Любите ли вы себя?

Дмитрий Кульпин
     Хочу напомнить вам, одну из главных заповедей: "Возлюби себя, как ближнего своего", Аминь? Или нет, что то здесь не так. Немного перепутал последовательность и очень существенную - "...ближнего, как самого себя." Честно признаюсь, я специально сделал эту ошибку, поскольку хочу заострить внимание на этом тексте. Пророки часто прибегали к такой уловке, чтобы пробудить спящее сознание иудеев, привлечь к слову, взглянуть свежим, не замутнённым взглядом на старые шаблоны. Они не говорили ничего нового, чего бы не было в законе, но заставляли отмыть глазной хрусталик души, что бы в старой заповеди увидеть более глубокий смысл. Как то к великому раввину Гелелю, подошёл римский наместник и попросил весь закон, все 613 заповедей, описать одной фразой. На это раввин ответил: "Поступай с другими так, как хочешь чтобы с тобой поступали." Позже эту фразу повторил Иисус, объяснив, что в ней весь закон и пророки. В этой заповеди, человек подходит к себе, как к некоему мерилу, в отношениях с ближним - как любишь себя, так и люби другого. А если человек не любит себя, сможет ли он полюбить ближнего?

     Итак, любители вы себя и готовы ли ради себя, пожертвовать самым дорогим? Постановка такого вопроса, может показаться кощунственной, поскольку нас с детства учили, что думать только о себе не хорошо. Что же в этом плохого, кроме того, что мы редко признаёмся себе в этом, со всей прямотой, а если и признаёмся, то стыдимся. Конечно, в силу традиций и причин идеологического порядка, мы можем думать, что это не правильно. Однако то что мы думаем, к делу не относится, это всего лишь идея, а фактом остаётся то, что главный наш интерес сконцентрирован на себе. И Иисус говоря о любви, не осуждает этот факт, а исходит из него, как из чего то естественного и делает мерилом к ближнему. Вы можете сказать, что мне более приятно помогать другим, чем думать о себе, но опять же "мне приятно", интерес исходит из того, что приносит большее удовлетворение, поэтому вернёмся к заповеди. Сможет ли человек любить ближнего, не любя себя? Чтобы любить и делать благо ближнему, нужно вначале определить, что является благо для нашего ближнего, которое необходимо ему дать. Здесь на помощь нам приходит, наш собственный опыт. Мы знаем, что мы хотим и что нам приятно и исходя из этого имеем представление, что возможно будет приятно для другого. Всегда ли это наше суждение является правильным? Представьте себе, что вдруг все люди, стали жить по этой заповеди, что из этого выйдет? Вдруг какой нибудь мазохист, захочет поступить с вами так, как он хочет, чтобы вы поступили с ним. Оказывается не ко всем применима заповедь, есть люди с извращённым понятием о любви. А ведь дело обстоит именно так, большинство людей живут по этому правилу. Наркоман делится дозой, с другим наркоманом рассчитывая, что когда нибудь и тот поможет ему. С той же целью, двое пьяниц зовут к себе третьего. Действия разные, но отправная точка одна, я делюсь тем, что считаю благом для себя. Даже если человек страдает и терпит лишения ради высоких идей, то лишь по тому, что цель желанна для него и она оправдывает средства. Наша любовь к ближнему, определяется любовью к себе. Юный наркоман испытав наслаждение, увидев в этом для себя благо, спешит поделится своим ощущением с другими. Также и юный христианин, испытав наслаждение от общения святых, несёт благую весть другим. Если наше отношение к себе, определяет отношение к ближнему, то как быть с классическим эгоистом? Как ни странно, но заповедь подходит и к нему. Обособившись от всех, он сам заточил себя в клетку и страдает от самого себя. Именно эгоисты, часто покачивают жизнь самоубийством. Вспоминается случай рассказанный Д. Мережковским. Как то он заметил юношу, пытавшегося прыгнуть с моста. Юноша по виду был довольно состоятельным, он сказал ему:"Я не хочу влиять на твоё решение, но хотел спросить, у вас есть деньги, я думаю они рыбам не нужны, не могли бы вы сходить вон в те трущобы и отдать их нищим?". Юноша так и поступил, зайдя в какой то притон, он увидел бедную многодетную мать. Отдав ей деньги и увидев какой радостью засияли её глаза, он вдруг ощутил вкус и смысл к жизни. Подчас то, что казалось человеку высочайшим благом для него, оказывается злом. Попробуем старую сказку про золушку, рассказать на новый лад. Было у женщины две дочери и одна падчерица, решила она её извести, своих дочерей заставляла работать, а падчерица только лежала на кровати и ела сладости. В результате, дочери стали стройные, рукодельницы, а падчерица толстая и больная. А тут ещё нагрянули женихи, как думаете, кого они выберут?

     Поэтому сложно угождение плоти, назвать любовью к себе, скорее это ненависть, она разрушает. Чтобы говорить о том, что есть истинная любовь к себе, нужно определить, кто есть "Я", а затем что есть благо для меня. Мы много можем говорить о любви и вкладывать в это слово, самые возвышенные понятия, но всё равно это - лишь наши представления. Наверное поэтому, когда Иисус давал новую заповедь своим ученикам Он сказал: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас", не так как вы считаете нужным, а как вы видели у Меня. Представьте себе, что эгоист, расширил рамки своего "я", до предела своей семьи, затем возлюбил свой народ, нацию. В лучшем случае это уже будет называться патриотизм, а в худшем нацизм. Затем расширил до уровня Вселенной, почувствовав себя частью Целого, стал ощущать, как себя в поле каждую пылинку и в небе каждую звезду. Тогда ему более станут понятны слова Иисуса: "что сделали одному из малых сих, Мне сделали." В любви, есть только один грех, неспособность полюбить целое, не расчленённое на части. В этом и есть первородный грех Адама, который обособил себя от Целого, в рамки своей личности, "вы будете, как боги." Он создал своё мелкое, ничтожное представление о любви. Ведь если существует мироздание, то существует и его целостность, единство. Это и есть глубинная тайна организма. Ухо, глаз, рот, каждый из двадцати пальцев, уникальны и не заменимы. И каждый должен быть на своём месте. Чем более каждый является собой и исполняет, свою и только свою функцию, тем больше он служит организму, который носит имя - человек. Таким образом пожертвовав своим маленьким "я", мы обретаем своё истинное "Я", свою суть. Но это не всегда лёгкая жертва, человеку гораздо легче пожертвовать, чем нибудь из своего, чем с собой. Содрогается сердце, когда необходимо расстаться, со своими амбициями, привязанностями, привычками. Необходимо отдать себя, чтоб обрести себя, пожертвовать своими представлениями о любви, чтобы обрести её. И по мере возрастания любви, возрастает чувство, слияния со всем. Человек любящий, гораздо более присутствует в том, что он любит, чем в себе самом, что чувствуешь боль и радость человеческую, как свою собственную боль и радость. При таком накале любви, человек теряет свою смертность, отделённость. Научившись любить себя в Господе, понимаешь, как любить своего ближнего.