Новая игра на русском бильярде пирамида отдых

Андрей Деревянский
Эта статья интересна только любителям игры на бильярде, причем на русском столе.
Я хочу представить придуманную мной игру почтенной публике. Не исключаю, что освещение  правил этой игры привлечет к русскому бильярду даже игроков в пул, для которых раньше русский бильярд казался немного скучным. Так что уважаемые любители пула приглашаются также.

1. Недостатки существовавших до «Отдыха»  игр на русском бильярдном столе.

Я играю на русском бильярде с 1966 года, то есть с тех самых пор, когда подрос настолько, что стал доставать до стола на цыпочках. Как один из старейшин  считаю себя вправе немного порассуждать  о достоинствах и недостатках основных разновидностей  этой игры. Классическую пирамиду с набором очков по номерам сыгранных шаров я даже  обсуждать не буду. Спортсмены в нее ныне играют очень редко, а соревнования и вовсе не проводятся ввиду низкой результативности и зрелищности классики. Высокая стоимость часа использования стола просто не позволяет этой в целом достойной игре сохранить свое место и у любителей, как в былые времена.

Отмечу главный недостаток в целом увлекательной  пирамиды (американки), где, как известно, дозволяется колотить  любым шаром по любому. Это высокая вероятность подставки, нивелирующей  мастерство игрока. Порой достаточно не слишком удачно разбить пирамиду, чтобы противник закончил игру с кия. Короче говоря, игра для начинающих.

Как противодействие   именно этой незадаче появилась Московская пирамида (Сибирка) и немного позже ее разновидность Невская пирамида, где  играют одним цветным шаром – битком.  Однако нет добра без худа и тут. Чем выше мастерство игроков, тем дольше тянется игра. Многочисленные отыгрыши с постановкой битка на короткий борт снижают как зрелищность, так и привлекательность обеих  пирамид для самих игроков. Чтобы компенсировать этот недостаток, постоянно меняются правила отыгрыша. А надо не правила отыгрыша менять, а  саму игру.

Я давно размышлял  о создании  игры живой, как американка, действительно умной как шахматы, мечтал внести в русский бильярд еще и элементы популярного за рубежом  снукера. Хотя бы  возможности забивать чужой шар неоднократно, проявляя и соответственно наращивая мастерство выхода битком после произведенного удара. Однако ни в одной из существовавших игр на русском столе правила такого не разрешали. Забегая вперед, отмечу, что « Отдых»  это делать позволяет.

Прежде чем  завершить прелюдию и перейти к правилам новой игры, свободной, как мне кажется, от отмеченных недостатков, позволю себе напомнить читателю о довольно распространенном сравнении игры на  русском бильярде с шахматами. Частично можно согласиться с этим, по крайней мере, в необходимости использовать мозги как там, так и тут. Но  скажите мне, что это за шахматы такие, где оба противника играют   фигурами друг дружки? Надо, чтобы каждый играл "фигурой" своего цвета. Именно эта довольно простая  мысль и привела меня к решению. Итак,

2. Правила игры в пирамиду «Отдых».

Правила игры очень простые. Честно, я до сих пор не могу понять, почему  пирамида «Отдых» не была придумана  раньше. Вероятно, какая-то инерция мышления мешала. Вот дали тебе шестнадцать шаров, среди них один биток, и играй в них как сумеешь! Ничего не меняй, так завещали наши деды и прадеды!

А я вот взял, и поменял шарики, хе-хе!

 Итак, треугольная пирамида из 15 шаров ставится обычным образом.  Единственное и, замечу, главное отличие пирамиды «Отдых» от Невской пирамиды состоит  в том, что головной шар пирамиды на задней точке заменяется вторым (назовем его "чужим") битком.Допускается по желанию игрока этим  битком установка его середину широкой линии пирамиды. Номера шаров значения в игре не имеют. Цвет чужого битка должен отличаться от  цвета своего битка. При отсутствии второго битка для оценки игры можно раскрасить качественным маркером любой белый  шар крапинками наподобие мухомора. Однако постоянно играть таким импровизированным битком неудобно из-за возможности кикса на окрашенном месте. Поэтому, если игра «Отдых» вам понравится, смело ступайте в специализированный  магазин и покупайте дополнительный биток. Как правило, в продаже  бывают оранжевые и красные битки.  Красный тайваньский стоит 200 р. Качественный  шар обойдется вам рублей в 800-900. Очень хороший биток для профессионалов желтого цвета с крапинками продается на cue.ru за 1300 р. Приносите его с собой в бильярдную вместе с кием в чехле и хорошим мелком на магните. Не пожалеете.

