Маленька поэма Сказка для двоих

Ирина Завадская-Валла
Миланское “traffico”                .
Погожее утро
Апрельского солнца
Приветливый лучик.
Серебрянный «Мерс»
С шиком поднятым верхом.
Седеющий «мэн»-
Гран-синьер в Мерседесе.
Машины ползут
По Буонос-Айрес:
То красный , то желтый
Светофоровый глазик,
Вот вспыхнул зеленый,
счастливцы  «срываются».
О! “Santa Madonna!” –
Вновь красный включается.
(Буонос-Айрес-  название проспекта
в г.Милане)

2.
По зебре, по зебре -
По белым полосочкам
Дама в серебрянных
Туфельках –лодочках:
Через плечо
Элегантная сумочка ,
Ступает легко,
Не устала ничуточки.
И вот почти рядом
Серебрянный бампер-
Глазами в глаза
Изумленные замерли:
И он, и она
Пол-секунды  имея,
Уже утонули
 в бездонной купели.
«О, Господи!»-коротко
промельком мысли,
Но поступью гордою
Дальше как пишет
Старинною вязью
Кирилицей буквы...
Мэн скорость на двадцать
Уснувшею мухой.
К тротуару  вплотную ,
Авто- черепашкой...
Синьер не спешит уж
Белея рубашкой.
Себе говорит он:
-Ты, парень, –galletto-
она же как-будто
не видит успеха,
стоит у витрины
и сосредоточенно
«делает» видимость
 иной озабоченности,
а сердце стучит
как у пойманной рыбки.
 «Постой, замолчи»-
разум требует зыбкий.

(galletto- петушек,
ухажёр)
 
3.
Вблизи ароматный
Оазис спасения -
Вошла и за столик
Синьёра  присела.
Заметила как
Мерседес парковался,
как красный Фиатик
пред ним затесался.
Мерс дальше в досаде,
Ругая проныру,
Но вот Шевроле
Отъезжает. Как  мило:
Красавец стальной
Мигом занял парковку,
хозяин с достоинством
вышел,  но только
хотел, наконец,
он войти в кафетерий,
вперед тот наглец,
что на красной «гиене».

4.
Она улыбнулась:
«Да, сценка занятна!»,
Отпила глоточек
Густой, ароматный...
«Простите, синьёра,
Вы неотразимы!
И ваши глаза
Мое сердце пронзили»-
Толстяк лепетал
Торопясь, несуразно
И как попугай
Щелкал семечки-фразы.
От них нашу даму
Едва не стошнило...
Лишь взгляд на невежу
И сердце заныло.
Ей вспомнилось утро
В далеком Батуми,
То кофе, что в турочках
Готовится – турок
В песке раскалённом
Их передвигает
И в чашечках кофе
На столики ставит.
Синьёр из Фиатика
Круглый и ловкий
Похож  поразительно
На  турка, что кофе
Варил превосходный –
Папа, мама и дочка
В воскресный час утром
Сидели рядочком.
Глаза перестали
Быть бархатом теплым,
Как кофе горячий
Вскипели и жестко
Без слов и без жестов
Сказали молчанием:
«Сие неприемлимо»
и «турок» отчалил.

5.
В кафе заходили -
На тоненьких ножках
За стойкой у бара
Сидения - ложки.
Приличная публика
Напиток отменный
Смакует как вин
Многолетних букеты-
Кто кофе с бриошем,
Кто с пенкой “cappuccio”,
Синьер наш со льдом
Кофе пъет наилучший.
Седой, моложавый,
Высокого роста,
Ни тени сомнения-
Дружен со спортом.
Фигура-картинка
И мускулы-плечи...
Аж дух захватило
У дамы от встреченных
Сил притяжения,
Но в этом и разница:
Женская роль
Безразличием славится.

