Памятный день рождения

Анатолий Болтенко
На одном из сайтов встретил такой вопрос – Был ли в Вашей жизни день рождения запомнившийся на всю жизнь? Да такой день рождения случился в моей судьбе много лет назад.
 Июль 1975 года. Якутия. Оймяконский район. Полюс холода. Стояла невыносимая жара. Днём температура доходила до 40 градусов. Ночью – 20-25 градусов. Маршруты уже пару недель проходили по старым гарям и заболоченным низинам. Особое мучение приносили мирриадные тучи мошки и комарья. Не помогали ни накомарники, ни вонючие репеленты, которые ещё и разъедали глаза и ранки, смешиваясь с обильным потом. Для облегчения условий работы было принято решение - маршрутить ночами, т.к. ночи были «полярные», светлые. Сумеречного света вполне хватало для нормальной работы, а надоевшая живность ночью не так досаждала. 9 июля мы решили не выходить в ночной маршрут в связи с наступающим моим днём рождения. Вечером мы устроили банные мероприятия, постирались, поужинали и залегли спать.Я засыпал в предвкушении приятного выходного дня наполненного поздравлениями, приятной пищей и общим ничегонеделанием.
 Проснулся я от дикого холода, нехватки воздуха в кромешной, мокрой темноте. Видимо, постепенно замерзая, я во сне скрючился в спальном мешке, в который влез с головой. Первая попытка выползти из мешка не удалась, так как спальник был придавлен сверху какой-то тяжестью. В конце концов, на грани паники, я выполз из под промокших шмоток и обрушившейся палатки. Вокруг царила настоящая зима с невероятно глубоким снегом. Так начался день моего рождения 10 июля 1975 года.
 Подведение итогов ночи совсем нас не обрадовало. Всю ночь лил сильный дождь, перешедший в дождь со снегом, и закончилось всё обильным снегопадом. Многие палатки обрушились под грузом мокрого снега. Вокруг стояли деревья с обломанными ветками. Ручей превратился в стремительный поток, сожравший запасы скоропортящейся снеди и часть лёгкого оборудования. Если бы лагерь стоял метров на 15 ниже к ручью, все мы тоже бы уплыли кто куда. Настроение было не праздничным. Хотя вскоре молодость взяла верх, и наведя относительный порядок в лагере, мы почаёвничали и занялись всякой весёлой ерундой. Слепили снежную бабу, её снежных детишек, играли в снежки. Словом веселились на всю катушку..... Вот в такой празднично новогодней суете накрывшей нас в июле месяце пробежал незаметно день. А в сеансе вечерней связи с базой, пришло известие, опрокинувшее нас в шок.
 В ночь на 10 июля в одном из отрядов, вышедших в ночной маршрут, погибли от переохлаждения наши братья- геологи. Одетые в лёгкую, по жаре, одежду, застигнутые врасплох непогодой, люди погибли от остановки сердца. Переохлаждение.
 Прошло много лет, но каждый мой день рождения, с тех пор, начинается с воспоминаний о том дне. Может, поэтому я и не люблю этот день, и мне всегда грустно.