Байконур. Глава 18

Леонид Николаевич Маслов
     Глава 18

     В конце августа комсорг части старший лейтенант по фамилии Гриппа вызвал меня к себе в кабинет  и сообщил:
     — В начале сентября в Киеве состоится IV Всесоюзный слёт участников похода по местам революционной, боевой и трудовой славы нашего народа. Я вас рекомендовал делегатом слёта. От полигона Байконур на слёт поедут всего три человека: старший лейтенант и двое солдат. Вы войдёте в казахстанскую делегацию. Так что готовьтесь — выезжать надо 31 августа.
     Не ожидал я такого подарка к концу службы! Посмотреть страну всегда было у меня большой мечтой. Дальше Казахстана я нигде не был. А тут такая возможность!
         
     С того давнего времени у меня сохранилась старенькая тетрадка в коричневой дерматиновой обложке, где я делал небольшие записи о поездке на слёт, и поскольку он произвёл на меня очень сильное впечатление, упомяну о нём подробнее в виде хроники.

     Сохранилась и фотография с нашими участниками слёта (слева направо): Леонид Маслов, Эдуард Гобуния, Виталий Энголи (редактор Алма-Атинской газеты «Ленинская смена») и Владимир Безмалый.

     Сразу хочу предупредить читателя, что эта глава несколько длинновата и в ней всё описано (дорога и пять киевских дней слёта) без особых притязаний на художественность. Изложено всё в форме репортажа. Но кто прочитает, поймёт, что на слёте было много интересных мероприятий и встреч с легендарными людьми.

     Итак... Сначала была дорога.

     31 августа 1968 года, 3.40 утра — я выехал из части в Ленинск на дежурном автобусе. Оделся в парадную форму и юфтевые сапоги, в которых ездил в отпуск. В автобусе со мной ехал лейтенант Гриппа, в Ленинске мы съездили к нему за фотоаппаратом «Зоркий-С».
     Рано утром в штабе гарнизона я познакомился со вторым участником поездки — комсомольцем Володей Безмалым. Узнал, что руководителем группы назначен лейтенант Эдуард Гобуния, который в Киев улетит самолётом, а мы поедем поездом.
     10.05 — мы уже в Тюра-Таме, откуда сразу выехали в направлении Киева — вагон плацкартный, ехать предстояло почти четверо суток. Погода хорошая. Кругом степи. К вечеру проехали Аральск. Издалека видел Аральское море.

     1 сентября, воскресенье. 9.15 — проехали станцию Эмба, это ещё Казахстан. Есть газеты и пара книг, в дороге читаем. Кушать берём на остановках. Ночью проехали Уральск.
     2 сентября, 8.00 — проехали Саратов — это уже Россия. Много возвышенностей, великолепен мост через Волгу. Движемся в южном направлении. Больших городов нет. Читаем. Володя родом из Куйбышева, говорит, что до его родины отсюда рукой подать.
     3 сентября, ночью проехали Поворино. Рано утром была станция со странным названием — Георгиу-Деж. Пытаемся с Володей рассуждать о слёте: имеем очень слабое  представление о том, что это такое и что там будем делать.

     Утром проехали Валуйки, что в Белгородской области, и вскоре пересекли границу Украины. В час дня прибыли в Харьков. На остановках можно купить любые овощи и фрукты. Всё дёшево.
     Понравилась Полтава: поезд шёл по возвышенности, а внизу, среди зелени, виднелся городок с белыми украинскими хатками. Похоже на земной рай.
     Недалеко от Миргорода на одной из остановок ко мне вдруг подошла пожилая женщина и бесплатно дала целое ведро больших красных яблок, пояснив это тем, что у неё где-то на Дальнем Востоке служит сын и, может, там его тоже кто-то угостит фруктами. Мы с Володей приятно удивились такой людской доброте.

     Поздно вечером поезд подошёл к Киеву. На вокзале находились представители  Центрального штаба слёта, которые встречали всех приезжающих делегатов и отправляли в лагерь на дежуривших легковых машинах.
     Палаточный городок, где мы должны были жить пять дней, находился в 34 километрах от Киева вдоль Обуховского шоссе. Там, среди столетних сосен, стояло около двухсот десятиместных палаток, в которых должны были разместиться более 1700 делегатов. Такого размаха мы с Володей не ожидали. (Чуть позже мы узнали, что в этом палаточном городке располагалась танковая часть, которую в связи с кризисной ситуацией совсем недавно перебросили в Чехословакию).

