Про поэтический слух

Наталия Сидо
Когда у человека нет музыкального слуха, так и говорят: «Медведь на ухо наступил». И сразу все понятно. Нет слуха, музыкального. И ведь что интересно – никто в обморок не падает, никто в ужас не приходит. Нет, так нет.
Не знаю, на что мне медведь, или еще какой другой зверь, наступил, но нет у меня слуха поэтического. Вот не умею стихи читать, понимать, чувствовать. Не дано.  Но вот, когда честно сама об этом говорю, сразу слышу: «Как же так можно?», «Это невозможно!» «Как ты живешь?»…
Вот так и живу с этим,  точнее без него, отдавленного кем-то где-то когда-то… Грустно, конечно. Понимаю, что это непонимание именно меня лишает такого прекрасного пласта культуры, мира чувств и обобщений, размышлений и выводов. Но вот так сложилось. Возможно, закон присутствия или отсутствия срабатывает в моем случае: «если что где прибудет, в другом месте убудет». Со мной, видимо, именно так и получилось. Педагоги в музыкальной школе все восхищались и поражались чувству ритма, которое у меня обнаруживали. Я удивлялась, чему они удивляются. Что такого особенного находят? Долго думала, что все так ритм ощущают. Но так я им так поверила,  что  три года к поступлению в музыкальное училище на дирижерское отделение готовилась. Редкий дар, как педагоги говорили,  надо было по назначению использовать. В 14-16 лет по пять-шесть часов в день  за инструментом сидела. Так очень важную часть юношеского опыта за гаммами и этюдами пропустила.  Потом в один день сказала и себе, и им: «Не хочу. Не мое это». Мне тогда тоже влюбляться хотелось. И рыдать, как мои подружки, над стихами хотелось. Да в тетрадочки их переписывать…
Но что-то отвлеклась… Я же про поэтический слух писать начала… Точнее про его отсутствие. А еще про то, что вот с чувством  ритма у меня явный излишек образовался, вот точно за счет слуха поэтического. На музыкальный не повлияло это как-то. И вот действительно, что интересно: вот просто стихотворение читаю, спотыкаюсь, не могу в ритм попасть, смысл теряю из-за этого. А вот когда на стихи мелодию написали, то все сразу понятно, замечательно, волнительно… В песне смыл и красоту  стихов сразу улавливаю… Если они там есть, конечно.
К чему все это пишу, спросите? Да к тому, что неловко мне. Здесь так много людей, пишущих стихи, так много стихотворений опубликовано, а я  редко когда пробую читать. Не потому что не хочу, а потому, что не умею. Вот не дано мне это. И не лень мне мешает.  (С ней я давно научилась договариваться. Мы с ней дружим). А вот именно отсутствие дара читателя стихотворных форм. Это ведь тоже талант надо иметь, чтобы уметь читать и понимать, что другие пишут. Музыку ведь далеко не каждый услышать может.  Вот не дан слух человеку. Лишили его за что-то такого умения. Вот и со стихами такое бывает. И меня за что-то лишили. Или для чего-то другого... Наверное, многим из пишущих стихи такое даже и представить трудно. Как мне когда-то не умеющих  уловить  ритм  тоже было трудно понять…
А пишу к тому, чтобы многим из тех, кто пишет стихи и с кем я стала общаться, объяснить – это не равнодушие мое отводит меня от прочтения ваших произведений. Это моя поэтическая глухота лишает меня возможности приобщиться к этой грани вашего творчества. Я прекрасно понимаю, что Вы и без моих чтений и рецензий будете дальше писать,   получать радость от  своего творческого состояния и удовольствие от понимания  другими вами написанного. Жаль, что я не умею участвовать в этом. Очень жаль… Ну, нет у меня поэтического слуха. Кто-то куда-то наступил…

Пойду послушаю Шопена. Первый концерт для фортепиано с оркестром. Чтобы не очень расстраиваться. Или точнее так: если уж грустить, то под красивую, чарующую музыку… Которую умею слышать и понимать.