Школа Германики Секс деньги любовь кровь

Мария Сидорова
ШКОЛА ГЕРМАНИКИ. СЕКС-ДЕНЬГИ-ЛЮБОВЬ-КРОВЬ

Итак, несколько серий позади. Блогосфера гудит, как встревоженный улей. Чиновники требуют запретить показ фильма, порочащего школу. Диапазон мнений от «полное г*вно» до «шедевр».

Нет, не шедевр. Да и не г*вно, в общем. Обычный конъюнктурный сериал, то тем, то другим эпизодом нажимающий всё на те же давно знакомые кнопочки, способные расшевелить тёмные инстинкты массового зрителя. Секс. Деньги. Любовь. Кровь.

Мордобои уже намечаются. Главного героя уже таскали в угол, но пока не побили (так и нельзя же сразу! коль на шестьдесят серий предполагается размазать!), поскольку он продемонстрировал неадекватную для школяров – но очень характерную для среды мелких урок реакцию: типа, бей меня, бей, сучара позорный, – да ещё и прокурором пригрозил. И неуверенный в себе герой-любовник сразу отступил в смущении. Не понЯл, типа.

Смешно, что авторы фильма даже не озабочены хоть сколько-нибудь правдивостью развития эпизодов: мамаша даёт взятку учительнице – и наш бесёнок-искуситель, этот вездесущий новичок, уже тут как тут. А как же! Ружьё на сцене. Которое выстрелит всенепременно в одной из следующих серий.

Белые нитки торчат всюду… Как точно выразился один из юзеров, фальшак выдаётся за правду.

Что касается эпизода с учительницей. Подготовлен тоже примитивно: перед ним – разговор, мол, деньги ей нужны. И вот они, деньги, появляются. И она их в сумку торопливо суёт. Свежо предание… Психика такой вот училки (уж до того создатели героиню запинали – прямо как Фадеев Мечика в своё время) за 30 лет настолько изуродована школой, что взятку эта учительница так вот просто не возьмёт. И не потому, что – «не укради». А потому, что ей 30 лет внушали: туда нельзя, сюда нельзя, шаг влево, шаг вправо – считается побег. Из хронической трусости не возьмёт. Трусость за 30 лет стала её кровью. 

А вообще размазали героиню по полной. Ах, как невежественна! Стихотворение Пушкина называет «Погасло дневнОе светило…». В то время как мы-то все знаем, что у него  ударение днЕвное…

В жизни, конечно, и хуже бывает, невежественных учительниц пруд пруди, и хамовитых, и всяких.  Только мы это и без кино знаем. От фильма ждёшь всё-таки, что он - произведение искусства. Но это не про «Школу».

Один из блоггеров задаётся вопросом:
«Интересно, а почему режиссер, Валерия Гай Германика, любит снимать фильмы, после которых ощущение, что в какашку наступил?»

Может, потому, что так она избавляется от своих подростковых комплексов?..
А может, это тонкий расчёт и знание психологии толпы.

Вы, конечно, заметили, что все споры о фильме таковыми, по сути, не являются. Они перерастают в споры о школе. О подростках. О будущем общества. Именно тем и вызван интерес к теме, что о больных проблемах школьной жизни у нас никогда открыто не говорили и, похоже, не собираются.

Вот вопрос, над которым стоит задуматься: почему год, объявленный Годом Учителя, на самом доступном телеканале открывается таким фильмом? Кое-кто считает, что школу решили ДОБИТЬ.

Мнения блоггеров:

grrrawrwrr
Не буду пытаться представить, сколько таких школ у нас в стране, зато с уверенностью скажу, что после показа этого сериала их количество явно возрастёт. И в общем-то все мы это знаем. И покорно включаем первый канал в 18:20, и продолжаем проваливаться в бездну.
А тучи всё сгущаются.

  dobry_krot
… зачем нам, и нашим детям, глотать, простите, это дерьмо? Чтоб уж, так сказать, свыкнуться с этой "реальностью" окончательно? Чтобы было ощущение обыденности этой мерзости? Или кому-то очень хочется, чтобы вся эта чернуха захлестнула наши школы?
Типа - а что, мол? нормально! сейчас все так живут!

andfomkin
ДЕБИЛИЗАТОР И УТИЛИЗАТОР РОССИИ РАБОТАЕТ НА ЦЕНТРАЛЬНОМ КАНАЛЕ

rocksi
Я смотрела много фильмов и передач, посвященных современной системе образования, но это уже апофеоз. После этого все бабушки и мамы страны должны кинуться на проверку шкафчиков своих детей (на предмет наличия гандонов и боликов героина), а самих детей сводить к психиатру и поставить на учет в соседний РОВД (на всякий случай). 

