Князь мира сего. Часть 1. Грехопадение 4

Сергей Булыгинский
4. Запасной вариант

В это утро рассвет над Эдемом не наступил. Огромная черно-фиолетовая туча, незаметно подкравшись с востока, закрыла небо. Ярость всех несостоявшихся за долгие века гроз затаилась в ней. Ни малейшего грохота или проблеска молнии, ни капли дождя не извергла она из себя, пока целиком не накрыла клочок земли, еще вчера надежно защищенный прозрачным куполом. И тогда грянул гром. Плотные струи воды с неба мгновенно превратили ручьи Эдема в мутные, сметающие все на своем пути потоки. Деревья падали, сломанные или вырванные с корнем ураганным ветром. И в оглушительном грохоте разрывали темноту молнии, как будто огненный меч в руках невидимого ангела удар за ударом разил грешное тело Земли.
Среди стад обезумевших животных, уворачиваясь от падающих деревьев, подгоняемые ударами огненного меча, бежали из гибнущего Эдема два голых беззащитных существа, в которых сейчас трудно было бы признать будущих хозяев планеты.

В лабораторию Создателя не доносились ни удары грома, ни рев ветра, но от этого картина гибели Эдема не становилась менее впечатляющей. Безмолвие лишь подчеркивало грозный смысл происходящего.

- Эксперимент окончен! - с порога заявил Анатас, с трудом сдерживая торжествующую улыбку. - Они нарушили запрет!

Если он думал застать Создателя в глубоком унынии, подавленным неудачей, то явно просчитался. Создатель стоял, глядя на разбушевавшуюся стихию, лицо его выражало решимость и готовность к действию. Казалось, это не молнии отражаются в его глазах, а наоборот, сверкание его глаз порождает мощные электрические разряды, падающие на землю. Прошли долгие минуты, прежде чем он заговорил:

- Нет, Инспектор, эксперимент не окончен. Просто основной вариант, на который я, впрочем, не особенно и рассчитывал, потерпел неудачу, и начинается реализация запасного варианта.

- Какой еще запасной вариант?! - вскричал Инспектор. - Запрет нарушен, значит, добро в сознании людей искажено. Это необратимо, следовательно, они никогда не смогут построить своего астрального тела и не обретут бессмертия!

- Да, программа эксперимента построена таким образом, что если люди сами, добровольно, откажутся от Добра и вступят на путь Зла, эксперимент прекращается. Ну, а если нарушение спровоцировано какой-либо внешней силой, более могущественной, чем они сами?
Согласитесь, Инспектор, что тогда их вина значительно меньше, значит и наказание должно быть менее суровым. Было бы несправедливо не оставить им никакого шанса. На этот случай мной и предусмотрен запасной вариант, по которому разрушение Эдема не означает бесповоротного превращения людей в смертные существа. Если система автоматического контроля устанавливает факт постороннего вмешательства, одновременно с ликвидацией защитного купола частица астрального вещества, с которой они до сих пор имели только внешнюю связь, становится частью их существа. Люди получают бессмертную душу, а вместе с ней и способность различать добро и зло. Таким образам, путь Добра остается открытым для человека, и при желании он может вернуться к нему. С этого момента все люди, сколько бы их ни родилось в будущем, получат свой шанс на вечную жизнь. Вся информация о личности человека, составляющая его индивидуальное "Я", будет копироваться на астральное вещество. Правда, люди теперь не успеют обрести бессмертие за время своей земной жизни, она слишком коротка для этого, но их души, если в них нет искажений, то есть зла, смогут и после распада физического тела накапливать астральное вещество, чтобы в будущем создать себе новое, теперь уже бессмертное, тело. Даже самый закоренелый грешник, очистивший душу перед смертью искренним раскаянием, получит бессмертие, естественно, ценой великих страданий, ведь раскаяние и означает добровольное согласие на искупление грехов.

- Но это же преступление! - воскликнул Анатас. - За это...