6.
Два метра до столика,
а он, словно мальчик,
шаг сделав, застыл,
оробел так некстати:
«Простите, синьера,
что Вас беспокою,
надеюсь не занято
место за столиком.»
«Нет, нет! Здесь свободно.
Но будет ошибкой
Решить, что ждала Вас.»-
Сказала с улыбкой.
Он сел, а за ним
“cameriere” с подносиком:
- кофе, клубника...-
склонился и россыпью
пред ней заалело
веселое празднество...
“Mi spero, signora,      (Надеюсь, синьёра
lei piace le fragole?”    вам нрвится клубника)
Она без кокетства
легко согласилась,
за ягодой ягода
в ротик ложилась.
Он что-то рассказывал,
Она его слушала,
Светло улыбалась
И челочка русая
Как крылышко птицы
Взлетала в движении
Головки прелестной
Легко с небрежением.
Когда он спросил:
«Как зовут Вас?»
-Тамара -
«Si, gia sentito.       –        (да,я уже слышал.
Bel nome e raro”               красивое имя и редкое)
-сказал, но звонок         
cellulare вторжением             ( мобильный телефон)
вернул их в реальность
текущего времени.
-Спасибо, Энрико.
Io  devo andare.                ( я  должна идти)
В салоне портниха
Меня ожидает.
Но точно я знаю -
Столь  странное утро
Навряд ли забуду. -
И  лодочки-туфли
Поплыли в весну -
В многоликий и шумный
Проспектовый хаос,
Людской и машинный.
Энрико смотрел ей во след:
Невозможное,
Незванное чувство
Влекло и тревожило.
Все будто впервые,
Так ново звучало
И имя , и голос,
И то, как ушла она.

7.
Апрель, следом май.
Городская несносность-
Пустынен Милан
Летом выжженным полднем.
Все прячутся в тень
Под спасенье навесов,
Вкушают коктейля
Прохладную свежесть.
Энрико и Тома
Как два голубочка
Из длинных соломок
Пъют медленно тоник
И просто молчат.
Через целую вечность
Случайная столь
Долгожданная встреча.
      -Тебя я искал
      И на «Белых страницах»,
      На улицах, в маркете-
      Повсюду, но лица
      Чужие и дальние...-
Сказал и губами
Коснулся ладони
 ее, что держала
холодный бокал.
А в глазах два алмаза,
Сверкнув, пролились,
чувством полные,  разом.
Салфеткой смущенно
И чуть отстраненно
Смахнула слезинки,
Смотрела влюбленно...
Невольно подумалось:
Нет,  - не случайность,
А предназначенность
Сегодняшний праздник.
-  Знаешь, я замужем-
улыбнулась, но все же
лучше ли , хуже ли
теперь невозможно
вырвать страницу
иль «смыть негативы»,
и скрыться, забыться
в просторах квартиры.

8.
Река потекла –
Глубже русло и шире
И узкая тропка ,
Нить тонкая ... с ними.
Все дальше, все крепче
и без узелочков,
Сквозь редкие встречи
Ночные звоночки.
Вопросы - ответы,
Рассказы о прошлом:
Его - столь беспечном,
Ее - жутко-горьком.
Потеря родных, самых близких... Бомбежка
Посеяла смерть, но остался Сережка.
И с ним пятилетним по бездорожью
Одна день за днем. Так казалось надежней.
Война есть война и на пыльных дорогах
Прицельно стреляли в бегущие толпы.
А слово «бежать» очень долго в их жизни
Единственным стало синонимом – «выжить».
Беспомощно плакал Энрико. Такая
Жестокая правда, которой не знал он.
А, если быть честным, не думал, не слышал
короткие «выжимки»  теленотиций
из точек горячих. И Мир сразу вырос...
Его полуостров стал точечкой счастья
в необозримо огромном ненастьи.

