Ч. 5. ТайфунЦветок жасмина

Инна Бухмастова
фото  http://fotki.yandex.ru/users/real-an/album/58994
09.10.2009.               
      Утром - новости по телевизору: " Курилы, Сахалин, Хабаровский край - объявлено чрезвычайное положение.    Идет тайфун " Цветок Жасмина " , Япония затоплена, есть жертвы, разрушения, фонари летают".

   
        На Кунашире  усилился ветер, дождь.  Сидим на кухне и из окна наблюдаем за волнами на Тихом океане.  Считаем волны, Николай научил находить девятый вал.  Костя пошел узнавать, как нам попасть на Горячий пляж в погранзону.

 
      А что думают люди?

 
      -  Да  мы же тут все переругаемся!
      - Столько человек, в замкнутом пространстве...  От безделья мы тут будем с ума сходить...

          Все  чаще на этом огненном острове случается то, что  захочешь.  Время реализации измеряется часами.  Уже  привыкаю к этому, привыкаю жить так.


        Иду на берег океана смотреть тайфун. Сопровождает меня Сергей.  Сильнейший ливень.  Дождевик, туристические ботинки - промокает все.  И вот оно, это безумие.  Тихий океан, тайфун.  Ради такого зрелища стоило лететь с материка.  Дикие волны. Они как двойные : волна из воды и ее двойник из брызг.  Волны  явно соревнуются.  Они готовы уничтожить все на своем пути.  Они разгоняются и... показывают, на что способны... превращаясь в грохот и воздушную пену...  При этом выделяется такая термоядерная энергия...  Безшабашная игра воды, воздуха и земли. И все это один сплошной   кипящий  огонь.  Я готова стоять здесь весь день и смотреть  на эти водяные взрывы.  Но мне дали только час.

        Работаю с целями, с будущим, делаю портал. Традиционный глоток воды.  Океан выбросил к моим ногам две большие  плоские раковины морских гребешков.   Ребристые, обточенные волнами , бело- сиреневые, с перламутром. И еще полупрозрачный золотистый камень.  Он в форме башмака с гладкой, отполированной подошвой.  " Повезло" - говорит Сергей. " Это халцедон. Редкий камень.  " И подарил мне  найденные здесь же две плоские  раковины  , изъеденные червем.    Час пролетает ,как пять минут,  Сергей уводит меня чуть ли не насильно.  Первый, кого я увидела в доме, Костя.  Показываю ему свои находки.      - " Главное, что глаза счастливые".     Мой  халцедон удостоился общего внимания.             " Хороший камень " - сказал ФГВ.


       В 11-30 мы выезжаем на Горячий пляж.  Шторм значительно усиливается.  Погранзона, контроль, пропуска. Вывеска " Водная станция Динамо". Это что-то вроде санатория, водолечебница.   Под открытым небом два бассейна с термальной водой  разной степени нагрева. В помещении бассейн с горячей термальной водой.   Ручей с холодной водой, с несколькими маленькими водопадами.  Все это окружено неплохой экосистемой, высокие старые деревья, цветущая гортензия. 

     Идет дождь, и мы под дождем курсируем из одного водного объекта в другой. Холодный ручеек - горячий бассейн.  Кран с питьевой минеральной водой. Она очень горячая. Я выпиваю сразу две кружки.   Костя оформил пропуска на Горячий пляж на сегодня и на завтра.  Мы - пиллигримы, пережидающие тайфун.  И в нашем положении так приятны эти расслабляющие водные процедуры.  Для нас это просто спасение.  Но...  с настоящими термальными источниками , со Столбовскими, даже сопоставить нельзя. Это как настоящий бриллиант рядом с фальшивым.  Домой вернулись около 16 часов.  Обед, который готовят дежурные , строго по графику, по заранее составленному меню.  И обсуждение нашей дальнейшей судьбы.


      " Костя, а можно было заранее знать про тайфун? " - " Нет , это невозможно."  Незадолго до нашей экспедиции было землетрясение в Индонезии.  Костя говорит о том, что сейсмическая активность распространяется от эпицентра по энергетическим линиям ( узлам, точкам), и  перед началом экспедиции он отслеживал  это распространение. Самые внимательные участники экспедиции заметили два подземных толчка во время нашего нахождения в доме.