- Да, по вашим законам это преступление, - медленно произнес Создатель, глядя прямо в глаза Инспектору. - И совершили его вы. Да, именно вы дали людям бессмертную душу, и то, что вы не могли предвидеть последствий своего поступка, вряд ли послужит вам оправданием. Вы самовольно вмешались в работу Создателя и имели в результате весьма тяжкие, с точки зрения закона, последствия.

Подавленный тяжестью обвинения, Анатас пошатнулся и молча опустился на стул. В своих планах он учитывал возможность наказания, но не такого, которое неизбежно следует за нарушением закона с тяжкими последствиями. Сырые и мрачные лабиринты Аида, не имеющие выхода, ледяные вихри Шеола, серное пламя Геенны - все это мгновенно пронеслось перед его мысленным взором. "Ты будешь сожалеть о своем бессмертии" - Анатас слышал, что те, кому выпало несчастье быть сосланными в Миры Страданий, хорошо понимают смысл этой расхожей, и, казалось бы, пустой угрозы.

- Вы ничего не сможете доказать... - прошептал он наконец, с трудом шевеля пересохшими губами.

- Я и не собираюсь этого делать, - отвечал Создатель. - Вы ведь не станете обращаться в суд, не так ли?

Создатель был прав: совершив одно преступление, Инспектор теперь не мог не совершить другого - скрыть обнаруженное нарушение. В самом деле, кого бы суд ни признал виновным, для этого мира приговор может быть только один - немедленное уничтожение. Здесь интересы Создателя и Инспектора до определенного момента совпадали - этот мир и живущие в нем люди должны быть сохранены любой ценой. А вот дальше начинались непримиримые противоречия: Создателю нужны были бессмертные сподвижники, а Инспектору - рабы, во всем покорные его воле и, конечно же, не помышляющие ни о каком бессмертии. Анатас попал в ловушку, которую построил собственными руками, и теперь обречен на непримиримую борьбу с могучим противником, борьбу, в которой он может рассчитывать только на свои силы. Ловушка. Анатас перебрал в памяти все, что произошло с ним за последнее время и вдруг отчетливо понял, что не только все его действия , но даже мысли и чувства с того самого момента, когда он получил внеочередной вызов, были предугаданы и просчитаны Создателем. Но зачем?! К чему вся эта сложная и тонкая игра, что нужно от него Создателю? Чем скорее он выяснит это, тем больше будет у него шансов победить в предстоящей борьбе. Что ж, теперь можно спросить об этом напрямик. С вызовом глядя в глаза Созддателя, он произнес:

- Зачем  ты сделал это?  Ты  знал  все, и  мог  предотвратить... Обращение на «ты» означало,  что  маски сорваны и время взаимной вежливости прошло.

- Не мог, - покачал головой Создатель. - Я перебрал все возможности. То, что я назвал основным вариантом, не могло пройти, и ты об этом знаешь не хуже меня. Создать новых Бессмертных в тайне мне бы тоже не удалось, Контрольная Служба поставлена у вас слишком хорошо. Даже если бы я успел дать им бессмертие до того, как вы раскрыли бы мои замыслы, это обернулось бы величайшим злом для Мироздания. Не в силах разрушить астральные тела людей, вы стали бы уничтожать все миры, созданные и населенные ими. И что самое страшное, люди, не испытавшие зла в земной жизни, в результате гонений неизбежно поддались бы ему и ответили бы вам тем же. Это означало бы конец Мироздания и полную победу Хаоса. Только люди, познавшие и победившие в себе зло, могут достойно противостоять и вам, и Хаосу одновременно.

