями их квартиры.
Е.Т.: Нет, ну конечно ничего случайно не происходит. Вообще, честно говоря, для меня работа в журналистике, политической журналистике, я реально воспринимаю, как, знаете, в Европе было распространено, кто не хочет служить в армии, служит в альтернативной армии. Там вот выносят горшки из под бабушек, там служба длиннее и противнее. Для меня, лично политическое равновесие (?) было выносить горшки. Конечно, будь моя воля, я бы ни на какой журфак не пошла, если бы не чувствовала какого-то идиотического ритма в себе. Какой-то неслучайности. Да, вот, какой-то необходимости. Если бы я этого не чувствовала, то я бы конечно, давным - давно сидела, писала романы, и в-общем, хрен вы меня здесь бы увидели. (смеется). По крайней мере в этом качестве.И, для меня это не было странно.
  Я всегда была как-то 2 половинки. И я близнец, абсолютно такой типический близнец. У меня экстравертная сторона и интровертная сторона, это 2 половинки которые между собой враждуют… Ужасно! Хвалить экстравертную , которую вы видимо считаете мною, то есть человека написавшего эту книгу, человека работавшего в Кремле, - этого экстраверта я, В-общем, не люблю, и побаиваюсь…Я его в себе попыталась утрамбовать. Но он есть. И я в какой-то момент, а именно лет в 16, поняла, что он есть…
  Ну, вы можете себе представить, что вот когда вы заканчиваете школу, то вокруг вас цветет сплошной «цурюк» - застой вперемешку с диктатурой, чего-то такое непонятное... А когда я училась в школе, в последних классах, все вокруг как-то вот сигануло, все рушилось, рушилась империя, и в Москве я видела, что все меняется не по дням, а по часам, я бегала, смотрела, всякие тусовки полуподпольные, - мне все это было интересно, потому что это реально влияло на жизнь людей вокруг меня.
  Вы не представляете себе, что это было. Советская убогость. Я до сих пор помню улицу Тверскую. Серого цвета. Некрасивая улица Тверская. Сейчас я обожаю Москву, честно говоря. Она вся живая какая-то, безумная, манерная, спонтанная, выпендрежная, но я ее ужасно люблю. А тогда была серость и страх, В-общем, такой абсолютный. И даже в Москве это было! Я реально видела, что папа моей подруги, к которой я приходила, «стучит» на меня. Он ходил на работу в какой-то ГРУ . Я не знаю как это называется. Он все время выводил меня на кухню и спрашивал, с кем я общаюсь, как чего - до меня это стало доходить позже. Такая была атмосфера вокруг!
  Когда я в последних классах была, у нас были такие предметы, как обществоведение, история и так далее, все еще пытались преподавать там Ленина, а я туда начала приносить журналы «Посев» , вам это ничего не скажет. Вот, и веселились по-черному. Но признаться, за это уже не сажали. То есть это было нельзя, но уже как-то уже (скорее) - сажали, но уже не убивали. Такое вот было. Но все равно, в Москве атмосфера была совершенно другая. В тот момент вдруг экстраветная половина моя повзрослела, начала оглядываться вокруг, она поняла, что должна немедленно что-то менять! Должна немедленно что-то делать! Если она этого не сделает, то никто этого не сделает. Но что началось тогда вообще в стране! Я помню свое желание активно вмешаться в процесс, в стране (что-то) изменить. Тогда были Тбилисские события . Тогда была такая же ситуация как сейчас в Чечне, - было уже понятно, что страна разваливается. но Горбачев делал максимум, что мог в той ситуации. Он хотел сохранить ту систему. Он был людоедом, но добрым людоедом. А рядом с ним были совсем такие уже, у кого совсем руки в крови,- вурдалаки, не мутанты, а вурдалаки! И вот они явно понимали то, что они идут к могиле.
  Они явно хотели с собой прихватить еще кучу людей, совершенно серьёзно говорю! Всё могло достичь очень большой крови, а не вот такой цивилизованного развода как произошел в Советском Союзе .
