Волчья шуба

Мераби Гедеванов
 
   

 


       Однажды в холодный январский вечер мой друг художник Борис пригласил меня на свою выставку художественных картин. Было много народу, необычные исторические картины художника вызывали большой интерес среди посетителей. Меня поразило одно полотно, на котором был изображен легендарный царь Горгасали. Он на белом коне сражался против врагов, под его левой рукой была видна смертельная рана: разорванная железная кольчуга, откуда торчала вражеская стрела. Он смотрел на вражеское войско, среди которого выделялась красивая женщина на чёрном коне с чёрными распущенными волосами и в чёрной волчьей шубе. Она указывала правой рукой на царя.
После выставки мы, близкие друзья, собрались в доме моего друга художника Бориса. Пили шампанское и говорили об искусстве, а в камине горел огонь, издавая тепло и приятный аромат горевшей смолы. Я и Борис уселись в большие кресла у камина, я налил в наши бокалы шампанское и сказал Борису:
- За тебя, мой друг, и за твою прекрасное творчество.
- Спасибо, - сказал Борис.
 Я продолжил:
- Скажи, пожалуйста, что за сюжет ты изобразил на холсте, где царь Горгасали, а вдали видна женщина на чёрной лошади и в чёрной волчьей шубе.
- Да, - ответил он, - это старая легенда, где измена и зло побеждают легендарного царя. А измена идёт от его любимой жены Гурандухт, которая и изображена на рисунке.
- Как это, неужели царица предала царя? - спросил я.
- Да, мой друг, именно так. Когда глава вражеского войска Хамурбег окружил неприступную Уджармскую крепость и безуспешно пытался овладеть ею, вдруг на его голову свалилась невероятная удача. Однажды ночью Хамурбег подкрался близко к крепости в надежде найти хоть какую-нибудь тропинку, идущую к крепости, но безуспешно. И вдруг около крепости, с задней стороны, среди густых зарослей, он обнаружил маленькую поляну, а на ней гулявшую с малочисленной охраной прекрасную молодую женщину в чёрной волчьей шубе. «Кто она?» - спросил он начальника отряда. «Это царица Гурандухт», -  был ответ. «Перебить охрану и взять её живой», - приказал Хамурбег. Приказ был исполнен, и через час прекрасная Гурандухт, связанная по рукам и ногам, на лошади была доставлена в палаты Хамурбега. Бег приказал развязать женщину, и перед ним предстала прекрасная царица с горящими как уголь гневными глазами. Хамурбуг в одной руке держал обнаженную саблю, а другой -  кошелёк с золотыми монетами.
- Выбирай, - громко сказал бег царице, - или смерть, или богатство. Скажи, как овладеть крепостью, и я озолочу тебя и заберу с собой в мой дворец. Ты будешь самая богатая на Востоке и любимая жена моя. Если нет, зарублю мечом, а тело брошу шакалам.
- Я царица, - гордо заявила Гурандухт, - ни богатством, ни смертью ты меня не удивишь и не одолеешь, есть только одно средство склонить меня к измене.
- Что за средство такое, которое я не могу тебе дать? - удивлённо спросил бег.
- Это любовь, перед которой ты бессилен. Сердцу не прикажешь, и я тебя никогда не полюблю, так что давай, руби меня по частям.
И Гурандухт скинула с себя чёрную шубу.
- Ах ты, проклятая, - крикнул бег и замахнулся, но, увидев прекрасные глаза Гурандухт, опустил саблю и сказал. - Не могу, очень уж ты прекрасна и смела.
Бег бросил меч и присел, опустив с досады голову.
- Зачем пришел ты в нашу страну? Что тебе надо здесь? Иди  с миром обратно, откуда пришёл, и отпусти меня, - сказала Гурандухт.
- Двадцать лет тому назад у моей любимой жены родилась дочь. В пятилетнем возрасти гяуры похитили её, и я пришел мстить им за это, - ответил Хамурбег.
- Зло порождает зло, и гибнут невинные люди, разве это справедливо? - ответила Гурандухт.
- Она была такая прекрасная и любимая. У меня похитили мою любимую девочку, я не знаю, что с ней случилось, жива ли она, - сказал бег.
- Я могу помочь тебе и узнать о ней все, и если жива, вернуть её тебе, - сказала Гурандухт.
- Её похитили разбойники и продали ее одному богатому человеку из вашей страны. Он отдал её во дворец к царю, больше ничего не знаю.
Вдруг Гурандухт вздрогнула.
- Скажи бег, - спросила она дрожащим голосом Хамурбега, - какая примета была у неё?
- Да, у неё на спине была большая родинка, - ответил бег.
- Отец, это ведь я, - вскрикнула Гурандухт и упала в обморок.
На следующий день царь Горгасали увидел Гурандухт впереди вражеского войска, рядом с Хамурбегом. Она вела врага в самое уязвимое место крепости. Царь пришел в ярость, увидев такую неслыханную измену. Он сам возглавил войско и пошел на врага.
       Гурандухт подняла руку  и указала Хамурбегу и его военачальникам на царя:
 - Видите царя Горгасали? На нём шлем в форме волчьей головы. Пока он жив, крепость будет неприступной. Под левой рукой у него порвана кольчуга, туда и надо угодить отравленной стрелой. Убейте его, и тогда падёт крепость.
Услышав это, военачальники направили к царю стрелков. В этом бою царь Горгасали был убит отравленной стрелой и пала Уджармская крепость. На смертельном ложе царь сказал:
 - Я умираю от измены царицы, да будет она проклята, чтобы дух её никогда не видел покоя!
-После этих событий прошло 1500 лет, но и сейчас на развалинах крепости бродит одинокий дух царицы Гурандухт, заманивая и убивая молодых охотников. Вот и вся история, дорогой мой друг, она и вдохновила меня нарисовать этот сюжет на холсте.
- Да, - сказал я, - очень интересная история.
С тех пор прошло несколько лет. Однажды я был на охоте в тех краях и очутился около Уджармской крепости. Стояла зима, и покрытые снегом вершины старой крепости таинственно манили меня. Перекинув ружье через плечо, я начал потихоньку подниматься вверх, к крепости. Поднявшись, я сверху взглянул на окрестности крепости и был очарован увиденным: природа прекрасно сделала своё дело, с вершины горы внизу, в ущелье, была видна река Иори, которая, как огромная змея, ползла среди раскинувшихся скалистых гор. К крепости тогда  невозможно было приблизиться, поэтому она и считалась неприступной. После строительства крепости прошло 1500 лет, но она прекрасно сохранилась. В крепости была маленькая часовня, и я решил зажечь там свечку. Я зашел в небольшую старую часовню и окаменел: передо мной стояла прекрасная женщина с распущенными волосами в чёрной волчьей шубе. Она стояла спиной ко мне и смотрела в сторону алтаря. Услышав мои шаги, она обернулась ко мне лицом, и у меня в жилах застыла кровь: передо мной стояла средневековая царица Гурандухт.
       Вдруг раздался телефонный звонок, и я проснулся.