Алмакцы в Салатавии

Гаджимагомед Гаджимагомедов 2
 «АЛМАКЦЫ в САЛАТАВИИ».
«Из тьмы веков,  самое ценное от патриотов для потомков об Алмаке: о его прошлом, о настоящем и во имя будущего».
«Когда умирает человек, прекращаются труды его, кроме трех: благие дела, которые продолжаются; знания, от которых польза всем; и праведные потомки, которые молятся за него»…
                «Ибо народ, знающий свои корни и свою историю, стоит               
                выше, чем народ, пребывающий в неведении». \Академик               
                АН Азербайджанской ССР, Э.М. Буниятов, август 1986 г.\.

Куда записать - зав. ОТФ к\х им. 25 Октября Тупаев Магомедсайгид Тупаевич, был приглашен в ВДНХ, награжден серебряной медалью, выдано свидетельство о почетном члене ВДНХ.

 1. Аббас-Кули-Ага Бакиханов «Гюлистан-и-Ирам», Издательство «Эльм», стр. 80-81, Баку 1991г.
Теперь послушаем рассказы дагестанских народов, сохранившиеся в древних записях и преданиях, сверенных большею частью с эпиграфическими памятниками с надписями.
Эмир Теймур, покорив кумыков, живших между Тереком и Сулаком, \в 1396 году –Г.Г.Р.\ прошел по земле Мичикич, \через земли чеченцев-Г.Г.Р.\ на город Алмак \ныне деревня в Салавтавском округе\,  который имел семь тысяч домов, а ныне здесь всего сто домов.  Он взял город после сильного сопротивления и разорил его. Оттуда по хребту Салатавских гор, который поныне называют Теймур-шах-йолу \дорога Теймура\, он подошел к укрепленным селениям Берк-Тоу, Алха-Тоу, Чубан-Тоу и Батмук \развалины которых существуют и поныне\.

2. Хайрудинил вас Мух1амадкамиль. Алмахъалдаса Г1амирг1али-х1ажил мавлид, с.Дылым, 1998г.
Алмахъ росу 1930 соназ машгьураб бук1ана г1емерал х1ажизабазул росу х1исабалда. Гьезда бищунго лъай бугевлъун рик1к1унев вук1ана мунагьал чураяв Г1амирг1али-х1ажи…

3.

4. Ю.Дадаев, По тропам Шамилевских сражений, Изд. «Юпитер», г.Махачкала, 1997г., с.222-231.
В книге Ю.Дадаева «По тропам шамилевских сражений» записано, что небольшая часть алмакцев спустившись к речке, сумела укрыться в лесах на левом берегу реки Сулак \вместо Акташ\.

5. Ю.Дадаев, Ах1улгох1-дир рек1ел бух1и, Изд. «Юпитер», Мах1ачхъала, 1998 с.4, 8,12, 291.
Дибир Мух1амадов, профессор, Шамилил имамасул фондалъул правлениялъул председатель: -Нилъ ч1ух1изе бегьула гьединал г1адамаздаса ва пайдаяб ишалъулъ гьезие кумек гьабизе ккола нилъеца. Гьезул цевехъанасул таж лъезе бегьула гьел гьайбатал х1аракатчаг1азул цояв, г1алимчи ва к1удияв муг1алим Б.Х1ажиевасда т1ад. Гьеб рахъалъ гьединго г1емераб х1алт1и гьабуна ва гьабулеб буго: Генуса Абакаров Г1абдурах1маница, Г1ашильт1аса Мух1амадов Халидица, Ч1иркъат1аса Шахмирзаев Къурбанх1ажияс, Гертмаялдаса Дадаев Мух1амадица, Кудалиса Давудов Ах1мадкъадица, Аргъваниса Сайгидинов Шигьабудиница, Т1алакьа Ахбердиев Ахбердица, Дилималдаса Дадаев Мух1амадица ва цогидазги…
Гьезде т1аде дицца журалаан «Шамил имам Ах1улгох1алда» абураб т1ехь хъварав Г1ашильт1аса Батулил Мух1амадил, «Генуб росу» т1охьол автор, Генуса Ибрагьимов Ах1маднабил, Юсуп Дадаевасе кумек гьабурал гьесул вацг1алзаби Мух1амад-Апандил ва Х1асанилги ц1арал.

«Ниж реццуге, реццуге,
Рецце нилъер кьураби
Кьвари, лебаллъи, гьунар
Гьездасан щвараб бугин.
Дозда т1ад парпадулел
Ц1умазул бице дуцца,
Дозул роржен бук1анин
Нижее даим мисал.. \Расул Х1амзатов\.



Ц1адаса Х1амзатил назмуял
…Гьанже Шамилил шавкат
Шагьаразда г1унт1идал,
Г1асиял аскаралгун
Салдар къват1ив вахъуна.
Нахъаса къот1и гьеч1еб
Къуваталде мугъги ч1ван,
Ч1ик1аб росу босизе
Масъала цебе лъола.
Салатавалъул агьлу,
Тушман т1аде щвелелде,
Шамилица цадахъго
Къват1иб лъугьинабула.
Гьесда данде къеркьезе
Къуват г1ураб гьеч1елъул,
Гьалмагъзабигун имам
Алмахъалде гочуна.
Ч1ик1аб шагьар бух1ула,
Х1урлъун щущазабула,
Салатавалъул кверщел,
Тушманасухъе ккола…

      6.

     7. Киха- наиб \ в оригинале его имя написано со всеми огласовками\, чечен- Геха, у ингуш. – Гиха; в Урус-Мартановском районе есть селение Гехи \чечен Гих1та\. В русских источниках он упоминается как Гяхо \см.газ «Кавказ». Тифлис. 1872. №101\; он был наибом Ичкерии с резиденцией в селении Беной \чечен. Бена, авар Баян, ныне центр Ножаюртовского района\. Впоследствии смешен и на его место был назначен Уммалат из селения Алмак \ныне в Казбекосвком арйоне \м. Тазкират, л.78 а\. Наиб Геха в донесениях командования «Левого фланга» царской армии в последний раз упоминается 27 апреля 1852 г. \сообщение о массовом переходе жителей ичкерийских селений Мазлыгаш и Гурдали \см: АКАК. 1885, т.Х, с.538\.

      8.

      9.

     10. Так, А.Алиев в  «Хромой, великий и ужасный» указывается, что …
    
    11. \Г.Г.Р.\: Мюрид Шамиля Умалат из Алмахъа - Наиб Шамиля – судебный исполнитель алмакец \Г.Салманил прадед\, в книге «80 лет Прокуратуре РД», 
      Коран, подаренный Уммалхату имамом Шамилем хранился у Темирхановых, а затем в настоящее время у Омарова Исы в с. Карланюрт.

      12. А.Г1умаров в «Сериралъул нек1сияб тахшагьар», ссылаясь на Мух1амад Абави Акташи
А ведь река Акташ берет начало в горах, соседствующих с селением Алмак.
Другое. В селении Алмак имеются жители, у которых фамилия Абаев.
     Вот я все думаю, 1395г. – год падения города…\название  пока не знает никто\ и рождения Алмака.  Что следует отметить – падение или рождение?

     13. Абдурахман из Гази-Кумуха в «Книга воспоминаний Саййида Абдурахмана, сына устаза шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни» пишет.
Наибов, которых здесь перечислил, я видел своими глазами несколько раз и сам знал об их положении. Так в вилайате Ичкери первоначально имамом был Киха из Арсени – Ичкерии. Затем он был смещен, а на его место встал Умалат, ученый из Алмака. Он был красноречив, остроумен, крепкого сложения, жесткий к врагам, справедливый к народу, за что его имам и любил. Потом его отправили наибом в другое место, вместо него в Ичкерии был назначен Идиль.
   
 14. Абдурахман из Газикумуха: -«Такие же храбрые люди жители общества Ичкерия, Нахбак, если их возглавляет человек решительный.   

15.
В книге Гюлистан-и Ирам  Аббас-кули Бакиханова имеется вот такое
Шейх Абу-Муслим из Дербента \халат и сабля его до сих пор хранятся в с. Хунзах\
выдал за Дервиш-ал \из Ахты\ свою сестру Умм ал Му'минат и отправил его с
войском для истребления Самсама и хазаров.            



16.
 Ах1мадзиявудинил Т1агьирил «Ч1ик1аб» абураб т1ехьалда мекъса ккун хъван
буго имам Шамилил наиб Умалат вук1ун вугила Харачой росулъа чачанав. Гьес чанги шарг1алъул судалъул х1укмуялда рекъон имамасе хилиплъарал чачаназул бут1рул къот1ун ругила. Гьединлъидал живго Гъуниве иналде имам Шамилица Умалатида абун бугила мун яшав гьабизе цо маг1арул росулъе айин, гьанив мун чачанаца тезе гьеч1ин. Гьес т1аса бищун бугила Алмахъ росу, ва жиндирго хут1араб г1умру гьениб т1амун бугила. Гьесул 4 ясги рукъалде алмахъазе ун йигила. Умалатил наслуялъул г1адамал ругила Ч1ик1ар, гьезда ч1ик1асеца алмахъалин абулила. Умалатил хобги алмахъалда бугин абулила. Лъик1 бук1инаанила Ч1ик1ар ругел гьесул тухумалъул г1адамаз хоб балагьани, ва гьеб къач1аниян.