Игра начинается и ведется по правилам Невской пирамиды, с разбоя кучи своим битком, но далее противники играют, как  положено и в шахматах, только  фигурами  своего цвета. Точнее, битками. Правила отыгрыша стандартные. Я не стану утомлять читателя правилами Невской пирамиды, их можно найти в Интернете. Можно забивать свой биток,  белые шары, и чужой биток. В последнем случае забитый чужой биток выставляется на заднюю точку и может играться в лузу снова. Вот, собственно, и все правила игры.
Я вас не задержал? Можете приступать к игре. Но если у вас найдется еще пара минут, вы заинтригованы, появилось желание разобраться  в пирамиде «Отдых», почитайте следующий раздел.
 
3. Некоторые особенности новой национальной игры.

Ну и что, скажет не слишком искушенный читатель, здесь такого особенного? Подумаешь, один шар другого цвета, не велика разница! Отвечу просто – начните играть в эту игру, и прочие игры на столе с зеленым сукном и лузами покажутся вам пресными всего через час! Я вам это гарантирую. Прежде чем опубликовать эту статью, я два месяца обкатывал игру с друзьями, и все они, мягко выражаясь,  высказали свое положительное мнение. Игра действительно затягивает.

Самое привлекательное  для искушенного игрока то, что думать в этой игре приходится гораздо напряженнее, поскольку вариантов выбора больше на порядок. Что правильнее сделать в сложившейся игровой ситуации, попытаться сыграть в лузу близкий шар или отогнать чужой биток с выгодной позиции в безопасное место? Другими словами, думать приходится не только за себя, но  и за противника, как и положено в шахматах.

Приходится намного внимательнее относиться к  размеру удара, ведь тихое скатывание своего битка в лузу с его последующим застреванием там означает верный гол противника. Отыгрыш своим битком на короткий борт тоже перестает быть привлекательным по целому ряду причин. Во-первых, куда вы спрятали  свой биток, оттуда сами после ответного  удара противника скорее всего и будете бить. Во-вторых, после постановки вашего битка на короткий борт противник, вместо того, чтобы в трудах праведных отгонять ваш надоедливый биток в безопасное место, будет преспокойно атаковать ближайший  шар. Ущучиваете? Я рад за вас!

 И вот, какой вывод из этого получается,  мои дорогие любители бильярда! Битком после удара надо уходить туда, где вероятность сыгрывания  нового шара максимальна, а возможность противника попасть в ваш шар минимальна. Какая тактика в этом случае приветствуется? Правильно,  нужно прятать свой биток от чужого  за белый шар, но так чтобы самому потом было удобно ударить. Это вам ничего не напоминает? Случайно, не снукер?
 
Есть и еще кое-что от снукера. Возможность бить с руки чужой биток после забитого своего позволяет, как в снукере, забивать его снова и снова, поскольку чужой биток каждый раз выставляется на точку, а вместо него снимается белый шар. В такой игровой ситуации побеждает  тот, кто лучше владеет выходом своего битка после удара, а это и называется  мастерством.

Вот еще, абсолютно новый  момент. В случае счета 7:7 в игре всегда остаются  лишь два битка, причем каждый игрок бьет своим шаром единственный шар противника.  Такой эндшпиль коренным образом отличается тактикой от окончаний всех существовавших до «Отдыха» игр.

Но и это еще не всё, как говорят в телешопах. Есть еще одна маленькая, но весьма приятная особенность. Игрок волей неволей начинает отождествлять себя со своим неприкосновенным для кия противника битком. Изменяется  сам стиль общения игроков в пирамиду «Отдых» за бильярдным столом. Используются реплики типа «опять ты меня в угол закатал» или «сейчас я тебя с теплого местечка сгоню», что, как ныне говорится, зажигает.

4. Пожелания.