       Итак, обсуждение нашей дальнейшей судьбы.  Вопросов всего-лишь два : посещение кальдеры вулкана Головнина- главная цель экспедиции и  отъезд с Кунашира. " Попасть сюда легче, чем отсюда выбраться  " - говорит Костя.  И поэтому снова


                ОБ   ОСОБЕННОСТЯХ   МЕСТНОГО    ТРАНСПОРТА,


       Теплоход  Игорь Фархутдинов должен прибыть на Кунашир в ближайшие дни. А потом он уйдет на месяц в Японию.   Другого водного транспорта нет.  Прибыть Фархутдинов может в любой момент. Это зависит от погоды.  Билеты на теплоход можно купить только на самом теплоходе! ! ! А для этого сначала нужно на него попасть. На рейде есть касса. Там можно купить билеты на плашкоут.  Но , попав на плашкоут, еще неизвестно, попадешь ли ты с него на Фархутдинов. А , попав на Фархутдинов, неизвестно, хватит ли тебе билета собственно на теплоход.  Костя говорит об этом так : " В кассу на рейде стоит 130 человек.  Билеты на плашкоут покупают 70 .  70 человек плывут на плашкоуте. На Фархутдинов покупают билеты 30 человек.  Остальные плывут на плашкоуте обратно на Кунашир. ( Не солоно хлебавши. Прокатились, так сказать.) Все об этом знают . Все воспринимают это спокойно. "  Действительно, все участники экспедиции об этом знают, и только для меня это шокирующая новость.  " Ты будешь биться о борт теплохода, и никто тебя не возьмет"  - так мне сказал Костя.


    " Здесь нет расписания. Здесь  есть только тарифы" - это  очередное изречение Константина. Будучи на рейде, я все- таки увидела расписание движения теплохода И, Фархутдинов. Но это только формальность.  Расписание, естественно, не соблюдается. Все меняется непредсказуемо.   Все зависит от погоды.  И от капитана теплохода , который здесь Царь и Бог.  Да и сам теплоход Фархутдинов, как я увидела в дальнейшем, здесь Царь и Бог.  Местное ВСЕ.  Короче говоря, желающих отплыть бывает больше, чем может принять на борт теплоход.  " Для капитана  пассажиры не имеют значения. Имеют значение грузы" -   слова Кости врезаются в память. Фархутдинов везет контейнеры. Автомобили.

     А еще на Кунашире есть аэродром. Самолет летает раз в неделю.  На мой вопрос " Так можно улететь на самолете?" Костя ответил так: " У нас есть  лишь  шанс  улететь на самолете".  Видимо, с самолетом ситуация примерно такая же, как с Фархутдиновым.


      Костя рассказал о том, что от одной ДЭИРовской женщины на Сахалине он слышал о том, что людей на борт теплохода поднимали в сетке.  Никто из участников экспедиции с этим лично не сталкивался, но тоже слышали об этом.  Кто- то говорит , что это называется "грузовой парашют".

      
          С того момента, как мы поселились в доме, все участники экспедиции - сахалинцы стали очень интенсивно созваниваться с домом.  Звонки лихорадочно шли в обе стороны. Кунашир - Сахалин и обратно.  Понятно - беспокойство о родных и близких во время тайфуна .  Беспокойство о местонахождении Фархутдинова! ( что равнозначно ) Где он сейчас стоит. Куда он пойдет. Когда... Противоречивая информация менялась каждый час.  Я оказалась в горячей точке.  Информационно горячей.  Потоки информации так и струились вокруг. Задействованы были все источники. Подключены  все каналы  социальных связей.

 
       Когда начался тайфун, Костя спросил : " Кому нужно  уезжать ? "   Ответы : " Мне. Мне нужно на работу" .  " Мне. Мне нужно на работу".   "Мне. Нужно на работу".  Потом этот вопрос от Константина прозвучал еще раз. Я понимаю это так : на тот случай, если обратных  билетов не хватит всем, Костя выяснял , кому надо вернуться в первую очередь.  Люди хотели домой. Люди рвались домой.  Все сразу вспомнили про работу.  Остров, океан, тайфун - для всех в экспедиции, кроме меня, все это давно знакомо и привычно.  А для меня каждая минута на Кунашире стала таким счастьем... Шторм, тайфун, океан, остров,  стихия огня, мгновенное  исполнение желаний...  И где - то там вулканы... Уезжать я не хотела. И о борт Фархутдинова биться уж точно бы не стала. Я выяснила, что на острове есть интернет и Сбербанк. ( единственный из банков)  А банкоматов нет. Цены на все в 2.5-3 раза выше, чем  на материке( в Екатеринбурге).