  Я помню как мы с мамой сидели, я в седьмом классе, что-ли, была, … и рыдали на кухне когда произошёл этот разгон демонстрантов с сапёрными лопатками, когда их не просто разгоняли, а убивали на месте. Демонстранты которые требовали предоставить независимость Грузии, вот так же как там сейчас в Чечне требуют предоставить независимость. А я глубоко убеждена, что нельзя стрелять в людей которые выходят под мирными лозунгами или лозунгами независимости какой либо нации или государства. А тогда это было последняя вот такая страшная (беда), ну если не считать историю с ГКЧП Мы с мамой просто сидели, плакали, я понимала, что никак повлиять не могу, не могу! Я не революционер, я не пойду сейчас на барикадды, да я не пойду организовывать свою партию.
Хотя я прекрасно знала все эти тусовки партийные, полуподпольные, которые тогда были в Москве. Все эти Демсоюзы Новодворской: девочки-мальчики примерно в вашем возрасте. Митинги многотысячные, полумиллионные или миллионные даже! Демсоюзы залезали на какое-нибудь дерево, перепрыгивали оттуда на крышу, стояли и размахивали триколором, то есть нашим сегодняшним флагом, (который) пока ещё не отменили, слава Богу, спасибо товарищу Путину, - гимн поменял, а флаг хотя бы оставил)… и размахивали этим триколором. Естественно, туда залезали менты. Все митингующие стояли и любовались, смотрели “О крутой, крутой!”. Забирали этого Демсоюза, лупили его хорошенько в ментуре, естественно, выпускали, потому что тогда было не принято почему-то убивать, потому что тогда что-то изменилось. И вот. - я поняла, что я не буду, задрав штаны, там.
(Тем не менее) я приходила в школу, вышив себе на чёрных колготках триколор. Ко мне приходила моя классная руководительница, которая меня ужасно любила и, в общем-то тайно мне сочувствовала, Лена, пожалуйста иди, отдохни сегодня, приходи завтра в других колготках, но тебя же выгонят из школы!!! Мы откровенно всё-таки резвились и я приносила всю эту литературу в школу, - мой какой-нибудь одноклассник читал «Посев», читал какой нибудь самый гадский журнал «Демократ» вычитывал там…Причём там не криминал (был), - там были архивные документы, например, о том, как Ленин отдавал распоряжение о массовых репрессиях, сейчас это звучит как само собой разумеющееся ( но тогда) это было страшно. Нашей учительнице обществоведения я пыталась с фактами на руках доказать, что- то про историю, могла ли страна пойти по другому пути развития….
Потом уже сверху спустилось что Сталину плохо а Ленину хорошо
  Вот а потом один мой приятель школьный который сейчас работает в ЮКОСе, а тогда он был руководителем нашей комсомольской организации, и этот мой приятель - Юшечка. И он шёл как-то на урок обществоведения, начитавшись этих журналов, которые я дала, пришёл говорит учительнице:ДА ЛЕНИН ВАШ ВООБЩЕ СВОЛОЧЬ!
Она чуть не упала в обморок, пошла в учительскую, накапала: «Ты, Андрюша с Леной-то Трегубовой не общайся, она тебя до добра не доведёт..
И вот с этим прекрасным Андреем мы распустили в школе комсомольскую организацию. Тогда вышел странный закон, что если 2/3 комсомольцев в школе (за) можно аннулировать (комсомольскую) организацию. Вот, и мы придумали такую смешную вещь: там не хватало двух голосов и мы решили, что как раз моего голоса не хватает, и мы собрались на переменке,собрали тусовку комсомольскую и я подала заявление о приёме в комсомол. Причём написала (никогда никто не читает эти формуляры, это - обычная формальность «хочу бороться за права молодёжи»,там ещё чё-нибудь такое, зачем, ну зачем (читать). Я написала: я хочу поступить, чтобы развалить эту организацию. И какая-то сволочь, какая-то зануда, отличник, ботаник, я бы сказала (не знаю, есть у вас слово “ботаник”?). он прочитал «Я не буду это подписывать».
  Ну, Андрей мой пошёл на подлог откровенный, собрал на следующей переменке в другом месте без этого мальчика поставили подписи, собрали 2/3… …Вот! (Распутстили!)
В общем так вот повеселились, но конечно меньшего было мало!
  Действительно, у меня было ощущение - дикая беспомощность, когда видишь, что люди там ни за что ни про что гибнут в этом Тбилиси, добивают их по подъездам лопатками и ты ничё не можешь изменить, ты не можешь ничего сделать когда на съездах зашикивают Сахарова несчастного, старенького, который чего-то там пытается сказать, которому только что недавно позволили вернуться в Москву. Он вышел туда (на съезд – ВВС) и он еле говорит, в чём душа держится? а Горбачёв там, вся эта урла зашикивают его не дают выступать и так далее… Перед поступлением в университет, в Москве было смешно летом ходить: открытые окна и все слушают этот съезд, все как больные просто, естественно все болели там за Сахарова В какой-то момент я просто прекрасно поняла, что я точно никак не хочу активно участвовать в политике… (Так всё и началось).
