Что делать?

Дмитрий Кульпин
     До тех пор, пока "бытие определят сознание", сознание - будет определять бытие.

    Как-то протискиваясь в салоне трамвая сквозь толпу людей, мой взгляд привлёк большой круглый значок с надписью, который красовался на груди молодой девушки. Вернее меня привлёк не сам значок, а надпись на нём. Девушка заметила моё любопытство и первая начала разговор: «Вам, наверное, интересно узнать, что написано на значке…?»  А на значке было написано –  «хочешь узнать, как похудеть? Спроси у меня».  Нет, предлагать средства для похудания она мне не стала, в ту пору я ещё был молодой и стройный. Она сразу предложила работу с хорошей зарплатой. Дело было вначале 90-ых, когда  предприятия банкротились, заработную плату задерживали, и её предложение меня привлекло. Так я оказался на презентации продукта – «герболайф». Молодой человек с пафосным выражением лица говорил свидетельство о том, как несчастна была его жизнь до встречи с продуктом. Затем лицо его восторженно просияло, когда он дошёл до кульминации своего рассказа, встречи с «герболайфом». Только теперь, по его свидетельству, жизнь изменилась на 180 градусов, исчезли все проблемы, он стал счастлив и здоров. Слушая его, я едва сдерживал улыбку…, да ведь это один к одному наша евангелизация. Реклама - стала неотъемлемой частью нашей жизни, сегодня уже рекламируют не только товары, но и "веру" Современные евангелисты, зазывая людей в свои церкви, говорят: "Вы только придите, покайтесь, и ваша жизнь сразу станет безоблачной". Однако при этом, забывая упомянуть, что покаяние и крещение, лишь начало сложного пути освящения, преображения в образ Христов. Перед новообращённым, встают куда более сложные вопросы, чем раньше. Когда проходит эйфория и романтика первых мгновений обращения, человек начинает осознавать, насколько он далёк от того нравственного образца, который  видит во Христе. По словам евангелиста всё должно уже быть хорошо, но на деле происходит внутренний конфликт между тем, кем я хочу стать и тем, кто есть в действительности. Перед новообращённым младенцем, ещё не умеющим владеть своей новой природой, раскрывается вся сложная диалектика человеческой души. Кем бы он ни был  перед ним встаёт картина его ветхой жизни со своими грехами и пороками и жгучий вопрос: «Что мне теперь делать? Как изменить нравственный облик своих мыслей?» История, Библия и современная практика, показывает, что даже после покаяния, нравственный облик человека, оставляет желать лучшего. Так, например ранние христианские общины имели проблемы, как на сексуальной почве, так и в сфере межличностных отношений. Я не хочу сказать, что вера не спасает, но лишь хочу констатировать факт, что вера без ответного усилия человека, лишь груз мёртвой информации. Такая вера не приведёт человека к святости. Истинная вера есть личностная, волевая реакция, на то знание, которое мне сообщается. Она заставляет искать, стучать, спрашивать. И человек, подобно Израильскому народу, в ответ на проповедь Иоанна Крестителя спрашивает: "ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ?" (Лука 3,10)

     Типичный вопрос, который люди задавали, не только Иоанну, но и Иисусу и Петру после его первой проповеди. Естественно, что человека решившего полностью преобразить свою жизнь, беспокоит больше не то, что ему нельзя делать, а что ему теперь следует делать, как видоизменить свою жизнь? Ответ на этот вопрос, звучал разными словами, но выражал единую суть - изменить облик мыслей, пересмотреть свою шкалу ценностей. Апостолы и пророки не пытались всеми возможными путями заманить человека, но перед своими потенциальными учениками, разворачивали всю сложность духовной борьбы, которая их ожидает. Иоанн Креститель в ответ на вопрос израильтян говорит о качественно новых отношениях к  ближним. Однако среди прочего народа евангелист Лука, как-то особо выделяет людей двух категорий, это воины и мытари. Чтобы понять, почему именно их, надо вспомнить, кем являлись эти люди по отношению к окружающим. Мытари - наняты римскими властями для сбора налогов с собственного народа. Основным доходом мытаря было не жалование, а то, что он брал сверх надлежащего, чем больше требовал, тем больше доставалось ему. Мытарь считался врагом народа, предателем и к нему относились хуже, чем к язычнику. Воины - это оккупанты, захватчики, нередки были случаи в то время, когда зелоты (ревнители) нападали на воинов Рима, что вызывало одобрение в народе. Получается, что само по себе быть воином или мытарем - грех. Итак, Иоанн как истинный иудей, обращаясь к людям столь сомнительных профессий, должен бы сказать: «Оставьте ваши занятия». Однако он даёт лёгкие на первый взгляд советы. Не похоже это на того Иоанна, который с гневом обличал праведных фарисеев, теперь так легко обошёлся с этими грешниками. Представьте, если к современному пастору подойдёт наёмный убийца, или проститутка, а он одному скажет, не обижай никого, а другой довольствуйся жалованием. Я говорю не к тому, что так следует поступать, но чтобы вы почувствовали, возможное негодование иудеев. В чём причина такого ответа? Те (фарисеи) шли со своею праведностью, не чувствуя ран души, а эти шли каяться. Они уже пожелали измениться.