     День первый.

     Начинался рассвет нового дня — 4 сентября. В лагере почти никто не спал. В глаза бросалось яркое оформление городка: кругом плакаты, афиши, транспаранты.
     Нас разместили в большой  десятиместной палатке № 2. Всего в военную делегацию входило 90 человек со всего Союза.
     Поспать нам не удалось. С раннего утра мы зарегистрировались, нам вручили путёвки делегатов и программу слёта.

     После завтрака через громкоговорители всех пригласили на центральную площадь лагеря. С 10 часов утра здесь началось торжественное поднятие флагов прибывших на слёт делегаций союзных республик. В 12 часов подняла свой флаг делегация Казахстана, а всего их было поднято 15.
     За высокой трибуной я увидел огромное панно с эмблемой слёта. На нём изобразили красноармейский шлем, охваченный ветвями дуба и лавра. Девизом слёта служили слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».
     Командовал поднятием флагов секретарь ЦК ВЛКСМ  А. Ю. Чеснавичус. Он же с трибуны обратился к собравшимся.

     — Друзья! Сегодня в городе-герое Киеве откроется IV Всесоюзный слёт участников похода по местам революционной, боевой и трудовой славы нашего народа. Слёт — это большой праздник советской молодёжи, его дело — глубоко изучать и достойно наследовать революционные, боевые и трудовые традиции старших поколений. У этого патриотического движения есть своя история, свои традиции. Старт Всесоюзному походу был дан по инициативе ВЛКСМ весной 1965 года, в канун празднования 20-летия Великой Победы советского народа над фашизмом. С первого же дня Центральный штаб похода возглавил прославленный военноначальник, Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев. С той весны 65 года Всесоюзный поход не прекращается ни на один день, с каждым днём множатся его ряды! Товарищи делегаты! Сегодня после обеда состоится ваше знакомство с городом-героем Киевом, а вечером начнётся открытие слёта. Успешной работы вам, друзья!

     После обеда все делегации построились в колонны, мы с Володей заняли места в своей группе, а затем с песнями и высоко поднятыми флагами направились к ожидавшим нас 55 автобусам. Всё поражало своими масштабами.
     По Киеву нас возили около трёх часов. Этот город считался третьим по величине в Советском Союзе после Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга).
     Достопримечательностей в нём было много: Крещатик, Киево-Печёрская лавра, Дарница, Днепр и многое другое. После знакомства со столицей Украины мы приехали на площадь имени Ленинского комсомола, где началось открытие IV Всесоюзного слёта. Это было незабываемое зрелище.

    Киев. Площадь. Вечер. Плечом к плечу, в пурпуре знамён  колонна участников и гостей слёта направляется к заводу «Арсенал» им. В. И. Ленина. В свете прожекторов появляется заводская стена, испещрённая пулями и снарядами. Здесь к памятнику героев-арсенальцев возлагаются букеты красных гвоздик.
     Колонны продолжают движение. Мы подходим к памятнику Героя Великой Отечественной Войны генералу Н. Ф. Ватутину, который во время войны командовал Первым Украинским фронтом и умер от ран здесь в 1944 году. (Кстати, звание Героя Советского Союза ему было присвоено лишь через 10 лет — в 1954 году). Вновь к подножью падают красные букеты цветов.

     Под бурные рукоплескания молодых киевлян колонна участников слёта возвратилась на площадь. Неожиданно над площадью разнёсся сигнал:
     — Слушайте все! Слушайте все! С вами говорит история 50 лет, равных векам!
     Перед площадью на огромном экране, размещённом на здании филармонии, появляются кинокадры буденовских атак, штурма Перекопа, натиска Волочаевки, исторические кадры проспектов в тайге и бетона Днепрогэса, подземный подвиг шахтёра Алексея Стаханова и хлебные вёрсты знаменитой трактористки Паши Ангелиной.

     Прерываются кинокадры, на высокой трибуне появляются выступающие. Среди них знаменитые люди — прославленная снайпер, Герой Советского Союза Людмила Павлюченко (убившая 300 фашистов) и легендарный шахтёр Алексей Стаханов.
     У меня взволнованно билось сердце — передо мной на расстоянии нескольких десятков метров стояли люди-легенды, которых я нередко видел в документальных фильмах, о которых читал в газетах, о которых знала вся страна.
     А над площадью уже неслась мелодия песни «Широка страна моя родная». Вдруг загорелись десятки мощнейших прожекторов. В их свете на трибуне появились юноши и девушки в национальных костюмах всех братских республик. Делегаты к открытию слёта готовы!

