О математике и американской демократии

Ольга Виттингтон
Недавно прочитала дискуссию в Wall Street Journal об американской системе обучения в школе. Три эксперта в области образования: Joel Klein - глава Нью-Йоркского департамента образования, Amy Cutmann  -президент Пенсильванского университета , Chrictopher  Edley Jr. - ректор юридического факультета Калифорнийского университета обсуждали тему низкого уровня знаний в области математики и  точных наук в высшей школе США. Почему школьники США намного уступают китайским и индийским школьникам, что в корне неверно в системе обучения?
Все эксперты согласились в главном : учителя, финансирование, новые технологии.

На мой русский взгляд американские школы финансируются великолепно, такого количества пособий, вспомогательных материалов, компьютеров вряд ли встретишь во всех публичных школах Китая, Индии и России.

В отношении же учителей и системы преподавания осмелюсь высказать своё мнение.
Основы математики, без которых невозможно изучение алгебры, геометрии или физики с химией  не "вдалбливаются” в головы школьников. Средний школьник будет искать результат несложных математических операций, пользуясь калькулятором или на пальцах в средней и младшей школе. Не тренируется абстрактное мышление, нет постепенного перехода от простого к сложному в смысле достаточного количества часов для усвоения и повторения пройденного материала.

А самый главный недостаток - стандартизация обучения, в которой тесно одарённому и неординарному учителю - программы, тесты, единые экзамены.
В первые недели работы в американской школе меня удивляло, что многих преподавателей зовут, напимер, coach B..., что означает тренер Б....
Познакомилась с учителями, закончившими университет в Хьюстоне и выяснила, что они являются тренерами какого-либо вида спорта в школе и одновременно преподавателями, предположим точных наук или истории.
Спортивные мужчины и женщины - явно прекрасные тренеры школьных команд, но прекрасные ли они преподаватели по другим предметам?
Из моего небольшого опыта замещения учителей математики и точных наук, я убедилась, как скрупулёзно расписаны все программы, какое множество пособий, задач, вопросов по подготовке к тестам. Учитель объясняет материал, читая с проектора страницу учебника или математическое выражение.

Стандартизация. Словари всех математических и физических символов и выражений. Шпаргалки с формулами и переводами из метрической системы в американскую.

Хочу оговориться, что многие алгебраические и геометрические задачи, функции решаются и объясняются другими способами, чем в наших советских учебниках.
Например, я находила решение алгебраического выражения или функции, но не могла его объяснить школьникам. Почему? Другой ход рассуждений.
Иногда задавала простые вопросы учителям математики, и часто они мне не могли ответить, поскольку не касались сегодняшней темы их уроков.

Видимо, четкая регламентация учебного процесса отсеиваит одарённых и неравнодушных учителей математики и точных наук. Личность преподавателя определяет атмосферу в классе, интерес и знания учеников. А система оплаты уравнивает всех учителей. Поэтому самые лучшие преподаватели работают в колледжах, университетах и в США нет никаких проблем со знаниями студентов на этом уровне.
О преподавании физики и химии даже и говорить не хочется. Общие понятия и выражения, никакой чёткости и логического подхода.
Мои выводы: нужны новые программы и высокопрофессиональные учителя. Правы американцы, что необходимо дополнительное финансирование, но только с целью поощрения и привлечения лучших учителей, нужна большая свобода в обучении и соревновательность.

Вдруг все мои рассуждения о преподавании математики показались мне несостоятельными.

Я побывала на уроке математики в пятом классе у молодого преподавателя Mr. Brook. Вы не представляете, насколько интересно и увлекательно проходило обучение математике! Преподаватель был волшебником, открывающим ребятам красоту и занимательность этой скучной на первый взгляд науки, В его руках обычные игральные карты оказались задачами на повторение умножения и правил округления чисел. Ни один из студентов не тянулся к калькулятору, они  находили ответы в уме. Школьники соревновались в знаниях, в быстроте ответов, глаза их горели! Учитель держал ритм, меняя картёжную колоду на игральные кости. Преподаватель даже не следил за ответами, школьники контролировали ситуацию и в конце урока самые отличившиеся ребята получали талоны или карточки, которые становились настоящим мороженым при определённом количестве баллов.
По окончании урока я выразила своё восхищение  учителю. Он улыбнулся, сказав, что любит математику и своих ребят. На мой вопрос, где он нашел все эти занимательные игры, просто ответил.
- Существует множество пособий и математических игр. Нужно просто хотеть играть в математику.

Я сразу же вспомнила знаменитую ленинградскую физико-математическую 239 школу, которую окончил мой старший сын. Преподаватели, учителя - душа школы и показатель уровня знаний школьников!
Таких учителей в США не так уж много, так как в капиталистическом демократическом обществе ум, способности, образование, талант непосредственно связаны с материальным положением человека.

Сейчас в США стали создаваться  “ Charter schools” или конкратные публичные школы. Эти школы заключают контракты с правительством штата, они бесплатные, небольшие по численности и более свободны в выборе, методике преподавания,  подборе учителей и взаимоотношений со школьниками. Американцы экспериментируют, вкладывают деньги и, уверена, результат не заставит нас долго ждать!

Небольшой пример: недалеко от моего дома, практически построена “Education Village”, то есть небольшой городок, где находятся младшая, средняя и высшая школы, оборудованные и оснащённые всеми мыслимыми и немыслимыми технологиями и пособиями.

Считаю, что американское общество, американская система является одной из самых совершенных демократий и капиталистических стран в мире, если вообще применимо слово “ совершенно” к демократии. Не хочу вспоминать набившие оскомину слова Черчиля о демократии, но ...
1. Отношение к старикам и детям.
2. Отношение к умственно отсталым и физически неполноценным людям.
3. Равные возможности при обучении в школе.
4. Высокая оплата у образованных и талантливых людей.
5. Ценность жизни каждого человека.
6. Отсутствие фарисейства у государства, которое открыто защищает свои экономические и   
   политические интересы.
7. Дружелюбие, готовность помочь незнакомому человеку.
8. Любовь американцев к своей стране.
являются для меня главными факторами, определяющими зрелость  и притягательность американской общественной системы.
Америка - страна возможностей, страна, в которой “ Nothing is impossible или Everything is possible!”  - мои любимые американские выражения!