  Я как-то в 15 лет уже была собой…Я рано повзрослела, давно себя помню. Я уже была как сейчас, родители не могли (на меня) влиять. Нет, конечно могли, но я уже чётко знала какие люди мне интересны, какие (люди) могут повлиять на моё мироощущение, ощущение себя. Я была если не самодостаточным, то взрослым человеком.
  Юля : А в каком возрасте вы решили стать журналистом?
 -Я решала, перерешивала, и вот уже перед самым поступлением у меня было сильное желание сесть и писать книжки, но, я поняла, что…за страной кому –то надо присматривать…
Настя: А какие барьеры могут встать перед начинающем журналистом, который ещё ничего не знает, ничего не понимает?
  ЕТ: Самый главный барьер – это думать, что ты ничего не знаешь. ничего не поинмаешь.. Потому что я прекрасно помню тех журналистов, с которыми я начинала работать…ещё в советских газетах, потому как буквально год два, когда я поступала в университет мне нужны были публикации , чтобы принести их на творческий конкурс…И это было сложно сделать, потому что когда я пришла в отдел коммунистического воспитания молодёжи газеты «Московский комсомолец»…мне не то, чтобы покрутили мозги, но сказали .. очень интересно…
  Мы все с интересом прочитали…. И всё.
  Я же занималась в школе журналиста. Но это громко сказать занималась. Тогда это не было так интересно, как у вас. Просто я ездила на Охотный ряд, на Университет, на факультет журналистики и там был это ЩУЖ (Школа Юного Журналиста), скажу честно, много он не давал. Там просто приходили мальчики какие-то недореализованные, преподавали и потом предпочитали манерно курить с девушками, потом куда-то их уводить дальше, гулять с ними по Москве и вообще всё это как – то плачевно заканчивалось для девушек.
  Если бы я вот так вот «Что я ничего не знаю, сейчас меня всему научат»…И как – то вдруг оказалось, что мальчик-преподаватель публикует вдруг в газете статьи про… День десантника, про нашу там армию в газете «Труд». …И ещё мне рассказывали, как он получил 16 рублей 50 копеек за это . И дико горд, что там его фамилия появилась. О, как всё запущено-то! подумала я!
  Потом я пришла в газету «Труд», куда меня направили в какой-то там отдел, молодёжный. И я пришла тоже там «маститые журналисты» такие. Когда тебе 15 лет тебе кажется, любой человек знает на пять слов больше, кажется тебе мэтром. И это был кошмар, потому что я помню, что первое же моё задание было сходить, написать статью, тогда открывался Mc Donalds. А поскольку я уже съездила и посмотрела на это где-то в Западной Германии, я понимала, что это. А весь город стоял в четырехчасовых очередях! И вот незадолго до открытия я попала внутрь, чтобы взять интервью у руководителя - какой-то американской тетки. И я пришла, взяла интервью и мне был выдан ваучер - приглашение, вы будете в первых наших гостях, придите в наш ресторан, мы вас угостим, такого-то числа. Дико! Это было очень престижно для всей Москвы, а еще в числе первых… но я не велась так наивно. Я была рада что я так хорошо выполню задание, потому что это надо было для публикации в институт. Я пришла (в редакцию)и эти взрослые мальчики подошли и сказали: «У тебя есть приглашение!!?» давай сделаем так: мы сделаем тебе все публикации, ты можешь даже не ходить, подпишем твоим именем все статьи. Только дай нам приглашение нам так хочется попробовать эти булочки! и начали у меня, маленькой идиотки, выклянчивать это приглашение. - «Ну конечно берите!» И потом этот мальчик, как-то не знаю как, левым боком, не стал ничего делать в жизни. И я как то, уже поступив на Журфак и вкалывая каждый день в «Независимой» (потому что это была первая не советская газета в стране) увидела его в учебной части с какими-то толстыми тетушками, которые жарили что плохо пахнущее на камфорке, на примусе. И тогда я поняла что такая мудрая штука - не дай вам Бог, чтобы у вас были какие то забубенные авторитеты. Бойтесь того, кто скажет, « я знаю как надо». Т.е. все равно двух одинаковых людей не бывает, все равно любой взрослый дяденька или тетенька они не знают того, что знаете вы. Вы уникальны. И человек может участвовать только тогда, когда он реализует свою уникальность, а не стаж. Вы всегда штучный товар, а если человек начинает притворяться, что он не штучный товар, именно притворятся (не уникальных людей нет), он становится несчастен, его ломает. Я за ваш принцип подбирать выкинутых из чужих гнезд людей, потому что именно они бывают яркими и интересными людьми!