      Слёт открыл секретарь ЦК ВЛКСМ А. Ю. Чеснавичус. (Мы его уже знали по городку). Зазвучал Гимн СССР. После гимна представители городов-героев — Москвы, Ленинграда и Бреста — поднялись на специальный бронетранспортёр и зажгли огонь слёта.
     Слово предоставлено Первому секретарю ЦК ВЛКСМ Е. М. Тяжельникову:
     — Товарищи делегаты и гости слёта! В канун 50-летия Ленинского комсомола молодёжь обращает своё первое слово к родной партии, к коммунистам страны Советов. От имени 23 миллионов комсомольцев, всех юношей и девушек Центральный Комитет комсомола заверяет Коммунистическую партию, народ, что молодое поколение всегда готово выполнить любой наказ Родины, готово к труду, борьбе, подвигу!

     После этого с приветственными словами к нам обратились дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза В. И. Чуйков и Герой Советского Союза лётчик-космонавт Г. С. Титов. Мы с Володей вообще потеряли дар речи — рядом такие известные люди!
     Опять вспыхивает экран, появляются слова: «Ленину — слава!», «Партии — слава!», «Советскому народу — слава!»
     — Слава! Слава! Слава! — тысячеголосо пронеслось по площади. Мы тоже кричим.
     Троекратно прогремел артиллерийский салют. Группа юношей и девушек пронесли перед трибуной флаг СССР и знамя ВЛКСМ. Впереди знаменосцев на бронетранспортёре в сопровождении почётного эскорта — огонь слёта.
     IV Всесоюзный слёт участников похода дорогами славы отцов был открыт!

     Площадь мы покидали, глубоко потрясённые величием и торжественностью открытия слёта. Около стоянки наших автобусов царило необычайное оживление. Кругом смех, шутки, обмен впечатлениями.
     Каких только песен мы не пели, пока ехали до палаточного городка! Запевалой в нашем автобусе был моряк-тихоокеанец Дима. Вдобавок к этому он оказался и незаурядным шутником. К концу дороги от песен и смеха у меня болело не только горло, но и живот.

     День второй.

     День выдался необычайно тёплым и солнечным — прямо бабье лето. Этот день проходил под девизом: «Революцией мобилизованный и призванный». Утром на парадной линейке лагеря выстроились спортсмены — участники военно-прикладной эстафеты.
     После состязаний объявили результат: победу одержала команда Белоруссии. Хорошие результаты были у спортсменов Российской Федерации и Украины.
     Одним из главных событий дня был митинг-концерт в Октябрьском Дворце культуры. Здесь своё мастерство показали заслуженные мастера искусств Украины.
     И последним пунктом программы второго дня была встреча участников слёта с ветеранами революции  и труда в Киевском государственном университете им. Т. Г. Шевченко.

     День третий.

     Все мы заранее знали о предстоящей военной игре «Операция Малый Днепр».
     В 5 часов утра сигнал боевой тревоги поднял весь лагерь на ноги. И едва первые лучи  солнца упали на вершины деревьев, как длинная вереница автобусов помчалась по Броварскому шоссе. Через три часа мы подъехали к Десне. Река была неширокая и очень красивая. Мы проехали какой-то скрипучий старый мост и оказались в районе учений.
     Руководил учениями командующий войсками Краснознамённого Киевского военного округа генерал-полковник В. Г. Куликов. Он сказал:
     — Мы хотим показать участникам слёта насколько сложен современный бой, сколько таит в себе неожиданных изменений обстановки и как важны в этих условиях чёткие слаженные  действия различных родов войск.

      Над полем у реки, где вот-вот должна начаться операция, висела тишина. Задача такова: стремительно развивая наступление, сходу форсировать реку и гнать противника.
     И вдруг — яркая вспышка. Мощный взрыв потрясает землю. Это произведена имитация ядерного взрыва. Противоположный берег утыкивают чёрные фонтаны дымов. Стоит такой грохот, что не слышно стоящего рядом товарища.
     Мгновенно появился леденящий душу свист и над нашими головами, чуть не задевая кусты, пронеслись и исчезли на горизонте реактивные МИГи.
     Лёгкие танки-разведчики появились из-за стогов сена и, не колеблясь, плюхнулись в воду. Самолёты снова и снова заходили в атаку. Танки выбрались на тот берег и повели  огонь.

