Повседневный сталинизм Шейлы Фицпатрик

Роман Соловьев
Ш.Фицпатрик "Повседневный сталинизм".


"В этой книге рассказывается о повседневной жизни простых, «маленьких» (в противоположность «большим») людей. Эта
жизнь, как в их собственном понимании, так и в нашем, не была нормальной: для живущих в чрезвычайное время
нормальное существование становится роскошью. Коренные сдвиги и тяготы 1930-х гг. уничтожили нормальный ход вещей,
превратили его в нечто такое, к чему советские граждане могли только неустанно, но, как правило, безуспешно стремиться.
Данная книга представляет собой исследование повседневного и чрезвычайного в сталинской России и их взаимодействия
между собой. В ней описываются пути и способы, с помощью которых советские граждане пытались вести обычную жизнь в
необычных условиях, созданных сталинизмом, а также рисуется портрет нарождающегося социального типа homo sovieticus,
для которого сталинизм был естественной средой обитания"

Надеюсь, никто не считает Ш.Фицпатрик коммунистом. Она последовательно разоблачает пороки сталинизма, но, в то же время приводит массу фактов, подтверждающих положительное влияние режима на судьбу страны. Это вам не пасквиль Сванидзе, это - Правда!

"Новая власть систематически проводила дискриминацию по классовому
признаку во всех важных для повседневной жизни сферах: в образовании, правосудии, предоставлении жилья,
распределении карточек и т.д. Даже избирательное право было сохранено лишь за выходцами из «трудящихся» классов.
Молодой рабочий имел преимущественный доступ к высшему образованию, членству в партии и массу других привилегий,
в то время как для сына дворянина или священника создавались всевозможные препятствия и ограничения. Само собой, в
результате люди «плохого» социального происхождения чувствовали настоятельную необходимость скрывать свою
классовую принадлежность и пытаться миновать препоны под видом пролетариев или крестьян-бедняков"

Сколько молодых рабочих получили возможность вырваться из нищеты? Счастье большинства стоит неудобств меньшинства!

"Активисты готовы были встретить трудности и опасности. С одной стороны, опасность представляли местные начальники,
разъяренные критикой и вмешательством в свои дела. Сельские корреспонденты, критиковавшие председателей колхозов и
сельсоветов, были особенно уязвимы из-за своей физической изоляции. Один активист, сельский учитель в сибирской
деревне, так описывал свою борьбу с продажным местным начальством:
«Пишу об отдельных фактах районному прокурору, пишу в Райком ВКП(б), в районную газету, но если бы вы знали, как
пассивно относятся к этому районные организации, а вредители этим пользуются. А как они меня ненавидят, эти отдельные
болтуны, стоящие у местной власти в качестве членов сельсовета, правления, они мстят мне как только могут. Морят меня с
голода, не давая от колхоза никаких продуктов в то время, как сельсовет по 2 — 3 месяца не выплачивает зарплаты, в силу
чего я не могу ничего купить на стороне... Но я не сдам "позицию". Измором они меня не возьмут»

Не знают тоталитарные сталинские прихвостни, что при демократии недовольные люди быстро попадают в больницу или в морг!


"В 1935 г. группа
взрослых верующих подкараулила нескольких пионеров, возвращавшихся в полночь из пионерского клуба:
«Сектанты, одетые во все белое, напали на пионеров, загнали их в овраг, не выпуская оттуда более получаса. Арепьев [глава
сектантов] схватил пионера Лободу и сорвал с него одежду, а в других кидал камнями и пробил одному голову. Бросая
камни, сектанты кричали: "Чертенята идоловы, я вам покажу, как носить галстуки"

Верующие калечат детей! Удивительные факты, правда?

"На Урале рабочий-активист, начинающий писатель Григорий Быков был убит местными молодыми людьми, имеющими
связи с кулаками, после того как принял участие в написании истории своего завода, разоблачая скрывающихся там
классовых врагов. Подобные инциденты, о которых постоянно писали газеты, давали всем активистам ощутить себя
отчаянными храбрецами, ведущими жизнь, полную опасностей, даже если в действительности их существование было
довольно серым, и история Павлика Морозова, пионера-мученика, производила такой же эффект.
Активисты поддерживали режим. Несомненно, некоторые из них становились активистами из честолюбия, поскольку их
преданность могла принести им почести и продвижение по службе. Именно поэтому в активистах часто видели
привилегированных фаворитов режима. Однако в собственных глазах они были бойцами, людьми, не щадившими своей жизни в реально идущей борьбе за социализм. Они были воинствующими
противниками «отсталости», означавшей в первую очередь веру в Бога, угнетение женщины и прочие традиционные
порядки. Они были противниками «бюрократии», т.е. часто вступали в конфликт с местной администрацией. Москва в
принципе одобряла такие стычки, однако на практике активисты не могли положиться на то, что Москва защитит их от
мести местного начальства, так что представление об активизме как о смелом и рискованном деле не было лишено
оснований."