     Ответ Иоанна был до чрезвычайности прост. Мы часто в своих религиозных исканиях пытаемся свернуть горы, свершить нечто великое. К Иисусу также часто подходили люди спрашивая, как войти в Царство Небесное? Ожидая нечто сногсшибательное, а Иисус давал обычный ответ: "Соблюди заповеди". Разочарованный человек говорит, что соблюдает их с детства, но потом по ходу рассуждения оказывается, что не исполняет даже первой, в его сердце привязанность к ценностям этого мира. Не надо хватать звёзд с неба, попробуйте для начала преобразить собой ту непосредственную реальность, в которой вы живёте. Попробуйте качественно изменить подход к тем обычным вещам, с которыми сталкиваемся каждый день. Нам порой легче поехать миссионером в Сибирь, чем примириться с соседом. Мы готовы нести массу служений, чем избавится от вредной привычки. Теперь посмотрим так ли просты наставления Иоанна? Что значит, для мытаря не требовать больше положенного, это обречь себя на нищету. Что значит для воина не обижать, не клеветать и довольствоваться жалованием? Основной доход воина состоял не в его жаловании, а в трофеях, которые он добывал в походах часто путём насилия. Жалование воина не стоило того, чтобы из-за него рисковать жизнью, но он с большим рвением идёт в бой, когда после взятия крепости разрешат грабить и мародёрствовать. Не клеветать - в греческом тексте это слово «;;;;;;;;;;;;;»  - не доносить. Продвижение по службе часто осуществлялось путём доносов, чтобы куда то продвинуться нужно, кого-то скинуть. Армия того времени была сборная из разных провинций, это были наёмники. Выполнить эти повеления мытарю и воину, то же самое, что сказать тигру: "Не убий". Тигр лишит себя средств существования, это не естественно для него. Если предположить, что существует, только одна естественность. С точки зрения тигриной морали, это будет плохой тигр, но с точки зрения иной - может он просто становится другим существом. Это та же сказка о гадком утёнке. В предчувствиях библейских пророков, это звучит так: "Лев возляжет с ягнёнком...и перекуют мечи на орала." Это возможно, если верить в очеловечивание мира, в преображение одной естественности в другую. С приходом Христа, это преображение началось, но не путём социальных реформ, революций и восстаний, а путём преображения ума, по словам ап. Павла. Изменением образа мыслей, приобретением новой шкалы ценностей. Христианство не восстало против существующего тогда строя, против рабства. Мир принимался таким, какой он есть. Единственное Павел советовал, относится к рабу, как к брату, а рабу служить хозяину по совести и это качественно новое отношение подорвало саму основу рабства. ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ИЗМЕНИТЬ МИР, ИЗМЕНИ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ. Часто мы думаем что, улучшая социальное, экономическое положение человека, будет меняться и его душа. Убегая от проблем, мы убегаем от самих себя, смена работы, партнёра, соседей, церкви, не принесут успеха. Нельзя убежать от проблем внешним образом, потому что они внутри нас. Что же нам делать? Спросим мы себя, вместе с израильским народом. Как практически изменить привычный ход мыслей, об этом будем беседовать в следующий раз.