 
        Звонки, звонки, звонки . " Фархутдинов болтается на рейде в Корсакове".  " Фархутдинов там..."   " Фархутдинов там..."  " Прийдет тогда... "  " Пойдет таким маршрутом... " Версии, слухи, опровержения.  Его ждут как манну небесную.  Как нам повезло, что тайфун не застал нас на теплоходе. Болтались бы на якоре в шторм несколько суток... " В шторм на теплоходе летает все. Обед готовили два раза. У них вся каша по стенам..."


       А еще, как только приехали  в дом, Костя несколько раз спрашивал: " Кто хочет проголосовать?"  На Кунашире выборы.  И это событие равносильно тайфуну! Стихия социальная идет параллельно стихии природной.  Отношение к выборам на Кунашире  противоположно  тому же на Большой Земле.  На Кунашире за один голос борются. И один голос способен повлиять на исход. Там все голосуют. И им не все равно.


        А что же вулкан?  Это горячая тема.  Мы хотим на вулкан.  Кто-то ради этого и приехал.  Это  обсуждается со всех сторон.  И так , и эдак.  Эта тема как кристалл, который крутят и крутят, и рассматривают все грани, и передают из рук в руки.  Мы хотим на кальдеру вулкана Головнина. Но тайфун. И это не совместимо. Как быть?


        Костя рассматривает возможность идти на кальдеру. Вернее, один из вариантов.  По некоторым данным, должен прибыть Фархутдинов  во время Ч. " Один человек останется в Южно-Курильске и будет следить за прибытием Фархутдинова.  Группа идет на кальдеру. Если Фархутдинов прибывает, оставшийся сообщает группе.   Будет жесткое отступление. Очень жесткое. " ( Фархутдинов прийдет в последний раз перед месячным  перерывом. )  Я понимаю это так, что с вулкана на Фархутдинов нам прийдется бежать.


    " Мне нужен вулкан" - говорит ФГВ.  " И мне нужен вулкан" - говорю я.  Мы все сидим на кухне.  Говорим о том, что возможно и что невозможно.   Про кальдеру.  " Решение будем принимать завтра утром. По погоде" -  решает  Костя.  Сергей говорит, что он не пойдет на кальдеру.


       ФГВ,  Андрей и я  собрались прогуляться к океану, посмотреть на непогоду.   Я иду очень тепло одеваться.     ФГВ рассказывает, что в мое отсутствие          " Группа разделилась.  Пять человек идут на кальдеру. Остальные остаются. " - " Кто это - пять человек? "  - " Костя, Николай, Лида, я и ты. Если, конечно, пойдешь".

 
       Из теплого дома три человека выходят в тайфун. У дверей Костя говорит мне :  " А ты готовься, готовься на кальдеру. "  -  "  На Фархутдинов я не побегу!" - отвечаю я, имея ввиду " очень  жесткое отступление".


      Ветер усилился.  Около 18 м\ сек.  Все усилилось. Уже могут летать железяки.  Кто - то сказал, что волны достигали 30 метров в высоту.   Тайфун  торжествует во всей своей красе.   На взлете, на пике. Это циклон, ураган.  Потоки дождевой  воды ,  удары  ветра, а океан - что там творится!  Дикий водоворот.  Что-то немыслимое и безудержное.  Волны... какими они могут быть! Это  какая-то дьявольская сила так играет с водой.  Волны взлетают на бешеную высоту и  рушатся вниз. Волны идут с Тихого океана и с бухты.  Два фронта навстречу.  Взаимопоглощение. 


        Андрей и ФГВ говорят: " Если волны дойдут вот до этих камней, отбегаем назад. "  И пришлось один раз отбегать.     ФГВ стоит у  беснующихся волн, направив руки на них.  И как будто дирижирует этим  безумным оркестром.  -  " Какая же это вода?! Это огонь! Разрушение!  Ставлю руки вперед, на волну, и волна как - будто отходит".