Теперь Анатас понимал, какую роль сыграл он в планах Создателя. Позволив ему осуществить задуманное, Создатель решил сразу две проблемы: ниспослал людям испытание злом и надежно обезопасил себя от дальнейших неприятностей со стороны Контрольной Службы. Вероятность сговора Инспектора с Создателем была настолько мала, что устав Контрольной Службы не предусматривал никакого контроля за деятельностью Инспектора, находящегося на вызове, до его возвращения. Анатас мог пробыть здесь сколько угодно, и никому даже в голову не придет послать сюда кого-нибудь еще. "Да кто же он такой" , - в смятении подумал Инспектор. - "Кто он, знающий все наперед и играющий судьбой не только его, Анатаса, но и всего Мироздания?" Чтобы прочитать этот невысказанный вопрос в глазах Инспекторад, вовсе не надо было быть гением.

- Ты хочешь знать, кто я такой? - задумчиво произнес Создатель. - Хорошо, я отвечу тебе. Я - начало Мироздания, его разумный дух. Когда еще не существовало ни физического вещества, ни пространства, ни самого времени, были только Хаос и я, и все астральное вещество, рассеянное ныне по Мирозданию, было моим телом. Упорядочив Хаос, создал я вещество, пространство, положил начало времени и из всего этого слепил Мироздание. Я сотворил все миры, которые вы называете Вечными, от Миров Страданий до Миров Наслаждений. Ты спросишь, зачем я создал Миры Страданий? То, что вы называете Мирами Страданий, есть на самом деле аккумуляторы астральной энергии. Творчество, как, впрочем, и наслаждения, требуют расхода астральной энергии, и в этих мирах ее запас можно восполнить. А то, что этот процесс сопровождается страданиями, есть лишь одно из проявлений Закона Высшей Справедливости, который я не смог бы отменить, если бы даже захотел, ибо на его основе построено все Мироздание.

Потом я создал себе физическое тело и прошел по всем мирам, сотворенным мной. В Мирах Страданий я накапливал творческую энергию, а Миры Наслаждений давали мне краткие мгновения невыразимого блаженства, как высшую награду за мой труд. Но я не мог дальше действовать в одиночку. Границы Мироздания расширились настолько, что я уже не успевал на всех фронтах борьбы с Хаосом. Процессы разрушения нарастали медленно, но неотвратимо, и наступил день, когда скорость распада сравнялась со скоростью творения. И тогда я создал вас, Бессмертных. Я сотворил вас по своему образу и подобию, дал вам бессмертие и могущество, почти равное моему в надежде, что вы повторите мой путь и станете рядом со мной, чтобы творить Мироздание и побеждать Хаос. Но у вас оставалась свобода выбора, эта неотъемлемая привилегия разумных существ. И как же вы ею воспользовались? Вы не захотели страданий и выбрали наслаждения. Тем самым вы отвергли свое высшее предназначение. Лишь некоторые из вас, те, кого вы называете Создателями Миров, еще на что-то способны, но как это мало по сравнению с тем, что они могли бы сделать! Бездумно тратя на наслаждения астральную энергию, вы обесценили их. Нирвану, жемчужину Мироздания, призванную дарить Бессмертным лишь одно мгновение высшего, почти непереносимого наслаждения, вы превратили в модный курорт. Это тоже проявление Закона Высшей Справедливости: чем меньше астральной энергии у Бессмертных, тем менее чувствительны они к наслаждениям, вплоть до полного пресыщения. А для Миров Страданий вы не нашли лучшего применения, чем сделать из них тюрьмы для преступников, страдания которых бесполезны, ибо только при добровольном согласии и ясном осознании цели они сопровождаются накоплением астральной энергии. И теперь всех вас ждет бесславный конец. Когда вы растратите всю энергию, ваши астральные тела распадутся, и вы канете в небытие. Это даже не будет для вас трагедией: пресыщенные наслаждениями, вы и сами не захотите жить дальше. Но я не могу больше ждать, Хаос наступает на Мироздание. Никто из Бессмертных уже не помнит, что когда-то Вечные Миры были населены живыми существами. Все они, от эльфов Валгаллы до огнедышащих драконов Геенны, вымерли, хотя были куда долговечнее творений ваших Создателей Миров. Мертвая материя более устойчива к распаду, но и ее со временем поглотит Хаос, если этому не противодействовать. Одному мне с Хаосом не справиться, слишком много астрального вещества я затратил на создание Бессмертных. Вот почему я, не дожидаясь вашего естественного конца, предпринял новую попытку создать тех, кем не захотели стать вы - воинство Добра, победителей Хаоса. Я дал им гораздо меньше, чем вам, они сами должны будут заработать себе бессмертие, и, надеюсь, будут больше ценить его.

