Атака кочетковцев на Русскую линию продолжается

Александр Раков
Проблемы церковной жизни / 05.01.2010
СТАТЬЯ РУССКОЙ ЛИНИИ
Теперь в качестве «адвоката» священника Георгия Кочеткова выступил заштатный клирик Павел Адельгейм …
Вчера на "Портале-Credo.Ru" было опубликовано открытое письмо заштатного священника Псковской епархии Павла Адельгейма в редакцию сайта «Русская линия» в связи с нашим сообщением «Почему Патриарх поддерживает кочетковцев?». Удивительно, но письмо, адресованное нам, отец Павел отправил не в нашу редакцию, а главному редактору "Портала-Credo.Ru" Александру Солдатову, который и прислал на нашу редакционную почту это обращение.

Отец Павел Адельгейм обвиняет автора записки, легшей в основу заметки «Почему Патриарх поддерживает кочетковцев?», в несправедливой оценке творчества священника Георгия Кочеткова. Заштатный священник, в частности, пишет: «"Возвеселити же ся и возрадовати подобаше" православному священнику об успехе христианской проповеди, которой свящ. Георгий Кочетков отдал десятки лет своей жизни и пастырского служения. А вместо радости находим удивление: "Почему Патриарх его поддерживает?" Да потому, что о. Георгий делает большое и значимое дело христианского просвещения, научения и тайноводства в Церкви».

«Возмущение Автора "записки-обращения" сосредоточено на проблеме богослужебного языка и традиции "вечери любви". Первый вопрос рассматривался на Соборе 1917 г., получил неоднозначное решение, допускающее адаптацию богослужебного языка к пониманию смысла. Агапы представляют древнюю традицию Церкви и не вступают в противоречие с богослужением или вероучением. Что же касается "духа благочестия, нравственности и веры в братствах о. Георгия", - можно только пожалеть, что другие церковные структуры от них отличаются. В братствах о. Георгия живёт дух свободы и любви, взаимопонимания и терпимости, которыми оскудели приходы и епархии РПЦ», - полагает отец Павел Адельгейм.

Мы понимаем желание отца Павла Адельгейма защитить почитаемого им священника Георгия Кочеткова, но мы, в отличие от отца Павла, не можем сделать вид, будто не было итогового заключения Комиссии Русской Православной Церкви по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова. Напомним, что данная Комиссия была создана в мае 2000 года по распоряжению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями священника Георгия Кочеткова, по их мнению, входящими в противоречие с догматическим православным вероучением, Святоотеческим наследием и вековыми традициями Русской Православной Церкви. Комиссия проанализировала опубликованные богословские изыскания священника Георгия Кочеткова и пришла к выводу, что опубликованные им работы содержат целый ряд заблуждений догматического, литургического и канонического характера и адекватно отражают суть его вероучительной деятельности.

В заключение Комиссии, в частности, говорится, что «в трудах свящ. Георгия Кочеткова не только не исповедуется догматическое учение Православной Церкви, утвержденное Вселенскими Соборами и заключенное в форму, смысл и содержание Никео-Цареградского Символа веры, но в них предлагаются составленные свящ. Георгием Кочетковым новые символы веры, в которых отсутствует православное учение о Святой Троице».

Кроме того, по мнению членов Комиссии, священник Георгий Кочетков искажает православное учение о Лице Господа Иисуса Христа и образе Его Воплощения, не верит, что Пресвятая Дева Мария есть Богородица, не верит в то, что Она неизреченно и безмужно зачала во чреве Своем Сына Божия от Духа Святаго, считает, что Причастие в Церкви происходит освященными хлебом и вином, а не Пречистым Телом и Честною Кровию Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, учит, что Вселенские Соборы приносили больше вреда, чем пользы, они рождали большие расколы и разделения, отменяет некоторые из вероучительных решений Вселенских Соборов, объявляя их ошибочными и устаревшими, постоянно противопоставляет свое учение учению Православной Церкви, что неоднократно позволяло обвинять его в распространении сектантского духа, вносящего разлад и смущение в общецерковную жизнь, стремится создать собственную "церковь", со своим собственным вероучением, экклезиологией, иерархией и духовной практикой, при этом видимым образом оставаясь в лоне Русской Православной Церкви и симулируя свою легитимность, считает, что служение на русском языке, помимо улучшения усвоения вероучения, имеет вторую, не менее, а может быть более важную миссию: демифологизировать церковное мышление, которое засорено "мифологически-неправдоподобными, сказочными формами библейского, догматического, литургического традиционного христианского сознания", не только подвергает сомнению святость некоторых святых, но даже и действенность их крещения.