     В сторону наводящейся понтонной переправы двинулись тяжёлые танки, а следом за ними — бронетранспортёры. Показались вертолёты МИ-6 с воздушным десантом.
      Действительно, это был почти настоящий бой, от которого осталось  много впечатлений.
     И вот, третий день слёта на исходе, день, девизом которого был лозунг: «В дни испытаний каждый готов закрыть свою Родину грудью». Мы снова в Киеве, наши делегации двигались по улице Январского восстания до площади Славы к могиле Неизвестного солдата, чтобы возложить цветы у подножья обелиска.

     Всё происходило торжественно, под звуки барабанов и литавр. Над 26-метровым обелиском скрестились и застыли лучи прожекторов. Представители всех братских республик сняли огромную цветочную гирлянду с бронетранспортёра и возложили к обелиску. Наступила минута молчания. Зазвучала медленная хоровая музыка.
     Эмоциональное воздействие достигло своего апогея. Присутствующие девушки не выдержали — по их щекам потекли слёзы.
     Над днепровскими холмами разнёсся залп салюта.

     День четвёртый.

     7 сентября все участники IV Всесоюзного слёта следопытов с утра прибыли на ударную комсомольскую стройку — Трипольскую ГРЭС, чтобы внести свой вклад в строительство комсомольской электростанции. Операция носила название: «Трудовой десант». Все дружно взялись за работу. Мне дали тонкие рукавицы, и я носил с Володей в носилках кирпичи, песок, глину.
     Вместе с нами сюда приехали почётные гости слёта — прославленные горняки Алексей Стаханов и Кузьма Северинов.

     Прямо со строительных площадок участники трудового десанта и строители ГРЭС собрались на митинг, чтобы выразить свой гневный протест против злодеяний американских агрессоров во Вьетнаме.
     После выступления строителей на трибуне появился лейтенант вьетнамской Народной армии Ле Чонг Киенг. С чувством горячей благодарности он говорил о той огромной поддержке, которую получает его народ от Советского Союза и от стран соцлагеря.

     В заключении перед нами выступил лётчик-космонавт Г. С. Титов. Обращаясь к нам, от имени Общества советско-вьетнамской дружбы он выразил нам благодарность за взнос средств в фонд Вьетнама.
     В конце своего выступления Герман Степанович под бурные овации провозгласил на вьетнамском языке здравицу в честь героического братского народа, борющегося за свою независимость.
     После митинга я с другими ребятами подошёл к Г. С. Титову, взял у него автограф и сфотографировал его. Это был третий раз, когда я близко видел знаменитых людей. (Напомню: первый раз — это в детстве — я видел знаменитого диктора Ю. Левитана, второй раз — уже здесь, в армии, Л. Брежнева).
      К слову сказать, фотография Титова у меня до сих пор сохранилась в домашнем фотоархиве.

     День пятый.

     Наступил последний день слёта. Мы приехали в Киев после обеда.
     Крещатик и все прилегающие улицы в праздничном убранстве — кругом транспаранты, лозунги, панно. Митинг должен состояться у памятника В. И. Ленину.
     Под бурные овации делегатов на трибуне возле памятника Ленину появляются руководители Компартии и правительства Украины, руководители комсомола, ветераны и почётные гости.

     Раздаются позывные:
     — Слушайте все!
     Звучит Гимн Советского Союза.  Затем  лётчик-космонавт Г. С. Титов выносит знамя ВЛКСМ. (ВЛКСМ — это Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи). Делегаты скандируют: «Слава! Слава! Слава!»
     Отсюда в Москву, к Мавзолею Ленина на бронетранспортёре направится огромный венок из живых цветов. Все поют «Интернационал». Над городом взлетают огни праздничного салюта.

     После митинга на Крещатике состоялось массовое гуляние делегаций. Впечатление трудно передать словами: кругом смех, музыка, танцы. Над городом то и дело взмывал вверх праздничный фейерверк. До полуночи работали все киоски. В центральных газетах сообщалось, что на улицах города в гуляние приняли участие 100 тысяч юношей и девушек.
     По окончании слёта все делегаты, и я в том числе, получили памятные медали Центрального штаба, похожие на звезду Героя, с соответствующими удостоверениями.
     Завтра мы распрощаемся с приветливым городом Киевом и поедем домой — в родную часть. Своего руководителя — лейтенанта Гобунию — за все эти дни мы с Володей видели мельком лишь несколько раз. Он постоянно куда-то спешил.

     *****

    Окончание в главе 19: http://www.proza.ru/2010/01/16/1359