Узел на побережье

Владимир Шелехов
               

         Каждая из компрессорных станций--- это своего рода небольшое, но энергоёмкое предприятие. Их идентификация по номерам, например, 2, 4, 20 и тому подобное ничего не говорит о количестве, поскольку одни из них уже отработали своё по факту истощения пластов, а другие номера относятся к ещё нереализованным проектам. У каждой из этих станций расположена мощная электрическая подстанция с трансформаторами, а всё пространство между ними будто бы расчерчено системой ЛЭП. Поэтому, имея ввиду доминирующую роль электрохимической коррозии в разрушении труб, приходилось, по крайней мере, пытаться оценить значение реально наводимых электромагнитных полей. В том, что они оказывали влияние сомнений не было, но когда ты, сидя на трубе верхом, ощущаешь тепло и дрожь от сжатого потока движущегося внутри газа, а сам между тем скоблишь её поверхность в точке будущего замера толщины стенки, никакие «гадания на кофейной гуще» не кажутся столь уж авторитетными. Только со временем приходишь к выводу, что именно всеобщее смятение душ и предопределило предпочтение гаданиям строгие инструментальные замеры, а волей случая именно тебе здесь и сейчас надлежит получить свидетельства в пользу безопасности.
    Уточню:----«…сидя на трубе…»--- отнюдь не метафора. Непосредственно на станциях так случалось частенько. Но что до работы на узле, то, не побывав там, никогда нельзя было сказать как к его трубам можно будет подступиться со своим щупом ультразвукового дефектоскопа. Сказанное в полной мере справедливо и в отношении узла на побережье озера.
     Выезд на этот узел пришёлся на холодные уже дни осени. Причина же в том, что сделанные в позапрошлый полевой сезон Курбаном  замеры  никак не согласовывались с результатами анализа общей динамики износа труб, учитывавшего и прошедшее лето. По его данным узел должен был взорваться еще в минувшее лето или, крайний срок, прошедшей зимой. Вероятно сам Курбан в тот же день, когда впервые провёл там замеры, проговорился о прогнозе друзьям по Нижневартовску. Судить о этом можно было благодаря тому, что этот, весьма-таки отдалённый узел, никак не мог быть привлекательным для организации свалки. Тем не менее  вокруг, подковой тянулся ряд мусорных куч ни одна из которых не была большей чем это могла позволить грузоподъёмность  машины,  но для всех общим было равное удаление от узла с трубами. Ясно, что приезжали сюда ради осмотра узла, а мусор вываливали попутно. Ясно и то, что каждый визит ответственное лицо испытывало, скажем, тревогу, поскольку никогда автомашина не приближалась к трубам  ближе  чем на пятьдесят метров, хотя плоский как стол берег не чинил никаких препятствий.  И в этот визит история повторилась. В просторной кабине ЗИЛа мы с Курбаном  с комфортом  добрались до места. Оживлённый в начале водитель, по мере приближения к узлу терял разговорчивость. Отметив это уже в дороге, сий факт я списал тогда просто на дорожные условия --- ближе к узлу о её существовании говорила только разбитая и грязная колея. Но собственно на раскидистом берегу при желании к узлу можно было подъехать хоть кругами. Тем не менее для водителя, вероятно, история повторилась. Не доехав до труб метров пятьдесят, он остановился. Когда  мы, захватив мятое ведро, добрались до места и оглянулись назад, он закрывал задний борт. Минуту спустя он, забросив в кузов метёлку, развернулся и был таков.   
       Потребовалось некоторое время на подготовку приборов и обсуждение тактики работы. Сложность состояла в том, что большая часть труб каждой ветки находилась у поверхности земли в затопленном состоянии. Грунт вокруг них был выбран --- замеры то проводили не в первый раз --- и из набравшейся туда воды выглядывала только самая малость кривой поверхности. Проследовав за ней взглядом, оставалось удостовериться, что с одной стороны трубы через метр-полтора исчезали из вида, а с другой --- вертикально поднимались с тем, чтобы образовать компенсационное колено. Хотя измерительные головки позволяли проводить и подводные измерения, проблему создавала необходимость тщательной координатной разметки поверхности. Пока один из нас занимался измерениями на доступных участках, второму приходилось очень энергично работать ведром, откачивая и воду и жидкую грязь. Втянувшись в работу, мы и забыли о договорённости не наступать и даже не опираться на трубы. Чувство облегчения пришло позже, когда, ожидая машину, мы проанализировали таблицы с данными замеров.
Угрозы взрыва не существовало, и реальной опасность могла стать только спустя ещё два-три года. И так ли важно были ли вызваны опасения небрежностью в прошлых замерах, или сам Курбан решился дать прогноз без учёта высоких достоинств материала труб.