      16.Чичагова М.Н. в «Шамиль на Кавказе и России»:  - «В 1842 году экспедиция генерала Граббе в Ичкерию причинила нам большие потери. В 1843 году, пользуясь недостаточностью наших войск, Шамиль собрался вытеснить нас из Аварии. В августе он собрал у Дылыма значительное войско; сделал менее чем в сутки переход в 70 верст, явился перед Унцукулем, занятым одною ротою и тремя орудиями. 28.08.1843 года  полковник Веселицкий подошел к атакованному селению, но слабый отряд его был истреблен мюридами. Веселицкий был с 10 нашими офицерами попался в плен горцам».
«В 1845 году главнокомандующий князь Воронцов двинулся  с трех сторон внутрь Дагестана и остановился в с.Буртунай. …06.07.1845 г. главнокомандующий выступил с сильным отрядом к Дарго.
-…Узнав о приближении наших войск, Шамиль выступил в селение Алмахъ со всеми наибами и со всем войском. Он сказал наибам: «Главнокомандующий идет на нас со всеми силами Кавказа. Цель его или истребить нас, или заключить с нами мир. Знайте, что если кто-нибудь из вас будет просить меня помириться с русскими, то я убью того». Эти слова Шамиль подтвердил клятвою. Все наибы поклялись, что будут сражаться. Жителям Дарго он велел выселиться в Чечню. Кровавый бой продолжался четыре дня. Шамиль, видя своих мюридов выбитыми из таких местностей, которые и без обороны считались неприступными, не отважился оборонять Дарго. Он ушел в окрестности леса и горы, занял пути в Анди».

17.
18.
19.

 20.  Г-А.Д.Даниялов «Имам Шамиль», АОЗТ»ИПО «Юпитер», Махачкала, 1996 г., с.40, 66, 73,79, 84, 116
-Жители Гумбет и Салатау были основными помощниками Шамиля и могли предоставить ему безопасное укрытие в случае успешной атаки Ахульго русскими.
-Людей особенно преданных ему, отличающихся умом, храбростью, военными способностями и приверженностью шариату, Шамиль назначал наибами, возводя их в высшую ступень гражданской и военной власти; кроме того, жаловал различными чинами и орденами.
-Высокий пост наиба могут занять только люди истинно храбрые и мужественные.
-Съезды были созваны в 1841 г. в Дарго, в октябре 1845 г. три дня в с. Алмахе \ошибочно записано Аммахе\, в 1848 г. в с.Анди, в 1851 г. в с. Ругудже, в 1858 г. – в Шали и в 1859 г. – в Хунзахе. На этих съездах рассматривались административно-политические вопросы, система управления имаматством, налоговые и земельные вопросы, заслушивались сообщения о положении дел на местах.

       23.Ш.М. Мансуров Салатавия, Издат. «Юпитер», г.Махачкала, 1995 г., с.18, 145.   
Отдохнув на хуторе артлухцев, мюриды к утру прибыли в с.Алмак, но и здесь не стали задерживаться, чтобы жители этого села не потерпели какого-либо ущерба по причине того, что Шамиль останавливался у них.
Во время совершения омовения вблизи села мюридов догнали мулла алмакцев с почетными представителями джамаата, которые очень просили Шамиля, чтобы мюриды вернулись в их селение. Объяснения Шамиля не повлияли на алмакцев, которые поклялись, что не отпустят мюридов, не оказав им «алмакского гостеприимства», если даже из-за этого их живыми бросят в огонь Ада. Тогда Шамиль сказал, что они останутся здесь у воды. Алмакцы оказали мюридам самое лучшее гостеприимство, накормили их, дали продуктов на запас, заставили их поспать  до обеда под охраной, затем проводили Шамиля и его сподвижников в Чечню. Это были критические дни для Шамиля, когда от него отвернулись многие его сподвижники \24\.

-В 1843 г. Шамиль предпринял широкое наступление против царских войск в Аварии. В августе 1843 г., когда в Дагестане заканчивались полевые работы, Шамиль перешел в наступление и выехал из Дарго в Дылым, где собрал до 10000 воинов. 27 августа Шамиль выступил из Дылыма. Сделав в сутки переход в 70 верст, он появился перед Унцукулем и наказал жителей за предательство, после чего Шамиль имел необычайный успех в дальнейших действиях.

     -Командование колониальными войсками решило нанести удар по некоторым селам Салатавии, которые вышли из повиновения и, в первую очередь по Буртунаю. Жители Буртуная, узнав о намерениях командования и увидев безвыходность своего положения, послали своих почетных представителей в лагерь командования и заявили о готовности соблюдать все обязательства. Получив таким образом прощение, буртунаевцам  разрешили вернуться по домам. После этих событий военным журналом было написано: «Салатавские села были спокойны и повиновались установленным над ними властям, только село Алмак не думало покориться. Алмакцы не думали исполнять требования военного командования, спокойно принимали у себя мюридов. В последний раз алмакцы приняли Абакар-Дибира Гумбетовского с конной партией из салатавцев и гумбетовцев, которые прибыли в Салатавию с целью нанести колониальным войскам вред. Кроме всего, алмакцы готовили запасные убежища в недоступных местах.
     Желая наказать алмакцев и заставить их покориться, подполк. Корганов в ночь с 13 на 14 июня 1841 года выступил из лагеря при урочище Чатыр-Курган с отрядом и к 5 часам утра 14 числа приблизился к Алмаку. Жители заметили отряд только на подходе, потому выслали навстречу отряду своих представителей для переговоров с изъявлением покорности. Одновременно стали готовиться к встрече неприятеля, выводить из села женщин и детей, имущество и скот и т.д. Корганов заметил переполох в селе и догадался, что речь идет о выигрыше времени; переговоры затевают лишь бы задержать войска, чтобы успеть выбраться из села в лес. Оценив обстановку, Корганов без остановки двинул отряд на штурм Алмака. Вначале, обстреляв позиции алмакцев артиллерийским огнем, в село ворвались милиция и пехота. Расстреливая в упор картечью и пулями, они выбили защитников мз укреплений. Алмакцы, упорно отстаивая каждый дом, каждое укрепление, сражались героически, но силы были неравны и защитники, унося с собой убитых и раненых, оставили село и рассеялись по лесам. Корганов своем отчете корпусному командиру писал: - «Алмакцы понесли большие потери, в тот день был убит и Гаджи – один из почетнейших лиц всей Салатавии, у которого в доме всегда останавливался Шамиль». Село было отдано на разграбление, а затем уничтожено до основания.
     Через две недели Корганов получил сведения, что алмакцы вновь поселились за рекой Акташ. Решил выжить их оттуда и захватить их скот. С этой целью 4-го июля в 21 час отряд выступил и в 3 часа по полуночи занял разрушенный им же безлюдный Алмак. Оставив здесь для обеспечения обратной переправы через реку Акташ роту егерей и одно орудие с поручиком Дыдымовым, Корганов двинулся к подошве лесистой, горы, где проживали алмакцы в довольно прочно устроенных шалашах. Алмакцы никак не ожидали такого дерзкого повторного нападения за такой короткий период. Притом боеспособная часть населения находилась в отряде Шамиля. Несмотря на это,  алмакцы все, в том числе и женщины, вышли сражаться с врагом. Против превосходящих сил регулярной армии, навстречу картечным залпам вышли простые жители села, готовые сражаться до последнего вздоха. Однако руководством джамаата было принято решение сохранить население с наименьшими потерями и отступить. Конный отряд бросился в погоню за стадами овец и рогатого скота. Изрубив пастухов, милиция захватила около 5000 баранов и 80 голов крупно рогатого скота. Между тем Корганов отправил сводный отряд для разорения поселения. Алмакцы не были готовы к такому нападению, все произошло так неожиданно и быстро, что жителям пришлось все бросить и поспешно уходить. В результате участникам этой карательной экспедиции досталось не только имущество, но и много денег, оставленных в сундуках жителями. После уничтожения жилищ Корганов начал отступать. Горцы,  в свою очередь, пытались перерезать дорогу отряду и окружить их. Большие усилия потребовались отряду пройти эти опасные пункты. Соседи стали приходить на помощь алмакцам. Озлобленные разорением, горцы яростно бросались с шашками и врукопашную; только орудийные залпы помогли русским отбиться от нападавших горцев. Алмакцы преследовали отряд целый день до самого Буртуная. Последний, самый дерзкий налет был сделан горцами уже у Буртуная, когда русские войска расположились на ночлег. На следующий день отряд вернулся на Чатыр-Курган. Командир отряда Корганов написал в рапорте на имя ген. Головина: - «Алмакцы доведены до крайней нищеты, и непокорным деревням в их лице дан горький урок».
…-31 августа 1845 г. более 10 батальонов пехоты с отрядом казаков и милиции при 14 орудиях выступили из Чиркея.
Отряд Пассека расположился лагерем у Старого Буртуная и намерен был совершить поход в Новый Буртунай и Алмак. Чтобы ознакомиться с местностью при Алмаке, а также узнать о силах горцев, расположенных на Мичикале, ген. Пассек 17 сентября 1845 года с отрядом двинулся за Новый Буртунай. Осмотрев местность, генерал сделал распоряжение к отступлению. В это время горцы со стороны Гумбета и алмакцы из леса напали на вражеский отряд и начали тестнить казаков. Ген. Пассек срочно выдвинул артиллерию вперед и картечью сумел остановить горцев.
Таким образом победитель самого Наполеона потерпел катастрофическое поражение от Имама Дагестана и Чечни Шамиля и благодаря случая спасся от полного уничтожения
     -В октябре 1845 года в Салатавию прибыл Шамиль, сюда же стали собираться все его наибы, ученые и почетные люди, представители всех населенных пунктов, весь цвет Дагестана и Чечни. В знак благодарности и уважения за преданность салатавцев и вклад в борьбу за независимость Шамиль решил созвать съезд наибов, алимов и других представителей имамата в Алмаке, который длился три дня \17-20 октября 1845 – Г.Г.Р.\, на котором были решены наиболее важные вопросы, приняты законы, определена стратегия дальнейшей борьбы и произведены некоторые изменения в администрации имамата в связи с тем, что погибли некоторые наибы, полководцы и другие ученые люди.

