Ещё немного о Баике

Владимир Шелехов
               
               

               Стоит ли говорить, что неповторимость окрестностей Баика и, чего скрывать, необыкновенное впечатление от самого первого в моей жизни визита на его берега, не раз побуждали вновь и вновь сделать ему визит. Чаще всего моими попутчиками были ровесники, причём иногда они были на своих автомашинах, следовательно, я выступал для них и их компаний проводником. Это было непросто, если иметь в виду изменчивость обстановки: повышение уровня воды изменяло достоинства некогда общепризнанных рыбаками мест лова, каждый раз оказывалось, что ранее удобные лесные дороги или стали непроезжими или их сознательно перегородили. Например, спустя год после строительства моста через канал, я на ЗАЗ-968М дважды за сезон добирался до заповедных мест непосредственно по правому (западному) берегу канала, где местами ни то что дорог, но и тропинок не было. Думаю, что сейчас этот путь заказан. Протоптанная дорога по левому (восточному) берегу в мой последний визит была так загажена мусором с баз отдыха, что это отвращало от любого желания именно по ней двигаться к местам отдыха, кстати, тот же мусор оказался для легковых машин серьёзным препятствием. Можно только надеяться, что за прошедшие годы всё изменилось к лучшему. Но за давностью лет мелкое и несущественное забылось. Вспоминаются цельными немногие вылазки, например, в апреле 72 или 73 года, когда выходили к Баику со случайной точки остановки автобуса на Карабашской  дороге,  попали в горелый лес и не один километр шли по золе и пеплу. Попутчиком у меня в тот раз был А.С. Несколько лет до этого выхода мы на страх и риск, совершенно не зная ни местности ни дорог в ночь отправились за грибами. Вылазка оказалась неожиданно удачной, за несколько часов до заката мы тогда набрали отменных белых грибов во всю запасённую для этого тару. Но утром нужно было успеть на работу, и мы несколько поторопившись и, не зная маршрута, в кромешной темноте забурились в такую болотину, что и выйти было отчаялись. Конечно, это как говорят --- другая история, но она послужила делу сплочения людей не склонных к диванному времяпрепровождению, потому то я о ней и вспомнил. Мотивация описываемой апрельской вылазки с грибами совершенно не связана. Нам важно было выбрать такое время года, когда уровень воды в озере минимальный, т.е. береговая полоса наиболее открыта. Это создавало условия наиболее благоприятные для поиска образца горного хрусталя подобного уже ранее найденному и уникальному в том отношении, что он вырос не в друзе как это обычно бывает, но на основании из ракушечника: один и крупный. Низкий уровень воды позволял надеяться, что памятное место окажется доступным.
       В автобусе мы немного слукавили, сказав водителю, что прозевали свою остановку, но это позволило нам выйти в точке наиболее близкой к цели визита. О пожарах в лесу слышали минувшей осенью, и совершенно не подумали, что речь могла идти именно о тех его участках, которые предстояло пройти по маршруту  на Баик. Придорожные заросли так же ничем не намекали на события прошлой осени. Поэтому, убедив водителя высадить нас вне остановки, мы с лёгким сердцем и тяжёлыми рюкзаками направились прямиком в лес. Погода стояла хмурая, было весьма прохладно, а в воздухе витало нечто среднее между туманом и мелким дождём. Тем не менее настроение оставалось благодушным до тех пор пока мы ни вышли на территорию осенних пожаров. Да и здесь некоторое время любопытство доминировало: сошлись во мнениях, что верхового пожара не было, а подлесок  даже  и очень сильно пострадавший   всё равно восстановится --- другой альтернативы просто нет. Что же до сбора грибов, ягод, то этот лес потерян на несколько лет. Рассуждая, мы вынуждены были смотреть под ноги, поскольку отсыревший слой маскировал те оттенки цветов золы и пепла под ногами, которые хоть как то позволяли предугадать микрорельеф. Спотыкались, выпачкались в отсыревшем прахе, но научиться наверняка решать, что же окажется под ногой при очередном шаге оказалось делом  непростым. Именно по этой причине, когда я проходил мимо громадного пня и решил, что перешагнуть толстенный его корень мне не под силу  достаточным показалось наступить на него, и я, оперевшись для верности на сам пень, оказался в довольно глубокой яме. Пень то выгорел. На его месте стоял призрак, тлен, чудом оставшаяся  «скорлупка». Она, конечно, неспособна была поддержать меня от падения и я оказался там, где до пожара  покоилось с кубометр древесины. Ошеломлённый и в конец перепачкавшийся,  я не сразу смог выбраться и догнать попутчика.
