От Симона до Петра

Дмитрий Кульпин
      В предыдущем номере, в статье «Что делать»,  на вопрос, как изменить свою жизнь, мы ответили: «Надо изменить нравственный образ своих мыслей». Однако, легко сказать: «Преображайтесь обновлением ума вашего», другое дело, как практически это осуществить?

      Начнём с одной старой индейской притчи. Как-то мальчик спросил старого, мудрого вождя: «Что такое душа?»  Вождь ответил: «Это два волка, которые постоянно борются. Белый волк олицетворяет все твои светлые, добрые, чистые качества и устремления, а чёрный – пороки и страсти». Тогда мальчик спросил: «И какой же волк в итоге побеждает?» Вождь улыбнулся и сказал: «Тот, которого ты кормишь». В самом деле, ещё древние философы говорили: «Человек есть то, что он ест». Это, как в буквальном, так и в духовном смысле. Какой пищей мы питаем своё тело, таким оно и будет, здоровым, или больным. Так и у души есть своя пища, это слова, образы, впечатления, все-то, что входит в нас. Какими жизненными ценностями мы питаемся, то и формирует нашего внутреннего человека. Любая информация, есть семя, бросаемое в наше сердце, затем оно прорастает и даёт плоды.  Верно слово, что посеет человек, то и пожнёт. Нам может показаться, что мы только посмотрели дурной фильм и забыли, но такого не бывает. В тайных галереях нашего подсознания остаётся картинка, которая рано или поздно всплывает. Мысль требует воплощения, а сатана требует плату. Человек с искажёнными жизненными ценностями, порабощён греху. Мы люди обусловленные, культурой, обществом, традицией, которые сформировали то, что мы называем моё «я». Обстоятельства, события, мнения, определяют наш жизненный сценарий, по которому мы живём. Где же выход из рабства греха? Как законы психологии, так и законы христианской аскетики говорят следующее: «На что ты смотришь, то и входит в тебя». И если в один прекрасный день мы осознали, что питали себя не тем, чем стоило питать, то попробуйте сменить меню. Перенаправьте свой взор на положительные образы. В евангелии мы находим потрясающий пример подобной метаморфозы. "Иисус же взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит "камень"(Пётр)" (Иоанн 1,42)

     Это была первая встреча Симона с Иисусом. И первое, что сделал Господь? Он взглянул на него. Кажется, здесь нет ничего особенного, мы все при встрече глядим друг на друга. Однако греческое слово, применённое здесь, означает не просто,  взглянул, а вгляделся. Это внимательный, сосредоточенный взгляд, который видит не только внешнее, лежащее на поверхности, но читает в человеческом сердце. В данном случае он видит не просто человека, брата Андрея, Он видит Симона (Шимона). Может это для нас сегодня имя ничего не значит, мы подчас даже не знаем значение своего имени, но для иудея это было не так, имя говорило о многом. Оно выражало саму суть человека. Имя выбиралось не по красоте звучания, а было характеристикой человека. Вспомните Адама дающего имена, соответственные для каждой твари. Имена библейских героев: - Авраам (отец множества), Бенони (сын скорби), Вениамин (сын счастья), иногда имя предвещало судьбу: - Гедеон (срубающий), Гомора (потопление), Дина (суд), Ханаан(подвластный). Значение имени, было ключом, для понимания многих событий. Часто Сам Бог давал имена. Изменение имени, означало изменение отношений с Богом. Когда язычник принимал иудаизм, становился "прозелитом", после обрезания и крещения в воде ему давали новое имя, это называлось новым рождением. Согласно книге Откровения 2гл.17ст, Господь говорит к Пергамской церкви, что побеждающему даст: "белый камень и на камне написано новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает". Бог видит не только то, что есть, но и то, что может быть в перспективе.