***
ЭТО НЕ ТОТ ФИЛЬМ, НА КОТОРЫЙ СТОИТ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ.



*******************************************************
Здесь обмен мнениями в рецензиях, который хотелось бы сохранить.

ДОЛЛИ ОБЛОМСКАЯ:
Очень интересно было читать, у самой схожие впечатления, но пока все же кажется, что "не все так страшно")).
Это скорее к Вашему первому эссе: мне кажется, что применительно к этому сериалу лучше вспомнить принципы не реализма - с его типизацией и тп. - а натурализма, и тогда все станет на места - и субъективный (но живой!) опыт вместо обобщения, более типичных вариантов, и "животная" тематика.. Меня сериал пока не отпускает, потому что при всем при том, воспринимается не как "фу бяка, знать не хочу", а как что-то живое-живое, не подделанное. Конечно, оно "фальшак", как и все выдуманное, но пока что "сам обманываться рад" - в моем случае, уж больно детки все достоверные, да и взрослые - а это так редко встретишь на экране.

Насчет нового мальчика - мне кажется, вот он как раз просто в чем-то искусственная фигура, двигатель сюжета, но в этом тоже нет ничего отталкивающего, т.к. сразу всплывают архетипы - трикстер в первую очередь - такой возмутитель спокойствия, ни хороший, ни плохой - он всегда интересен в тексте, и даже хорошо, что за его счет голая пошлая документальность приобретает детективные и тп. измерения - посмотрим теперь, насколько они будут неординарными (и будут ли)).

По поводу чернухи - тут я в том крыле, которое недоумевает, а где чернуха-то? ))) Мне еще повезло, школа была довольно блатная-приличная-спецанглийская - но и то! Все это было рядом, и ощущения при просмотре сразу напоминают о тех давнишних - прямо ностальгически)). Все это было и будет, и от показа хуже не сделается, т.к. особо уже и некуда.

(Мне сейчас повезло подрабатывать учителем в тепличных условиях - русская школа в Германии - и то детки выдают иногда весьма похожие перлы, как те. Так что еще и интересно посмотреть-посравнить, как справляются "коллеги", познавательно!))

Насчет учительницы: у меня было впечатление, что она и хотела вернуть взятку, просто тетка убежала быстро + возник свидетель. В следующ. серии она ее таки вернула - там было психологичечски достоверно все показано, мне кажется - а заодно запустила очередной сюжетный ход.

P.S. А вот еще интересная жж-шная реплика Вам в коллекцию -альтернативно к тем, что в посте:
http://sapojnik.livejournal.com/807028.html

МАРИЯ СИДОРОВА:

Дорогая Долли, спасибо за размышление) Ссылку тоже прочла.
Извините, что не сразу пишу – не хотелось отвечать формально.
Натурализм? Да, конечно. Крутой натурализм – Золя в сравнении с этим романтик)

Это определение часто встречается. А ещё пишут, что снято в традициях «новой драмы», «артхауза», «другого кино».