        Наконец впереди замаячили нетронутые огнём деревья. Оказалось, что это искусственные посадки молодой сосны. Они располагались недалеко от западного берега канала, который сверху выглядел белой трассой среди пожухлой прошлогодней травы и редколесья. Молодые сосны как водится в таких случаях располагались рядами на расстоянии порядка 2-3 м. между собой. Да и каждый ряд представлялся неестественно разряженным. Но нам было довольно и того, что между рядами был ровный участок, а сухих веток было в достатке. Темнело рано (это было где то 16-17 апреля), и нам пора было подумать о ночлеге. Положение осложнялось тем, что былая хлябь небесная сменилась довольно плотным моросящим дождём. Но мы сварили объёмную кастрюлю супа, сделали крепкий, горячий чай и, поужинав, расположились прямо у костра на подготовленных лежанках. И неважно, что защитой от дождя каждому из нас служили верблюжьи одеяла. Довольно скоро от созерцания через пламя костра вида парящего клубка, перестали уже мучить опасения  простудиться --- оказалось довольно тепло, если вовремя поворачивать к огню подмерзающий бочок и заботиться о костре. Так что к рассвету мы были уже на ногах, бодрые и озабоченные планами на день. Пока  А.С. готовил всё необходимое к завтраку, мне выпало похлопотать на счёт берёзового сока.
         На пути к каналу и на границе лесопосадок оказалась подходящая берёза с удобным для сокосбора изогнутым  толстенным стволом и выгоревшей  вокруг прошлогодней травой, пристроить банку было нетрудно, и освободился я к началу трапезы. Позавтракали. Накрыли продукты и кастрюлю с супом плёнкой, слегка прижав её края, и отправились на осмотр берега в памятном для нас месте.
          От нынешней стоянки нужно было спуститься к каналу, перебраться на противоположный берег и, пройдя за устье канала, за просеку с ЛЭП искать его в оголившейся береговой полосе. Рюкзаки были почти пустые; так --- мелкий шанцевый инструмент, вода и продуктов на «перекусить». Задерживаться не было оснований, поскольку и из видимого отсюда  положения береговой линии можно было почти с уверенностью предсказать неудачу. Отправились не мешкая понапрасну: А.С.  --- впереди, а я следом, метрах в 2-3 сзади. Оставшуюся после зимы на месте канала полосу льда он прошёл совершенно спокойно, но то ли я оказался уж слишком тяжёлым, то ли умудрился наступить на какую то «критическую» точку, только на самой середине лёд под ногами у меня рухнул. И ненужно думать, что подо мной образовалась дыра во льду, хотя мне доводилось видеть и такой антураж при входе в преисподнею. Нет, лёд рухнул, и оглушающий шорох от его падения убежал куда то к истокам канала, вдаль и от меня и от озера. Как я успел растопыриться и повиснуть на локтях --- мне до сих пор непонятно. Только глянув вниз, увидел с обеих сторон лоснящиеся  торцы ледяного покрова толщиной около полуметра, ниже --- пустое пространство от льда и до лоснящейся грязи, и в центре, сколько хватал глаз до устья канала таяли, изчезая на глазах в чёрной хляби, только-только что искрящиеся
 пластины рухнувшего ледяного моста  И в противоположную от Баика сторону всё повторялось совершенно аналогично: праздничный лоск ледяных стен, зияющая пустота подлёдного пространства, лоснящаяся и, кажется, бездонная чернота грязи и тающий на глазах пунктир из осколков ледяного моста. Щель оказалась широковата для толчкового выброса из неё подобно гимнастическому упражнению на брусьях, но стоило себя представить по шею в ледяной грязи, и всё немедленно удалось. А.С. только и успел увидеть этот великолепный вылет, даже рюкзак оказался не помехой. А что касается  дыры в береговом обрыве, где я когда то, задыхаясь,  пальцем выколупнул из скалы кристаллик горного хрусталя, выросшего на ракушечнике, то она в этом  сезоне осталась под водой. И вообще,  моя находка сделана была вероятно в самый засушливый период, поскольку, забегая вперёд, скажу --- никогда больше найти это место мне не удавалось. Впрочем, неожиданности для нас в этот раз ещё не окончились. Вернувшись в лагерь, мы обнаружили полнейший разгром. И виновники его были здесь же: стая ворон, рассевшись на окружающих деревьях  нисколько не чувствовала за собой вины ни за разбросанные вещи, ни за полное уничтожение практически всех наших съестных припасов, ни даже за   ту товарку из своей стаи, которая сподобилась, невзирая на массивную  крышку кастрюли, оставить в супе свою «вонькую бомбардьерку», а по просту --- кусок птичьего дерьма   в чёрно-белых разводах. Запить все эти впечатления берёзовым соком не удалось --- кто же знал, что у берёз на гари сок убийственно горький!  Суп  и всё, всё , всё…. предстало испорченным, и к вечеру, отшагав несколько километров, мы были уже у автобусной остановки с тем, чтобы завтра хотя бы с первым рейсом  не было никаких проблем.
