Свадьба, гл. из повести Ясным днём... 1ч

Александр Мишутин
  На Крещение   потянулся   народ  к реке  Алайке,   к специально  подготовленной   проруби  – «ердани».   Вчера  было водосвятие   в церкви, а сегодня  – на реке. Опустит  священник три  раза  в прорубь  крест  – и освятит   воду.  И можно будет этой водой умывать   лица  колядовщиков,     а то и совсем погрузиться   в неё,  смыть  грехи:  многие  на святки общались  с нечистой  силой.

  Так  всё и было.  Только   в воду  никто  не полез.   Кроме... Егора  Кулыгина.   Мороз стоял  лютый.   А он, в одних подштанниках,     не только  полез  в прорубь,  но и окунулся с головой.  Знали односельчане:   нет видимого  греха  за Егором – не колядовал,    не озорничал,   а вот...
 
  Богомольные     старухи    осуждали:     «Удаль...  Гордыня...» Но  даже  батюшка   не мог  скрыть   своего  восхищения, а нарядные   девушки,   пришедшие   на крещенские   девьи смотрины,   тем более.

  От Егора  шёл пар. Мороз схватывал   волосы  сосульками. А на берегу,  в санях, Егора  ждал дружка со стаканом водки  и младший   брат Митяй  с полушубком.

  Весть об этом мгновенно   долетела  до Катерины   Погореловой,   уже  третий   день  «страдающей»    на  девичнике. И запричитала    невеста  искренне   и со слезой.  Слова  относились  к отцу  и матери,   а думы  – к Егору:  «А вдруг  занедужит?  Завтра   свадьба,  послезавтра   – под венец!».

  Так  повелось  по крутояровским    обычаям:   день перед венчанием   назывался   свадьбой,   и жених  с невестой  с этого дня больше  не расставались.

  Холодным   морозным   утром  свадебного  дня  сотворил Гаврила   Погорелов   жаркую   баню,  такую  жаркую, будто на три пара, а не для одной Катерины.
Катерина,   измученная    за три  дня  девичника,    с опухшими  глазами, в мятой  одежде  выглядела   бледной  и жалкой. Так  и положено:   расставание   с родительским    домом требует   естественной    или  театральной    кручины:    плача, причитаний,    терзаний   и недосыпаний.    И спит-то  несчастная невеста  не раздеваясь,    встаёт  до свету,  с упреком  родителям   и жалобой  на судьбу.
И  вот  наконец-то    это  испытание    закончилось.     Теперь – ритуальная    баня.

  Русская баня занимает особое место  в жизни крестьянина. В бане гнездится всякая нечисть  и, добиваясь расположения бесов, крестьянин закапывает под порог бани чёрного петуха. В ней рождаются дети, и три, а то и семь дней роженица с повитухой находятся здесь, скрытые от лихого глаза и призора. Здесь смывает  с себя грязь труженик-мужик, восстанавливая силы; угорает  и ведёт неравную  борьбу или дружбу с хозяином бани – банником. И горят на деревне  синим  пламенем чаще  всего бани  и овины! И ставят баню подальше от жилья: нечистое  место – баня. И именно в ней происходит превращение   девушки в невесту.

 ...Сухой   жар перехватывал    дыхание,   но Аграфена  всё метала   и метала   ковшики    воды  на  каменку. Катерина   – жаркая, расслабленная     – стояла   с  закрытыми     глазами посреди  бани.  Пот струился   по её ладному  розовому  телу. Мать  тоненькой   холстинкой   собирала  с неё влагу  и отжимала  в ковшик.
  – Может,   хватит, – произнесла   Катерина,    не открывая глаз.
  – Лишним   не будет. И Егора  напоим, и его сродников. - Считалось,   что банный  пот невесты,   подмешанный    в пиво или  вино  жениху, навсегда  закрепляет    любовь  к суженой.   С этой  же целью  обрядила   Аграфена   Катерину   в портки  и рубаху,  предназначенные     для Егора  Кулыгина. И пропитался   холст плотью  и жаркой любовью  Катерины.
  И это – навечно.  До гробового  савана.