"В 1926 — 1933 гг. городское население
увеличилось на 15 млн чел. (почти на 60 %), а до 1939 г. к нему прибавились еще 16 млн. Число жителей Москвы
подскочило с 2 до 3,6 млн чел., в Ленинграде оно выросло почти так же резко. Население Свердловска, промышленного
города на Урале, составлявшее меньше 150 тыс. чел., увеличилось почти до полумиллиона чел., столь же впечатляющи были
темпы прироста населения в Сталинграде, Новосибирске и других промышленных центрах. В таких городах, как
Магнитогорск и Караганда, новый горнодобывающий центр, где широко использовался труд заключенных, кривая прироста
населения поднялась с нулевой отметки в 1926 г. До уровня в сто с лишним тыс. чел. в 1939 г."

"Умершие от голода" переехали в город?

"С отменой карточек в 1935 г. сеть коммерческих магазинов расширилась. Во многих городах открылись магазины мод,
специализированные магазины, торговавшие промышленными товарами более высокого качества и по более высоким ценам,
чем в обычных государственных магазинах. Новый нарком торговли И.Вей-цер проповедовал философию «советской
свободной торговли», предполагавшую ориентацию на покупателя и соревнование между магазинами в рамках структуры
госторговли. В третьей четверти 1930-х гг. в системе торговли несомненно произошли значительные улучшения, в основном
благодаря существенному увеличению государственных инвестиций, размеры которых во вторую пятилетку (1933—1937)
были втрое больше, чем в первую.
Однако плодами этих улучшений по большей части могли пользоваться лишь наиболее обеспеченные слои населения. Даль-
нейшее сокращение разницы между коммерческими и обычными государственными ценами происходило в такой же мере за
счет повышения обычных цен, как и за счет снижения коммерческих. Если в начале 1930-х гг. граждан на всех уровнях
советского общества тяготил в основном острый дефицит, то начиная с середины десятилетия от малообеспеченных групп
населения не менее часто слышались жалобы на то, что их реальный доход слишком низок и потому товары все равно
недоступны."

Дефицита нет! А малообеспеченные граждане и сейчас не могут многого себе позволить!

"Среди громких дел о спекуляции, описанных в газетах, самое крупное и сложное связано с деятельностью группы людей,
якобы бывших кулаков и частных торговцев, развернувшей весьма приличных масштабов торговлю лавровым листом,
содой, перцем, чаем и кофе, используя связи и точки в ряде волжских и уральских городов, а также в Москве и Ленинграде.
Один из участников группы в момент ареста вез 70000 рублей, другой, как говорили, сколотил на этом деле в общей
сложности свыше 1,5 млн рублей. Кустари из Дагестана Нажмудин Шамсудинов и Магомет Магомадов находились на
низшей ступени по сравнению с бакалейной шайкой, но и у них были при себе 18000 руб., когда их арестовали за нарушение
общественного порядка в ресторане в Грозном, столице Чечни, а кроме того, они только что отослали домой еще 7000 руб.
Многие провинциальные спекулянты, чтобы приобрести товар, просто садились на поезд до лучше снабжаемых Москвы или
Ленинграда и покупали его там в магазинах."

Невинные жертвы кровавого режима? Или духовные предшественники олигархов? Произвести ничего не могут - только перепродать!

"Школьников в конце 1920-х гг.
тоже было 11 млн чел., из них 3 млн чел. учились в средней школе. Десятилетие спустя в школу ходили 30 млн детей, из них
в среднюю — 18 млн. Согласно переписи 1926 г., лишь 57 % всего-населения Советского Союза в возрасте от 9 до 49 лет
было тогда грамотным, хотя основные очаги неграмотности представляли собой сельские районы России и республики
Средней Азии, а в городах доля грамотных составляла 81 %. В 1939 г. грамотными были те же 81 %, но уже от всего
населения СССР"


Население растет и получает образование. В чем гнусный замысел тирана?!