23.Г1умарасх1аб Гъазиев «г1умру, Мун макьилъиш дида бихьараб?, г. «Х1акъикъат»,№ 39-42, 57-60, 123-126 с.. 27,03.04 с., 29.04.04, с.4.5, 02.07.04 с..
Г1адамал ругеб щибаб отаралда 1929 соналда рагьана ликпунктал. Гьел рагьана Чорто, Гъваниг, Гъайли, Гогочхотай, Ц1армат, Ханидукъ, Чуричуризо, Гъварданракьан, Барзу, Хъванк1, Цебеотар.
Алмахъалда 1941 соналда 4 колхоз. Сталинил ц1аралда бугеб колхозалъул парторг Г1. Гъазиев. 
Г.Г.Р.: «Дадаев М. рассказал,  что в Алмаке 46 хуторов \отар\ было.

24.Мухаммед-Тахир аль Карахи, «Блеск Дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах, часть 1, М. 1990 г., с.86.
Ночью мюриды вышли с того хутора и шли, пока не достигли селения алмакцев \алмахал\ и к утру, когда их муэдзин призывал к молитве. Мюриды, однако, сразу вышли из Алмака, прячась и не сообщив никому, чтобы люди его не претерпели какого-либо ущерба со стороны своих преступных соседей из близлежащих больших селений по причине того, что Шамиль останавливался у них. Около воды мюриды остановились для совершения ритуального омовения, и тут торопливо подбежали: мулла алмакцев, а также их знать и простонародье. Алмакцы повисли на Шамиле и попросили, чтобы мюриды вернулись в их селение, посидели и отведали алмакского гостеприимства. Тогда Шамиль был вынужден объяснить алмакцам причину, по которой мюриды не стали останавливаться в их селении. Алмакцы, однако, поклялись, что не отпустят мюридов, не оказав им гостеприимства, если даже из-за этого их живыми бросят в огонь Ада. Тут Шамиль сказал: «Ну, если уж так, то мы остановимся вот здесь», и тогда алмакцы принесли один-еду, другой-другое и так, пока не оказали мюридам самое лучшее гостеприимство , пока не накормили их вкуснейшими и сладчайшими блюдами. Алмакцы дали им этого и на запас, заставили их под охраной поспать до обеда и лишь затем ушли назад.

Г.Г.Р.: «Дылымцы Анас и его брат говорят, что когда уходили из Алмака в 1839 г. 30 августа, имам Шамиль на окраине села, обращаясь к Великому Аллаху, сделал дуа, чтобы подарил алмакцам баракат и на этом и на том свете. Поэтому он считает, что в Алмаке было очень много алимов и три шейха: Эльдар, Б…, Абдурашид»...   

26.Б.Гаджиев У подножия Салатау, Дагучпедгиз, Махачкала, 1973 г., с. 14, 18
Салатау- горный хребет на северо-западе Дагестана. «Сала» - величественный, «тау» - гора \ в пер. с кум.\.
Акташ \кум\ - «ак» - белый, «таш» -камень, имеет длину 156 км. И впадает в Каспийское море.
-Аксу- в переводе с кумыкского «белая вода».
-Уллутау -«Большая гора» \пер. с кум.\. Высшая точка Салатау 2715 метров над уровнем моря. Местные жители называют ее «Урусил меэр».
-Помимо реки Сулак на территории Салатавии протекают множество рек: Ак-су, Сала-су, Булах, Акхин \Ахъх1ин\, Ачи-су, Татли-су, Теренгул, кирк-кал, Чорто-кал, Кучурачул-кал, Ках-нух, Ратчул-кал. Большинство из них являются притоками р. Акташ, который впадает в р.Сулак.
-Имеется третья версия. Считают, что горцы, покинувшие Салатавию после нападения Тамерлана, не только построили Чиркей, но еще 12 населенных пунктов: Алмах, Буртунай, Гуни, Гертма, Зубутли, Иха, Хубар, Миатли, Зурам-кент, Инчхе. Население этих аулов делилось на узденей \свободные крестьяне\ и раятов \податное сословие крестьян\. С давних времен здесь были установлены единые порядки и адаты. Для решения судебных и гражданских дел, например раз в год старшины аулов болалалы \уполномоченные по кварталам\, кадий \сан служителя мусульманской религии\ и аксакалы  \«белобородые», обычно входили в состав сельского суда\ собирались в местности «Миккаг1аласул къули»
     \Г.Г.Р.: Эшехар – форель \армянский\

29. Г.К. Казиев, Т.Г. Ахмедзиявудинов, Чиркей, ДКИ, г.Махачкала, 1976 г.
Имам Шамиль: - «Меседалде ва бечелъяиялде руссунге нуж. Нужее ц1ик1к1ун рокье муг1рул, к1к1алал ва чохьол эбел г1адин бокье эркенлъи. Нуж къеркье гьелъяие г1оло, нужеца ц1уне гьеб. Эркенлъи гьеч1они, нилъее, маг1арулазе, гьеч1о г1умру».

30. А.Г. Долгатов дипломная работа на тему: «Бандитизм»,  Институт финансов и права, г.Махачкала, 2004 г., с.9.
На Северном Кавказе в начале ХХ века приняло весьма активный характер абречество, которое в большинстве случаев выражалось в бандитских нападениях на состоятельных людей, банки и поезда. Наиболее яркой личностью был Зелимхан Гушмузукаев из чеченского селения Харачой, который в период с 1901 по 1913 годы держал в постоянном страхе царскую администрацию и лиц с достатком.

32. М.-К.Гьиматов «Сугъуриясул мутаг1ил» г. Х1акъикъат» 02.06.04г., №101-104,
Г1урус ракьалда чед кваназе хъван батугейилан гьарулаан Ник1алайил заманалда маг1арулаз. 1877 соналда хасалихъе Сибиралде рит1ана.
1881 соналда И.И. Гриневицкияс реххараб бомбаялъ ч1вана Александр –11 пача. Инсул бак1алде пачалъун ккарав гьесул вас Александр-111-лес живго тахиде вахиналъул х1урматалда амнистия лъазабуна политикиял туснахъазе. Гьелъул х1асилалда дагъистаниязеги изну кьуна Ват1аналде руссине.
Жиндирго х1укму билълъанхъизабизе Бет1ергьанас сабаб бокьухъе батулеблъи лъала бусурбанчиясда.
Лъик1аб ишалъе сабаб камуларелъул, ахирги батана хьул лъезе бак1.

33. С.Х1айбулаев, «Бах1арчиял наибзаби – имамасул кумекчаг1и», г. «Х1акъикъат», 02.06.04 с., «101-104. \жеги цоги жубазе гьениса\
Эндиреялъулаздаса, г1авухъаздаса, г1андадеридаса, салатавиялъулаздаса Ташав-Х1ажияс г1уц1ана рек1аразул бо. Лъараг1азул, чачаназул, маг1арулазул бах1арчиял  рагъухъабаздаса г1уц1араб гьеб бо лъугьун бук1ана имамасул амруялда рекъон, бищунго х1инкъи бугеб бак1алде бит1изе х1адураб рагъулаб къуватлъун.

34 и 39.  А.Рамазанов, доцент кафедры истории государства и права ДГУ», «Шамиль: не только клинком, но и словом», г.»Новое дело» №19 от 07.05.99 г.
-Обращаясь к жителям аула Алмак, Шамиль заявил: -«Вы моя правая рука, которая всегда приходит на выручку левой, когда ей трудно. Как красива и чиста природа Алмака, также чисты и добры ваши души и сердца».

35. В Гъайли с.Алмак на надгробной плите: Ибрагьимил вас Мух1а, 1231 с.  Камилил вас Исмаг1ил, 1271 с.