9.
Он видел как горбились узкие плечи,
как полнились скорбью, горели как свечи
глаза этой женщины... А для Тамары
 второй раз за долгие годы настали
минуты возврата, прорыв из беспамятства,
без боли, с которою сердцу не справиться.
В  Германии - месяц, год – в северной Франции
Сережа болел, ей сказали отправиться
На юг – ближе к морю, где солнце и горы,
Где как на Кавказе тепло и привольно.
Так снова колеса позвали в дорогу,
Землячка нашла ей работу  в Вероне.
В семье архитектора
 к двум славным девчушкам
искали славянскую женщину, нужно,
чтоб знала язык итальянский и русский
и чтобы готовила чисто и вкусно.
Она обрела новый дом и надежду,
Что вырастит сына и стала как прежде
Светло улыбаться и сердцем открытым
Снискала любовь и дарила взаимностью
И взрослых , и маленьких, но каждый заметил
Как боль катит волны, когда Тома смотрит
На экран, где земля разверзается взрывами,
Где сирот и вдов горький плач безутешен.

      10.
Но дни как песок
На ладони сквозь пальцы,
Как горный поток
Несет камешки в танце
Вперед и вперед
Не даёт передышки
И в этом движении
Все мы песчинки.
Тамара с Сережей
В уютрой Вероне
Прожили два года
И  слово замолвил
В Милане о ней
Дед её подопечных,
Они в сентябре
В школу шли как все дети.
Ей день расставания
Стал новою болью
И долгою грустью...
Осознанья, что Дому
Того, что на сердце
И в ладанках памяти
Уже не отстроиться,
Во век не поправиться.

11.
Столичный Милан –
Итальянская роскошь,
Бомонд и пиар –
Громко, ярко и броско.
Но та, о которой
Слагаются строки
Всю осень томилась,
Грустила и ночью
Смотрела в окно
На небесное око-
Луна как она
Там была одинока...
И мрака бездонность
Как вдовья накидка
Упрятала  звезды.
Нависла так низко.
Но жизни аккорды
В ладонях Всевышнего.
Не знаем мы строки,
Что будут написаны-
И где нас отыщет
Судьбы  начертание -
Та нота единственная,
Что шедевр увенчает.
Так  день предпоследний
Ушедшего века
Ей в дар преподнёс
Судьбоносную встречу.
Она вместе с сыном
Отправилась в театр,
Которых  немало
В Милане, но самый
Реальный по ценам
И близко от дома –
«Piccolo – Маленький»...
В партере удобно …
Себя  она помнила
Такой как Серёжа –
На сцене гастрольной
Театр Образцова:
Играли, летали
И куклы, и звуки...
Она замирала
И мамину руку
Сжимала так сильно,
Немея в восторге.
И плакала горько
О главном герое.
О! Стойкий солдатик!
Кто мог бы подумать,
Что в жизненной правде
Ждёт «сказочный» ужас.
 (Тамаре, заметим,
Присущи пристрастия
К хорошей литературе,
Искусству и театру.)
Когда отзвучали
Последние всплески
Ладоней, блеск глаз,
Только три человека
Недвижны остались,
Не зная прощаться ль
Со сценой и залом,
С сердечной овацией.
По центру сидели
Партерного ряда,
Зрители медленно
Кто влево, кто вправо...
Уставший Серёжа
Уснул...
- Certo, tardi – (конечно, поздно)
Услышала Тома
Сказал кто-то рядом.
- Gia. Devo svegliarlo.   ( Уже. Необходимо его будить)
 И тронула сына:
- Серёжа, родной мой,
  сынуля, проснись же!-
     А улица снова
     Как театра подмостки,
     Обьект декораций,
     Где белые хлопья,
     Гирлянды огней
     И опять тот же голос:
- Не шутка ль – пешком!
Вот такси. Слишком поздно.
Разумнее завтра
Продолжить прогулку  -
И дверцу раскрыв
У авто, подал руку.
Хлоп. Мягко качнувшись,
Такси покатилось –
Остался попутчик.
Наверно, приснилось...
Щёлк.
И фрагментом в окно
Стоп -.
Кадр немого кино.
Вверх
Ладони развёрнутый лист .
Лица
Вопросительный «чииз».
       Визитка –
       Единственный след
       Да таксисту
       Без сдачи « билет»
      