       Написать о вылазке, которая закончилась в сущности безрезультатно меня подтолкнуло воспоминание о потрясении испытанном мною в предыдущий летний сезон. Именно тогда, проводив свою супругу на отдых в санаторий Моршин, я оказался на Баике, имея ввиду всё же подводную охоту. Именно в то лето уровень воды оказался настолько низким, что извечная болотина у северного берега Баика высохла настолько, что вся сплошь подёрнулась ровной и радующей глаз порослью молоденьких берёзок «ровненьких как на подбор». Именно крайне низкий уровень воды похоронил все надежды на сколько- нибудь удачливую рыбалку. Но, в конце концов, благодаря такому вот стечению обстоятельств, и возникшему внезапно желанию сделать подарок супруге в виде друзы горного хрусталя, я взялся за дело для меня совершенно незнакомое. Впрочем,  это А.С. мне подсказал покопаться в обрыве у среза воды по месту выхода кварцевой жилы. И тогда, следуя этой подсказке, я день ковырялся чем ни пОподя, зарываясь в обрыв как крот. Увы, «форта» --- не мой удел, и никакой друзы найти не удалось. Попался в руки небольшой, но очень симпатичный кристаллик горного хрусталя, выросший как это ни странно, на ракушечнике. Со слов  А.С. это исключительно редкий случай. Для меня, как человека непосвящённого, это мнение было небольшим утешением, и по- прежнему, задыхаясь в собственноручно выротой норе, на ощупь ковыряя трещиноватую породу рядом с манящей жилой, я  вооброжал искрящиеся кристаллы горного хрусталя. Но не случилось. Так и вернулся домой ни с чем, кроме, упоминавшегося кристаллика. А вот потрясение началось на следующий день. Виновата оказалась… конечно же супруга. Вернувшись буквально через 2-3 часа после меня, она уже утром убежала на работу. После рабочего дня она появилась дома в обычной на то время кофточке, но, замечу, с довольно-таки габаритной брошкой с подвесом из двух крупных и чистых как слеза кристаллов горного хрусталя. У меня от этого вида  почему то спазм горло сдавил. Сперва как -то само собой  вспомнилась нора, где кого я только ни поминал, ковыряясь в камнях. Ну а вслед за тем кольнула мысль: сколько же она стоит, кто, наконец, смог подарить, почему? Конечно,  спросил, разыграв во всей масштабности своих артистических способностей полнейшее равнодушие. А узнав, что брошку она купила в расположенном неподалёку магазине, сразу решил --- проверю. На следующий день, когда супруга ушла на работу, а спустя часа два открылся магазин, я не мешкая сделал туда визит. На прилавке, среди пластмассовых клипс для школьниц и приколок с гребнями для домохозяек, среди более симпатичной бытовой бижутерии лежала над ценником «2руб.» точно такая же брошка с двумя кристаллами из горного хрусталя. Редко приходилось мне испытывать в душе такое опустошение, и с большим трудом только к вечеру я нашёл слова, которыми можно было бы объяснить
супруге где и как удалось мне наредкость основательно испортить свою «туристическую» одежду.