Великий перелом, или морковка на палочке

Леонтий Исаков
Я – человек старой формации. Застал еще Иосифа Виссарионыча Сталина. Не в гробу, а в вертикальном, так сказать, состоянии.

Да, послевоенные годы…

Жилось не то, что трудно, а ОЧЕНЬ трудно. Хлеб в нашу деревню привозили из местной пекарни раз в день. Кирпичики черного и, соответственно, белого.

Давали по каким-то меркам (уже не помню) «на душу населения». Стоящую в очередь. Живую.

Вспоминаю и коллективную уборку урожая в нашем колхозе (потом – совхозе). На поле привозили бидоны с молоком, хлеб, и мед.Уж не знаю, на какую статью списывали эти «непредвиденные» расходы, но то, что все добровольные помощники сельчан были накормлены – тут, как говорится, без дураков.

Трудовой подъем наличествовал – «Кубанские казаки» отдыхают!

Энтузиазм и подвижничество были обусловлены тем, что ВСЕ верили в то, что завтра будет лучше, чем сегодня!
(Пожалуйста, не смейтесь, особенно молодое поколение).

Потом была «царица полей» - кукуруза. Помнится, нашей школе выделили участок в несколько гектаров. И мы – ВРУЧНУЮ, ПО ЛИНЕЕЧКЕ – высаживали в лунки невиданные доселе зерна, по 2-3 штуки в ячейку.

Урожай был – не вышепчешь. Кукуруза, почувствовав заботу (еще бы – каждую неделю ее пропалывали) вымахала под три метра!
Убирали тоже вручную. Рубили самодельными «мачете», сделанными из полос железа, заточенных наскоро на точильном станке.

Примерно в это же время случился и триумф Гагарина. Мы, пацаны и девчонки, сгребали листья в школьном саду. Вдруг, кто-то бежит от здания школы: ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ!
Ликованию не было границ. Каждый считал за счастье купить открытку с изображением космонавта номер один. Или марку, посвященную этому событию.

Опущу несколько лет. Даже пару десятков. Потому как был в отрыве от Латвии – защищал ЕЕ границы. В нескольких тысячах километров от малой родины. Потому что в ТЕ поры было одно понятие – НАША РОДИНА – СССР!

И вот, под «занавес» службы вернулся домой… Потому что, как говорится, где родился, там и пригодился.

Это – во-первых. Во-вторых, ТУТ – могилы моих предков, которые жили здесь с 17 века. А отеческие гробы, согласитесь, надо чтить.

Мой друг детства, встречая меня на вокзале, сказал… странную фразу:»Вот ты и вернулся в родные места, где и … коровьи кизяки пахнут по-другому, нежели где-то еще.»
Заметив мое недоумение, сказал более приземленно:» Вэлком в республику СЫТЕНЬКОГО социализма!»

Да, так оно поначалу и было. После той «бескормицы», которую приходилось наблюдать, скажем, на Дальнем Востоке, казалось, что ты попал в рай.
Земной.

Но это длилось совсем недолго. Cистема дала внезапный сбой. Припоминаю 1989 год. Родина Ленина – Ульяновск. Огромный универсам. И… пустота. Только в вино-водочном отделе – полки ломятся от бутылок. А в основном зале – два-три наименования круп и… лавровый лист. Плюс спички.

ДА, на смену тотальному изобилию пришли… талоны, очереди на бензоколонках, попытки «достать» что-то «по блату», взаимозависимость:»ты – мне, я – тебе»..

Тут же возникли и так называемые горбачевские ростки капитализма – кооперативы. Помню, КАК приходилось умаливать руководителя автосервиса заменить поврежденное крыло на автомобиле по божеской цене. Как быстро привыкали новоявленные «нувориши» питаться «с базара». Когда их не интересовало то, СКОЛЬКО стоит тот или иной продукт. Важнее для них было другое – ХОЧУ я купить это или нет…

Потом были баррикады… Рижский ОМОН, который до сих пор не утратил ни ореола таинственности, ни легендарности.

И вот – СВОБОДА, НЕЗАВИСИМОСТЬ, КАПИТАЛИЗМ!

Не все поняли и приняли этот БОЛЬШОЙ ПЕРЕЛОМ. Думается.,отголоски его аукаются до сих пор.

Знал одного человека, который в пору «дикого» капитализма был вынужден торговать… мылом из своего автомобиля.
Не выдержал:»Вдруг, кто-то из знакомых увидит и узнает. Что я, занимавший довольно-таки серьезную должность, опустился до уровня торгаша».
Спился. Умер.

Другой и вовсе повис на шее у супруги, ходил по утрам к «опохмеляторам», промышлявшим продажей разведенного «спиртика». Кончил тем же…

Но я – не о том.

С тех пор прошло почти ДВАДЦАТЬ лет. Срок, согласитесь, немалый. В рамках одной, отдельно взятой, человеческой жизни.

Да, сменилась общественно-политическая формация. Выросло новое поколение, которое не знает, что такое ДОСТАТЬ ( Мам, ну что ты в самом деле,не проще ли сходить в «Ориго» и все купить?).

Изменились и мы.

Только вот, в отличие от наших детей и внуков, мы все чаще и чаще ( получая счета за пресловутую «коммуналку», перетряхивая кошельки перед зарплатой или получением пенсии,вспоминая «потерянных» из-за кризиса друзей,отодвигая на задний план желаемые покупки, путешествия – список каждый может продолжить сам), задумываемся о том, что:
-неужели мы не заслуживаем лучшей доли?
-неужели поступательное движение (развитие) человеческого общества ПРЕДПОЛАГАЕТ ухудшение качества жизни каждого из нас?
-неужели мы так и будем, подобно тому хрестоматийному ослику, бежать за морковкой, привязанной к концу палочки, не осознавая, что цель НИКОГДА не будет достигнута?
-неужели мы ХУЖЕ тех же шведов, финнов, датчан?..

Один китайский философ сказал:»Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Перефразируя эти слова, могу сказать: неважно, как называется общественно-политический строй. Важно то, чтобы людям – всем без исключения – было жить комфортно.
Предвижу возражения: мол, капитализм на то и капитализм, что он предоставляет ВСЕМ и РАВНЫЕ возможности. Не ленись – и станешь… Рокфеллером местного розлива.

Сразу же прооппонирую: а что, в тех же Франции, Англии, Швеции – все без исключения миллионеры? А, тем не менее, имеют возможность на старости лет, когда дети взрослые, подумать и о себе – путешествовать, наслажаться закатом жизни.

Да, многие из нас – хотим или не хотим – «едут с ярмарки…» И как тут не вспомнить слова героя, увы, покойного Анатолия Папанова, который в финальной сцене фильма «Холодное лето 53-го» сказал;» Пожить еще хочется…»

Я бы добавил: по-человечески…