Тайна воплщения, в родословии Иисуса Христа

Дмитрий Кульпин
     Впервые открыв Новый Завет, я начал читать его, как любую другую книгу от начала и естественно сразу столкнулся с перечислением непонятных еврейских имён. Мне разумеется это быстро наскучило и я закрыл книгу. Позже конечно, я вновь вернулся, когда больше узнал о Христе, почитал Ветхий Завет, но признаюсь честно и до сих пор, когда при чтении натыкаюсь на родословные, стараюсь пропустить это место. Почему Матфей, так скучно начинает своё Евангелие? Вступление, самая важная часть в произведении и любой автор в прологе пытается привлечь, заинтриговать читателя. Вот то ли дело Иоанн: "В начале было Слово и Слово было у Бога...", во закрутил мужик, какая глубина и это естественно, весь фокус в том, что Иоанн писал для эллинов. Мы славяне - Эллины, по своему образу мысли, с крещением Руси, грамматикой, на Русь пришла Византийская культура, нас привлекает мудрость, мистика, любим слушать, что-нибудь новое. Матфей же писал евангелие, по просьбе иудеев, а их интересует совсем другое, кому ап. Павел писал: "не занимайтесь баснями и родословиями" (1 Тим 1;4), они очень любили их перечислять, этим самым подчёркивая свою особенность, святость - Мы дети Авраама. По сей день происхождение, фамилия, в иудаизме играют большое значение. Знакомство с человеком начинается с того, чей ты и откуда? Ведь и ожидаемый Мессия, должен соответствовать всем параметрам о которых возвестили пророки, не случайно именно в этом евангелии, больше всего ссылок на В.З.
   
     "Итак, вот родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова", почему сына? Слово сын (евр.бен), употребляется в трёх случаях: 1. Непосредственно сын своего отца. 2. Возможно упоминание, более отдалённого потомка. 3. В более широком смысле, имеет схожие черты характера. Почему именно эти имена, имеют уникальное значение в родословной и почему Давид употребляется первым, ведь Авраам значительно старше? Пророчества данные Давиду, были более свежи для воспоминания и популярны. "Сын Давида"- фактически является одним из имён Машиаха, основанном на пророчествах, о том, что его потомок воссядет на престоле Давида. Хотя буквально-"Сын Давида", впервые употребляется в псевдоэпиграфе "Псалмы Соломона", написанный в 1 веке до Р.Х. В Н.З. употребляется 15-20 раз, в иудаизме по сей день, прообразом является и фактический сын Соломон, он построил храм, как и Христос воздвиг, храм духовный - Церковь. "Сын Авраама", не менее важный термин, по четырём причинам:1. Авраам был общим предком, всего еврейского народа. 2. Мессия - обещанное семя Авраама. 3. Можно увидеть загадочное отождествление Мессии, с Израилем, как и в Исааке перед жертвенником прообраз Спасителя. 4. Авраам назван, отцом всех верующих, так и Иисус отождествляется, со всеми верующими в Него.
   Однако читая родословную дальше, нельзя не заметить, как Матфей акцентирует внимание на некоторых личностях, перечисляет женщин сомнительного поведения, да таких которых ещё поискать надо. И делает это преднамеренно, для того чтобы - то что служило поводом для превозношения, открыло глаза на действительность. Кроме праведных Авраама, Исаака, есть лукавый Иаков, блудник Иуда - родоначальник колена, переспавший с невесткой, от этого блуда у Фамари родился Фарес, ещё в утробе преградивший дорогу брату. Начало царственной династии начинается с двойного греха, блуда и убийства, Матфей даже не употребляет имя Вирсавии, а её первого мужа, в напоминание. Употребляются имена двух иноплеменниц, Раав не только блудница, но хуже того хананеянка из проклятого города Иерехона, народ, который по закону должен быть уничтожен. Руфь - моавитянка, о которых сказано, что моавитянин, даже до 10-го рода не войдёт в общество Израильское. Она не только вошла, но и стала прабабкой Давида. Подобно ей, человечество, отчаивавшиеся, разорённое в попытках найти счастье вне Бога, приходит к Творцу в поисках милости и обретает благодать у Бога, таким образом язычница Руфь, становится прообразом Церкви. В иудейском мировоззрении, женщина, олицетворяет источник жизни. Упоминая этих, "нечистых", по закону женщин, Матфей показывает, что гордиться уже далеко нечем, источник, давно замутнён. Нет чистого, ни одного, поэтому нельзя претендовать на святость, лишь благодаря заслугам своих предков. Разделённая на три части родословная, говорит о том, что с переменой правления, люди не меняются. Грешили при патриархах, грешили и при царях и в период двоекратии. Человечество исчерпало все попытки, построить автономный рай. Посему слава рождённого, не в величие рода, в который Он воплотился, а в его ничтожестве. Наблюдательный читатель заметит, что не упоминаются все роды, а лишь по 14 в каждый период, это нормальное явление, в иудаизме часто цифры несут не буквальный  смысл, а символический, в данном случае число 14, выражает цифровое значение имени Давида. Если же подсчитать последний период, то насчитаем не 14, а 13 родов, 14-ым, является Сам Христос, он настолько сроднился, что стал частью этой родословной. В этом большое значение для нас, если Он не постыдился стать частью этой родословной, он не постыдится и нас. Он, по Божеству единосущный, Своему Отцу, рождаясь от жены, становится единосущным каждому из нас. ОН, становится причастным человеческому естеству, чтобы нас сделать, причастниками естества Божественного.
   Для этого воплощения Господь находит, обручённую Деву, если до сего момента иудей мог с благосклонностью слушать повествование, то теперь наступает элемент откровения. Для иудея, Мессия, простой человек, "Боговоплощение", не умещается в рамки их мировоззрения, но это оказывается единственный способ, дать возможность спасения, свободным людям, при этом не нарушая их свободы. По человечеству, приняв весь грех мира на Себя и по Божеству уничтожив его в Самом Себе. Однако сокрытое от иудеев, не было сокрыто, от древнего змея, желавшего поглотить, имеющую во чреве, он тщательно наблюдал за каждой девой из рода Давидова, поэтому родословная Марии ведётся, не по царственной линии от Соломона, а по Нафану, да и обручённая вроде как и не дева. И только тогда, когда Иосиф принимает Марию с Сыном, даёт имя, с этим усыновлением, Иисус получает все права наследства, в Библии крайне редко мужчины давали имена, в основном женщины. Прежде же, чем принять Марию, Иосиф свершает поступок, который заслуживает внимания."Будучи верен и праведен, хотел тайно отпустить её". По какой такой праведности, он хотел отпустить, праведный - соблюдающий закон, а что гласит закон? На иврите и арамейском - кидушин (помолвка), является обособление, освящение, определённой женщины, для определённого мужчины. В соответствии с Мишной, прелюбодеяние в период помолвки, являлся более серьёзным грехом, чем после брака. Определяется 4 вида казни, в порядке уменьшения, степени преступления: сожжение, отсечение головы и удушение. Мужчину, вступившего в связь с помолвленной, судили, как если бы он переспал с матерью, его побивали камнями. Сегодня, чтобы избежать тяжести этого греха, кидушин и нисуин(бракосочетание)совмещены в одну церемонию. Иосиф же, вопреки закону проявил милость, ту милость которую проявил и Господь к тем женщинам. Ещё не рождён Мессия, не взошло солнце правды, но как бы предвкушая рассвет Его, новый вид праведности проявляется в людях.
   