  Вика: скажите, пожалуйста, … вот у нас в школе была неделя проектов. Ну, рассчитывали на неделю, но получилось гораздо больше. Там мастерские (а у нас их семь) должны были придумать куда поехатьв экспедицию, какая цель… и у нас так получилось, когда мы выбирали тему, что нас взволновал такой вопрос - когда один человек во власти другого и первый ничего не может сделать, т.е. сила … это не обязательно человек, это может быть страх, что-то такое что на человека нажимает
Вика: ну да! И у каждого мы спрашивали, а у тебя что? И чем больше я спрашивала, тем больше я понимала насколько мы по разному (думаем).
  ВВС: (Мы говорили о ) непреодолимой силе.
  ВВС: Да, это огромный вопрос, что делать (против непреодолимой силы), лично у меня этот вопрос пошел после случая с девочкой Хуршедой , вы, возможно, знаете, её убили скинхеды. Я просто себе представлял, что когда ты идёшь по улице, или в метро и встречаешься с такой коблой, то будь ты хоть семи пядей во лбу…ты ничего сделать не можешь, ты можешь только применить ответ Сергея Бодрова: достань гранату и «будет праздник» На тебе сидит страх такой ситуации. Как я понимаю, вопрос Вики он к этому относится…Есть ли для вас такая вещь?
  ЕТ: вопрос безопасности, как вы понимаете, встал для меня очень ярко в определённый момент . Я решила эту проблему старым традиционным методом: «Убивающий тело не убьёт душу», я себе раз и навсегда решила – «как будет так и пусть и будет». Так что я решила не становиться параноиком.
  Я не буду оригинальной если скажу, что самой явной проблемой,самой явной непреодолимой силой) от которой я не могу избавиться – это моя лень…Это не манерничанье. не попытка казаться лучше, наоборот, я считаю это очень – очень большим недостатком, к счастью, я знаю, что когда тебе очень и очень плохо, это значит , что ты чего –то недореализовываешь, что ты должен сделать.
  С текстами вообще опасно – когда этот текст созрел, он начинает гнить у тебя внутри, нет, не гнить – он то не испортиться – а вот взорвёшься, потому как если ты уж назвался груздем, потому как если ты работаешь с мыслью, с текстом с такими вещами, то, будь любезен, предъявляй…Хотя…иногда она кстати, эта лень, это возможность немного придти в себя провести расслабленно время – как сейчас. Пожалуй, это самая большая проблема для меня, потому как страх перед чем-то … у меня скорее есть страх, что я что –то недореализую…У меня был дикий страх, когда я села писать книгу и думала: «Ёлки! Вот сейчас кирпич на голову упадёт и… зачем я столько лет груши околачивала в этой жизни, на этой планете…» Пожалуй, это самый большой страх.
  Конечно, я очень боюсь за друзей, за родных, думаю для каждого человека непреодолимая сила, о которой мы говорим, когда ты видишь, что человек сделал сознательный выбор быть подонком, а ты продолжаешь его любить, пытаться жалеть --- вот это тоже тяжело…
  От этого избавится практически не возможно, когда вот так живешь, когда впустил в свою жизнь каких-то определенных людей, людей или любимых, вот это тоже. Я не знаю, чувствуете ли вы это сейчас, на себе, может почувствуете когда нибудь, я считаю с этим каждый столкнется…
  А вообще я живу так как мне хочется: я разгильдяйка, я эгоистка, и никаких сильных тяготений надо мной нет. Я очень (резко) воспринимаю попытки поставить надо мной рамки, я могу сама себя закабалить чем-то, взять на себя обязятельства которые другим будут казаться сумасшествием, (но не могу вопринять чужих рамок. Меня не возможно заставить долго находиться в каком-то деле, даже если я захотела-не могу! Я бы взорвалась. Любое ущемление свободы в чём-то, ничего не может меня заставить этого испытывать
  Настя: Вы сказали, что как наблюдатель относитесь к этой политике, а зачем книги писать, вы как хотите повлиять?
