Смена проходчика

Владимир Горев
         Перед началом работы собраемся всей сменой в небольшой комнатке,именуемой нарядной.Примерно за час до спуска,как при регистрации в самолёт.Командует участковой сменой горный мастер,по старому - штейгер.Он уже узнал обстановку в забое и заполняет путёвку на буровзрывные работы. Поднимает голову-«Все тут?Григория не будет, звонил,повёз жену рожать».В ответ гогот,здоров парень,это у них уже третий.
                Дальше уже команды:»Володя,на склад ВВ,за взрывчаткой.Вы,вдвоём,сразу в забой,начинайте пока  бурить.После отпала(взрыва),как отгрузите,подойду,помогу крепить.Та смена конвейер наростила,вам хватит.Да,звонил начальник –пыль на ленточном конвейере на приводе обмыть,есть предписание  от службы вентиляции.»
        Всё ясно,наряд на проходку двух метров взрывом, отгрузку отбитого угля,крепление двух металлических рам.В забое всё есть,доставлять ничего не надо.Расписались за инструктаж, пошли.Парни курящие,зашли по дороге  покурить:наперёд,на все шесть часов подземной работы.
     Я не курю,поэтому пошел на участок взрывных работ,отнёс путёвку и узнал,что взрывать у нас в забое будет один из старейших мастеров-взрывников нашей шахты,известный горняк - Рогов.Моя задача – забрать на складе взрывчатку (12 кг)и поднести её в наш забой.Детонаторы и пр.взрывник понесёт сам.
        Он должен сегодня «отпалить»три забоя, наш –где-то в середине смены. Договариваемся:я его подожду на складе, получу(под его ответственность)взрывчатку и отнесу её в забой,где буду её охранять,без отрыва от работы.Он подойдёт позже.Ну,что ж,пошли переодеваться на первый этаж.
       Особенность переодевания на работу в шахту,то,что из «чистой»раздевалки,входишь в»грязную»как в рай(или в ад?),в чем мать родила.По дороге проходишь «кварцевую», где хочешь-нехочешь облучишься ультрафиолетом в компенсацию за недополученный под землёй солнечный свет.Если на шахте порядок,то бельё и спецовка будут регулярно стираться и ремонтироваться,надо её только сдать дежурному по раздевалке.
         В силу специфики помещения: сплошные голые мужики,дежурными здесь работают не женщины,а немолодые или травмированные когда-то шахтёры.Если не будешь следить за чистотой и исправностью спецодежды, могут даже оштрафовать,за это отвечают заместители начальников участков.
        Что бы следить за этим,они даже переодеваются не в раздевалках и душевых надзора,а как горные мастера,вместе с «рабочим классом». Это не произвол,это требование техники безопасности,грязная одежда,это кожные болезни, рваная – потенциальная опасность зацепиться за что- нибудь очередной дырой,а это может быть и смертельным.
       Не знаю,как теперь,при моей молодости это было серьёзно.Шахта,вообще,вещь серьёзная,но любит людей сильных,смелых,иногда и бесшабашных.Однако,наш забой самый далёкий от ствола,надо мне шевелится…
       Сдал номерок,спустился.По намерено извилистой выработке – ходку на подземный склад ВВ пришел,сел на скамейку,жду.Эта выработка извилистая для того,чтобы при,не дай  Бог,взрыве на этом складе,взрыв не пошёл дальше этих поворотов...
          Закинул за плечи сумку с взрывчаткой(12кг), собрался идти,тут взрывник Рогов окликает меня, подожди, мол, вместе пойдём:на западном откаточном от взрыва в последний момент отказались.Отлично,вдвоем веселее.Есть ещё и корысть:он - живая история шахты,можно услышать что-то из его непростой судьбы,а долгое хождение по тёмным выработкам располагает к разговорам.
     Прошли освещенные околоствольные выработки,прошли главный откаточный квершлаг.Начались тёмные участковые выработки.Я иду сзади,Михаил Алексеич спереди.Он бывший актёр,ленинградец, из коренных петербуржцев,кажется по происхождению из дворян,сразу после снятия блокады за что-то посадили.На шахте с момента первой вынутой лопаты.