  В избе невесту  уже ждала Настасья   Парушина   – крёстная мать  Катерины,   а на сегодняшний    день и сваха.  Всё уже было готово.  Обряжала   Настасья   свою крестницу   долго и тщательно,   с любовью.  А в заключение   вплела  в косу Катерины   алую  ленту.   Бросит   Катя эту  ленту  подругам завтра   перед  отъездом   к венцу:  та из  них, которая   перехватит  ленту,  первой  выйдет  замуж. Но это будет завтра. А сегодня  – подружки   с завистью   и с восхищением    Катериной  ждут  приезда  жениховского    санного  поезда.

  И как только раздалось первое: «Едут!», вышли Погореловы на крыльцо с хлебом и вином, стала детвора  у ворот оплотом – на выкуп готовы! Девушки попрятались в сенях и на чердаке, а сваха, Настасья Парушина, промела голи-

ком весь путь от ворот до крыльца, чтобы ни волосинки, ни ногтя, ни золы, ни следа злого – от чар и колдовства.

  И вышел   из  саней  Егор  Кулыгин,    красивый    и статный, и угощали   его зачарованным    вином,  пугали   его девушки   стуком  и гомоном,   а он вошёл  в избу  с дружкой   и остановился   перед столами.

  Теперь  страдания Катерины   кончились, покатилась свадьба, как бочка с вином, – для всех и на радость. И была передача   невесты  и звонкое застолье, и было брачное ложе на  снопах, и утренняя ревизия белья. Грубоватая демонстрация девства  невесты  выхлестнула из похмель-

ных глоток вопль ликования и восторга.

  На другой  день после  полудня   засобирались   к венцу. Народу   в  церкви   привалило,    как снегу  в  декабре.   Будто престольный    праздник.    Да и то: первая   свадьба  после Святок,   Погореловы   и Кулыгины   – люди  на селе видные, а Егор и Катерина   – уж такая пара, такая пара! А потому радость  и причастность   – общие.  Праздник!

  От  широких    ворот   кулыгинского     двора   до  самого крыльца – домотканая   дорожка.   На крыльце   – шуба шерстью наружу, за нею Кулыгины:   Кузьма  с иконой,  Клавдия с хлебом  и солью.  И снова,  прежде  чем пройти  молодым, проинспектировал     дружка весь путь до крыльца, а уж потом заступили   жених  с невестой  на расстеленную   шубу.
  – Хлеб-соль!
  – Совет да любовь!
  Богат   и  расчётливо    бесшабашен    Кузьма   Кулыгин: стол был изряден,   гости  восхищались    обилием  яств, вкусом солёных  арбузов.  А о хвостатой  чешуйчатой   диковинке, стоящей  перед молодыми,   спрашивали    шёпотом:
  – Эт че за бородавки?
  – Апанас  называется...
  – Ишь  ты! Ну Кузьма!

  Княжий стол щедр и демократичен,    всем досталось:  и тем,  кто за окнами  стоял,  и сельчанам,   когда  выкатилась свадьба  на улицу.

  Гульбище стало затихать заполночь взаимными уничижениями, клятвами в вечной  дружбе и могучим  храпом.

  Не до сна  было  только  Погореловым:    завтра  – ответный  стол,  который   должен  быть  не хуже, чем «княжий» у Кулыгиных.

 ...Дрова   в печи  горели  плохо,   значит, быть  потеплению.  Аграфена   смахивала    слезу  (от  дыма  ли?), гремела ухватами.

  Где-то за печкой  проснулся   сверчок  и тоже  просигналил: к теплу.  А когда  прокричали    неожиданно   ранние  петухи, Аграфена   дала  волю сну, а то не выстоять   свадьбу.

  На сердце  было тепло  и пусто.