Еще совсем недавно Анатас не поверил бы ни единому слову Создателя. Вообще-то среди Бессмертных ходили легенды о Начале Времен, о Создателе Мироздания, так называемом Боге, но ведь об этих временах, о которых даже в памяти не сохранилось следов, не говоря уже о каких-либо материальных свидетельствах, можно сочинять что угодно! И разве наука не доказала давным-давно, что Мироздание, а вместе с ним и Бессмертные существовали всегда и будут существовать вечно? Любой Бессмертный расхохотался бы в лицо тому, кто осмелился бы всерьез рассуждать о начале и конце Мирозддания. Но близкое знакомство с Создателем и его творениями в корне перевернули представления Инспектора, и теперь он твердо знал: все, что сказал Создатель - истинная правда.

Создатель посмотрел на Инспектора долгим взглядом и продолжал:
- Однажды вы, Бессмертные, уже сделали свой выбор. Тебе, единственному из всех, я предоставляю такую возможность во второй раз. Приди ко мне, стань моим учеником и сподвижником. Не скрою, это будет для тебя путь великих страданий. Нет муки страшнее, чем неудовлетворенная жажда власти. Создав Бессмертных, я сам добровольно отказался от власти над Мирозданием, принадлежавшей мне по праву, и, поверь, это было самым трудным для меня решением. Зато, преодолев свою страсть, ты обретешь могущество и станешь величайшим Творцом, может быть, равным мне.

- А если я откажусь? - спросил Анатас, пытаясь прочитать в глазах Создателя свое будущее.

- Тогда ты обречен на непримиримую войну со мной, и полем этой битвы будут души людей. Многих, очень многих подчинишь ты себе, но никогда твоя власть не будет полной, ибо ты будешь знать, что любой из них даже в самый последний миг своей жизни может разорвать твои цепи и прийти ко мне. И все же силы зла будут нарастать, ведь у тебя будет могущественный союзник - инстинкты, унаследованные человеком от предков. Даже те, кто, подобно животным, будут слышать лишь голос своей плоти, оставаясь глухими как к добру, так и ко злу, неизбежно будут ущемлять интересы других, удовлетворяя свои потребности. Это породит у ущемленных зависть, ненависть, жажду мести, которые, обратившись в действия, вызовут ответные чувства того же рода, и начнется цепная реакция зла. Но ведь и я не оставлю людей, буду говорить с ними через их пророков, убеждая в необходимости любви, прощения и сострадания. Многие, верные моим заветам, придут ко мне и спасутся. Они-то и будут моим воинством Добра, и когда наступит час последней, решающей битвы между Добром и Злом, вся эта сила выступит против тебя. Зло будет побеждено и на этом окончится земной период жизни человечества. Наступит эра Бессмертия, человек выйдет за пределы этого мира, чтобы исполнить свое предназначение, и ни ты, ни другие Бессмертные уже не смогут помешать ему.

- Ты настолько уверен в победе, что даже не допускаешь возможности другого исхода? - с вызовом спросил Анатас.