     13.
     Звенели фужеры
     И свечи горели,
     А в город вступал
     Год  2001-й,
     Вчера лишь одна,
     Но сегодня нежданно
     Вдвоём в ресторане
     И  Он – светлый ангел!
     Спокойный, степенный,
     Взгляд восхищённый,
     Не жёг,словно грел её...
      Жест  каждый , слово,
      Рождённые ею
     Вбирал и так бережно
     То салфетку, то ложечку
     Для неё...
     Тома в бежевом
      Платье подаренном
     Синьёрой в Вероне
      Хороша несказанно
      Была и как в омуте
      В её шоколадных
     Блестящих  глазах
      Его загадачный
     внимательный взгляд
     не тонул... Защищал
     Тому....
     Он минорно-задумчиво
     Старомодно под локоть
     Ввёл в танцующий круг её,
     Чутко чувствуя робость
     И сомнение женщины
     Показаться неловкой,
     Лишь покачивал, н;жил
      И ступал неторопко.
     И слова произнёс
        Под звучание танго
      -Ты единственная  и хоть
     Молода ,  точно знаю я
      Подарю тебе жизнь,
       По  которой осталось
      Кораблю мало плыть,
      Но, поверь, крепкий парус
      Я сошью и оставлю
       Для тебя, а Серёже
       Стану добрым отцом,
      Если ты в том поможешь.
      
       14.
      И  она призадумалось.
     Сердце ей говорило:
      Позабыть время грусти
      Радость дверь приоткрыла.
     Стоит только поверить
      И впустить счастья птицу,
      Чтоб  все окна   и двери            
      Распахнуть для певицы.
      Но она осторожничала,
      30 лет – всё же разница...
      Промелькнуло полгода.
      Наконец, отправляясь
      В горы вместе с сеньёрой
      И малышкой Розеттой,
      Обещала Роберто
      Дать ответ в конце лета.
      В сентябре согласилась,
Но не отказалась
От рабочих часов,
Независимой дамой
Хотелось остаться,
Хотелось свободы
В решеньях , делах
И в прогулках недолгих.
Время  вновь побежало –
Зимы, вёсна и  л;та,
Семь прошло как  женаты,
Год девятый как вместе.
И  любима, хранима
Заботой, вниманием,
Сын носит фамилию
 Роберто – Villani.
Но годы, но годы
Не знают пощады:
Муж много болеет –
Не прошена старость...
Ему рядом с ней
Как опавшему саду,
Стоять в ожидании
Солнечных взглядов.
      Покойно-печален
      Лик дней уходящих
      И в призрачной дали
      Первый вечер вчерашний.

                15.
                Ей в этой тиши повторять
                «Спасибо»,
                Любить его, оберегать
                Незримо.
                Не уставая вспоминать
                Короткие
                Медовые дни. Шептать
                Кротко:
                « Благодарю тебя, Господь,
За встречу.
Я не ждала, что будет гость
В тот вечер.
Но задрожали провода
Призывно
И, вслушиваясь, поняла –
Есть имя...
Еще не знала кто придет
И, может,
Весь этот мой переполох
Не стоит
Того, чтоб сердцу замирать
В восторге,
Но на ветру в мороз искра
Как порох.
Да, та прелюдия была
Минорной,
А  дальше дни и вечера
Истории
Любви, которую ждала я
Годы.
Покоя, мудрости полна
Достойной.
Глуп, кто сказал, что нет любви
                без страсти.
Как он меня боготворит!
«Прекрасной,
Единственной меня зовет
Отрадой.
Ты мой родник! Пустыни мед!
Моя награда!»
И утекает вдаль река
И годы.
Плывут неспешно облака
В край вольный.
Я вслед за ними в страну грез
Беспечных –
В страну озерную  берез,
                Где встреча...»-

