Запорожец

Владимир Шелехов
               

      Мой отец, глава семейства, бывший фронтовик, блокадник и ценимый на предприятии специалист получил талон для внеочередного приобретения Запорожца по случаю юбилея великой победы. По нынешним временам значение этого события понять дано не каждому. Никто и не поверит, что в другом случае стоять бы ему в очереди за машиной до скончания века. Занял он деньжат и купил машину цвета морской волны. Мне пришлось в ответ изыскать возможность приобрести капитальный гараж и, конечно, время для подготовки к сдаче экзаменов по вождению и правилам дорожного движения. Получать права я решил экстерном, поскольку дефицит времени был хронический. О перепитиях  этого процесса сегодня вспоминать без улыбки невозможно. В те времена экзамены у автолюбителей принимали в городском отделении ГАИ, т.е. --- Государственной автоинспекции. Записывали на сдачу экзаменов явочным порядком при наличии справок от нарколога и с медкомиссии. Длительное самообучение вселяло в меня надежду на успех. Но времени для явки на экзамен не хватало. Когда я впервые явился в ГАИ и записался в группу экзаменующихся, весь процесс сдачи по моему мнению не мог занять времени больше половины рабочего дня. Но уже по характеру собравшейся толпы, потому, что едва ли ни к обеду какой то неопрятный сержант составил, наконец, список «всех»  присутствующих, а вслед за тем поделил их на группы --- уже по этой неспешной манере вести дела пришлось усомниться в истинности прогноза. Времени было потрачено уже изрядно, и я, решив, что уйти успею всегда, остался. Оказалось, что нет пока членов комиссии. Тем не менее всех нас скопом отвели в аудиторию, где стояло четырнадцать столов оборудованных, каждый, автоматическим экзаменатором. За столами и вдоль стен оказалось в изобилии стульев. Пока рассаживались, появился и член комиссии, который пояснил реальный порядок сдачи экзаменов. Ясно, что он взгромоздился на возвышении у настенной классной доски на одном из стульев подготовленных членам комиссии. Формально явления «артисцизм» вспоминать вроде бы не было оснований, но в те времена я работал в ВУЗе, и подобные сцены наблюдать приходилось часто. Здесь особый шарм мезансцене придавало наличие формы у ведущего, и, напротив, базарная пестрота одежд и физиономий случайной аудитории. Деловым отношениям с ней положило назначение дежурного, который должен был следить за порядком и не пропускать в аудиторию во время экзамена пришлых  внеочередников. Тем же волевым порядком был назначен и писарчук для оформления документов. Впрочем элементы разумного начала присутствовали: во первых, писарчук был выбран после уверений абитуриента в преимуществах его почерка перед другими, во вторых, член комиссии подчеркнул постоянное своё участие в приёме экзаменов тем, что объявил о намерении «в этот раз дежурного и писаря  выбрать  из первых рядов», в третьих --- прозвучало заверение в том, что входить в аудиторию будут укомплектованными группами. Но к этому моменту мой лимит времени на день оказался исчерпан, и, решив для себя, что «в следующий раз» мне достаточно будет сесть именно в первых рядах, чтобы случайно не оказаться в числе избранных, я удалился.
        Как мне удалось убедиться на следующий день, для экзаменационной комиссии это была потеря «никакая». Экзамены тогда принимали бесплатно, и капало «на круг» по иной схеме. Впрочем, поскольку решительности уйти немедленно накануне у меня не хватило,  и покинул ГАИ я всё же не сразу, невольно пришлось понаблюдать коридорную суету  у дверей аудитории.
      Рабочих столов для сдачи экзаменов  насчитывалось всего четырнадцать. Желающих же сдать экзамен непременно сегодня было значительно больше. По этой причине работала традиционная система приёма очередников с дополнительной их селекцией, иначе говоря от идеи вводить в аудиторию группу за группой как то само собой отказались.  Но и от построения этой очереди экзаменационная комиссия, естественно, самоустранилась, хотя прилюдно было объявлено, что вход для сдачи экзамена возможен только по приглашению, а потому далеко от дверей уходить не рекомендовалось. Очередника признавали готовым в случае, если вышедшему к нему представителю комиссии он мог предложить полный комплект документов и справок. Ну а смотрящему за порядком дежурному --- хотел он этого или нет, надеялся или нет на поблажки при сдаче экзамена --- предстояло торчать у дверей всё время работы комиссии. Стоило лишь примерить такую перспективу на себя, и одна из причин уклониться от роли дежурного оказывалась очевидной. Но обнаружилось ещё одно обстоятельство, а именно --- череда внеочередников. Были ли это чьи-то знакомые, оплатили ли они экспресс-движение --- этого наверняка я не могу сказать и сегодня. Однако все эти спородические эволюции в массиве страждущих сдать экзамен вспомнились мне на следующий день, когда я отправился на экзамен, решительно свернув все остальные планы.
