Поговорим о ДМС и ОМС

Татьяна Харикова
В августе 2004 г. моя дочь, работая в достойной фирме, где шло оформление медицинского страхования сотрудников, предложила мне присоединиться. Родственникам работающих разрешалось участвовать в этом корпоративном страховании здоровья только уже за свой счет.Работающим фирма мед. страховку дарила. Дочь считала, уговаривая меня , что я плохо слежу за своим здоровьем и мне давно пора пройти обследование и диспансеризацию, а корпоративно - это дешевле. Я согласилась с ее аргументацией, тем более, что лечиться мне было негде, и срок подошел обратить на себя внимание. И вот я купила себе медстрахование: первый период на 10 месяцев за 500 долларов со стоматологией, и второй период на 8 месяцев без стоматологии всего за 300 долларов, и стала впервые обладательницей добровольного медицинского страхования, так называемого (ДМС), в отличие от основного, которое имеет каждый гражданин РФ (ОМС).


Поликлиника, к которой я прикреплена по ОМС, находится совсем рядом, в моем же доме, но более захудалой трудно сыскать, и оскомина отвращения настолько давно  въелась  в меня, что я туда стараюсь не заглядывать годами, ну, если уж очень припрет.

Вы думаете, что я живу где-нибудь в провинции или на периферии? Нет , я живу в Москве, в престижном районе Ленинского проспекта. Попасть к интересующему вас врачу можно только с боем. Регистратура работает по принципу не "пущать" и "футболить", а недавно я увидела, как регистратор играл на ПК в игры, а я ему помешала со своим вопросом и меня "отшили". Чтобы записаться к врачу когда-то существовали талончики, которые выдавала регистратура. Открытия поликлиники люди ждали 1-2 час. до 8-ми утра, собираясь в очередь за дверью на улице, в дождь, мороз или метель. Я даже помню этими талонами торговали слишком шустрые больные.

Ну, а последние годы регистратура отказалась и от этой хлопотной работы, устроив самозапись. Что изменилось, те же очереди на улице, и если придешь хотя бы в 8 час. 10 мин., ты опоздал, все разобрано, все клеточки уже заполнены. Врачи принимают по 3-4 час. в день, и бегут в другие места по-совместительству, некоторые специалисты работают только 1-2 раза в неделю, а иногда и их нет месяцами, текучка ужасная. Только посмотришь, пришел толковый молодой специалист, глядишь -  через 1-2 месяца его и след простыл. Участкового терапевта у нас как-то не было больше года, а другие тебя принимают с неохотой. Сдать кровь на биохимию и клинический анализ вообще кошмар, прием ограничивается только 25-ю человек, а собирается под 50, можно просидеть 2 час. и не попасть.


Счастливые обладатели записи к врачу могут явиться к назначенному часу и обнаружить записочку на двери, что врач заболел, или на конференции, или на учебе, и остается только уныло брести домой ни с чем, предупреждать у нас не принято. Я думаю, ну ладно я, еще в силах, а как же старики с палочками, с больными ногами, слабые, больные, идут так долго, ведь округ у нас колоссальный и некоторые участки находятся далеко на другой стороне проспекта.


Ну, что рассказывать, нудно и читать, и писать, да вы и сами все знаете. Не зря же у нас пословица, что "лечиться даром - даром лечиться". Но ОМС же должна работать, ведь это деньги, отпущенные на каждого гражданина РФ. Я уже не говорю о долголетних злоупотреблениях с бесплатными лекарствами для инвалидов, которые должны только в первых числах каждого месяца являться к врачу, потом будет поздно, лекарств уже не будет, по сути с протянутой рукой, отсидев полдня в очереди, чтобы выписать рецепт на грошевое устаревшее отечественное лекарство. Ну хватит, тошно.


Тем временем я, заплатив свои кровные, стала обладательницей ДМС, мне был предоставлен список поликлиник, которыми я по праву могла воспользоваться, и я выбрала ни много, ни мало поликлинику Управления делами президента РФ, к тому же она недалеко от дома. Явившись на регистрацию, я поняла, что попала совсем в другой мир, куда в советское время меня бы и на порог не пустили. Интерьер, ковры, пальмы - это не главное. Главное - порядок, удобство, доступность, оснащенность самым современным оборудованием. Ко всем специалистам я могла уже записываться, сидя дома, по телефону, при чем можно было сразу записаться на один день к нескольким врачам с интервалом в 30 мин., и регистратор шел тебе на встречу и скурпулезно подбирал время. Всегда телефонным звонком напоминали за день до приема о записи или предупреждали об отсутствии врача, чтобы зря не приезжать.