36. Список №1, №2 жителей с.Алмак, прож. более 70 лет:

37.Газиев Омарасхаб, «История сел. Алмак» \Цо росдал Алмахъалъул  ист0ориялъул х1акъалъулъ къокъаб баян»\ по сведениям 17 стариков, с.Алмак, 1… год.

38. Гъ. Гъалбац1ов «Гьарадерихъа Пайзула», г. «Х1акъикъат», №127-128, 6.7.04 с. – Аза-азар соназ цебе бук1араб жиндирго халкъалъул г1амал-хасияталде ваккизе, жиндирго халкъалъул рук1а-рахъин гъварилъи бич1ч1изе ва гьеб нахъе ц1унизе г1амал гьаби, жакъасеб г1умруялда жаниб гьелъие бак1 бати – гьеб буго бокьарав к1удияв г1алимчиясул анищ.

40. ЦГА РД перепись подворного обхода с. Алмак Хасавюртовского округа Терской области. Эти данные не были до сих пор опубликованы. Так вот:
всего населения в сел. Алмак в 1896 году было 1441 человек, из них, 742 мужчин и 699 женщин, постоянно живущие 699  мужчин, 701 женщин, не крестьянского сословия – 742  мужчин, 699 женщин, приписано 739 мужчин, 696 женщин.
Для сравнения:
1812 -    дворов – 80, всего 400 чел.
1845 г.   около 100 дворов –\ пишет А.К. Бакиханов\.
1860      дворов 30     всего 100 чел.
1868 г. \Из сборника…\
1886 г.  М-616, Ж-556, дворов – 217, всего: 1172 
1896 г.  М-742 Ж-699, дворов –251,   всего: 1441 
1906 г. М-530+367 хозяева двора, Ж-796, дворов –367,   всего: 1693 чел.
\Проанализировать сколько мужчин и женщин отдельно хозяевами дворов записаны. Это связано с тем, что после смерти мужа осталась одна жена – вдова\.
Сравним Бакиханова о том, что в 1845 г. было 100 дворов и Мухаммед-Тахира аль Карахи всего
Таким образом, за 96 лет население выросло на 1293 чел. Как это объяснить? Ошибка переписи 1812 года или… Об этом мы уже, к сожалению, не сможем узнать.

41. Газиев О-А., «Цо росдал историялъул х1акъалъулъ къокъаб баян. Алмахъ», 1963 г., с. Алмак, 17 стр..

42.Павленко П.А. Шамиль, Махачкала, Дагучпедгиз, 1990 г., стр.165.
Раздумья Шамиля: - Знаменитого хакима Пирогова знали и ценили в горах за оперирование одного из наибов. Пирогов направил голову Хаджи-Мурата в Петербург в кунтскамеру.

43. Допечатать -«Х1акъикъат» газеталда  30.12.03 г. – Узунх1ажида аск1ов ч1ун вук1ана Г1амирг1али-Х1ажияв абулев алмахъав. Гьев вук1ана ц1акъ вараг1 бугев чи. Узунх1ажица гьев шейхул исламалъун  тун вук1ана.

44.Ахмад \Дмитрий\ Давлетшин «Ислам и золотая орда», ж. «Вера. Ислам. Совершенство», №2 \9\ 2004г. Первым монгольским правителем, принявшим ислам, был хан Берке \по-монгольски «сокол»\. Внук Темучжина \Чингиз-хана\, принял ислам от шейха Бохарзи в городе Бухари.

45. С.-Х. Нунуев «Нахи и священная история», Ярославль, 1998 г.
В 1936 г. Государственный исторический музей организовал экспедицию в Чечню. Одной из ее задач было ознакомление с бывшей резиденцией Шамиля, находившейся в четырех верстах от селения Ведено. Быть нашим проводником вызвался Омар-Али, сын известного в 70-х годах 19 века «абрека» Зелимханова \Зелимхан Гушмузукаев\ .

46. Б.Г. Алиев «Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей,  ИТДНЦ РАН, 2002г., 197-199.
Покорив кумыков, живших между Тереком и Сулаком, в 1396 году Тимур через земли чеченцев двинулся в Салатавию, где, преодолев упорное сопротивление местного населения, захватил, а затем разрушил город Алмак, в котором имелось 7-8 тысяч домов. Отсюда завоеватели двинулись в Гумбет и разорили местное население.

\Старожил с.Калининаул уроженец с. Алмак Гебеков Курман рассказал переводя из ажама, что осенью 1395 г., когда не смогли захватить Алмак, Тимур отвел войска за Гумбет, как будто бы он отступил. Но это была его хитрость, так как он готовился к повторной осаде города\.
На месте нынешнего Алмака был сильно укрепленный большой город. Войска Тимура осадили город, но никак не могли взять его. Тогда Тимур пошел на хитрость. Он переоделся нищим \по другой версии, Тимур переодел нищим и послал в город шпиона - своего человека и прошел в город.

-\Этот вариант более правдоподобен, учитывая то, что Тимур был огромного телосложения и хромой на левую ногу, что, конечно, не могли не знать алмакцы. Ведь алмакцы называли его -хромой Тимур -Г.Г.Р.\.

Походил по Алмаку, осмотрел его со всех сторон. На ночлег попросился к одинокой старухе. Хозяйка пригласила его поесть и поставила перед ним кашу. \У дагестанцев каши бывают в основном из кукурузы. Тимуру, видно, не нравилась эта каша и поэтому –Г.Г.Р.\.  Тимур стал черпать кашу ложкой то с краю, то с середины. Старушка, увидев это, возмутилась: «Что ты как Арсах-Тимур \так его звали в этих местах\ скачешь то сюда, то туда? Почему не ешь нормально, как люди с краю?  «Нищий» поинтересовался, кто этот Арсах-Тимур, что за человек. И услышал в ответ, что Арсах-Тимур – это человек, который воюет то здесь, то там, разрушает все, уничтожает людей, приносит везде бедствия. Тогда «нищий» спросил, как же алмакцам удалось избежать участи, постигшей жителей других селений? На это женщина ответила, что Тимур давно взял бы Алмак, если бы узнал, откуда в город поступает вода.
 \как объяснил алмакец Абасил Магомед, вода поступала из источника, расположенного на расстоянии 2 км. от села Алмак под названием \«Хабибил тала» -авар.\ «Склон Хабиба» по черепичным водопроводным подземным трубам. Эти трубы до сих пор сохранились в Алмаке и алмакцы находят их в разных местах. В музее с.Калининаула и Алмака имеются такие трубы. -Г.Г.Р.\.
Гость как бы ненароком поинтересовался, где же находится этот источник? И узнал, что источник находится на краю селения, у возвышенности \до сих алмакцы пользуются водой из этого источника\, на которой растет большое дерево. Если перекрыть воду, алмакцы вынуждены будут сдаться.
Утром «нищий» ушел. Придя к себе в лагерь, Тимур приказал закрыть источник воды. Лишенные воды алмакцы вынуждены были принять предложение Тимура сдаться. Завоеватели обещали не трогать жителей и не разрушать город.
Горожане впустили тимуровские войска в город. Но последние нарушили свое обещание. Они устроили страшную резню и погром. Алмак был разграблен и сожжен, жители его старики, женщины и дети, попавшие в руки тимуровских войск, убиты. Оставшиеся в живых убежали и расселились по разным селам.
После ухода завоевателей Алмак постепенно стал восстанавливаться, но не достиг былых размеров. На месте города образовалось селение.

47. Г.Х. Ичалов, В глубь столетий, ДКИ, Махачкала, 1988 г., стр.116. \Аналогично, как у А.К. Бакиханова про поход Тимура-Г.Г.Р.\.

48. Б.Г. Алиев. Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане, ДКИ, Махачкала, 1988 г., стр. 73-74.
До принятия мусульманской веры алмакцы исповедовали христианство. Распространение ислама связывают с Абу-Муслимом, который якобы был в этих местах с большим войском. В результате кровавых столкновений местное население было обращено в мусульманство.
Согласно преданию, на запрет, по мусульманскому обычаю, есть свинину и пить вино один из жителей Алмака \по другой версии это было в Зубутли\ из тухума Харайчо ответил, что он примет ислам лишь тогда, когда съест 50 сушеных туш кабанов, заготовленных впрок. Когда у него кончились свиные туши, тогда он и принял ислам. Последними из салатавцев ислам приняли зубутлинцы.