Хочется пожелать пирамиде «Отдых» долгих и беспорочных лет жизни. И еще, чтобы она, юная,  вывела русский бильярд на мировой уровень, который  он давно заслужил, но почему-то не получил.

Хочется пожелать читателю приятного отдыха  за игрой в «Отдых». Если у него найдется еще и пара минут, чтобы черкнуть сюда пару строк со своими впечатлениями от игры, буду безмерно благодарен. Если регистриться лень, пишите на мое мыло (оно есть на авторской странице). Опубликую ваш отзыв, каков бы он ни был,  тут же, в подвале статьи. Зуб даю!

PS. Публикация на профильных сайтах вызвала массу вопросов. Я вывел их в тело статьи, чтобы зря не лазить по всей теме.

Вопрос. Почему название игры «Отдых»?

Ответ. Пирамида Московская изобретена в Москве; Невская, полагаю,  в Питере, а пирамида «Отдых» родилась на станции Отдых Московской ЖД. Отсюда и название. По-моему, логично и вполне традиционно.

Вопрос. Разъясните ситуацию с забитием чужого битка с руки.

Ответ. Попытаюсь разъяснить ситуацию игры с руки с участием чужого битка в качестве забиваемого чужого. Вы сыграли своего битка в лузу, сняли белый шар на полку и бьете с руки чужой биток в лузу, если, разумеется  он стоит удобно для этого. После забития чужого битка где-то в лузу самой правильной тактикой будет выход своим в зону задней точки, поскольку туда выставляется  чужой биток. Далее вы снимаете белый шар, чужой биток идет на заднюю точку и ЕГО МОЖНО ЗАБИВАТЬ СНОВА.  В этом как раз снукероподобная изюминка игры. Чтобы играть чужой биток неоднократно, нужно владеть выходом под заднюю точку после сыгрывания чужого битка, поскольку удары идут уже НЕ С РУКИ. Теоретически можно сыграть семь шаров таким образом, хотя ни мне, ни моим партнерам не удавалось забить больше 4-5 шаров. Дело в том, что такая ситуация может быть, когда пирамида частично разогнана или поредела, и задняя точка свободна.

Тут еще приятный нюанс для бьющего игрока. Допустим,  вы сыграли с руки чужой биток, он снова оказался на задней точке, а выход под прямой удар по нему не задался. Тогда можно снова от чужого битка ИГРАТЬ СВОЕГО В УГОЛ. А потом, естественно, можно снова играть чужого битка с руки.


Вопрос. Прокоментируйте некоторые доводы насчет того, что эта игра может превратиться в сплошные прятки своего битка от чужого (особенно когда белых становится все меньше и меньше). А точнее можете ли вы как-то этому возразить? Ведь действительно вероятность патовых ситуаций тут очень велика.

Ответ. Теперь о прятках, то есть отыгрышах. Отыгрыши коренным образом отличаются от Московки и Невки. Я уже написал в статье, что самым правильным отыгрышем будет уход за белый с возможностью дальнейшей игры по лузе. В такой ситуации ваш противник вряд ли будет сгонять ваш биток, вероятность ошибки слишком велика. Обычно выбирают либо аналогичный отыгрыш с постановкой битка за белый шар, либо атаку лузы.

Игра действительно живая, вызывает интерес игроков на других столах, но думать игроку приходится много. Зато искушенные любители начинают реально прогрессировать, поскольку игра на автомате уже не проходит.

Игра молодая, если быть точным, ей 9 недель от роду  и трудно сказать, как будут играть в нее через пару лет поднаторевшие корифеи. Пока никаких патовых ситуаций не было. Время на партию от 10 мин до 20, редко 25, достаточно быстро по сравнению с той же Невкой, когда играть в 90% случаев приходится от короткого борта.
 
Редакция спустя год. Народ жалуется, что постановка битка к голову пирамиды приводит при классическом разбитии пирамиды к некоторой форе разбивающему  игроку. Биток остается недвижим. В этой связи, а именно  с   потенциальной форой торможения чужого битка при разбитии пирамиды, как изобретатель, предлагаю возможность постановки битка в любое место пирамиды. В  частности, удачным, как правило,является место крайнего шара в основании пирамиды.

Фото автора