Диалог

Степан Валентинов
 (Беседа, услышанная однажды автором в поезде «Москва-Краснодар»)

  Автор спешит заранее предупредить читателя, что приведённая ниже история вовсе не является стихотворным произведением в привычном понимании этого слова и призывает не оценивать её с точки зрения соответствия критериям «высокой поэзии». Скорее, это нечто из жанра публицистики с философским уклоном, зарифмованное автором в последний момент, под влиянием внезапно пришедшей фантазии и стремления сделать разговор о сложных вещах более простым и легко читаемым. Удалось это или нет – судить читателю.

Командировочные сборы
В один из зимних вечеров.
Звонки начальства, разговоры,
Обилье важных "пустяков"...

На поезд скорый, проходящий,
Чуть было я не опоздал,
И двух попутчиков не спящих
В своем купе тогда застал.

Залез на полку, взял газету,
Но почитать я не успел:
Невольно слыша их беседу,
Я дальше слушать захотел.

Похож был первый на студента
И на профессора второй.
И оба не были, наверно,
Знакомы раньше меж собой.

«Студент» был критикой заряжен,
Разоблачая всё подряд,
Он ждал как будто: ну когда же
Ему хоть что-то возразят.

Разоблачал продажность власти,
И «новых русских» беспредел,
И хоть не в моде нынче страсти,
Он скрыть их явно не умел.

Попутчик, помолчав немного,
Ему на это отвечал:
«Не ставь вопрос «откуда плохо?»,
Оно – начало всех начал.

Добро – отсутствие лишений,
Страданий, боли и невзгод,
Всегда имеет объясненья,
И тот, кто ищет, их найдет.

Все то, что людям помогает
Решать проблемы, просто жить,
Само никак не возникает,
Ему должны причины быть.

И если даже только крохи
Имеет в жизни человек,
Он их берет не на дороге,
Их «просто так» в природе нет.

Всегда источник и причину
Лишь свет имеет, а не тьма.
Тут - жизни символ и картина,
А значит – пища для ума.

И возмущению уместным
Один лишь может быть ответ,
Как в той пословице известной:
На «нет» суда и спроса нет».

«Вы говорите о причинах,
Но кто-то должен их создать,
И за прилавки в магазинах,
Зарплаты, цены отвечать,

Стремиться к благу для народа,
Деревни, города, страны.
Все это должен делать кто-то,
Кому возможности даны!»

«Тот, кто возможности имеет,
Имеет личный интерес.
К нему стремясь, он пашет, сеет,
Сажает или рубит лес,

Заводы строит, покупает
Товар, чтоб с выгодой продать.
Он лишь семье своей мечтает
Благополучие создать.

И все стремятся к целям личным,
От президента до врача,
Перед нутром эгоистичным
Свою обязанность влача.

Но, в унисон Адаму Смиту
С его «Невидимой Рукой»,
Мы признаём теперь открыто:
Прогресса путь всегда такой.

Дороги ада катаклизмов -
-Благих намерений итог.
Но столкновенье Эгоизмов
Направить к благу может Бог.

Зло превращается в Добро
Не по своей, но Божьей воле.
Такую роль признал давно
В шедевре Гёте Мефистофель.

«Ты кто?» - так Фауст говорит,
А Мефистофель отвечает:
«Я сила, что Добро творит,
Хотя, лишь Зла всегда желает».

Но если множеством людей,
«Пассионариев» народа,
Овладевает ложь идей
Исправить общества природу,

Дать миру «истину», тогда
Мы получаем прелесть «измов»:
«Фашизмов» мрачные года,
«Исламских фундаментализмов»,

«Социализмов» беспредел.
А «инквизиция святая»?
Ее кровавых, зверских дел
Ведь тоже цель была благая!

А без подобных потрясений
Едва ль когда способна власть
Причиной сильных изменений
Условий жизни нашей стать.

Её состав, её решенья,
Её опора – аппарат,
Есть не причина изменений,
А лишь системы результат,

Что воплощает объективный
Экономический процесс,
Его пружина – тот же сильный,
Активный личный интерес».

«Но Ваша вера в объективность
Процессов общества ведет
К такому выводу, что личность
Вины, как будто, не несет

За преступления, просчеты,
Непонимание страны,
Из-за чего, порой, народы
В пучину бед погружены!

И неужели, Гитлер, Сталин
По Вашей логике простой
Влияния не оказали
На геноцид, войну, застой?

На деградацию народа,
«Разоблачительский» разгул,
Невинных казни, если кто-то
В доносе их упомянул?»