Только если у Разбежкиной (Германика считает её своим учителем) в её фильмах есть какой-то надтекст, то здесь я его не вижу. Оно, конечно, сериал есть сериал, он почти не движется, можно предположить, что нечто объединяющее все эти картинки появится в следующих сериях, но я почему-то сомневаюсь. Да и, кажется, не только я – интерес к сериалу уже падает. То есть формируется адекватное отношение к нему как к мылу, сваренному из обычных мыльных компонентов, закамуфлированных под школу.
Я ждала честного и умного фильма. Думаю, многие ждали того же. Увы…

Сама Валерия так объясняет появление «Школы»: «Я хотела снять авторский блокбастер. А потом просидела полтора года без работы. Тут ИгСаныч (Толстунов, продюсер. - Прим.) мне говорит: «Снимешь ты еще свой блокбастер. А пока давай-ка подпишись на 60 короткометражек!» А мне дочку кормить надо." И ещё из её интервью: «…мне вообще кажется, что режиссер, когда снимает, думает о том, как бы снять получше или денег заработать... Или что-то такое... Я не верю во всякие философские умыслы, потому что это потом уже появляется – как легенда!» http://www.ruskino.ru/fest/243.

То бишь если для человека сериал - способ денег заработать – так все средства хороши. Знает ли Валерия школу? Нет.
«– Кем ты мечтала стать, когда училась в школе?
– А я не училась в школе! Мама купила мне аттестаты за девятый и одиннадцатый классы. Мой первый класс пришёлся ещё на время октябрят и пионеров, мои родители были против этого и забрали меня из школы…(…)
– Я до сих пор не знаю таблицы умножения и пишу без запятых, но меня это не смущает. Когда я писала свои первые заявки в Госкино или продюсерам, преподаватель мне исправляла все ошибки».
« – У тебя, наверное, было много свободного времени. Расскажи, где и как ты познавала мир?
– Ну как? Как все подростки. Тусовалась, хулиганила, машину мы угоняли, один раз даже могилу на кладбище раскопали. Не скажу, на каком, а то вдруг милиция ко мне придёт. Потому что это дело так и не раскрыли. Это было старое, дореволюционное кладбище. В детской комнате милиции часто сидела...»
«…А я всегда хотела быть рок-звездой и выйти замуж за рок-звезду, петь песни и не париться.
– А что мешает? Ещё не поздно...
– У нас была своя группа, но мы спились и распались. Потом всех родители заставили учиться, и я осталась одна. В группе было четыре девочки, и мы на репетициях нажирались так, что у меня бас-гитара падала из рук. Репетировали мы у меня дома, и когда моя мама приходила с работы, она находила голую клавишницу в ванной, блюющую гитаристку на балконе и меня без сознания. Это всё раздевалось, блевотина вытиралась, одежда стиралась. Такая была группа. Сначала она называлась Violent Milk, потому что мне нравился фильм Кубрика, а потом гитаристка Лерка назвала её почему-то Magic Horn и сказала, что это как магический горн или член. А я всегда мечтала создать такую волшебную группу под названием "Чучело козы с анальным отверстием". Я ещё пела таким гроулингом, таким гррррррррррррррр. Мы красили губы в чёрный цвет и были неотразимы».
Ну и так далее.

Прочитав множество её интервью, я не увидела ни глубины человеческой личности, ни внутреннего света. Лишь подростковые комплексы и эпатаж. Мне стало смешно над собою: я от такого человека ожидала Кино с большой буквы.

Ваши первые впечатления, Долли, очень близки моим.

Но сейчас я думаю: жизнь такая короткая – неужели стоит 30 минут её ежедневно отдавать зрелищу того, как один мАлец сморкается в пищу, а другой эту пищу съедает?
)))простите за натурализм – это эпизод из сериала, но я его уже не видела – мне его рассказали.
Ещё раз спасибо за отклик.
С уважением

ДОЛЛИ ОБЛОМСКАЯ:

Мария, по сути опять с Вами согласна. Просто, знаете, в моем случае получилось так: я уже раньше знала, что представляет из себя режиссер, в том числе от лично знающих ее людей, так что и смотреть-то не хотела ни в какую - но вот уговорили.))) И вот сначала удивил и зацепил контраст между творцом и творением, а теперь смотрим уже скорее даже из спортивного интереса: до какой степени сработает известное: "когда б вы знали, из какого сора..." Т.к. пока просветы и проблески еще остаются, смотреть все равно интересно. Ну и из чисто низменных побуждений, конечно: узнать, кто все-таки подложил фотографии (по нашей версии - химик) и тп. ))

МАРИЯ СИДОРОВА:

Спасибо, Долли, за диалог)
удачи!