Три рубля

Николай Нефедоров
                Три рубля

         Вышел  я  на улицу. Меня   встретило   доброе  ласковое  утро.  Точно так же, так было  когда-то  весною, когда  был месяц  март   за окном. И  казалось  еще  чуть-чуть  и зазвучит мелодия капели. Зазвучит  как только выглянет запоздалое  заспанное  солнце, разгонит безликий  туман   меж   городских  улиц и   домов и пригреет  покатые крыши.

        А  пока, солнце  еще  только протирает себе  глаза,  после долгой  ноябрьской  ночи и еще  готовится  только смотреть своими  лучами в окна домов. Хотя   время было   уже  двадцать  минут   десятого и ему  давно пора было  сделать это.  Я было  приготовился к  морозу  в  десять  градусов  и беспокоился,  что мои  уши  будут  зябнуть, но  было всего 3-2 градуса  холода.

       Я  бодро шел  по дороге  на станцию к своей   электричке, которая  вот-вот,  строго  по расписанию,  минут  через двадцать, должна была   подойти к  станции  и распахнуть  свои двери. Я  шел по дороге,  а перед глазами, как наваждение   стоял тот  весенний  день, 30  марта.  Который был   много-много лет, лет  двадцать назад.  В   тот день, к вечеру,  я  отправил  свою  дочку, девочку восьми лет, в  магазин,  чтобы она  купила молока.  Дал  ей   пять рублей  и  белый  бидончик с крышкой.   В  то время  молоко  стоило  за литр 28  копеек.  И  булка  хлеба  стоила   всего 18-20 копеек.    По  нынешним  ценам  я  дал ей  около  250  руб-лей. 

- Сходи, говорю, дочка, купи молока, только  быстро, а  то  скоро шесть часов и   магазин  закроется. Ты   уже  большая   девочка. Почти  взрослая  и пора  в  магазин   самостоятельно  ходить.  Да  и магазин  не  так  далеко от дома.

       Она   оделась и пошла.  На   улице в  тот день было ветрено  и  поземка, почти что метель завевала  круговерть из  снежной  пыли   и снежинок.  Поземка  была не очень  суровая,  но с порывами ветра.
 
       И  если, допустим,  плохо  покушать и выйти на улицу, то  можно и озябнуть, потому  как, ветер был  пронизывающим. Такая погода  бывает обычно поздней  весной.   Но  если есть  шарфик, есть  шапка  ушанка  и шубка  с  варежками на  вязках через  рукава, то такая  погода  не страшна. Да  и идти  до магазина  было не далеко, всего метров  сто- вести, не больше. Дорога  шла  между студенческих домов общежитий.
Возможно, моя  дочь  впервые  держала  в   руках  такие  деньги. Возможно,  это было для  нее   целое состояние.
 
      Ведь  на  такие  деньги в то время  можно было купить около  пяти кило конфет.     И  как  бывает  обычно  в жизни,  то что  дорого,  то  чаще и  теряем. Она   положила  их в рукавичку и  держала  их  пальчиками, деньги - маленькую  бумажку  голубого цвета с цифрой пять.  И  где-то на  полпути внезапно  остановилась.  Ее  пальчики  уже  не  ощущали эту бумажку  в  варежке. Денежка вылетела куда-то в снег  и ветер  поиграв ею,  заботливо, укрыл ее   снежком, укутал ее своим белоснежным покрывалом..
 
      Ее  охватило  жуткое отчаянье  и обида, что не смогла  справиться  с таким простым заданием, сходить  в  магазин и купить два-три литра   молока.  Она  стояла  и горько плакала, навзрыд. А в это время  мела  поземка, была  метель  и ее горькие слезы  капали в снег. Она   впервые  теряла  деньги  и ей было отчаянно  жалко их.  Она   представляла, как  ждут ее  с молоком  домашние  близкие. Она представляла себе, как она  приходит домой без молока,  звонит в дверь  и говорит,  что потеряла деньги.
    
     Но  тут, она  услышала   голос со стороны  -  «Девочка, почему ты плачешь?».  Она   ответила, не переставая лить слез, что ей  дали на  молоко  пять рублей и вот она  потеряла их. И  одна из двух  девушек, студенток, молча  достала из  кармана  три  рубля  и вложила  денежку в ее  маленькую  ладошку. Они  ушли. И  девочка, ее звали   Оксана,  с мокрыми глазами от слез,  быстро добежала  до  магазина, купила   молока  и  пришла  домой.

     Поставила   на  стол бидончик с молоком  и  отправилась, как  ни в чем не бывало, смотреть мультики,  что шли  обычно в это время  по  телевизору. Сдачу  с трех  рублей  она  тихо  положила  на  стол.  Я  же не обратил на это особого внимания, даже на то,  что сдачи оказалось маловато.. Она   сказала  впоследствии,   что где-то выронила. Что ж бывает.
   