«Злодеев», но не с именами
Что Вы отметили сейчас,
Мы в жизни часто видим с Вами,
Их очень много среди нас.

В автобусе и в магазине,
На клетке лестничной, в метро,
Мы все не раз общались с ними,
Не допустив бы ни за что

Способность этих лиц приятных
Сыграть совсем иную роль,
Возникни шанс благоприятный
И обстоятельства позволь.

И вряд ли сами эти лица
Могли б когда предположить,
Какая бездна в них таится,
И кем они способны быть.

Условья в обществе влияют
На мысли наши и дела.
Зло в человеке подавляют,
Иль формируют почву зла.

И, попадая в отношенья
Грызни безжалостной, они
Ведут карьерные сраженья
За устремления свои.

Когда же на вершину власти
Удача пропуск им дает,
То сохранить её стараться –
-Важнее им других забот.

В противном случае лишиться
Они рискуют головы,
Но никуда не испарится
Режим, запачканный в крови.

«Циничный» взгляд Макиавелли-
-«В борьбе за власть морали нет»-
-Частично верен в самом деле,
Даёт на многое ответ.

Вины или заслуг понятья
Между людьми имеют смысл,
Но из политики изъятью
Их подвергает наша жизнь.

«Кто виноват?» иль «Чья заслуга?»-
-Вопрос подобный не встаёт
При постиженьи знаний круга,
Где речь об обществе идет.

Структура общества и связи,
Его процессов механизм –
- К таким понятиям привязан
Анализ фактов и причин

В оценке полных драматизма
Большой истории страниц
И персонажей, чья харизма
Сильней на фоне прочих лиц,

И «отрицательных» героев,
И террористов записных,
И президентов «стран-изгоев»,
И стран богатых и больших».

«Выходит, люди – эгоисты,
Никто ни в чём не виноват,
В борьбе за власть не побоится
Убить, как Каин, брата брат?

Но это было б слишком мрачно –
-Такою суть людей признать.
Ваш Бог не в силах был удачней
Род человеческий создать?

Ему бы, с самого начала
Проблему стоило решить:
Альтруистичности начала
В природу нашу заложить.

Тогда б, у Бога слово с делом
Не расходилось никогда,
И людям всем была бы Вера,
Как путеводная звезда».

«Про то, что мир постиг уже,
Мы забываем, то и дело.
Добра источник – он в Душе,
Источник Зла – в несчастном теле.

Идет борьба его с Душой
И переходит в век из века,
И бесконечно длится бой,
Но, только в сердце человека.

А что в итоге победит –
-В поступках наших отразится
И в репутациях: бандит,
Святой, герой, подлец, лисица…

И промежуточных имён,
По совокупности деяний,
Широкий есть диапазон,
И редкость – каждый случай крайний.

Но не ошибка – эгоизм
(Своё Создатель дело знает).
Он – эффективный механизм,
Что жизнь и тело сохраняет.

Мы информации поток
От наших нервов получаем,
И тела каждый уголок
Ежесекундно ощущаем.

И каждый чувствует себя
И знает больше, чем другого.
И тело бедное любя,
Обслужит лучше. И намного.

Иначе, не было б давно
Людского рода и в помине.
Но, вряд ли, Богом суждено
Такой способствовать картине.

Ведь наше тело – инструмент.
Он Богом создан, Богу нужен,
Чтобы в рождения момент
В нем разместить Живую Душу.

Чтоб школу жизни проходя,
Она чему-то обучалась.
Её итоги подведя,
С дипломом красным оказалась.

Сумев проделать жизни путь,
Не навредив напрасно телу,
Его инстинкты повернуть,
Увидев Совести пределы.

И после смерти чтобы быть
Она могла частицей Бога,
И чем-нибудь обогатить
Вселенский Разум, хоть немного».

«В системе Вашей не один
Пробел заметен. Для начала:
Идея мифа – «Бог един»
Для Вас как будто догмой стала.

Нет доказательств никаких,
Что там «первично», что «вторично».
Это во-первых. Во-вторых:
Допустим, правы Вы. Отлично.

Но для чего же «Бог» иль «Дух»,
Иль, как у Вас, «Вселенский Разум»
Так возжелал субстанций двух –
«Души» и «Тела» в мире сразу?

Да и Материя вообще –
Она то что? Для Бога тело?
Простите, но для Вас уже
"Полёту мысли" нет предела!

И наконец. Пусть Бог создал
Жизнь, человека, мирозданье.
Но он и заповеди дал,
А где их смысл и основанье?»

«Что Разум создал все вокруг –
-Идея эта фактом стала.
Его постигли мы не вдруг:
Сеть предрассудков нам мешала.