49. г.Алькадари, Асари-Дагестан, \Исторические сведения о Дагестане\, Издательство «Юпитер», г.Махачкала, 1994г.стр.7, 8, 13,. \стр.29 аналогично, как у А.К.Бакиханова\.
«Во имя творца земли и неба,
Владыки милостивого и руководителя милосердных.
Начинаю задуманный мною труд,
Хваля Аллаха за его благодеяния,
Прося его помочь мне окончить его.
Так, чтобы улемы \знающие-Г.Г.Р.\ были им довольны»…
«Повод к этому труду дал мне некто гордость Дагестана»…
«Моя цель –сообщить лишь заочным друзьям
Некоторые сведения о Дагестане, стране Забытой.
Пусть знают, как здесь подвергались мукам
И потонули в море и божьей честные сведущие лица»
По выяснившимся результатам переписей и подсчетов, произведенных на Кавказе в 1888 году по распоряжению Кавказского наместника генерал-адъютанта князя  Дундукова-Корсакова, население Дагестанской губернии, мужчин и женщин всего определялось в 592533 души. Большинство населения Дагестана мусульмане и большею частью суннитского шафиитского исповедания. Несомненно, предки здешних мусульман произошли от смешения и скрещения групп, живших здесь издревле до прихода ислама, с рабами, пришедшими с исламом, и с другими, ибо преданием доказывается, что вожди и правители , назначенные здесь в начале ислама, были назначены из арабов, а также что от них осталось потомство, и что с ними извне иммигрировали арабские и прочие войска, необходимые  для защиты горных проходов, крепостей и для функций управления.
Что же касается \с.13\
        50. А.А. Абакаров, О.М. Давудов. «Археологическая карта Дагестана». М. »Наука». 1973г., с.131. №211.\, возраст Алмакского городища определен так. Около сел.Алмак на оконечности скалистого хребта, ограниченного почти со всех сторон отвесными склонами р.Акташ и боковых каньонов, находится городище размерами 300х100 м. Следы оборонительных сооружений сохранились в виде валообразной полосы. На территории городища встречаются остатки различных строений и керамики Х-Х1У вв. \Магомедов М.Г. 1984 в.С 48,49\.               
Интересны также и другие археологические находки, приведенные в этой же книге. Алмакский 1-й могильник. В 1 км. к западу от сел. Алмак на левом берегу р.Акташ находится могильник с каменными склепами Алмакский 2-й могильник. В 1 км. к западу от сел. Алмак на правом берегу р.Акташ находится могильник с каменными ящиками \№212, 213. Архив Министерства культуры ДАССР, д. №6-10 за 1954г.\-37.


51.Сара Ашурбейли, Государство Ширваншахов, Баку «Элм», 1983г., глава 5, стр.236-237,  -пишет. Однако по сведениям архиепископа Султанийи Иоанна 111 де Галонифонтибуса \в 1404 г.\, описавшего Дагестан и страну лезгин, Тимур потерпел поражение в этом походе: «Тимур-ленг сделал попытку проникнуть в эти горы, в эту их страну, имея под рукой сто тысяч вооруженных людей. Но они встретили армию перед густым лесом и нанесли им такие потери, что Тимур-ленг приказал отступить. И когда этот владетель задумал пройти Железные Ворота, то он понял, что он сможет подчинить себе эту страну прежде всего только мирным путем, чтобы уже затем вторгнуться в Великую Татарию»….

52. Кавказский календарь на 1859 г., 1858 г., Салатау, стр. 277-281. –Салатавия есть крайняя северо-западная часть Дагестана и единственное из лезгинских \аварских\ обществ, лежащее в северном скате Андийского хребта. Она граничит с Кумыской плоскостью, на востоке с землями Чиркея и Чир-юрта, на юге Гумбетом, а на запад рекою Акташ отделяется от Ауховцев. Салатавия находится под углом 43 градус с.ш. и 65 градус в.д. от Ферро и представляет из себя вид трапеции, площадь которой исчислена примерно в 700 верст.
Мы имеем о Салатавии….

53. г.»Дагестанская правда», №239, 01.10.04 г., стр.1.
Пресс-центр Госсовета и Правительства РД сообщило, что по поручению Председателя Госсовета РД М.Магомедова в связи с Международным днем пожилых людей 01.10.04 г. во всех городах и районах Дагестана будет оказано персональное внимание каждому из пожилых людей, возраст которых превысил 100 лет. Таковых, по предварительным данным в республике насчитывается 576 человек, из которых 17 жителей находятся в возрасте более 120 лет.

54. г.» Независимая газета. Дагестанская правда»,  В дыму столетий, Орлы и львы Кала-Корейша,  №237-238, 30.09.04г., стр.20.
Полевой дневник 1925 г. археолога и этнографа из Москвы профессора А.С. Башкирова об экспедиции в горный Дагестан возвращает нас в Х1-Х11 века.
Так, …»две пары деревянных створок дверей главной мечети аула и каменное надгробье западного могильника. После внимательного рассмотрения кала-корейшского и русского памятников скажем, что первый – значительно старше, древнее. Нужно сказать, что эти памятники материальной культуры древности открывают нам любопытнейшую страницу  богатой культурной жизни Кайтага, говорят о том, что южный нагорный Дагестан жил общей жизнью со средневековым Востоком, который своей культурой покрывал всю переднюю Азию, Восточную Европу до Великого океана и обхватывал Кавказ со всех сторон».

     55. И. М. МИЗИЕВ. ИСТОРИЯ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА  с древнейших времен до присоединения к России. ГЛАВА 1.
Современное имя балкарцев восходит к имени древних кавказских болгар, которых уже во ХI веке до н. э. древние армянские источники размещали “в земле болгар, в Кавказских горах”. Арабский автор Х века Ибн-Рустэ писал, что в отдаленнейших пределах Грузии живут племена Таулу-ас, т. е. “Горные асы”. Это название вполне тождественно географическому самоназванию карачаевцев и балкарцев “Таулу”, т. е. “горцы”.
Многие видные ученые прошлого и ХХ века (Менандр Византиец, Г. А. Кокиев и др.) называли один из крупнейших торговых путей вдоль реки Кумы мимо Эльбруса, через Карачай в Колхиду (Грузию), которым владели римляне, “Xоручон” по имени карачаевцев. Анализ всех доступных материалов приводит акад. П. Буткова к выводу, что уже в Х веке на современной территории Балкарии жили балкарцы.
В 1395/96 гг. всемирный завоеватель Тимур и его летописцы именовали балкарцев и карачаевцев асами и вели с ними ожесточенную борьбу. Асами до сих пор именуют балкарцев и карачаевцев их ближайшие исторические соседи — осетины.
В 1404 году архиепископ  Иоан   Галонифонтибус называл карачаевцев “карачеркесами”, так же именовал их путешественник 1643 года Арканджелло Ламберти.
Таким образом, с древнейших времен и до XIV века в письменных документах балкарцы и карачаевцы назывались асами, болгарами, карачеркесами, таулу-асами...»
ПОНЯТИЕ О ЯЗЫКОВЫХ СЕМЬЯХ И ГРУППАХ
«Языки народов мира принято подразделять на языковые семьи: индоевропейскую, семито-хамитскую, урало-алтайскую и др. В эти семьи они объединяются по своему грамматическому строю, морфологии, фонетическому звучанию, словарному фонду и другим показателям. Например, иберо-кавказская семья языков подразделяется на картвельскую группу, абхазо-адыгскую, нахско-дагестанскую и пр. Тюркская группа, входящая в урало-алтайскую семью, делится на кипчакские, огузские и другие. Индоевропейские языки подразделяются на германские, славянские и др.
Нередко наблюдается ошибочная тенденции связывать происхождение того или иного народа с племенем, имя которого фигурирует в названии языковой группы. Так, очень часто к потомкам кипчаков относят все тюркские народы, язык которых относится к кипчакской группе тюркских языков. При этом забывается, что большинство языковых групп, в том числе и кипчакская, названы так чисто условно. Из этого положения никак нельзя выводить заключение, что эти все народы имеют одну общую, единую систему этнообразования».
     56. История кумыков и даргинцев. \из Интернета 02.10.04г.\.
агульском селении Рича есть мечеть, известная среди знатоков дагестанских древностей благодаря интересной надписи на одном из ее резных камней. В этой надписи сказано, что мечеть отстроена после того, как войско монголов в начале XIII века разрушило селение. По характеру некоторых элементов резьбы столбов мечети можно заключить, что они были изготовлены в XII веке. Эти столбы несколько обгорели - может быть, следы пожара, учиненного монголами... Семьсот лет прошло с тех пор. Двенадцатый век. Замок в Ицари, мечеть в Тама, церковь в Датуна, михраб в Калакурейше, барельефы в Кубачах. Многие выдающиеся памятники зодчества и художественной культуры Дагестана датируются этим временем. Двенадцатый век был периодом расцвета хозяйственно-экономической и культурной жизни .Передней Азии, Средней Азии, Ближнего Востока и Кавказа. Это была яркая страница в истории народов Азии и Кавказа, сравнимая с эпохой Возрождения в Европе. И кто знает, как сложились бы судьбы культуры Востока, к каким вершинам развития пришла бы Азия, если бы не Чингис. Тот самый Чингис-хан, которому теперь с благоговением поставили памятник китайские проектанты нашего с вами будущего. А после Чингиса был Тимур, нанесший культуре Азии новый удар. Городская цивилизация, возродившаяся было в Дагестане после того, как спала волна арабской агрессии, была уничтожена Тимуром. Например, Тимур разгромил город Алмак, имевший семь-восемь тысяч домов (сейчас даже неизвестно место, где он находился), город Кадар, в котором проживало несколько тысяч семейств (ныне Кадар - рядовое селение). Затем для Дагестана, как и для всего Кавказа, как и для Азии, наступили века упадка. После многовекового мрака только в XX веке для народов Востока забрезжил свет новой жизни.
     57. Чечня, 4 глав. \из Интернета 02.10.04г.\
наиб Эдиль Введенский  01-04 апреля 1859 г. перешел к русским.