"Главными признаками второго уровня культуры, приличествующего городскому рабочему классу, были привычки спать на
простынях, носить нижнее белье, есть ножом и вилкой, мыть руки перед едой, читать газеты, не бить жену и детей и не
напиваться до такой степени, чтобы пришлось прогуливать работу. Страницы «Крокодила» свидетельствуют, что этими
правилами все еще часто пренебрегали. На одной карикатуре изображены два человека, обедающие в столовой (где в первые
годы, как мы помним, нередко не хватало посуды и приборов). Подпись: «Приятно, что в столовой у нас появились вилки и
ножи. Теперь рук мыть не надо»59.
На этом уровне культуры требовалось, чтобы дети спали отдельно от родителей, имели собственные полотенца и зубные
щетки и свой уголок, чтобы делать уроки60. Добиться этого в переполненных коммунальных квартирах было нелегко, в бара-
ках — еще труднее, так что рабочие семьи, которым это все же удавалось, справедливо могли гордиться. Вот как
рассказывала о своих культурных достижениях Зиновьева, жена рабочего-стахановца, отвечая на вопросы местных
политических лидеров на одном из совещаний:

«ЗИНОВЬЕВА. ...У меня две девочки, и обе ходят в школу. У одной девочки отметки "хорошо" и "отлично", у второй — "хо-
рошо". Одеваю я их чисто. За хорошее воспитание детей, за уют в детской комнате от школы я получила премию.
ХОРОШКО. У детей отдельная комната?
ЗИНОВЬЕВА. Комнаты и кровати отдельные.
Вл.ИВАНОВ. Зубы чистят?
ЗИНОВЬЕВА. Зубы чистят, полотенца отдельные имеют, коньки, лыжи, — все есть.
Вл.ИВАНОВ. Лучше живут, чем ты когда-то жила?
ЗИНОВЬЕВА. Ну, как же, — никто над ними не издевается, никто не бьет»

Дети не моют машины, не собирают бутылки и не пьют пиво! Кошмар!!!

"Каждый, кто
бывал в СССР в 1930-е гг., отмечал среди его населения страстную любовь к чтению и тягу к знаниям. Пушкинский юбилей
в 1937 г. стал национальным праздником, в свет выходили объемистые издания русской литературной классики XIX века.
Популярный еженедельник «Огонек» в 1936 г. вел постоянную рубрику «Культурный ли вы человек?», дававшую читателям
возможность проверить свои знания."

Где ты, Дом-2?!

"Публичное смакование жизненных благ в рекламе середины 1930-х гг. превратилось в какую-то потребительскую
вакханалию. На первом месте стояли еда и напитки. Вот как в газете описывается ассортимент товаров только что
открывшегося коммерческого гастронома (бывшего Елисеевского, совсем недавно — магазина Торгсина) на улице Горького:
«В гастрономическом отделе — 38 сортов колбасы, из них 20 новых сортов, нигде до сих пор не продававшихся. В этом же
отделе будут продаваться три сорта сыра, выпущенных по специальному заказу магазина, — камамбер, бри и лимбургский.
В кондитерском отделе 200 сортов конфет и печений.
В булочном отделе до 50 сортов хлебных изделий... Мясо хранится в остекленных холодильных шкафах. В рыбном отделе
бассейны с живыми зеркальными карпами, лещами, щуками, карасями. По выбору покупателей рыба вылавливается из
бассейнов с помощью сачков»6.
А.Микоян, на протяжении всех 1930-х гг. отвечавший за снабжение, немало сделал для развития такой тенденции. Особый
энтузиазм вызывали у него некоторые товары, например мороженое и сосиски. Это была новая продукция либо продукция,
изготовленная по новой технологии, и Микоян всячески старался приучить к ней массового городского потребителя. Он
подчеркивал, что эти товары являются неотъемлемой принадлежностью образа довольства и достатка, а также
современности. Сосиски, новый для русских вид колбасных изделий, пришедший из Германии, по словам Микояна, были
некогда «признаком буржуазного изобилия и благополучия». Теперь они доступны для масс. Производимые в массовом порядке машинным способом, они превосходят изделия, изготавливаемые по старинке вручную. Микоян
был также энтузиастом мороженого, «очень вкусного и питательного» продукта, в особенности такого, какое производится в
массовом порядке с помощью машинной технологии в Соединенных Штатах. Оно тоже когда-то было предметом
буржуазной роскоши, его ели по праздникам, но отныне оно будет доступно советским гражданам каждый день. В СССР
импортированы новейшие аппараты по производству мороженого, и скоро в продажу поступит самый экзотический
ассортимент: даже в провинции можно будет купить шоколадные эскимо и помпу (что это за сорт, не удалось установить),
сливочное, вишневое, малиновое мороженое7.
Покровительство Микояна простиралось также на напитки, в особенности шипучие. «Какая же это будет веселая жизнь, если
не будет хватать хорошего пива и хорошего ликера?» — вопрошал он. Позор, что Советский Союз так отстает от Европы в
виноградарстве и виноделии; даже Румыния его опережает. «Шампанское — признак материального благополучия, признак
зажиточности». На Западе только капиталистическая буржуазия может им наслаждаться. В СССР оно теперь доступно
многим, если не всем: «Товарищ Сталин сказал, что стахановцы сейчас зарабатывают очень много денег, много
зарабатывают инженеры и другие трудящиеся». Следует резко повысить производство, чтобы удовлетворить их растущие
запросы, заключал Микоян"