  ЕТ: – Нет, ну как сказать, как наблюдатель, ну условно говоря, врач-психиатр тоже наблюдатель, но он как-то вмешивается в процесс. Конечно, он обязан, наверное, не надо, чтобы он пустил на самотек весь этот кошмар.
  Вера: – А сейчас вы пишите?
  ЕТ: – Я пишу, да, но это пока без комментариев. Ну, условно говоря, параллельно, то, что можно, то, что не слишком интимно, я доделываю западную версию книжки. У меня была идея её назвать «The Tails of Kremlin Ghostbuster» . Последние, кто обратились ко мне за правами на перевод, это были итальянцы. Они попросили написать, ну немножко сделать upgrade о ситуации теперь в стране, после Беслана…

  ВВС – А какие по счёту они обратились за переводом?
  ЕТ: – Ну, типа там четвёртые, пятые. Ну, пока не могу сказать, что я прямо давно уже супер Рокфеллер, с этими западными переводами. Но мне важно каждое обращение, что ко мне обратились. Сначала латыши, потому что на них же гонения страшные, все эти Рагозины орут, что Латвия - это фашисты. То есть Россия до сих пор не смирилась, как не смешно, с тем, что Прибалтика это единственные республики бывшего Советского Союза, которые реально совсем независимы. Потому что Грузия - зависима, Молдова – зависима, всех цепляют какими-то крючочки? А эти вот совсем, вот ушли, отвернулись и забыли, как страшный сон, оккупацию.
  И в Латвии было трогательно, потому что они, видимо, действительно почувствовали, что я единственный человек, где они могут взять реванш, заступиться, за меня. И у меня была встреча, когда я там презентовала книжку, они взяли уже 7000 экземпляров. Это для них запредельные тиражи! Вот и когда я к ним приезжала, я встретилась с их призедентшей Вике Фрейдергой– это очень энтилегентная канадская тётушка. То есть она латышка, но они уехали, бежали, когда пришёл СССР …. к счастью и она выжила, получила хорошее образование. Ну, такая канадская тётушка, - очень смешная. И я устроила каверзную провокацию. Я выразила уверенность, что она воспользуется новым положением Латвии, в Евросоюзе, чтобы заступиться за права журналистов и свободу прессы в России, (где эта свобода) под реальной угрозой. И это было смешно, потому что их именно обвиняют в нарушении прав. Потому что Москва реально большие деньги пропагандистские на то, что бы эту истерику Рагозину раскручивать.
   
Юля: Извините пожалуйста, а помните, когда Вы в первый раз встречались с Путиным, ещё когда он был директором ФСБ, а потом вдруг он стал Президентом: какие у вас были от этого ощущения?
  ЕТ: Я всё-таки так не думала, то есть я оказалась плохой прогнозист, я всё видела в розовых очках, я не могла поверить что этот человек, очень хороший коммуникатор, вменяемый, развивающийся, я никак не могла предположить, что он такой кошмар в стране устроит, это для меня стало шоком когда я увидела тренд по которому он стал двигаться…
  ВВС: - А вы с какого момента это засекли?
ЕТ: наверное с того момента как я увидела что меня решают аккредитации, я вступила с ними в эту странную войну очень быстро, еще до НТВ , это стало очевидно очень быстро по тому ореолу который он распространял вокруг себя на бывших чиновников, которые работали при Ельцине, например, на Громова
Юля: -Борис (Громов)?
ЕТ: Да нет, Алексей Громов, ныне это пресс- секретарь Президента, при Ельцине он занимал более скромное место главы пресс- службы, и я видела как эти люди действительно на глазах мутируют, Это действительно служилые люди, взяли под козырёк, наверное, без какой –то карьеры в органах не брали даже при Ельцине, или брали , но это были штучные люди как Сатаров ..
  Так что я о нём думала лучше, когда его избрали, я никак не предвидела никаких катастрофических последствий, не могло это уложиться в моей голове – хотя рискую прослыть плохим аналитиком, но уже месяца через два – всё, кирдык котёнку, когда в Чечне выкрали Бабицкого , когда стали решать аккредитации журналистов, было понятно, что не свита, делает короля, а король свиту, значит был сигнал сверху.