       Мы идем на возвышенность, чтобы оттуда еще понаблюдать за штормом.  Ветер меня сдувает, я не чувствую сцепления с землей.  И мысли мои текли так : " Я сказала: " Мне нужен вулкан ". Это неправильно. Нужно было сказать :  "Мне нужен вулкан только в хорошую погоду!. Солнце, сухая дорога. Вулкан и солнце. Вулкан и солнце". Почувствовав себя пушинкой в  мощных воздушных потоках,  ощутив своим слабым телом силу тайфуна, я поняла, что в таких погодных условиях  я на  кальдеру не пойду.  И пусть хоть как это выглядит.  Шесть километров в гору. По глиняной дороге и большим камням. 


      Мы поднялись на крышу какого- то сарая.  Отсюда хорошо видна битва океанских  волн. Волны идут нам навстречу. Их адская сила направлена на нас, на землю.  А сзади - ураганный ветер рвется навстречу океану.  Вода и ветер друг на друга .  Смертельная схватка стихий.   Я впервые испытывала на себе силу воздушной стихии в таком проявлении.  И здесь, на этой крыше,  единственный раз на Кунашире, меня охватил страх.  Мне казалось, что ветер сдует меня, подхватит и бросит в эту океанскую бездну. И я прижалась к стене соседнего сарая , в попытке зацепиться хоть за что-то.  ФГВ и Андрей поглощены  созерцанием океана.   Вдруг они оглянулись, начали кричать ( слов не слышно из-за шума волн), размахивать руками и побежали куда-то. Я тоже побежала.  Я подумала, что ветер сносит крышу сарая, у которого я стою.  Оказалось, они потеряли меня. Мой дождевик цвета хаки слился со стеной... Вцепившись в двух мужчин, несколько минут я постояла на краю, глядя  в грохочущий Тихий океан, навстречу тайфуну.    И мы пошли обратно.  А в голове на фоне штормового рева звучало :   -    " Вулкан и солнце...  Вулкан и солнце...  Вулкан и солнце...".


     В 20-22 новости по ТВ : - " В Японии тайфун Цветок Жасмина унес жизни 4 человек, более 100 получили травмы..."


      Вечер.   Девять человек  отрезаны тайфуном от внешнего мира.  Полностью во власти стихии.  На неопределенный срок.  Заперты в доме.   Мне это интересно . Мне нравится.  Оказаться в тайфун на острове в Тихом океане -  это мое подсознательное желание. Неосознанное.  О чем еще можно мечтать?  Но мы теряем дни, не выполняем план экспедиции...  Но лично для меня все идет наилучшим образом.   А чем занимаются люди? Все дни непрерывная сушка одежды и обуви.  (Каждое утро я надевала сухие ботинки только потому, что Наталья Владимировна дала мне электросушилку для обуви, и она работала каждую ночь.)Разгадывают кроссворды.  Читают книги, которых  в доме оказалось множество .  Смотрят телевизор. Звонят родным на материк. Пьют чай с конфетами.  Вспоминают про работу.  И снова звонят, звонят, звонят,,, ( Фархутдинов... Фархутдинов...) Информация противоречивая и постоянно меняется.  Но мы на острове, где исполняются желания! И очень быстро. Мы на Кунашире, на острове огня.    И у меня произошел примерно такой разговор с Сергеем : 
             Я говорю о том, что будет хорошая погода , и мы пойдем на вулкан...
             - На Кунашире  ТАК НЕ БЫВАЕТ!!!
             -  На Кунашире - ТОЛЬКО  ТАК И БЫВАЕТ !!!

   
    И было Вече, и  тот, кто хотел, говорил о впечатлениях этого дня.  И ночь, с коротким горячим сном 1-2-3 часа. И весь вечер, и всю ночь  в  моей голове    звучало на фоне шторма : Вулкан и солнце... Вулкан и солнце... Вулкан и солнце... Я очень этого хотела.
http://www.proza.ru/2010/01/13/1084
Продолжение. Вулкан Менделеева 

Начало  http://www.proza.ru/2009/11/24/1157