     58. Дневник Д.А. Милютина, 1873-1875, том 1, М., 1947г.,
«…чтоб горцы терпеливо несли иго русского владычества, - говорит Милютин, - одно необходимое условие то, чтобы они были убеждены в неприкосновенности их религии, обычаев»…

     59. М.И. Ибрагимова, Имам Шамиль, Махачкала, типография имени С.М. Кирова, 1997г., стр.352
…Из Буртуная в Гумбет вели две дороги: одна через ущелье Мичикал к селению Алмаки \речь о сел. Алмак\.

     60. академик А.Л. Нарочницкий, История народов Северного Кавказа \конец ХУ111в.-1917г.\, г.Москва, «Наука», 1988г., стр. 152, 572.
Такие съезды были созваны в \ошибочно вместо Алмаке\ Алмае \1845\ ..
1845 -съезд представителей администрации имамата Шамиля в Амахе \ошибочно вместо Алмаке\...
\допечатать из ст.  «Умалат..»
61.\42-из ст.Умалат..\И.Н.Яралиев и др. Прокуратура Дагестана. История и современность. Изд. «Юпитер». г.Махачкала. 2001г., стр.68-73.
62.\45\.С-Х.Нунуев. «Нахи и священная история». Ярославль-1998г., стр.245, 261, 265.

63\49\. Рашид Хабибов. «На мельничной поляне» \«Гьабил г1уруда»\. г.»Х1акъикъат». №202-205 от 22.10.04г. стр.9.
Когда имам Шамиль с войском направился в Дарго через с.Алмак, он дошел до мельничной поляны у правого берега с.Алмак. Шамилю понравилась эта поляна, он сказал, эту поляну как будто специально Аллах для отдыха для нас создал и остановился там. Узнав об этом, жамаат с.Алмак

   
64.\50\. М.Умаров «Имам Нажмудин на хуторе с.Алмак у Юсупа» \«Имам Нажмудин Юсупил колода»\. г.»Х1акъикъат». №202-205 от 22.10.04г. стр.9.
Больше всех Имам Нажмудин любил оставаться на хуторе на границе с Чечней у старого своего знакомого ученого из Алмака \Казбековский район\ Юсупа. Оттуда ему легко было попасть в Чечню. У Юсупа были крупно-раготый скот и стадо овец. Юсуп обратился к Имаму Нажумудину: «Я тоже состарился, имам, собирая такое стадо, которое по воле Аллаха может уйти от меня. Очень мало мной сделано такое, чтобы Всевышний Аллах был доволен мной, \гьелде машгъуллъун\. Если возможно, чтобы мне осталось то, что суждено Аллахом, оставайся у меня. Я надеюсь, что хоть так Аллах сжалится надо мной». Когда от него уходил, Нажмудин сделал щукру намаз-сужда Всевышнему Аллаху, за то, что порядочный муъмин человек Юсупа встретить Аллах дал возможность. Этим он показывал, что доволен принявшим его дагестанцем. Если он не доволен, то не делал сужда-намаз. 

65. Перепись 1896 г.
Ошиев \Огиев-?\ Разихан,1853г., \ж.\ Умалатова Джавгарат, 1858г., дети: Р.Сиражудин, 1872г., Р.Шамсудин, 1875г., Казим, 1882г., Зияутдин, 1888, Чакар, 1886г., Асият 1890г.
Умалатов Абдурахман, 1853г. \ж.Хажи Алиева Хадижат, 1860г.: дети:
Исмаил,1886г, Сайбудин, 1888г., Умалат, 1890г., Мугитдин,  1894г., Патимат, 1884г.
Умалатов Казимухама, 1866г, \Ж.\ Акаева Патима, 1878г., жети:
Сагидат, 1889, Месей, 1893г.

Давлетмирзаев Муса, 1856г., \ж\ Умалатова Саугиз, 1861г..дети:
Мусаева Чакар,189ог., М.Адильхан, 1894г.
 
Аскерханова Киринбика \мать\, 1851г. дети: Эсенаева Шагу, 1885г..Эсенаев Эсенай, 1890 г..

Аминьтазиев Утарби, 1846г., \ж.\ Умалатова Мата, 1856г., дети:
Яндархан, 1872г., Нуцалхан, 1877г., Курманав, 1880г, Аминьтаза, 1892г.

Батыров Беркихан, 1856г., \ж\ Санбулатова Зарбат. 1876г., дети:
Кади, 1886г., Магамат, 1888г., Манап, 1891г.. Гичи, 1882, Хаби, 1884,Савгиз, 1889г.. Айханат, 1895г.

66.Б.И.Гаджиев. Под небом Дагестана. Махачкала. 1994г., стр.116. Загорянский А.С. \член коллегии адвокатов\ занимался разведкой нефти на территории Дагестана. Он обследовал район Дылыма, Гозтала, Алмака, Юртавуха, правее долины Салаш. На составленной им карте обозначено около 30 точек. По этому поводу управляющий «Дагнефти» А.М. Саидов мне говорил, что действительно в районе Дылыма, Алмака и других населенных пунктов, где бывал любитель-геолог А.Загорянский, по складкам и трещинам просачиваются нефть и газ.

67.Гаджи-Али «Сказание очевидца о Шамиле» \Махачкала Дагнигоиздат. 1990г. стр.35\ в четверть месяца Рабиуль-аввала 1264 г. \июнь1845г.\ Шамиль выступил совсем войском Дагестана в селение Алмах, что в Салатавии.

68.У.Рашия Абдулвагабовна. Воспоминания старожилов с. Калининаул. с.Калининаул.
23.09.98г.

69. Джантемиров И.Д. Истории от Джантемирова Исмаила о Селении Алмак.  С 1395 г. по 1973 годы. с.Алмак. 1973г.
70.Арсен Атаев в книге «Дагестан» г.Москва. Издательство «РИФ» стр.59, 182\ на фотографиях пятнистые олени, пишет, что это \ошибочно\ Дылымский район, тогда как они содержатся в с.Алмак Казбековского района.

71. Мусульманский календарь. Второе полугодие 2004года, От А-Маша передали: «Язык не способен описать пользу от религии для того, кто богобоязненность считает самым важным для себя. Язык также не способен описать потери того, кто мирское считает самым важным для себя»

72. И.М.Сигаури в книге «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен» \Москва. Издательский дом «Русская жизнь».1997 г. стр.285\  пишет подобные съезды созывались в Дарго \1841\, в Алмае \1845\...
      73.М.Магомедов в пособии «История Дагестана с древнейших времен до конца Х1Х века» \ИПЦ ДГУ Махачкала 1997г.\ вообще пропустил то место, где А.К.Бакиханов и Алкадари Г.Э. \Гюлистан-и Ирам. Баку,1926. с64, Асари-Дагестан Махачкала 1929. с.29\ писали о городе Алмаке: В 1395 г. \вместо 1396г.\ Тимур снова направляется в Дагестан, и прежде чем идти в горы, он обрушился  на кумыков, живущих между Тереком и Сулаком. Кстати, Затем, оросив кровью предгорные районы, Тимур двинулся в Аварию. На наш взгляд, тогда  городов в Дагестане было всего 4-5: на юге Дербент, на севере Алмак \7 тысяч домов\, между ними Кадар \8 тысяч семейств\...

По мнению авторов ранее город Алмак \не приступный\, названный так Тимуром, мог быть город Магас.  И.М.Сигаури в книге «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен» \Москва Издательский дом «Русская жизнь» 1997г.\ предполагает место нахождения города Магаса в Предкавказье, относительно недалеко от Дагестана, а это указывает на территорию Чечни. Поскольку после каждых захватнических войн территория Дагестана, Чечни и Азербайджана менялась. Между тем Алмак расположен на северной границе с Чечней \Зандакский район\, вполне возможно, что речь идет об Алмаке. Современные алмакцы считают, что его население состоит из трех тухумов, два тухума, прибывшие туда из Харачоя и Чинкура, а один тухум из Гумбетовского района. Между ними имеются совместные браки, 15 хуторов имеют чеченские названия.

74. Цагарешвили Ш.В.. Шамиль. Сборник документальных материалов. Тбилиси.1953 г. стр. 255, 403, 544, 489.
…16.07.1845г. приказ Главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом, наместника Кавказского – генерал-адъютанта князя Воронцова об отличившемся в боях с Шамилем князе Д. Орбелиани, №53, стр. 255, 547. при сел.Анди.
…Для дальнейшего движения из Буртуная в Гумбет были на дороги: одна по направлению к сел. Алмаку через ущелье Мичикал, другая – через перевал Кирк…

-…21.07.1854 г. Сведения, собранные от лазутчиков» о движении Шамиля к Кахетии и сборах наибов Большой, Малой и Нагорной Чечни, стр. 403, 544.
Из переписки с левого фланга известно, что 16 числа партия под предводительством наиба Талгика, Эски и Умалата \ошибочно Уманат\ с 10 или более значками заняла Ханкалы в неприступном месте и стоит там до настоящего времени, что атаковать ее нет возможности. 