Колбаса без сои? Кто же будет есть эту дрянь?!!!

"Было признано, что
определенные представители интеллигенции имеют особые профессиональные нужды, требующие большей жилой площади
(в квадратных метрах), чем у рядовых граждан. По поводу данной привилегии велись жаркие споры, но в конце концов с 1933 г. ее получили ученые и писатели; два года спустя она была распространена также на художников и скульпторов44.
В начале 1930-х гг. был разработан специальный план строительства многоквартирных домов для инженеров. Согласно
этому плану, принятому в 1932 г., в течение двух лет в 67 городах должны были быть построены свыше 10000 квартир для
инженеров и других специалистов; в Москве планировалось строительство 10 новых домов, в общей сложности на 3000
квартир. В Магнитогорске инженерам и директорам предприятий особенно повезло — они унаследовали жилье,
выстроенное для иностранных специалистов в пригороде Березки. Там были не многоквартирные корпуса, а отдельные
двухэтажные домики с собственным садом — для Советского Союза тех лет почти немыслимая роскошь.
Некоторые элитные квартиры были действительно роскошны, многие же по своим размерам и имеющимся удобствам
оставались весьма скромными. Кроме того, их везде не хватало, а в столице особенно, и многие люди, которые по
занимаемой должности и даваемым ею правам могли быть причислены к элите, по-прежнему жили в коммуналках."

Представляете Лужкова в коммуналке? А как вам преимущественное право на получение жилья для инженеров, ученых и писателей?

"Выражение: «Стахановцы пользовались привилегиями» — почти тавтология. Такова и была функция стахановцев как из-
бранных представителей простого народа — служить наглядным примером людей, пользующихся привилегиями. Они
получали тот же самый набор благ, что и политическая и культурная элита (дополнительные пайки, жилье, специальные
дома отдыха, первоочередной доступ к товарам и даже автомобили). Вдобавок стахановцев часто непосредственно
премировали разными потребительскими товарами, от швейных машинок и отрезов ткани до патефонов и автомобилей.
Важной частью ритуала съездов стахановцев, особенно стахановцев-крестьян, было оглашение счастливыми ударниками
списка полученных ими в качестве премии товаров:
«Получила в премию кровать, патефон и другие необходимые культурные предметы...
Все, что на мне надето, я получила в премию за хорошую работу в колхозе. Помимо платья и обуви я получила швейную ма-
шину в Нальчике...
За уборочную я премирована шелковым платьем стоимостью в 250 руб.».
Стахановцы-рабочие не видели необходимости объявлять во всеуслышание о своих премиях, зато это всегда делали газеты,
печатавшие о них статьи:
«Алексей Тищенко... приехал с женой Зоей в Магнитогорск в 1933 г., и все их пожитки умещались в одном самодельном
чемоданчике. К 1936 г. супруги обзавелись мебелью, в том числе тахтой и гардеробом, и одеждой, включая два пальто,
несколько платьев, костюмы, обувь... Его премировали охотничьим ружьем, патефоном, деньгами и мотоциклом»64.
Одна ленинградская швея-стахановка, по словам газет, получила часы, вазу, будильник, скатерть, электрический самовар,
утюг, патефон, пластинки, труды Ленина и Сталина и еще 122 книги. А вот как описывалась пара знаменитых стахановцев,
явившихся на новогодний бал 1936 г. в одежде, полученной в качестве премии: «Он был одет в черный бостоновый костюм,
плотно облегавший его стройную фигуру, она — в крепдешиновое платье и черные лаковые туфли, отделанные белой
лайкой».
Назначение подобных материальных вознаграждений состояло не только в том, чтобы сделать стахановцев богаче и
счастливее, но и в том, чтобы сделать их культурнее. Часто культурная составляющая была неотъемлемым свойством вручаемого предмета. «Я могу вам сообщить, что я теперь не живу в старой
глинобитной избе, а я получила в премию дом европейского типа. Я культурно живу...* — рассказывала на съезде
стахановка-таджичка. Кровати, патефоны, швейные машинки, часы, радиоприемники — все эти товары призваны были
помочь своим обладателям преодолеть «азиатскую» отсталость и приобщиться к современности и культуре «европейского
типа».
В других случаях как бы молчаливо подразумевалась своего рода сделка: взамен предоставляемых товаров и услуг
стахановцы обязывались стать более образованными и культурными."