Настя: Как вы считаете Путин сейчас для России оптимальный вариант, или есть ли лучший?
  ЕТ: Знаете, лучше Путина буквально вся страна, я уверена, что если бы на прошлых выборах кто – то реально не побоялся бы выступить против Путина, а не так как этот Рыбкин , который потом – в Киев. Ну, видимо, пуганули, потому как Берёза (Борис Березовский) клянётся, что он не знает почему (онв Киев уехал) это действительно для них был шок – видно, действительно припугнули, действительно кололи чем –то…Или как, Хакамада , которая за деньги ''ЮКОСа'' просто отрабатывала своё, за взятки там. Я тоже все прекрасно понимаю, больной ребенок. Ей то нужно с одной стороны деньги, а с другой стороны засветится, - тоже бездарно, ведь от сих до сих она отработала за счет Ходорковского и т.д. и т.д. Но надо было уж если бить, то бить! Это должен был быть человек, который не побоялся бы серьезно идти против Путина с намерением победить. Я уверена, что если бы этот человек сказал '' Я не допущу вести политику с помощью правоохранительных структур, я не допущу сворачивания либеральных реформ, я продолжу путь страны по пути западных реформ'' То этого человека поддержали бы все. Перед выборами в разговоре с важными олигархами, которые говорили : '' Пусть Путин выступает, но мы бизнесмены, мы будем защищать свой бизнес. Мы же не Ходорковские''. Помните , как я писала в книге '' Я не Миша. Я сяду не в тюрьму, а в самолет'' – говорил мне один. Конечно было бы здорово, если появилась бы сила, а еще лучше человек, который бы все это выразил, этот человек победил бы Путина на выборах. Ну конечно, было бы смутное время, но в этого человека вложили бы деньги олигархи. Такого человека не оказалось. Я говорила об этом с нашим ''великим комбинатором'' Березовским , который вечно чуть – чуть подруливат, чуть – чуть подкручивает. Мы с ним встречались и я спросила:» Почему вот такие отморозки? Почему вот так вот? Ведь правда же, кошмар.'' Он ответил: '' Все боялись, все отъезжали. Сначала вкачиваешь, вкачиваешь деньги, а потом…'' …и действительно, вкачивали. Все отъелись, и я уже задним числом начала думать, что несчастного, действительно честного Ющенкова , который в жизни ни одной взятки не взял, пришили ( из-за этого). Наверняка, есть такая работа считать на три шага вперед и даже на один. И они поняли, что если сложится такая ситуация не должно быть (конкурентов). Ну-у, чем занимается Путин? Устраняет все неизвестные звенья из своего уравнения , и оно становится предельно примитивным. Любые неизвестные он ликвидирует. В принципе, НТВ ничем повредить ему не могло. Ну оставил бы. Нет, ликвидировал. Хотя НТВ ему ничем не грозило, но надо. Потом ТВС . Эти вообще легли уже под всех, но иногда душок какой - то там был все – таки. Вот, тоже ликвидировали. Он наверняка ликвидирует все неэффективное, в какой – то момент он превращает все в конвейер, в поток. Это система, которая исключает любые неизвестные. Если ты не '' системен'', если ты не берешь под козырек. Даже если ты берешь на 99% , а на 1 % не берешь, то все. Я думаю, что увы, то же самое произошло с Ющенковым. И как бы прокручивая все это в обратную сторону, я думаю, что если бы он выставился, а он чисто русский, типаж, который не раздражает страну , и он больше подходит на роль народного любимца. Он видный такой, статный, в отличие от Путина, которому надо что – то такое постоянно химичить, чтобы кому – то нравится.
  Я не считаю, что Путин самое страшное, что может случиться с Россией. Я думаю, что возможны варианты еще хуже. На самом деле, на Путина давят с одной стороны олигархи, с другой силовые структуры, и ему приходится балансировать, заморозив все гражданские структуры. Но я не думаю, что ему удалось бы долго балансировать, если бы не кризисная ситуация с Чечней. Когда она была, ему удалось ее решить, и некоторое время все было довольно тихо. Это был мирный договор, когда Россия пошла на соглашение с самопровозглашенными лидерами чеченской республики (что ж поделаешь, какие есть, такие есть, ведь все понимают, что лидеры, какие они ни были бы, не способны контролировать ситуацию и история показывает, что в таких конфликтах рано или поздно приходится приходить к соглашению) . Может быть еще хуже, потому что у Путина нет ресурса контролировать все.