       27.08.1859 г. в отношении Барятинского Военному министру –Сухозанету, о взятии Гуниба и пленении Шамиля, №465. Близ аула Кегер, стр. 489-492.
…После 50-ти лет кровавой борьбы настал в этой стране день мира. …Теперь еще раз могу повторить – полувековая война на Восточном Кавказе окончена; народы, населяющие страну от моря Каспийского до Военно-Грузинской дороги, пали.


75. Сборник сведений о кавказский горцах. Выпуск 1. Москва МНТПО «Адир».1992г. стр.1-31. Статистические сведения о кавказских горцах, состояших в военно-народном управлении.
Для читателей «Сборника» было бы весьма важно иметь точные статистические сведения о кавказском горском населении. К сожалению, пора строгих статистических исследований еще не наступила в приложении к этому населению. Администрация горских округов так еще недавно села на настоящие свои места, что не могла достаточно окрепнуть и вызвать со стороны горского населения то полное к себе доверие, при котором возможно вести статистические дознания, в обширном значении этих слов; она принимает только подготовительные меры к таким дознаниям. Действительно, в массе невежественного горского населения, состоящего в военно-народном управлении, существуют и, вероятно, значительный период времени будут еще существовать разные предрассудки, которые затрудняют статистические дознания и против которых нельзя еще принять решительных мер. Так, например, у горцев-мусульман не ведется ничего подобного нашим метрическим книгам, и всякие справки о числе родившихся, о численности составов семьи, принимаются ими за оскорбительную нескромность, нарушающую святость домашних тайн; недружелюбно также смотрят горцы не только на поголовное, но и на подымное счисление народонаселения, подозревая в этом намерения нашего правительства увеличить с них подати… Понятно, что администрация должна осторожно касаться такого щекотливого настроения горцев и выжидать, пока недоверие к новому для них управлению само собою не минует.
В 1868 году горское население Кавказского края состояло из 5 округов: Горские округа Кубанской области, горские округа Терской области, Закатальский округ, горские округа Дагестанской области: северный Дагестан, южный Дагестан, средний Дагестан, западный Дагестан; Сухумский отдел.
Горские округа Терской области: Кабардинский округ, Осетинский округ, Ингушский округ, Чеченский округ, Ичкеринский округ, Аргунский округ, Кумыкский округ, Нагорный округ.
Нагорный округ состоял из 3 наибств: Ауховское, Зандакское и Салатавское. Станы окружных, участковых или наибских управлений были: Ауховского в ауле Ярак- Су-Аухе, Зандакского в ауле Нажой-юрт и Салатавского в укреплении Буртунай.
Число дымов- в Ярак-Су-Аухе 1259, число душ: мужского пола-2904, женского пола-2689.
Число дымов- в Ножай-Юрте 1321, число душ: мужского пола-3965, женского пола-2785.
Число дымов- в укр. Буртунае- 1254, число душ: мужского пола-2811, женского пола-2706.
Итого в Нагорном округе число дымов- 3834, число душ: мужского пола-9680, женского пола-8180.
А всего в 7 округах Терской области число дымов- 50857, число душ: мужского пола-147510, женского пола-138059.
Для сравнения \ибо в сравнении познается истина\ необходимо привести статистические данные и по другим областям.
Так, всего в 5 горских округах Кубанской области число дымов- 13414, число душ: мужского пола-41015, женского пола-38444.
Всего в 6 наибствах Закатальского округа число дымов- 10699, число душ: мужского пола-28009, женского пола-24206.
Всего в 9 округах Дагестанской области число дымов- 94796, число душ: мужского пола-213229, женского пола-212228.
В округах Сухумского отдела число дымов- 12696, число душ: мужского пола-34848, женского пола-30085.


76. Кавказские горцы. Сборник сведений. Выпуск 2. Москва МНТПО «Адир».1992г. стр.3. Горская летопись по терской области. Стр.43.. 289 семейств чеченцев, ауховцев, тавлинцев, кои переселились в Кумыкский округ позже 1859 года и устраняемых от надела землею наравне с прочим населением округа.-76.

77. \Из домашнего архива \1992г.\  Магомедкарима из с.Калининаул. 29.11.04г.
Умалат – дед матери Магомедкарима.
Мирзаев Салимгерей – брат отца матери Магомедкарима
Умалат – прадед Магомедмирзы –отца Зулбашара.
 
78. И.Гаджиев. История гражданской войны в Казбековском районе с 1917 г. по 1920 г. ЦГА РД ф.п-8. оп.3. д.№117 с.34-38.
08.06.1918 г.о округалдаго хабар т1ибит1ана Хасавюрталде Нажмудин имам вач1унев вугила.
…Нажмудин назначил наибом Салатавии богатого человека Омарова Гаджияв Дада из Зубутли. Алисултанова Амирали Гаджи \из сел. Алмак\ назначил судьей Хасавюртовского округа, который  \НАДО допечатать из ежедневника за 10.02.05г.
25.Г1.Х1ажиев «Салатавалъул партизанал, ДКИздательство, Махачкала, 1972, с.22, 27.
1918 соналъул ихдал моц1алда т1олабго округалдаго хабар т1ибит1ана Хасавюрталде Нажмудин имам вач1унев вугила.
…Нажмудиница Салатавалъул наиблъун бечедав чи, г1емераб г1иял бет1ергьан ц1обокьа Х1ажиявдада тана. Алмахъ росулъа Г1амирг1али-х1ажи округалъул къадилъун тана
78. Краткий справочник по административному территориальному делению 1920-1975 г.г. с.125.  Алмак вошел в ДССР по декрету ВЦИК от 20.01.21 г. в составе Хасавюртовского участка из Чеченской области. Входил с 22.11.28 г. в Казбековский подрайон, с 25.12.30 г. в Казбековский район.
         79. Записи Б.Далгата о родовом строе среди аварцев. ЦГА РД.Ф.8. Оп.1.д.34. л.13. Обыкновенно население каждого аула состоит из 4-5 тухумов или родов. Редко больше. В Чохе 6 родов или фамилий, а Согратле 3 тухума.
         80. ЦГА РД. Ф.147.оп.1.д.2.л.152.   Аскерханов Аскерхан-хаджи – доверенный от салатавского села Алмак 06.09.1910 г. подписал письмо об отзыве представителя по разделу земли.

        Дукъ – хребет.
       
