Уже не колхоз, но ещё не столица

Вера Степанова
"ЭХ, КУЛЬТУРА, МАТЬ ЕЁ..."
Первые впечатления о культурном уровне в Рязани складывались от общения с местным населением в троллейбусах, маршрутках, магазинах. И были примерно такие: «Люськ, а Люськ – эх, деревня…- понаехали!» А «понаехать» действительно есть откуда. Всё-таки областной центр. Вокруг множество деревушек, сёл, посёлков и прочих «сельхоз. угодий».  Несколько поколений  деревенских парней и девчат, чьи амбиции закончились вместе с мечтами о московской жизни, осели   именно здесь. Именно они привнесли в местную речь колоритный  говор с протяжными гласными и неповторимым звуком  - что то среднее между «г» и «х», не имеющее места в русском языке, зато в избытке наличествующее в украинской мове.  Иногда смотришь, вроде и человек симпатичный и образованный, говорит по делу, но непременно «гэ-кая»  и растягивая гласные. Поговорить в Рязани вообще-то народ очень любит. Конечно не на все темы – если начать приставать к людям с темами «на тему» то посмотрят как на умалишенного. А вот если спросить как куда пройти-проехать, то расскажут обязательно в подробностях и рады будут, чуть ли не сопроводить к месту назначения.

ПРО РАБОТУ.
Вследствие близости к столице, многие компании стремятся  к европейскому стилю. Внешне всё выглядит респектабельно и солидно. Вымуштрованные костюмчики, улыбка как часть униформы,  деловое общение по телефону, в речи - наличие английских жаргонизмов.  При проведении собеседования не обязательно выкладывать весь набор ваших дипломов и прочих документов, нужно лишь резюме, даже если вы родственник «Иван Иваныча». На этом  показушное стремление к демократии заканчивается. В закулисье начинается всё тот же до боли знакомый принцип барско-холопских отношений во всей своей красе и многообразии. Плохое настроение начальства и хамское отношение к подчинённым – нормальное дело. Зарплата, как правило, серая. Официально все получают не более 5-6 тысяч рублей. Отпуск не даётся в полном объёме, и оплачивается так же интересно: две недели белой зарплатой, а две недели гуляешь за свой счёт. КЗОТ не в чести, и никому нет дела ни до тебя, ни до твоих прав. Но относится это не ко всем, а к средне-нижнему звену с серой зарплатой. А если она белая, то соответственно и такая же «пушистая» с нормальными отпускными. Холопский менталитет проявляется у рабочих и служащих непременным тихим бунтом: работать народ не любит. Напрягаться на службе – дурной тон. От безделья, конечно, страдают, но тихо - про себя. Ибо даже ленивые офисные мухи соблюдают нехитрые правила успешного офисного рабства. Правило номер один: никакой лишней инициативы – любые телодвижения в эту сторону вредны для здоровья. 
Я по старой привычке вкалывать, переделав всю работу практически на пару месяцев вперёд, промаявшись, некоторое время, от нехватки занятий и избытка энергии, рискнула и, честно посмотрев начальнику в глаза, выложила, что мне и впрямь нечего делать. В ответ мой шеф скривил такую кислую физиономию, отеческим голосом Паниковского изрек: «Сидите, Вера, сидите…» и вышел из кабинета, чтобы я снова не вздумала домогаться до  него по столь ничтожному поводу.  Поэтому правило выживания номер два: в любых обстоятельствах, даже когда заняться СОВСЕМ НЕЧЕМ развивать видимость деятельности, но не слишком бурной, с лёгким налётом озабоченности и безрадостного влачения бытия. Примерно как секретарша в фильме «Служебный роман». Но так как ничего не делать получается иногда с большим трудом, то «офисный планктон» развлекается тем, что не вылезает с различных сайтов, а откопав  что-нибудь интересненькое,  рассылает спам всем приятелям и друзьям-товарищам. Благо, что подключение и неограниченный доступ к интернету есть практически у любой компании. Единственно, что могут сделать сетевые админы – это зарубить некоторые сайты вроде «одноклассников» или «порно».
 
ОТНОШЕНИЕ К МОСКВИЧАМ.
Уровень жизни в Рязани ниже столичного. Поэтому москвичей с их зарплатами воспринимают неискренне, а точнее – просто не любят. Однажды я наблюдала картину, как в регистратуре местной поликлиники девушку с московским полюсом буквально довели до слёз неадекватным обращением. И вообще болеть здесь противопоказано. Чтобы раз и навсегда отбить охоту ходить по врачам, нужно пройти девять кругов ада. Делается это сугубо в воспитательных целях, чтобы доказать: бесплатная медицина - для наивных. Результат мучений – испорченные нервы и «доброе» напутствие в виде серо- коричневого листочка с диагнозом.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, Я С РЯ-Я-ЗА-А-НИ.
И всё–таки, несмотря на близость к столице, Рязань считается провинцией. И хотя москвичи презрительно тянут: «А-а, с Ря-яза-а-а-ани!», намеренно выделяя букву «я», местным жителям присущ  некоторый снобизм – у нас, мол, Москва рядом!..