Настя. – Я спросила потому что, мои родители, другие родственники перед выборами сядут так за чашечкой чая и решают, за кого будут голосовать. Приходят к выводу :'' Ну – у , за Путина. За кого же еше? Лишь бы не хуже. Лишь бы не коммунисты.
  - А Зюганов вообще как демократ выступает, прямо демократ – западник. Но вообще я тоже брезгую каким – то общением с коммунистами, стараюсь избегать этого. У меня даже были серьезные проблемы, с тем , чтобы публиковаться в одном издательстве.
Настя.- Знаете, такая картинка мрачная вырисовывается. Сидит такой самый страшный мутант и всем верховодит. И единственный выбор- мутант менее страшный. Как говорится, из двух зол выбирают меньшее. Ужас!
- А я вообще считаю, что желание прорываться в политику – нездоровое желание. Путина туда вынесли. В этом плане он психически здоров. Поэтому я и пыталась донести в своей второй книге :'' Володя, остановись пока не поздно. Придет время совсем крыша съедет!». Я знаю, первую книгу он всю прочитали, да и вторую тоже. Там шрифт побольше. Лучше читается. Мне папа сказал : '' Хорошая книжка, шрифт большой, мне глаза ломать не надо. И тоненькая такая’’.
Вика. – Скажите, а был такой момент в Вашей жизни, когда Вы вообще не могли писать? Когда что –то Вас ломало?
- То есть что – то мне мешало внутри? Да, конечно. Когда я простилась с Кремлем не по – доброму, когда я печаталась в '' Коммерсанте''. И у меня был запрет на печатание политических комментариев. И Васильев, главный редактор '' Комерсанта'', который вынужден был лавировать между Березовским и между Кремлем, потому что там с плохими ( с Кремлем) ''вась-вась'', или хотя бы дружественным нейтралитетом. Вот. И он испугался. и он ликвидировал такой жанр в газете жанр как «политический комментарий», то есть писать смешные репортажи можно было, но писать как я уже нельзя – потому что я писала слишком смешно. С тех пор как я ушла Васильев послал в Кремль Колесникова, который до этого занимался всякими зарисовками о социальных проблемах в регионах, не культурная хроника, а вот такие социально важные события, и он вот так же пытался писать и он до сих пор в Кремле, так что, в принципе, сработало,– правда у него самого крыша поехала – он влюбился в Путина, но в принципе «Коммерс» исключил политический комментарий, что уже смерть для газеты, конечно, новости, новости, новости – это всё хорошо, конечно, но чем был силен раньше «КоммерсантЪ» это способностью проананализировать ситуацию, выдвинуть свои какие –то версии.
  Так вот,в тот момент мне, конечно, было не очень приятно, что я не могу писать статьи, это было второй раз в жизни – первый в после кризиса, когда закрылась газета «Русский телеграф», и опять я стала на положении пенсионера такого какому платят деньги, туже ставку какую платят политическому комментарию, но.. «Гуляй, девочка!»и вот в этой странной ситуации я знала, что я хочу написать книжку но почти год я ходила и вот, что –то мне мешало. И вот уже в высшей точке кипения берёшь себя за волосы…ну я не могу объяснить как это так происходит. До этого я себя ругала корила, что я не могу сесть написать, но вот не могу! Но – должно вызреть!
Вика: -А по заказу можете писать?
ЕТ: Нет, ну это теряется весь драйв журналистской работы, ну иди тогда в PR, тоже честно – берешь деньги и пишешь, были случаи когда я ругалась даже с тем самым Немцовым , когда он звонил, после выхода статьи. Он никогда себе не позволял говорить: «Ну что ты там написала!», всё таки корректно не позволял себе влезать в это. Но - он больной совершенно, ему важна фотография и заголовок. И были случаи когда я сижу пишу материал и он звонит ; «Ну что, Трегубова, гадость какую нибудь про меня пишешь, обольёшь опять меня? Ну ладно… скажи какой будет заголовок и я читаю этот заголовок сдуру и у него начинается истерика: «Нет!!!!» Нет, ты не поставишь этот заголовок , ты поставишь другой, почему-то он ему не нравится, а я начинаю откровенно врать, говорю – видишь ли, Боря, заголовки ставит главный редактор – тут я ничего не могу сделать – «Да я сейчас позвоню главному редактору!» Я кладу трубку, пулей лечу к главному редактору, говорю – Сейчас будет звонить Немцов, просить снять заголовок, скажите, что это вы, что загловок снять невозможно!»