         Кутан – сын Джучи  \стр.213 …\


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аббас-Кули-Ага Бакиханов «Гюлистан-и-Ирам», Издательство «Эльм», стр. 80-81, Баку 1991г.
2. Хайрудинил вас Мух1амадкамиль. С.Дылым. Алмахъалдаса Г1амирг1али-х1ажил мавлид, Дылым, 1998г.
2. Сайид Г1ободияв, Устар Г1ободияв,  Махачкала, 1995 г.
3. Ю.Дадаев, Ах1улгох1алдаса Даргъоялде щвезег1ан, Махачкала, РГЖТ, 1995 с.
4.Ю.Дадаев, По тропам Шамилевских сражений, Изд. «Юпитер», г.Махачкала, 1997г., с.222-231.
5. Ю.Дадаев, Ах1улгох1-дир рек1ел бух1и, Изд. «Юпитер», Мах1ачхъала, 1998 с.4, 8,12, 291.
6.  П.Гереева, "Хубаразул ч1ух1и", г."Х1акъикъат", гь.8, №123, 09.07.2002 с.
7. "100 писем Шамиля", Издательство ДНЦ РАН, ред. "Ирс", стр. 218 и 276 Махачкала, 1997 г.
8. Расул Мух1амадов, "Нилъеда лъаларев князь Барятинский", г. "Х1акъикъат", гь 5, №123, 09.07.2002 с.
9. г.»Х1акъикъат» №18 от 31.01.03 г. стр.15 «Къадру».
10. г.»Дагестанская правда» № от 14.08.03 г. Али Алиев, «Хромой, великий и ужасный».
11.С.А.Салихов «Древний город, оставшийся в забвении», г.Кизилюртовские вести», г.Кизилюрт, от 15.01.04г.
12. А.Г1умаров «Сериралъул нек1сияб Тахшагьар», г.»Х1акъикъа». г.Махачкала. 20.08.04г.
13.Абдурахман из Газикумуха. «Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устаза шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни \Тазкират\, 78 «а», ДКИ. г.Махачкала, 1997 г., стр.76.
14. «_»_»_»_
15. Аббас-кули Ага Бакиханов «Гюлистан-и Ирам», с.80, 1926 г., г.Баку.
16. Т.Ахмедзиявудинов «Чиркей», г.Махачкала, Изд. «Юпитер», 2003 г., стр. 70.
17. М.К. Камилов «Родословная праотцов», г.Махачкала, 05.04.04 г.
18. Расулова /Висаитова/ Жанагъиз Батирсултановна, с. Калининаул, 11.04.04г.
19.Дылым росулъ бук1араб 200 сон имам Шамилие абураб конференциялда ц1алараб Ленинаул музеялдаса.
20. Г-А.Д.Даниялов «Имам Шамиль», АОЗТ»ИПО «Юпитер», Махачкала, 1996 г., с.40, 66, 73,79, 84, 116
21. Чичагова М.Н. «Шамиль на Кавказе и России», С-Петербург, 1889 г., с.66, 69.
22.  Ш.В. Цагарешвили Шамиль, г.Тбилиси, 1953 г., с. 255, 403.
23.Ш.М. Мансуров Салатавия, Издат. «Юпитер», г.Махачкала, 1995 г., с. 14, 18, 145, 159-161,174.  – \Т1ехьалъе кьуч1ч1аб материал цоги босизе\.
24. Мухаммед-Тахир аль Карахи, «Блекс Дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах, часть 1, М. 1990 г., с.86.
25. Г1умарасх1аб Гъазиев «г1умру, Мун макьилъиш дида бихьараб?, г. «Х1акъикъат»,№ 39-42, 57-60, 101-104, 27.03.04 с.,  29.04.04,  02.06.04
25. Г1.Х1ажиев «Салатавалъул партизанал, ДКИздательство, Махачкала, 1972, с.22, 27.
26. Б.Гаджиев У подножия Салатау, Дагучпедгиз, Махачкала, 1973 г.
27.
28.
29. Г.К. Казиев, Т.Г. Ахмедзиявудинов, Чиркей, ДКИ, г.Махачкала, 1976 г.
30. А.Г. Долгатов дипломная работа на тему: «Бандитизм»,  Институт финансов и права, г.Махачкала, 2004 г., с.9.
31. "Капурчияс гьабураб т1аг1ел х1алт1изабизе бегьуларо", Салих1ов Салих1, г."Х1акъкъат", №98, 25.05.02 с.
32. М.-К.Гьиматов «Сугъуриясул сутаг1ил» г. Х1акъикъат» 02.06.04г., №101-104,
33. С.Х1айбулаев, «Бах1арчиял наибзаби – имамасул кумекчаг1и», г. «Х1акъикъат», 02.06.04 с., «101-104.
34. А.Рамазанов, доцент кафедры истории государства и права ДГУ», «Шамиль: не только клинком, но и словом», г.»Новое дело» №19 от 07.05.99 г.
35. В Гъайли с.Алмак на надгробной плите: Ибрагьимил вас Мух1а, 1231 с.  Камилил вас Исмаг1ил, 1271 с.
36. Список №1 жителей с.Алмак, прож. более 70 лет:
37.Газиев Омарасхаб, «История сел. Алмак» \Цо росдал Алмахъалъул  историялъул х1акъалъулъ къокъаб баян»\ по сведениям 17 стариков, с.Алмак, 1… год.
38. Гъ. Гъалбац1ов «Гьарадерихъа Пайзула», г. «Х1акъикъат», №127-128, 6.7.04 с.
39. Рамазанов Х.Х. и Рамазанов А.Х. «Военное искусство Шамиля», «Юпитер», г.Махачкала, 1999 г.
40. ЦГА РД перепись подворного обхода с. Алмак 3 участка Хасавюртовского округа Терской области.
41. Газиев О-А., «Цо росдал историялъул х1акъалъулъ къокъаб баян. Алмахъ», 1963 г., с. Алмак, 17 стр..
42.Павленко П.А. Шамиль, Махачкала, Дагучпедгиз, 1990 г., стр.165.
43. г.«Х1акъикъат» 30.12.03 г.
44. Ахмад \Дмитрий\ Давлетшин «Ислам и золотая орда», ж. «Вера. Ислам. Совершенство», №2 \9\ 2004г.
45. С.-Х. Нунуев «Нахи и священная история», Ярославль, 1998 г.
46. Б.Г. Алиев «Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей,  ИТДНЦ РАН, 2002г., 197-199.\Аналогично как у Бак\.
47. Г.Х. Ичалов, В глубь столетий, ДКИ, Махачкала, 1988 г., стр.116. \Аналогично, как у А.К. Бакиханова про поход Тимура\.
48. Б.Г. Алиев \д.и.н\. Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане, ДКИ, Махачкала, 1988 г., стр. 73-74.
49. М.Г.Алькадари, Асари-Дагестан, \Исторические сведения о Дагестане\, Издательство «Юпитер», г.Махачкала, 1994г.. стр.29.
      50. А.А. Абакаров, О.М. Давудов. «Археологическая карта Дагестана». М. »Наука». 1973г., с.131. №211. \№212, 213. Архив Министерства культуры ДАССР, д. №6-10 за 1954г\.
51.Сара Ашурбейли, Государство Ширваншахов, Баку «Элм», 1983г., глава 5, стр.236-237, 
52. Кавказский календарь на 1859 г., 1858 г., Салатау, стр. 277-281.
53. г.»Дагестанская правда», №239, 01.10.04 г., стр.1.
54. г. »Независимая газета. «Дагестанская правда»,  В дыму столетий, Орлы и львы Кала-Корейша,  №237-238, 30.09.04г., стр.20.
       55.И.М. Мизиев, История Карачаева-Балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России. Глава 1.
     56. История кумыков и даргинцев. \из Интернета 02.10.04г.\
     57. Чечня, 4 глав. \из Интернета 02.10.04г.\
     58. Дневник Д.А. Милютина, 1873-1875, том 1, М., 1947г..
     59. М.И. Ибрагимова, Имам Шамиль, г.Махачкала, типография имени С.М. Кирова, 1997г., стр.
     60. Академик А.Л. Нарочницкий, История народов Северного Кавказа \конец ХУ111в.-1917г.\, Москва, «Наука», 1988г., стр. 152, 572.

61.\42-из ст.Умалат..\И.Н.Яралиев и др. Прокуратура Дагестана. История и современность. Изд. «Юпитер». г.Махачкала. 2001г. стр. 68-73.
62.\45\.С-Х.Нунуев. «Нахи и священная история». Ярославль-1998г., стр.245, 261, 265
63\49\. Рашид Хабибов. «На мельничной поляне» \«Гьабил г1уруда»\. г.»Х1акъикъат». №202-205 от 22.10.04г. стр.9.
64.\50\. М.Умаров «Имам Нажмудин на хуторе у Юсупа» \«Имам Нажмудин Юсупил колода»\. г.»Х1акъикъат». №202-205 от 22.10.04г. стр.9.
65. Перепись 1895 г.
66.Б.И.Гаджиев. Под небом Дагестана. Махачкала. 1994г., стр.116
67.Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала, Дагкнигоиздат. 1990г. стр.35.
68.У.Рашия Абдулвагабовна. Воспоминания старожилов с. Калининаул. с.Калининаул. 23.09.98г.
69. Джантемиров И.Д. Истории от Джантемирова Исмаила о селении Алмак. Тетрадь №1. С 1395 г. по 1973 годы. с.Алмак. начато: 25.12.1960г., окончено 29 сентября 1969 года.
81. Джантемиров И.Д. Мои предки. Тетрадь №2. с.Алмак. начато: 23.12.1975г., окончено 18.11.1989 г.
70.Арсен Атаев «Дагестан» г.Москва. Издательство «РИФ» стр.59, 182.
71. А-Маша. Мусульманский календарь. Второе полугодие 2004года.
72. И.М.Сигаури. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. Москва. Издательский дом «Русская жизнь».1997 г. стр.285.
73.М.Г.Магомедов в пособии «История Дагестана с древнейших времен до конца Х1Х века» ИПЦ ДГУ Махачкала 1997г. стр.182-187.
74. Цагарешвили Ш.В.. Шамиль. Сборник документальных материалов. Тбилиси.1953 г. стр.489.
75. Кавказские горцы. Сборник сведений. Выпуск 1. Москва МНТПО «Адир».1992г. стр.3. Статистические сведения о кавказских горцах, состояших в военно-народном управлении.
76. Кавказские горцы. Сборник сведений. Выпуск 2. Москва МНТПО «Адир».1992г. стр.3. Горская летопись по терской области. Стр.43..

77. \Из домашнего архива \1992г.\  Магомедкарима из с.Калининаул.   
78. И.Гаджиев. История гражданской войны в Казбековском районе с 1917 г. по 1920 г. ЦГА РД ф.п-8. оп.3. д.№117 с.34-38.
1918 соналъул ихдал моц1алда т1олабго округалдаго хабар т1ибит1ана Хасавюрталде Нажмудин имам вач1унев вугила.
…Нажмудиница Салатавалъул наиблъун бечедав чи, г1емераб г1иял бет1ергьан ц1обокьа Х1ажиявдада тана. Алмахъ росулъа Г1амирг1али-х1ажи округалъул къадилъун тана.

78. Краткий справочник по административному территориальному делению 1920-1975 г.г. с.125. А
79. Записи Б.Далгата о родовом строе среди аварцев. ЦГА РД.Ф.8. Оп.1.д.34. л.13.
80. ЦГА РД. Ф.147.оп.1.д.2.л.152.
81. Джантемиров И.Д. Мои предки. Тетрадь №2. с.Алмак. начато: 23.12.1975г., окончено 18.11.1989 г.
82. Ярагиев Зайноабид: Яраги-Тажудин \дядя\ Шейхислам \дед\, Г1адуч – родственник.   


         Гаджимагомедов Г.Р.
         Салихов С.А.