Никаких очередей , переходишь из кабинета в кабинет,тебе доступны, конечно по показаниям, и компьютерная томография, и МРТ, и современная физиотерапия, 10 сеансов массажей обязательны на период ДМС и многое другое, что мне и не снилось. А какая вежливость и предупредительность персонала! Вся машина медуслуг работала четко, слаженно, быстро. И чувствовалось, что такой порядок действует издавна, а персонал вымуштрован, только так и должно быть. Ведь могут же, думала я, почему только не для всех!


Поскольку я за долгие советские годы толком никогда не лечилась и не обследовалась, мне предстояло пройти всех врачей. Представляете, что такое проверить свой организм от макушки до пяток? В связи с этим я вынуждена была ходить в поликлинику как на работу. О себе я узнала много интересного. Стоило мне заикнуться невропатологу, что по офтальмологии ( у меня очень высокая близорукость) мне рекомендовано раз в полгода ложиться в больницу , чтобы подпитать сетчатку глаза, как мне звонят через три дня и предлагают место. Я была в шоке. Муж говорит, ну что же - дают, бери.


Мне была предоставлена одноместная палата, других там нет, и лечение: медикаменты, капельница, уколы, физиотерапия, ОФП, бассейн, массаж воротниковой части, родоновые ванны, магнитотерапия, массаж ног с помощью надувающегося сапожка от варикоза. А поскольку это объединенная больница с поликлиникой я могла продолжать посещения всех врачей. Скучать не приходилось, до обеда я бегала по процедурам, а после - по врачам и дальнейшему аппаратному обследованию.


Наконец,  сказка  закончилась, все хорошее быстро проходит, дочь перешла в другую компанию, где медстраховки сначала не было ,  и срок действия моей - истек.  Теперь мне нужно было подумать, как поддерживать свое состояние  дальше. Я составила картотеку  по всем врачам и их назначениям в виде конвертов.  Как возникнут осложнения со здоровьем, я лезу в  соответствующий  конверт.  Например, заболела колено, я нахожу: "ревматология", ага , то-то и то-то. Так я продержалась несколько лет, надо же как-то выходить из положения и  приспосабливаться.

И вот совсем недавно у дочери работа опять дарит ДМС и я могу снова присоединиться. Дочь приносит мне пакет документов для выбора количества услуг страховой компании "Ренессанс". Я внимательно изучаю и понимаю, боже, как они "поумнели". Теперь госпитализация выделена отдельно от амбулаторного лечения, т.е. вы можете выбрать что-то одно, а если вместе, то будет значительно дороже. Новинкой является подача вместе с заявлением анкеты с указанием всех ваших хронических заболеваний, а также периодичность посещения врачей, и когда были в последний раз, и по какому поводу, при чем серьезно запугивая клиента в случае ложных показаний.


Я выбрала только амбулаторное лечение в поликлиниках, знакомых мне, той и в помине не было, со стоимостью 11 тыс руб на срок около года. Написав заявление и честно заполнив анкету, я отдала дочери для дальнейшего оформления. Через неделю дочь сообщает мне, что мое заявление рассмотрено и мне вводят коэффициент 8, что означает увеличение стоимости страхования до 88 тыс.руб. Позвольте, это что же получается, прошло 3,5 года от последнего страхования и за этот период услуга подорожала почти в 10 раз? Или заведомо мне озвучили такую сумму, ожидая верного отказа. И в анкете у меня ничего страшного нет, еще, тьфу-тьфу,  не диабетик, не гипертоник, у меня в анамнезе нет пока ИБС и других страстей, единственно близорукость, кстати лечение по  офтальмологии в пакет не включено, остальное все по возрасту.


Вобщем мне отказали, и я догадываюсь почему. Наверняка "Ренессанс-страхование" связалось с моей предыдущей страховой компанией и навела справки, все ведь сохранено в компьютере, а те ответили, ни в коем случае не брать ее, если не хотят разориться, ведь она будет ходить лечиться как на работу,  хотя я уже полностью обследована, и мне  необходимы только небольшие консультации. Но, испугались, зачем им лишние проблемы и  расходы.



Да, и страховщикам не нужны старые и больные. Гораздо выгоднее молодежь, которая особенно не дорожит "халявной" страховкой, они много работают с утра до вечера и им некогда посещать врачей, и, естественно,  у них меньше болячек. А что же делать нам, пожилым и людям преклонного возраста, куда податься,  до конца дней жить без медицинского наблюдения?  Разве это справедливо? Ну что же,  придется опять ходить в свою районную поликлинику, как на войну. В заключении я хочу задать всем вопрос, аналогичный нахальной рекламе: " А ВЫ, ГДЕ ЛЕЧИТЕСЬ ?