         Как-то,случайно,увидел у него книгу»Архитектура поздней готики»,разговорились,тут я кое-что о нём и узнал. Дочка (красавица!)училась на 6 классов старше меня,но я с первых классов смотрел на неё разинув рот(да и не только я). Тогда я узнал,что жена его погибла,а дочка приехала в наш северный город к отцу,потому,что он не мог отсюда выехать.
           Даже после «отсидки»политических не выпускали, оставляли на поселение. Странно:убийцы,бандиты,блатные, всякая нечисть,могли  уехать,а эти нет…МЫСЛИ боялись пуше всего.Так теперь тут и живёт,вечерами ведёт театральный кружок в Доме Культуры,как-то меня звал,но я хотел быть художником,точнее скульптором.Вот с декорациями могу ему помочь.
        Ну,вот и дошли до забоя,жалко,так и не разговорились »по душам».На устье забоя нестерпимо воют вентиляторы, они с шумом заталкивают воздух в толстую матерчатую кишку вентилирующего трубопровода.Он идёт до забоя(отставание  не более трёх метров-шахта газовая!), омывает забой и обеспечивает его свежим воздухом.
       Воздух свистит вырываясь кое-где из прорех вентрубы. Взрывник остаётся здесь и я оставляю ему на сохранение взрывчатку.Распрямляю плечи, наконец-то нет за плечами сумки,можно вздохнуть с облегчением.Иду в забой вдоль рельсового пути,конвейера и венттрубы.
       Парни уже обурили контур и бурят»вруб». Наша задача пробурить-просверлить в пласте угля своего рода скважины (шпуры, по немецки,в горном деле много немецких терминов)на длину 2,2 метра,превратив его в подобие дуршлага.
             Взрывник затолкнёт в эти шпуры специальный  динамит,который взрывается почти без пламени(для таких шахт,как наша придуманый),взрыв разрушит угольный массив.Нам останется отгрузить взорванную массу и закрепить открытый вновь кусок выработки,установив две рамы.Это будет тяжело втроем,рама в сборе весит 210кг. Хорошо,если подойдёт,как обещал,мастер.
            Разминаю руки ,надеваю рукавицы и берусь за ручки»барана»-так шахтёры называют СЭР(сверло электрическое ручное).Весит этот представитель животного мира около пяти килограмм и неплохо бурит по углю,как ручная электродрель дерево.Но вибрация за смену вытряхивает все мышцы и кости.С непривычки ночами болят руки,уснуть невозможно, потом привыкаешь.Взялись, нажали, пробурили метра полтора,дальше не хочет лезть.
        Ясно, затупилась режущая коронка на конце витой штанги-сверла.Вытаскиваю штангу из шпура меняю коронку на заточенную,острую.Подходит взрывник,осматривает наши шпуры,проверяет глубину и направление деревянным длинным  забойником.»Добуривайте этот шпур,а тут туфта, пробурите новый,как надо».Молча перебуриваем.Со взрывником спорить - себе дороже.
          Готово,отходим от забоя,прячем от взрыва инструмент и всё мелкое и слабое.Отгоняем подальше погрузочную машину(она похожа на снегоуборочную,тоже с"лапам",но в пять раз ниже,в десять раз мощнее и на гусеницах).Пока взрывник заряжает забой, аккуратно заталкивая заряды-колбаски,у нас есть свободное время. А он должен разложить по шпурам все мои 12кг, снабдить каждый из них капсюлями-детонаторами и соединить во взрывную цепь,и всё без единой ошибки!
         Как говорят шахтёры:присядем,тормознём.Дело в том,что почти каждый берёт с собой небольшой сверточек с бутербродами или другим съестным.Он называется тормозок: им можно »тормознуть»голод,ведь шахтёрский труд физически очень тяжёл,а работают в шахте без перекуров и перерывов.
       Это,пожалуй самый весёлый момент смены,ещё не очень устали,работа идёт хорошо,можно,глянув,что жена завернула приятелю»затравить»,как говорят на флоте, визуально, гастрономически, оценив её привязанность к мужу.»Ну,мне моя такие не каждый раз заворачивает,ты видать,как мужик здоров(это в переводе на печатно-литературный)».Или наоборот:«Да, парень,петух из тебя никакой,потому и жена не жалует(в том же переводе)».