Не нужно всякой ерунды,
О «чудесах» упоминанья,
Ведь уникальные следы
Он оставляет в мирозданье.

Причинно-следственная связь
Без категорий «средства-цели»,
Всё объяснять должна для нас,
Коль Бога нет на самом деле.

Но достижения наук
(Биолог, физик это знает)
Открыли многое вокруг,
Что явно цель предполагает.

Вот гениальность ДНК,
Где жизни полная программа,
Вот эволюции века,
Конструкций дивных панорама.

Когда б инертность не была
Ещё и тяготенья силой,
Существовать бы не могла
Вселенной стройная картина.

За школьной партой букву «m»
Мы сокращали в уравненьях,
И невдомёк нам было всем,
Что в этом тоже след творенья.

Вопрос «зачем?» трудней намного,
Его нам некому задать.
Но, так как мы – частицы Бога,
Пытаться можем угадать.

Есть свойство Разума, наверно,
Как некий творческий порыв,
И как стремленье к усложненью,
Что и дало когда-то «Взрыв».

Для Божьей мысли воплощенья,
Чтобы фиксировать итог
Развитья вечного, движенья,
Создать материю Он мог.

И для решенья той задачи,
Дополнив духа динамизм,
Он ей другое предназначил:
Инертность и консерватизм.

И дуализм волны-частицы
Нам представление дает,
Каким примерно механизмом
Он мир предметный создает.

Шкала частот и колебаний
Висит над школьною доской
И путь материи созданья
Напоминает нам собой.

Но, развивая мир, себя,
Наверно, Бог не забывает.
Процесс творения любя,
Свою структуру дополняет.

И наши Души, может быть,
Такой структуры элементы,
И Высший Разум укрепить
Должны собою после смерти.

Коль жизнь Душою пройдена
Под знаком веры в Божье Слово,
То в мире Разума она
К работе творческой готова.

Инстинкты тела нам даны
Для организма сохраненья.
Ведь нет инстинктов доброты,
К высотам творчества стремленья.

Все это – функции Души,
«Вовне» направленности свойства.
Основа здесь для «не греши»,
Для альтруизма и геройства.

Уменье выйти за предел
Своих потребностей пространства
И при соперничестве тел
Не забывать идею братства,

Способность, воля и уменье
За горизонтом жизни дней
Увидеть цель и предпочтенье
Отдать пред всеми только ей,

И ради тех времен грядущих
Суметь, сдержавшись, не попасть
Под целей ближних и текущих
Всеподчиняющую власть,

Способность эта выражает
Процесса творческого суть,
Душе дорогу открывает
К работе Разума примкнуть.

И здесь, по-моему, основа
Рациональная видна,
Зачем дано и Божье Слово,
Зачем его мораль дана.

Когда же заповедей суть
Душа исполнить не сумела,
Пройдя нелегкий жизни путь
На поводу инстинктов тела,

Тогда проиграна борьба,
И, как бы не было обидно,
Её дальнейшая судьба
Должна сложиться незавидно».

«Признаться должен - трудно очень
Об этом спорить мне сейчас.
Мировоззренческая пропасть
Тут разделяет, явно, нас.

Её не перепрыгнуть в споре,
Здесь не поможет диалог.
И потому, не в нашей воле
Какой-то подвести итог».

«Профессор» лишь одним ответил:
Он руку юноше пожал
И, сделав паузу, заметил,
Что поздний час и он устал.
 
Нам пожелал спокойной ночи
Улегся набок, захрапел.
Но, почему-то, видеть точку
Я в диалоге не хотел.

И думал, что возобновленья
Беседы утром надо ждать,
Имел горячее стремленье
Участье в диспуте принять...

Но пробудившись поздно ночью
Я мигом позабыл о сне,
И всё увиденное прочно
Тогда запало в память мне.

Шум... Дверь открылась... "Поднимайтесь,
Вы арестованы, Купцов!..
...Конечно, ордер... одевайтесь,
Вам «экипаж» давно готов.

Теперь на выход. Ну, прощайте,
Не обессудьте, господа.
Газеты завтра почитайте.
...Создатель «пирамиды», да...»

Закрылась дверь, и со Студентом
В купе остались мы вдвоем
И возбужденно, откровенно
С ним новый «диалог» ведем.

Студенту было «все понятно...»
И «следовало ожидать...»,
Я что-то отвечал невнятно,
Пытаясь мысленно связать

Того «Профессора» с Купцовым,
Идеи, взгляды и дела,
Добра реального основы,
Природу Совести и Зла...