Те, кто хорошо работает, достойны вознаграждения! Вы не ослышались - не те, кто целует начальство в зад!

"Интеллигенция отнюдь не обладала монополией на ордена и звания. Орден Ленина, орден Красного Знамени, такие звания,
как «Герой Труда», даровались весьма широкому кругу лиц, в том числе заслуженным «простым людям» вроде стахановцев
или рабочих и крестьянских делегатов съездов Верховного Совета. Эти награды имели большой общественный вес: на всех
публичных мероприятиях об их обладателях обязательно говорили с присовокуплением титула, как об академиках и
профессорах («партию Татьяны исполняет заслуженная артистка РСФСР Алексеева»). Имели они, кроме того, и немалую
практическую ценность. Герои Труда — имевшие по меньшей мере 35-летний стаж работы в промышленности, науке,
правительственных органах или государственных учреждениях — получали пенсию в размере трех четвертей полного
оклада. За ордена полагалась небольшая ежемесячная надбавка — 25 руб. за орден Ленина, 10 руб. за «Знак Почета» — плюс
освобождение от некоторых налогов и снижение квартирной платы на 10 — 50%. Орденоносцы и лица, имеющие звания
«народного артиста», «заслуженного артиста» и т.п., тоже имели право на особую пенсию. В обществе, где право первого
доступа решало все, обладатели званий и орденов пользовались приоритетом при получении железнодорожных билетов,
комнат в домах отдыха и массы других вещей."

"Реально паспорта появились в начале 1933 г. В Москве и Ленинграде, первыми подвергшихся паспортизации, эта операция
послужила поводом для чистки всего городского населения. Тех, кто не выдерживал проверку ОГПУ, в первую очередь
беглых кулаков и лишенцев, лишали прав на жительство и выгоняли из города. Комиссия Политбюро сделала все
возможное, чтобы четко определить, кому не следует выдавать паспорта. Бывшие кулаки и раскулаченные подлежали
изгнанию, невзирая на нынешний род занятий. Под удар попала также более широкая группа недавних выходцев из деревни,
особенно тех, кто не имел квалификации, постоянного занятия или места жительства, и тех, кто приехал в город
«исключительно в целях личного устройства». Священники тоже попали в этот список, кроме тех, кто служил в дей-
ствующих церквях (число которых сильно уменьшилось после антирелигиозной кампании 1930 г.) или был «на иждивении
крупных специалистов» — инженеров, профессоров и т.п. Далее шла общая категория «паразитов»: профессиональные
игроки, торговцы наркотиками, содержатели борделей и т.п. Наконец, преступники, осужденные за тяжкие преступления, такие как
бандитизм, контрабанда, спекуляция валютой, подлежали высылке наряду с теми, кто осуждался или подвергался
административному наказанию за политические преступления.
Несмотря на все усилия комиссии, критерии и категории, как всегда, оказались весьма расплывчатыми. Как можно
определить, кто из крестьянских иммигрантов прибыл в город «исключительно в целях личного устройства»? Насколько
«крупным» должен быть специалист, чтобы спасти от изгнания своего престарелого отца-священника? Дополнительное
затруднение представляло то обстоятельство, что лица, родившиеся и постоянно проживающие в Москве и Ленинграде, по
идее, имели право на получение паспорта, но оставалось неясным, является ли это право безусловным. Следует ли давать
паспорт и прописку коренному ленинградцу, оказавшемуся содержателем публичного дома? Как быть с москвичом-
священником, церковь которого закрыли во время Культурной Революции? Ничего не говорилось о семьях тех, кто попал в
черный список. Следует ли их тоже высылать из города? Если следует, то что понимать под семьей? Наконец, в правилах,
установленных комиссией Политбюро, не говорилось прямо, что лишение избирательных прав само по себе может быть
основанием для отказа в выдаче паспорта: недосмотр ли это или дело каждого лишенца нужно рассматривать отдельно?
Председатель комиссии Енукидзе предпочитал гораздо более узкие критерии для высылки из города, чем другие члены
комиссии, не говоря уже о работниках ОГПУ, отвечавших за проведение паспортизации на местах. Местные должностные
лица, как правило, автоматически отказывали в выдаче паспортов лишенцам, членам их семей и вообще всем, в ком
интуитивно чувствовали «социально-чуждых». По словам одного из подчиненных Енукидзе, работники ОГПУ, ведавшие
паспортизацией, давали своим людям устные инструкции не выдавать паспорта «классовым врагам» и «бывшим», не
обращая внимание на распоряжение, гласившее, что одно только социальное происхождение не является основанием для
отказа.
Не успели паспортные отделы ОГПУ начать работу, как центральные правительственные органы и городские советы
оказались засыпаны жалобами тех, кого необоснованно лишили паспортов. Как с неудовольствием сообщали из
секретариата Калинина, «не выдаются на практике паспорта трудящимся, многим молодым рабочим, специалистам и
служащим, даже комсомольцам и членам ВКП(б) только за то, что они по своему происхождению дети бывших дворян,
торговцев, духовенства и т.п.».