16.
 И может быть, и может быть
Энрико
Разумней было б обойти
Их пристань.
      Но небо  утренней зарёй
Алеет,
Ярчайшему костру гореть –
Время.
Любовь часы всегда вольна
 Не спрашивать
 И скоро тесно стало им
В обьятиях,
А поцелуи звали сжечь
Препятствия –
Пусть на короткий миг сберечь
 Их сказку.
Чудесной осени парад
 неистов
Сентябрь сбросил на асфальт
Листья
      И закружил, заворожил,
      Измучал...
      Сердцам влюблённым  властелин-
      дал случай.
      
        17.
       Есть в каждой осени мудрость-
      Любить ушедшее лето.
      С платанов сброшены кудри
      Листвы, иссушенной ветром,
      И тихо шепчут в изножье
      Стволов змеинно-пятнистых
      О том, что нету дороже
      Любви жизнь им подарившей.
      И взгляд задумчивый п;рков,
      И запах терпкий предгорий,
      Кафтан каштана так ярок
      Бочком блестит на ладони.
      И так томительно-грустно
      Октябрьским избранным полднем,
      И обнажённые чувства
      В глазах и в чутких ладонях.
       18.
      Многоголосо- надрывен рок,
      Машин, спешащих на север.
     Энрико вёл Мерседес
     К С;него в сад Барамео-
     На виллу розовых грёз,
     Где озорные bambini
     Вокруг Фонтана близ роз
     Прохладу струй уронили.
     Там, где восторженных слёз
      Тамара скрыть не пыталась-
     С Антоном Чеховым здесь
     На полпути повстречалась.

      18.
И застыла  пред памятником
Всё смотрела задумчиво,
Игру Мастрояни
Припомнила к случаю.
Спросила Энрико:
-Смотрел «Очи черные»-
по Чехову фильм,
что отснят Михалковым?.
Как жаль,что не видел.
Мне нравятся повести,
Что нас возвращают
В  то неспешное прошлое.-
По залам большим
И по малым , по вилле,
Где громких имен
Всех времен
Изобилие
Царицей грузинскою
Чинно ступала,
Не веря глазам
изумлённо читала:
Сначала Московский зал,
Затем Петербургский,
Будуар Ахматовой Анны,
Кабинет Христолюбова
И Юрий Нагибин..
Да , право, нежданно
Средь Пап, Кардиналов
Россия предстала.
Она прикоснулась
К ладони Энрико,
-Non ho le parole-
промолвила тихо.
И в этом движении,
В глазах карих Томы
Он прочёл счастье сердца,
Что встретилось с домом.
В залах больших ,
В малых залах - на  вилле
В роскошных покоях
Чудес изобилие...
 Квадраты софитов,
И в стиле ломбардо
Та спальня, в которой
Ахматова Анна...,
Сегодня они. Их
последний прощальный
то ли крик, то ли стих-
так Тамара сказала.

                19.
Гармония чувств – это музыка,
Единенье  концов и начал,
Сказки магия – миг нечаянный,
Островочка любви причал.
Изумительно откровение,
Прикоснувшись едва-едва,               
В ответ ощутить доверенное
Встрепенувшихся пальчиков: «Да!»
Свечей лепестки ландышевые,
Неистовый жар с плечей
В ладони-лодочки-парусники –
Бермудский треугольник ночей.
Монотонно, неспешно выпытывают,
Исторгая из недр ор,
В святая святых ходы-выходы,
Чтоб с попутным в бездонный простор.
В подсознании тесном плещется:
«Я – не я!  Не знаем позор.
Падишаха восточного пленница,
Всё и вся на персидский ковер.
Чудный запах  лавандовых масел,      
терпкий гранат вина,
Губы, источающие ласки…
Я низвергнута, нет меня.»
Гармония двух знающих –
Неизбывность концов и начал.
Единение пианиста с клавишами –
Крылья духа в звучании гамм.               
               
                Октябрь 2008г.