     И тогда является Ему Ангел, и возвещает весть, о том что сбылось предсказанное пророком. В том, есть чудная весть для нас, что имя Спасителя не только Иисус Господь, но и Еммануил - с нами Бог. В самом деле, когда у нас уже нет больше сил, что-то изменить, на что-то надеяться, но если с нами Бог, мы всё равно побеждаем. Он приходит в нашу жизнь тихо и незаметно, как ребёнок рождённый в Вифлеемской пещере и результатом Его пришествия, есть исполнение другого пророчества, когда "лев, возляжет с ягнёнком...", в мировом, космическом, вселенском масштабе - это только грядущее. Но вся тайна нашей веры в том, что она совмещает грядущее с сегодняшним. Царствие Божие оно ожидаемо, и оно здесь, поэтому пророчество, это метаморфоза будущего и символ состояния нашего духа, когда утихают страсти и восстание тёмных стихий внутри нас. Он пришёл избавить людей своих, от грехов их, кто же эти свои, иудей бы чётко определил категории своих и чужих, но сегодня, родословная в устах Матфея показала,что свои это все - кто желает обрести мир с Богом. Независимо от их происхождения и старого образа жизни, Он заполнивший пропасть греха Собой, Своею милостью, даёт мир не по делам закона. Он посылает этот мир, в самое средоточие бурной и накалённой жизни, Он посылает людям благоволения, то о чём возвестили Ангелы пастухам, т.е тем кто стремиться к этому, стоит и упорно ждёт у двери. И когда откроется сможет сказать, действительно - С НАМИ БОГ.

* Использовано толкование - Беседы на Евангелие от Матфея (Иоанн Златоуст)