  Так что никогда не бывало, что я пишу что –то по заказу, бывали случаи когда я писала что-то для своих друзей, например, я ужасно здорово отношусь к ребятам , которые делают сайт grani.ru кстати, если у вас будет желание чего-либо написать, для чего-нибудь – то милости просим. Они большие гонорары вам платить не будут, они бедные но гордые, на заказ тоже никогда не пишут. И помню мне нужно было писать про создание этого сайта, а там работали фактически все мои коллеги по газете «Русский телеграф», я считаю, это одна из лучших газет постсовестких, но она просуществовало всего год до кризиса – я писала статью в газете «КоммерсантЪ» чтобы сделать им хорошо.
  Но в статье всегда должна быть хоть какая-то интрига, если ты пишешь тупо по заказу, или чтобы сделать хорошо, гладенькую статью – то ничего е получится, я помню, мне там тоже что-то пришлось выуживать – кто дал деньги, кто чего. Ну вот пожалуй, был случай, когда я по велению сердца я старалась их отпиарить, чтобы их кто-то узнал, и сейчас во всех интервью тоже самое делаю, что они такие хорошие , честные, так что я фактически, ангажирована чем –то…
  О! Я вспомнила, мой друг – Владимир Петрович Евтушенко АВК «Система», меня попросили к нему съездить и написать. Он одни из тех немногих, которые занимаются здесь вложениями в хай-тек, хай-тек, это то, что будет здесь давать прибыль послезавтра, не завтра а именно послезавтра. Есть тем не менее наукограды типа Зеленограда где всё это серьёзно разрабатывается, АВК «Система» является владельцем МТСа, и частично «БиЛайна», ну это ещё не смый большой бизнес, потому как они ещё являются владельцами всего, что есть в Москве, так что это такой…Лужок (Юрий Лужков). Так сложилось, что я его считаю порядочным человеком не смотря на то, что у него такие ужасные друзья, и мне нравится он тем, что например, после выборов, когда Лужкова все пинали он не разу от него не отрекался…И поскольку заместитель главного редактора когда узнал что я нахожусь с ним в приятельских отрношениях, когда надо было написать про этот наукоград – Зеленоград где АВК «Система» прикупила лауреата Нобелевской премии Жореса Алфёрова посчитав, что хорошо бы нам иметь Жореса Алфёрова своим лейблом – и нужно было поехать в этот самый наукоград где объявляли, что он является официальным покровителем, входит в совет директоров чего-то и послали меня и отказаться было невозможно. Потому как это не тот случай когда на тебе 5000 баксов и нет, просто это твои друзья, ты его знаешь, так что и пиши, что тебе, жалко что ли? И я поехала к его …, ну думаю, ёлки-палки! я…, которая ни разу в жизни ни от кого ни копейки ни взяла, щас буду, как … крапать заказуху. И потом, значит, думаю ну ладно- не напишу ничего, просто съезжу, покатаюсь и приеду обратно.
  Приехав в Москву, я поняла, что я сделаю так, чтоб не повадно никому больше меня никуда просить ездить. Значить, вышла статья под названием “Нобель стал лэйблом ”, а подзаголовок “Алфёров пошёл под крышу «Системы». Что было матюгально буквально, потому что статья была довольно неприличной. Я долго сидела (я помню), часа два над каждой строчкой, чтоб было видно, что слово “крыша” уже в заголовке и действительно, люди не порадовались, что это написала. Ну было весело, зато кто-то обратил на это ваще внимание, я думаю.
   
  Конечно, сейчас происходит такое легкое легкое зомбирование, когда ты видишь всё время по телевизору и ..такая истерия, когда женщины начинают бредить, что Путин супер-сексиэто такие психические вещи над которыми люди десятилетиями работали, работали над такими методами психического воздействия.
Вы как журналисты прекрасно знаете, наверное, что общественного мнения нет, это миф, особенно в нашей стране, Общественное мнение – это то, что создаем мы – журналисты, и наиболее наглые члены общества. Потому как в обществе ощущается такой нереальный дефицит любых идей, любого кратива, что любой человек, который заряжен идеей что –то сделать, он подчинает мир вокруг, и вокруг него формируются такие круги, которые подчинают себе общество. Обществененного мнения не существует.