         Запиваем чаем или кофе из армейских фляжек:всё это шахтёру полагается за счет предприятия.Подходит взрывник Михаил Алексеевич:»Кончай ночевать,отходи».Это команда, собираем недоеденное и отходим к вентиляторам,на свежую струю.Вдруг:»А ты кабель закрыл?».
        Смотрим друг на друга.Безмолвная сцена прерывается взрывником:»Да,маму вашу(далее восемнадцать шахтёрских слов пропускаю), счастье ваше,что еще не подключил взрывмашинку.Бегом в забой,Бога Душу,Три Креста(ешё четыре непереводимых слова),закрывайте ваше,такое-то, барахло…»Виновато возвращаемся…
        От взрывника многое зависит.Существуют конечно и расчеты и проекты,но ничто не заменяет чутья, приобретённого опытом.Хороший взрывник  так умело распределяет взрывчатку по массиву,что весь уголь превращается в равномерно измельчённые куски, удобные для конвейера,но и не слишком мелкие,не дающие много пыли при погрузке.
         Проходчики заинтересованы в хороших отношениях с взрывником,хороших лелеят и балуют,случайных не уважают,считают бездельниками.
      Товсь,палим.Взрыв сначала приходит по окружающей породе,сотрясением,затем звуком по воздуху.Пока забой проветривается,обмываем из шланга,пересып конвейера от пыли,она тоже в нашей шахте взрывоопасная.Минуты через три,не дожидаясь полного проветривания возвращаемся в забой.
       Первым,по традиции,идёт взрывник:его задача определить,все ли заряды сработали,нет ли»отказов».Еще не осевшую пыль лучами прожекторов пробивают наши фонари,во время работы они на касках:и светло и руки свободны.Не доходя до забоя,из-под крепи,длинной«пикой» отбиваю,от открывшейся свежей кровли,заколотый взрывом, но не упавший,кусок.Понемногу остукиваем всю кровлю.
     Взрывник,по груде взорванной породы подбирается,как может,вплотную к забою, освещает его своим «прожектором». Порядок,отказов,вроде,нет,оторвало хорошо,метра два, взрывник прощается и уходит.Проходка есть!Ура!Включаем фару погрузочной машины,ещё раз осматриваем кровлю,когда будет греметь наша техника , можно проглядеть опасность:что-то может упасть.Падает, почему-то,всегда сверху…
      Звонок диспетчеру – включай линию.Начали выгрузку »отпала», это самое механизированное дело:гремят лапы, подзванивает скребковый конвейер,за 20 минут 57тн угля,как не бывало.Один –на машине,другой на поддержке питающего её кабеля(если случайно наедем,придётся отрезать повреждённый кусок и час,не меньше, перезаряжать).
      Третий(это я)с лопатой зачищает узкие места,куда не лезет машина,там немного,полтора-два кубометра.Ещё раз проедем туда-сюда,зачистим почву.Машину - к забою:с неё будем укладывать верхняки крепёжных арок:высота выработки 3.2м,снизу не достанешь.
        За нашей спиной возникает свет,это подходит горный мастер.Отлично,нас теперь четверо,всё легче.Подносим к забою металлические элементы арок – две стойки по 60 кг и верхняк - 90кг.Арка собирается на замках-хомутах.
          Мастер светом своего фонаря проверил (просветил,по шахтёрской терминологии) направление: штреком надо попасть в нужное место,а не куда придётся.По маркшейдерским отметкам выставили первую пару стоек.Верхняк…Эту железку надо,подняв на вытянутых руках положить на стойки,попав с специальные пазы.
      Первый раз,года два назад,так же с мужиками крепили. Чувствую,не могу удержать и всё. Напарник мне:не обращай внимание,что не можешь,держи и баста(это тоже в переводе с шахтёрского на печатный).Через неделю-другую втянулся, вроде ничего.Не сила нужна,а терпение,как,впрочем,и во всём в жизни…Поставили первую,но надо весь отход крепить: ещё две рамы,одну сверх наряда.Тут нас мастер обрадовал:у Григория –сын,он звонил:просил после смены не расходится. Значит на выезде будет стол.Мы ему,новенькому парню,ещё и имя придумаем.
15.01.2010.