      В  свое время,  я  тысячу  раз  ходил  в  магазин  за молоком, за хлебом. Бывало,  терял деньги, но это было как-то все просто и обыденно, что ничего и не помню.
   
      А  здесь, спустя  почти  четверть века, за  праздничным  столом, я  пережил  вновь маленький  стресс из  жизни близкого для меня человека. За   праздничным столом,  заставленным закусками, салатами,  с  маленькой  бутылочкой водки под названием «Русский размер» и пивом,  здесь за столом,  я  ощутил кожей лица,  тот порывистый  резкий ветер,  то ее глубокое  отчаянье и почувствовал  сердцем безутешную соленость детских слез  бегущих по щекам моего  ребенка.
    
      Сидели  гости, звучали тосты, закусывали,  пили и вот  вдруг дочь за несколько минут тишины, поведала гостям маленькую страничку  своей  жизни, из своего далекого  детства.  Она   рассказала  и никто из гостей  не  проникся  ее рассказом, никто. Каждый говорил и старался сказать о своем.  Лишь передо  мной,  явственно  встал  образ того  дня,  вернее, того  вечера и тот  колючий снег, ветер со снежной  пылью и снежинками. Я  видел и чувствовал, и хорошо помнил тот день.

     Он  был   в  моей жизни, день 30  марта,  вечером. Он был нашим днем с дочерью, днем, когда была моя молодость и ее детство. На  первый  взгляд  история  простая, банальная, как три рубля. Но  вот почему-то,  спустя четверть века, мне стало немного стыдно, что я подверг  дочь такому  испытанию непростых для нее  чувств.
   
     Мне  подумалось, что надо было  быть с нею рядом.  Идти  вместе с нею в эту снежную круговерть и крепко  держать ее за руку. Идти вместе с нею   в магазин  за молоком, с бидончиком  на перевес. (Но  это неосуществимо). Но  опять же, подумалось, тогда бы не было этой  истории.  И  этот день, 30  марта  остался  бы безликим   днем, среди множества других дней ее детства. А так, у него  теперь есть имя - 30 марта.
 
     Почему  я так близко воспринял  ее слова?  Наверное, от того, что  с годами   любовь  к своим детям становится  острее, глубже.  Становится   более  сентиментальнее.  Или  я  в свои  полсотни лет стал   тоньше  чувствовать чужую боль, чужие эмоции.  Я   осознал  отчетливо и остро,  что  порой  для нас  взрослых   все  не свое  воспринимается слишком обыденным и не очень важным.
 
     И  часто мы  проходим  мимо  чувств  ребенка, обращенных  к  нам. Мы  проходим  мимо  чувств, переживаний, эмоций, не отдавая себе отчета,  думая  только о себе, думая, что это все мимолетное, малозначительное и временное.  И  по прошествии времени ужасаемся   своей, возможно черствости, возможно  жестокости, направленной к  тем, чей  взгляд всегда обращен  к вам, к вашему  сердцу. 
   
     Все  бывает в жизни и грустное  и веселое,  и отчаянье  и радость. И  этого не отнять у нас, пока  мы  живы,  пока  бьется  сердце.  Все это живет с нами. И  боль  и смех  и горечь расставаний и мартовская  поземка…    Вот такая  получилась  маленькая простая  история, одна  из тысяч, одна из  многих и многих историй, прожитых  мною и моим близким  человеком, чуть похожим на  меня  внешне и внутренне.

     Прожитых  в далеком прошлом,  когда любил и продолжаешь любить, несмотря  на прошедшие годы  и седину  у висков. Когда продолжаешь  любить отзвучавший, когда- то  детский  смех, слезы   и  суету    будничных дней. 
 Возможно,   все это   дорого  и близко сердцу   еще  и потому, что это была  моя  молодость, полная  чувств, эмоций  и можно сказать, эгоизма. 
 
     У  каждого из нас  она одна, молодость. У  каждого своя  радость  детства  и радость детей своих.  Есть в этих днях  светлое,  доброе, что кануло в лету  вечности  и только память  способна вернуть все  пережитое на мгновение  вновь к жизни.  Вернуть, чтобы пережить  эти минуты вновь, чтобы  рассказать о них, однажды кому либо, в легкой непринужденной  беседе, за  стаканом кофе, или чая. Чтобы  кто –то,  возможно, стал на капельку добрее, уже  сейчас, в эту  минуту.

      Ибо  нет  для  истинных  чувств   забвения вечности, они всегда остаются живыми,  неподвластными времени, пока жива память, пока бьется сердце, способное  любить  и дорожить теми,  кто доверился однажды вам.  Быть  может,  сейчас  в  эту  минуту, кто-то  уже любит вас, трепетно, нежно   или думает полюбить.  Будьте к ним   чуточку  внимательней, чуточку добрее.  Это  так просто.

    Так просто  сказать   им   несколько  добрых слов  и улыбнуться. Так  просто, как однажды потерять пять рублей или найти три, однажды  накануне весны..