     Всё началось с того, что как и собирался, попав в аудиторию для ознакомительной беседы уже в среде абитуриентов этого дня, я уселся за один из первых столов. Увы! Вчерашнее замечание ведущего оказалось, вероятно, шуткой, и «не много сумняшеся», дежурным он назначил именно меня.
     Когда первую группу запустили в аудиторию, мне не оставалось ничего иного как занять пост у дверей. Всё было спокойно, но за несколько минут до того как первый счастливец должен был появиться в коридоре к дверям решительно направился крупный мужчина. Раздосадованный незадачливым назначением, я молча встал в проходе. Подойдя, встав ко мне вплотную, он засопел, и внушительно двинул меня животом так, что не будь я готов ко всему, то улетел бы в аудиторию. Парировав этот выпад, теперь уже я двинул его аналогичным образом. В ответ ничего кроме усиливавшегося сопения не услышал. Однако противник изменил угол атаки, и ещё энергичнее двинул меня тем же способом, но несколько в сторону от дверей. Я устоял, и без единого слова всё повторилось ещё раза два. Парнишкой я был не хилым, результат оставался прежним. Мой противник лишь побагровел, но молча развернулся и, спустя несколько минут, не глядя на меня снова направился к дверям, но уже в форме капитана милиции. Оказалось, что в приёмной комиссии был «некомплект». Впрочем,  до конца я тот визит сразу с комиссией не связал. Мне было важно пропускать только очередников, ибо в этом по мимо прочего я усматривал предпосылку поскорее освободиться. Причём, набравшись решительности ещё больше, я тут же приступил к реализации своего намерения. Оно же состояло в инициативном формировании не иначе как группы  из очередных абитуриентов с жёсткой фиксацией количества её членов за счёт изъятия у каждого очередника тех его документов, которые он приготовил для комиссии. Всё получилось как нельзя лучше. Но когда настало время и я счел уместным выложить все эти документы на стол перед приёмной комиссией, знакомый уже мне капитан в очень улыбчивой, мягкой манере пояснил, что де этого опыта повторять не стоит, поскольку --- не дай бог --- потеряется какая ни будь бумажка и скандал неизбежен. Здесь он, вероятно, был прав. Но как оказалось это ещё не всё, что он мог сказать.
     Только пропустив ещё одну группу, я в последней обнаружил вакансии и пошёл на сдачу последним. Как водится все, зашедшие раньше меня наровили устроиться подальше, а я вынужден был устроиться на первом от приёмной комиссии столе. Вытянул билет, и устроился перед монитором со светящимися схемами для разбора дорожных ситуаций. Ответы следовало выбирать из ряда предлагаемых, отмечая их с помощью карандаша, «галочкой». Но уже первая попытка оказалась бесполезной. Карандаш на моём столе оказался сломан. Капитан же, не скрывая своего внимания, довольно улыбаясь, с необыкновенной услужливостью сам поднёс мне следующий карандаш, так сказать «с царского стола».
У меня, что называется --- отлегло. С лёгким сердцем я вновь пересмотрел вопросы первого билета и ткнул  карандашом в графу соответствующего ответа. «Галочки» опять не получилось. Капитан же ну просто млел от удовольствия. А подвох заключался в том, что грифель, безусловно заточенный на рабочем конце, тем не менее совершенно не держался в теле карандаша --- отклеился ни то от давности ни то от случившегося его падения. Придерживая его большим пальцем, неуклюже, но как можно аккуратнее, я отметил все на мой взгляд правильные, среди предлагаемых,  ответы. Отдав билет председателю комиссии, не глядя на «своего» капитана,  подождал я несколько мгновений --- пока «державная рука» выводила заключение по части результата ---  и, получая из рук в руки пачку своих бумажек, услышал во след6---«Как только подготовитесь, приходите снова. Будем ждать». Чертыхнувшись про себя и аккуратно прикрыв за собой дверь, я всё же заглянул в документы. Да-с, меня снова развели по первое число, теория была сдана. Оставалось выбрать день для сдачи вождения.