Чехов в эпоху хаоса

Шалюгин Геннадий
         
                «Все мы народ…»
               
   «Предсказание» Эльдара Рязанова опубликовано в 1992 году,  в эпоху, о которой сам Рязанов сказал: «Время было муторное,  скользкое, невнятное».  Повесть фантасмагорического свойства: герою, популярному писателю демократической формации Олегу Владимировичу Горюнову, цыганка напророчила скорую смерть; у него появляется странный двойник, ему  угрожает месть кагебешников,  в него стреляют, жгут его дачу и, наконец, убивают в подземном переходе… Параллельно развивается любовная интрига. В общем, полный набор событий для лихого киносценария. А речь, собственно,  о  том, какой должна быть общественная и нравственная позиция  писателя. И как отрадно звучит признание героя, что образ Чехова  с юности был для него путеводной звездой. «Я учился тогда  на четвертом курсе медицинского института,  но уже твердо знал, что  пойду по стопам Чехова.  С той разницей, что практиковать как  врач  не стану,  а уйду в литературу немедленно.  У меня уже было несколько публикаций,  а Чехову в его годы такое не снилось». В этой декларации видна некоторая юношеская фанаберия («Чехову <…> такое не снилось»), хотя известно, что снилось ему и не такое. Тем не менее герою пришлось несколько лет поработать в «скорой помощи», и только потом  он продвинулся в журналистику и  кинодраматургию.
   «Чеховское» начало  постепенно раскрывается  в мыслях и поступках героя.  Известно, как Антона Павловича доводили всякие  графоманы и просители. В сердцах он  срывался  и произносил что-нибудь такое: «суконное рыло».  Точно так же и с нашим героем. Вот его допекает престарелый, выживший из ума актер столичного театра. Совсем как Чехов, герой произносит  «умоляюще»:
- Только прошу вас, у меня плохо со временем… Так что вспомним   чеховскую сестру таланта, а именно краткость».
   Актер пришел уговаривать  его совершить … самосожжение на Красной площади  ради свободы, демократии и частной собственности!
   Совсем как Чехов, герой слегка  поддается суетности, в мелочах поступается «принципами» - особенно когда  захочется поесть. Но в главном он тверд как скала. Он  создал себе «установку»: быть честным, говорить то, что думает – на сцене, на трибуне, на телевидении… Конечно, это принесло ему массу неприятностей – в эпоху застоя в творческих кругах  вовсю действовал принцип «промолчи, промолчи, промолчи». Помнится, и Антон Павлович не  стеснялся сказать Суворину о мерзком направлении его газеты «Новое время»,  и Антон Павлович возвышал голос в защиту  опального Максима Горького,  и Антон Павлович возмущался травлей еврея Дрейфуса во Франции…
    А как по-чеховски звучит  мысль о  призвании писателя служить своему народу!  В повести эта мысль передана  словами его последней возлюбленной  Люды: «Он говорил, что в молодые годы , когда начинал писать,  то считал народ чем-то святым. Народ в целом  <…> мог быть  не прав,  народ в целом всегда безгрешен, а художники в долгу перед народом.  Он сам себя всегда  считал частью народа, ибо жил его интересами,  бедами,  разделял долю соплеменников». У Чехова эта же мысль звучит  так: «Все мы народ, и все то лучшее, что мы  делаем, есть дело народное».  Или: «Если я писатель, то должен жить среди народа».
    И вот  на  страну и на героя сваливается лавина  ненастья… Страна разваливается, честный человек ограблен и нищ, торжествует бандит. «И свобода, которая наконец-то пришла, - сокрушается герой, - какая-то у нас уродливая!». Как не вспомнить фразу Чехова из записной книжки: если бы нам дали свободу слова, мы бы израсходовали ее на то, чтобы ругать друг друга в газетах. Черт меня побери! Такое впечатление, что Чехов - доведись ему попасть в исторический переплет 90-х годов - непременно бы оказался  в компании Искандера, Аксенова, Трифонова, Войновича, Окуджавы, о которых сказано в предуведомлении, что именно их черты  отразились в образе демократического писателя Горюнова. 
    Но что-то все-таки  подтачивает доверие к герою… Вот он  утверждает, что      «черные силы во главе с коммунистами»  творят безобразия – за этими словами в герое узнается сторонник либералов и демократов, которые, мы помним, придумали кличку «красно-коричневые» для  массы обобранных трудяг.  И, наконец,  самое откровенное высказывание,  - об этом и сказано, как  об  о т к р о в е н и и -  о своем народе, попавшем в историческую беду:
   «… это пришло к нему как откровение  - он понял, что понятия «советский народ»  не существует.  Люди, родившиеся при этой власти и воспитанные ею,  разучившиеся работать,  разложившиеся от алкоголя,  умеющие только доносить и  убивать, грабить  и делить, - это не народ. Это толпа, сборище, быдло. Мы <…> бывший народ».
   Какие страшные слова – в устах писателя, почти Чехова… Народ – толпа. Народ - быдло. Между прочим, именно эта чумазая миллионная масса шахтеров и мастеровых поднялась на стачки, на забастовки, на митинги, чтобы вознести  демократа  Ельцина на вершину власти!  И  я  спрашиваю  себя:     н е у ж е л и   Ч е х о в    с м о г   б ы   т а к   с к а з а т ь  о  с в о е м   н а р о д е?   Уверен:  не смог  бы…
   Вот такая странная метаморфоза произошла  с «почти чеховским» человеком в эпоху распада. Прощает, или, точнее – извиняет  Олега Горюнова – только то, что  все-таки  он  действительно  как бы и не народ, по крайней мере – не русский народ:  отец у него был русский, а мать – Белла Моисеевна… И был у него выбор, которого никогда не было у русского народа: уехать в Израиль – или стать напрасной жертвой.  Герой выбрал второе…
    Повесть написана в интервале между путчем  ГКЧП   и  расстрелом  Белого дома. Интересно, что  делал бы Горюнов в октябре 1993-го? Кричал бы по телевизору, как неистово кричал Николай Карлович Сванидзе про оппонентов Ельцина: «Мы их спровоцировали! Стрелять! Стрелять! Стрелять!».
    Повесть Э.А.Рязанова написана рукой мастера, написана интересно, в манере, лично мне очень симпатичной: автор-рассказчик  постоянно отвлекается от сюжета и рассказывает о жизни – о нравах в литературных кругах, о  парижских впечатлениях, о  любимых женщинах. Но стоило потянуть за «чеховскую» ниточку,  и  все встает на места:  народ – русский, а интеллигенция у него – российская… (Рязанов Э. Предсказание // Юность, 1992, № 1-2).
                17 августа 2005.