     В выше прочитанном тексте Иисус смотрит на Симона, как на рабочий материал. Возможно, так глядел Микеланджело, на глыбу мрамора, желая освободить из него ангела. Он смотрит на Симона (от евр. Шема - слышать, услышанный), а видит Кифу (камень, скалу). Новое имя, это полная противоположность того, кем Пётр был в реальности. Он имел, вспыльчивый, необузданный характер. Он легко изменял свои убеждения, клялся в верности, а потом отрекался. В одном случае он бросился в бой с неравной силой, а в другом у костра испугаться женщины. Вот этого человека Иисус увидел твердым и непоколебимым, как камень. Каким же образом приобретаются, эти новые качества? Может ли человек измениться?  Как мы выяснили, да? При условии, что это будет новый человек. Человек с новым жизненным сценарием. Однако этого нельзя добиться, связав своеволие страстей, рамками закона. Смысл спасения, восстановление в себе образа и подобия Бога. А это было бы невозможно, если б перед нами не стоял живой образ Христа. И здесь может помочь сила воображения. Воображение сродни подсознанию, оно как подземный ключ, питающий эту сферу нашей души. Плоть подчиняется воображению. Закон нельзя вообразить или полюбить, в лучшем случае его можно уважать. Любить можно только конкретный образ, а если идею, идеал, то лишь воплощённый в живом лице. Так святость, чистота,  воплощённые в Сыне Божьем, способны покорять сердца, пленять души. Так в Его Рождестве, чувствуем своё рождение в духе, в Его смерти умираем для греха. Павел пишет: «Доколе не изобразится в вас Христос» (Гал.4;19), а в славянском переводе слово – «вообразится», в греческом – «марфоте». Вселяясь в наши сердца, Его образ вытесняет весь суррогат наших фантазий, направляя помышления к горнему.
    
     Вообразить – значит воплотить в себе какой либо образ, и вместе с тем воплощать себя и свой образ в мире. Только тогда сможем сказать, вместе с ап. Павлом: «Не я живу, но живёт во мне Христос».  Русский философ И. Ильин в таких словах выражал эту метаморфозу: «Только образ, излучающий сияние святости, вызывающий мистический трепет, только Он проникает в предельные глубины сердца, только он преображает с предельной силой. И это образ Божий, ибо никакой другой не обладает этим свойством; образ Божий – хотя бы сияющий из глубин смертного человека. Мы не знаем другого, более полного преображения чем-то, которое выражено словами: «Не я живу, но живёт во мне Христос» И оно произошло не в силу учения, не в силу повеления заповеди, а в силу потрясающего явления Христа на пути в Дамаск. Образ живого Христа вообразился и воплотился в сознании Павла и подсознании».
    
      Устраивает ли вас то, что вы есть? Или вы хотели бы, что-то изменить? Приобретение нового образа мыслей, это процесс. Иисус переименовал Симона, ещё при первой встрече, однако у других евангелистов мы встречаем эту сцену, совсем в других обстоятельствах. Матфей, например, говорит, что это случилось, когда Симон признал в Иисусе - Сына Божия. Я думаю, что Иисус неоднократно напоминал это Симону, чтобы образ скалы, камня, глубоко запечатлелся в его сознании и подсознании. Вся жизнь его теперь превратилась, в непрерывный рост от Симона, до Петра. Будучи рыбаком, Пётр осознавал силу скалы, её твёрдость, стойкость. Волны набегая на скалу, только разбиваются об неё, шлифуя поверхность. Этот новый образ, должен был вживаться в сердце, преображая его. Здесь необходимы личные усилия и воля человека. Один юноша ежедневно мучил мудреца вопросом: «Как достичь мудрости?» Тогда мудрецу пришлось отвести юношу к реке и окунуть в воду, невзирая на его отчаянное сопротивление. Наконец, позволив юноше освободиться и отдышаться, мудрец спросил его:
- Сын мой, чего ты желал больше всего там, под водой?
- Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!
- А не предпочёл ли бы ты вместо этого богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой?
- Нет, Господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе!
- Запомни же, сын мой, если ты будешь стремиться к мудрости с такой же страстью, ты обязательно достигнешь её!

      Если кто хочет испытать, силу мыли, попробуйте. Возьмите, к примеру, такую добродетель, как терпение и начните думать о ней. Читать, размышлять, анализировать, представлять ситуации, где вы применяете её. Постепенно это качество, станет неотъемлемой частью вашего характера. Я не удивлю ни кого, если скажу, что Иисус глядит сегодня на нас тем же проницательным взором, что глядел на Симона. Если вас мучает тщеславие, пусть вашим имя будет смирение.  Если привыкли к лицемерию, пусть имя ваше будет честность. И если будете искренни, то однажды соприкоснётесь с тайной преображения души.