Лишенцев не арестовывали, а высылали из города(сейчас из Москвы не высылают не имеющих прописки?). А высланные на ОГПУ жаловались!!!

 "Жили сосланные кулаки обычно в специальных поселениях. Для работавших в промышленности (примерно половина всей
группы) условия труда в смысле заработка, возможностей роста, премий и льгот не слишком отличались от условий,
которыми пользовались вольнонаемные работники, разве что ссыльных не принимали в профсоюзы и, по-видимому, не
платили им пенсию. В 1938 г. НКВД забирал 5 % заработка у ссыльных наемных работников на административные расходы
по содержанию спецпоселений. Как мы уже видели, в начале 1935 г. сосланным кулакам, зарекомендовавшим себя хорошим
поведением, вернули право голоса. В 1937 г. это право было публично подтверждено в отношении всех спецпереселенцев.
До 1938 г. дети спецпереселенцев были так же ограничены в передвижениях, как и их родители. Однако они имели право на
образование и в случае поступления в вуз должны были получить паспорт и разрешение на отъезд. С этого момента они по
закону больше не относились к категории спецпереселенцев. Начиная с осени 1938 г. все дети спецпереселенцев стали
получать паспорта по достижении 16-летнего возраста и были затем вольны покинуть поселение"

Какие невыносимые условия!

"Изгнание маргиналов из крупных городов приобрело новый размах в 1933 г. после установления в Москве и Ленинграде пас-
портного режима. В Ленинграде, как сообщает российский историк, поднялась «волна репрессий» против «паразитического
элемента»; борьба с проституцией вовсю продолжалась и следующие два года — за 1934 — 1935 гг. были задержаны 18000
женщин. Большинство из них отправлялись в колонии и лагеря в Ленинградской области. Летом 1933 г. была проведена
облава на «социально разложившиеся элементы», главным образом на преступников-рецидивистов, в Москве и Ленинграде.
Из-за «разлагающего влияния», которое они оказывали на окружающих, их отправляли в лагеря, а не на «полусвободное
поселение». Приблизительно в то же время в Московской области выловили 5000 цыган «без определенного места
жительства» и услали их, вместе с 338 лошадьми и 2 коровами, в сибирский город Томск для помещения в труд-поселения.
Эту цыганскую операцию можно было бы рассматривать как одну из первых депортаций по национальному признаку, но
представляется более вероятным, что власти руководствовались иными соображениями. Режим прилагал все усилия, чтобы
перевести на оседлое положение «отсталые» кочевые народы, в том числе и цыган, а репутация цыган как воров и
мошенников, несомненно, заставляла местное начальство видеть в них разложившиеся элементы и нарушителей
общественного порядка."

Правозащитники, защитим проституток и воров в законе!

Продолжение следует...