- Нет, отчего же? Изволь, я готов рассмотреть и такой вариант. Если к моменту решающего сражения человечество успеет достигнуть высокого технического уровня и люди, обладающие самым мощным оружием, окажутся в твоей власти, нам, возможно, придется отступить. Земное существование людей продолжится, но уже без всякой надежды на бессмертие. Ты получишь то, о чем мечтал - полную, абсолютную власть. Благодаря своим техническим достижениям люди все равно выйдут за пределы этого мира. Подверженные смерти, но зато отлично вооруженные отряды твоих подданных быстро завоюют все Мироздание, и Бессмертные, давно остановившиеся в техническом развитии, не смогут оказать им достойного сопротивления. Парадокс в том, что с этого момента именно тебе придется решать задачу, которая пока лежит на моих плечах - бороться с разрушительной силой зла. И эта ноша окажется для тебя непосильной. Лишенные астрального тела, люди не смогут создавать новые миры и, расселившись по Мирозданию, начнут делить уже существующие. Это неизбежно приведет к вооруженным конфликтам между ними, особенно когда они доберутся до Миров Наслаждений. В этой войне всех против всех не будет победителей. Миры будут лопаться, как мыльные пузыри, пространство и время будут скручены и разорваны. Ты будешь носиться из конца в конец Мироздания, пытаясь остановить этот вихрь разрушения и не успевая нигде. Все кончится очень быстро, и лишь бесплотные духи Бессмертных будут метаться на оставшихся клочках пространства, не находя материала для воплощения, пока их не поглотит Хаос. И только ты, единственный из Бессмертных, будешь знать, что где-то там, за наступающей стеной небытия, в другом пространстве и времени уже строится новое Мироздание, в котором вам не будет места.

Создатель помолчал несколько мгновений, как будто вспоминая что-то, потом сказал:
- Теперь ты знаешь все, Анатас. Остается добавить только одно. Я не случайно выбрал тебя для исполнения моего замысла. Ты был лучшим из сотворенных мной. Я дал тебе ума и таланта больше, чем другим. Ты последним покинул меня, и твое отречение было для меня самым тяжелым ударом. Потому я и дал тебе еще один шанс. Итак, выбирай - да или нет?
Наступило долгое молчание. Создатель глядел на застывшую, будто высеченную из черного камня фигуру Инспектора, и глубокая печаль была в его взгляде. Заранее зная ответ, он вопреки самому себе не хотел оставлять надежды, которой не суждено было сбыться. Лицо Анатаса ничем не выражало той бури мыслей и чувств, которая бушевала в нем. Его личная судьба лежала сейчас на одних весах с судьбой человечества и всего Мироздания. Если отбросить страдания, которых на обеих чашах весов было предостаточно, то на одной чаше лежала бесконечная жизнь, полная борьбы и творчества, а на другой - призрачный, неверный шанс. Но этот шанс был - на власть над Мирозданием. Пусть даже на краткий миг, за которым - небытие.

Анатас встал. Глаза его сверкнули багровым огнем, и сквозь плотно сжатые губы вырвалось одно-единственное слово:
- Нет!

* * *

- Адам, здесь так страшно! Я хочу назад, в Эдем!
- Эдема больше нет, Ева, и придется нам с этим смириться. Но ты не бойся, я сумею тебя защитить, хотя и не стоило бы после того, что ты натворила.
- Я не виновата, это все тот проклятый змей, Анатас.
- Не произноси никогда вслух его имени, а не то он услышит и придет снова.
- А как же мы будем проклинать его? Я придумала: давай произносить его имя наоборот, он и не узнает.
- Наоборот? Са-та-на. Ну хорошо, пусть будет Сатана.
- А почему Он больше не говорит с нами? Неужели наша вина так велика, что Он покинул нас навсегда?
- Нет, Ева, Он говорит и сейчас, просто Его голос теперь внутри нас. Он очень тихий, его надо уметь слушать. Если мы не разучимся слушаться Его голоса, как бы трудно нам ни пришлось, Он не покинет нас, я знаю. Кстати, я теперь знаю и кое-что еще...
- И что же это?
- Я знаю, зачем Он сделал нас разными.
- До тебя всегда так долго доходит... Я знаю это с той минуты, как откусила яблоко.
- А почему мне не сказала?
- Я... я боялась, что ты набросишься на меня, как зверь.
- И правильно боялась.  Именно так я и сделаю. Вот только выгоню из пещеры этого, саблезубого...

продолжение http://www.proza.ru/2010/01/17/546