Валерия Германика просто молодец

Александр Анайкин
(Впечатления после ночного просмотра фильма).

Казалось бы, фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» высвечивает лишь эпизод из жизни трёх подружек девятиклассниц, которые учатся в обычной, непривилегированной школе, где социальный состав учащихся крайне разнообразен. Даже на примере этих трёх девчонок видно, что они из разных семей, разных не только по материальному достатку, но и по психологической атмосфере, царящей в семье. Главная героиня явно обделена должным вниманием со стороны родителей. Родители её зачастую просто избивают, у неё нет эмоциональной близости с ними. Сам фильм начинается с показа похорон умершего кота девочки. Но девчонки при этом смеются, болтают на совершенно отвлечённые темы. Сама хозяйка кота даже не пояснила, отчего и как умерло её животное. Одно это уже говорит о недостаточной эмоциональной зрелости. Но ведь у этой девочки в семье в это время поминки по усопшему человеку, вероятно бабушки этой девочки. Однако подруги совершенно не вспоминают ни умершую бабушку, ни то, как её смерть переносят сами родители  девочки. Да и девчонка вместе с котом кладёт в ямку живых рыбок. Никому из подруг и в голову не приходит, что это тоже живые существа, их тоже должно пожалеть. Девчонка прекрасно знает, что рыбки являются любимицами отца. Но, тем не менее, она хоронит их заживо. Её не беспокоит то, что отец будет переживать из-за своих рыбок. Единственно, что девчонку волнует, так это как избежать наказания за содеянное. Впрочем, даже и к этому она относиться легкомысленно. Девчонка так привыкла к наказаниям, что уже у неё выработался несколько легкомысленный взгляд на все эти экзекуции. Кстати, сам факт похорон кота в неглубокой ямке во дворе указывает на несовершенство нашего общества. Мы сейчас выспренне заявляем, что пришли к капитализму. Однако из фильма видно, что в обществе не нашлось предпринимателя, который бы организовал кладбище для животных. А ведь в развитых странах это такой же бизнес, который приносит прибыль. К тому же, это воспитывает в обществе любовь, сострадание. Очеловечивает даже смерть животного. На фоне отсутствия таких кладбищ для животных мы выглядим как бы варварами, которым, по сути, безразлична судьба их любимцев. В лучшем случае, мы сами хороним их на задворках вопреки нормам санитарии. Но вернёмся к нашей главной героине, которая приходит домой, снимает с зеркала занавеску и начинает разглядывать свой животик, вероятно, планируя сделать на пупке пирсинг. За таким, неподобающим моменту занятием, девчонку застаёт отец и, не сдержавшись, полный справедливого, в общем-то, негодования, ведь это у него, вероятно, умерла мать или отец, избивает дочь. Родитель не понимает, что эмоциональная тупость не лечиться побоями. А ведь девчонка вовсе не глупа. Она мастерски отвлекает учительницу, чтобы во время уроков передать своей подруге, находящейся у доски, шпаргалку. Сама она за свою находчивость в помощи подруге получает по предмету двойку. В результате вся эта, в общем-то, шалость оборачивается тем, что из-за неё отменяют дискотеку в школе. На девочку обрушивается гнев других старшеклассниц, которые в данной ситуации действуют как женщины в женских колониях. Поведение, манеры чисто уголовные. Но это не вина Валерии Германики, она показывает срез нашей жизни. Это, конечно, не эпос, картина, скорее, небольшой рассказ об инциденте в школе. Но показан этот частный случай подростковой жизни мастерски, талантливо. Кстати, в этом болезненном отношении подростков к отмене дискотеки можно видеть ещё одну нашу ахиллесову пяту. К сожалению у нас слишком много таких пят, так много, что мы походили бы на чудовище-многоножку, страшнее многорукого Шивы. Впрочен, он не страшен. Но продолжим далее. Итек, мы остановились на том, что подросткам по вечерам некуда пойти. То есть обычные танцульки со светомузыкой являются для нашей молодёжи большим жизненным событием. Это указывает на то, что наши, так называемые предприниматели, даже не могут наладить дело так, чтобы такое явление было заурядным, доступным. У нас же молодёжь как околачивалась по подъездам и подворотням до хвалённой перестройки, так и околачивается. В то время, как даже не в очень развитых в экономическом отношении странах бильярд, боулинг, просто танцы под светомузыку вполне обыденное явление, доступное всем. У нас же танцы устраиваются в школе, как величайшее событие. И после этого мы бьём себя в грудь, утверждая, что у нас предпринимательство поставлено на широкую ногу. Да так ли это? Этот фильм Валерии полезен хотя бы тем, что показывает полную  безысходность молодёжи, у которой очень слабые возможности заниматься делом по душе: спорт, творчество, техника. Да и сам педагогический процесс поставлен в школах весьма слабо. Детям, по старой советской традиции грубо вколачивают в мозги, как, в каком направлении они должны думать. Исходя из этого, ставят и отметки. В общем, фильм в живой, художественной форме показывает массу слабостей нашей системы, нашего государства в конце концов. И поэтому фильм просто превосходен. А то, что его охаивают, в тупых традициях безграмотных советских цензоров тридцатых годов, ничуть не умаляет достоинств картины. И очень жаль, что наиболее интересные фильмы у нас транслируются глубокой ночью. Хотя я вполне выдержал ночное бдение и даже с немалым интересом послушал высказывания о фильме, которые в подавляющем большинстве были на весьма низком интеллектуальном уровне. Наиболее умными и значимыми в обсуждении были высказывания Ивана Дыховичного, Гарика Сукачёва, композитора Гладкова, певца Палиашвили, психиатра Олега Зыкова. А всему коллективу создателей фильма просто хочется сказать большое спасибо, не смотря на те плевки, которые им пришлось вынести. Все создатели просто молодцы. И автор Юрий Клавдиев, и сценарист Родионов, и костюмер Александр Петлюра. Конечно же, самых добрых слов заслуживает прекрасная игра актёров. Все были на высоте. Я рад, что смог увидеть без масок, такими какие они есть и Полину Филоненко, и Ольгу Шувалову, и Агнию Кузнецову. Надеюсь, что Игорь Толстунов вместе с Валерией Германик ещё не раз будут радовать зрителей.