Члены Комиссии пришли к выводу, что «в воззрениях свящ. Георгия присутствует манихейство и дуализм: изначальное существование в тварном мире наряду с добром и зла, Зла с большой буквы». Комиссия уличила священника Георгия Кочеткова и в других отступлениях от православного вероучения. Из всего вышесказанного Комиссия пришла к выводу, что сочинения священника Георгия Кочеткова, которые он публикует как катехизические, вероучительные книги, «представляют собой опыт построения богословской системы, в существенных моментах уклоняющейся от православного вероучения, содержащей повторения отдельных положений соборно осужденных ересей Керинфа, Павла Самосатского, Оригена, Македония и Нестория». По мнению членов Комиссии, в своем учении священник Георгий Кочетков отступает от Православия, так как его вероучительная система не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами и заключенному в форму, смысл и содержание Никео-Цареградского Символа веры.

Напомним, что Комиссию Русской Православной Церкви по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова возглавлял протоиерей Сергий Правдолюбов, магистр богословия, профессор Московской духовной академии, заведующий кафедрой литургического богословия Православного Свято-Тихоновского богословского института. В Комиссию входили: протоиерей Максим Козлов, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, священник Олег Давыденков, кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института, священник Борис Левшенко, доцент, завкафедрой догматического богословия Православного Свято-Тихоновского богословского института, священник Константин Польсков, магистр богословия Парижского богословского института, преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института, диакон Владимир Шмалий, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной семинарии, Петр Юрьевич Малков, кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института.

Может быть отцу Павлу Адельгейму известно о том, что священник Георгий Кочетков раскаялся в этих своих искажениях православного вероучения? Нам об этом ничего не известно. В письме отца Павла к нам также нет ни слова об отказе отца Георгия от своих измышлений.

Хотелось бы также напомнить, что многие известные священнослужители неодобрительно относились к богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова. В частности, недавно принявший мученическую кончину иерей Даниил Сысоев в статье «“Парижское” богословие и неообновленчество» писал, что ему «приходилось неоднократно сталкиваться с людьми, пострадавшими от обновленческой ереси, и надо заметить, что большинство стрел, метаемых в сторону священника Г. Кочеткова и столешниковских глашатаев “обновленного Православия с человеческим лицом”, не достигают своей цели, ибо “стреляющие” не метят в самое сердце этой ереси».

«Действительно, - продолжает отец Даниил, - в некоторых мелочах идеи российских неообновленцев и их практика отличаются от рецептов, прописанных “парижской школой богословия”. Но это лишь следствие земного несовершенства, не дающего (к нашему счастью!) идеям воплотиться в реальной жизни во всей своей красе. Однако сердцевина и у западного, и у российского церковного модернизма одна: отвержение святоотеческого Предания во всей его полноте».

«По опыту моего общения с кочетковцами (как бывшими, так и нынешними), - писал иерей Даниил Сысоев, - должен засвидетельствовать, что в их сознании практически нет места для святоотеческого христианства. Место богомудрых Отцов Церкви занимают у них отцы А. Шмеман, Н. Афанасьев, А. Мень и, конечно, “великий катехизатор, пророк и учитель” священник Г.Кочетков. Это движение имеет собственную догматику, из которой проистекает их собственная литургическая практика и своеобразная мораль, весьма далекая от православной». Может быть отец Павел возразит что-то на это недвусмысленное обличение кочетковцев в ереси?!

Другой известный священник протоиерей Константин Буфеев также прямо называет кочетковщину ересью и сектой. Он квалифицирует это явление церковной жизни как «самочинное сборище (парасинагогу)». Священник отмечает, что «все эти самочинные сборища имеют регулярный характер, проводятся несколько раз в месяц и не имеют никакой связи с православным храмовым богослужением».

По мнению отца Константина, «есть все основания расценивать действия кочетковцев как раскольнические». «Главный грех кочетковцев, - полагает протоиерей Константин Буфеев, - заключается в проведении ими так называемых "агап", которые представляют собой самое настоящее кощунство, глумление над святым евхаристическим таинством тела и крови Христа Спасителя. В таком случае они оказываются хульниками, еретиками». «Кочетковщина еретична не только в своих проявлениях, но и в глубинной своей сущности, а именно в своей экклезиологии. Священник Кочетков сознательно размывает границы Церкви, при этом совершая двойной грех. (…) Ересь кочетковщины является одной из частных разнородностей ереси экуменизма, поскольку о. Георгий Кочетков предложил свой практический вариант "синтеза" Православия и баптизма», - пишет в статье «Ересь ли кочетковщина?» отец Константин.

В настоящий момент кочетковцы стремятся скрыть многочисленные факты сектантской, необновленческой и еретической деятельности своего основоположника, именно поэтому они так рьяно взялись за опровержение нашей публикации «Почему Патриарх поддерживает кочетковцев?», в которой четко и лаконично дается оценка истинного характера деятельности отца Георгия Кочеткова. Исходя из этого, мы не можем внять увещеваниям отца Павла Адельгейма и других кочетковцев и признать деятельность священника Георгия Кочеткова в полной мере соответствующей Православию.
Русская линия