Из истории ЦПКиО им. Горького в память о маме

Татьяна Харикова
Мы с мамой, оглядываясь назад и перебирая прошлое, часто спорили, а иногда даже ссорились, из-за несовпадения оценок. Мама бывшая балерина, а затем актриса и певица Московского театра Оперетты. Да, да, не удивляйтесь, ведь балетный век короток, а голос  от природы  был,  сочный, звучный, меццо-сопрано. Пению и музыке  нигде не училась, если не считать нескольких классов музыкальной школы еще в детстве. А перед поступлением в театр в 1951 г. позанималась вокалом с преподавателем, выучила две оперные арии и успешно выдержала конкурс.


Еще она была очень хороша собой, этакая русская красавица, натуральная блондинка с вьющимися волосами и сияющими, голубыми, вечно смеющимися глазами, очаровательно-кокетливая, очень выразительная и заметная со сцены. И жизнь у нее была яркая и насыщенная событиями.


А я технарь, химик-технолог, всю жизнь монотонно работая от и до, учась одновременно в вечернем ВУЗе, прожила ее, постоянно трудясь, терпеливо, рутинно и серо. Может поэтому, взгляды наши на прошлое нередко расходились. Я часто спрашивала маму, почему она дальше не училась и не держала конкурс в Большой театр, например, почему не росла. На что она отвечала, что ей помешала именно я, не с кем ребенка было оставить и некуда было меня деть. Рано она лишилась своей мамы, моей бабушки. Но эти доводы меня не удовлетворяли и мы уже с ее внучкой нередко даже подтрунивали над ней, высмеивая ее инертность и отсутствие пробивных качеств.


Уже после смерти мамы, перебирая ее архив, я наткнулась на очень интересный документ, аттестат об окончании Школы Сценического Танца при Московском хореографическом театре ЦПКиО им. М.Горького. Подробно ознакомившись с ним, я поняла, что мама получила прекрасное образование, равноценное может балетному училищу Большого театра. Проучившись там 5 лет, она изучала историю литературы, театра, изобразительных искусств, балета и музыки, классический тренаж и поддержки, силовую гимнастику и акробатику, исторические танцы и танцы народов мира, актерское мастерство и теорию музыки. Всего я насчитала 16 предметов и преподавали им народные и заслуженные деятели искусств. В результате на основании экспертной комиссии, состоящей из одних орденоносцев, ей присвоено звание артиста балета с оценкой очень хорошо. Почему она никогда не хвалилась таким весомым документом? Не знаю. Но иногда мама рассказывала об этом периоде своей жизни и я ушла в воспоминания.


Представьте себе, Москва, 1934 г. Мимо парка Культуры проходят, гуляя, две шестнадцатилетние девушки, и видят объявление о наборе в школу, а затем ансамбль танца под управлением художественного руководителя А.В. Шатина. Не знаю, что с подругой, а мама поступила и отучилась там до 1939 г. Помните, на набережной парка, не доходя до Нескучного сада,  беседку с высокими каменными колоннами, а сзади нее на возвышении над обрывом летний домик, где уже позднее размещалась читальня, вот здесь и находилось их училище. Смотрю, уже со слезами на глазах, на сохранившиеся фотографии, где будущие балерины занимаются летом прямо на природе в саду. Вот они в группе с обручами, а вот они с мячами, в хитонах, стройные и молодые.


Уже после третьего, четвертого курса ансамбль выпускал балетные спектакли. Вот один из них, сохранилась программа. Спектакль назывался «Красавица Радда» , хореографическая легенда в 3-ех действиях по мотивам рассказа М. Горького «Макар Чудра» на музыку н.а. РСФСР Б.В.Асафьева, постановка балетмейстера А.В.Шатина. Спектакль давали летом под открытым небом на островке одного из прудов парка. Представляете, настоящий  лес и на лужайке раскинулся табор цыган. Не нужно никаких декораций, все естественно и натурально. Зрителей и артистов разделяет гладь воды, все окутано таинственностью происходящего. Дальше на глазах изумленной публики разыгрывается эта драма, но уже в танце. Я не буду пересказывать вам либретто, вы же наверное помните скрипача Лойко Зобара, полюбившего дочь старика Данилы красавицу Радду. На фотографиях спектакля я вижу свою мать в черном парике и цыганском костюме, она подруга Радды, лучшая цыганка и любимица худрука.


Далее из сохраненных вырезок газет я понимаю, что театр народного творчества уже подготовил седьмую программу – «Мы из парка» и уехал с гастролями по Крыму и побережью Кавказа. На гастрольных фотографиях в Сочи и Гаграх я вижу свою мамулю под руку с директором театра И.М Эйнисманом, приударившим за молодой красоткой и даже предлагавшим ей свою руку и сердце. Жизнь была прекрасна: море, солнце, пальмы, успех и поклонники. И не заметила она, что в стране в это время шли репрессии, аресты, в каждой семье кто-то оказывался в тюрьмах или лагерях. Она выступала, танцевала и красовалась, была любима и влюблена. А потом грянула война и рухнула эта красивая жизнь, и уже будучи в эвакуации ей пришлось столько хлебнуть горя, связанного с разочарованиями замужества, ужасающими жилищными условиями, родами ребенка, то бишь меня, приходилось голодать и носить ведра с ледяной водой из колонки.


Мама очень любила записывать высказывания великих, вот ее запись на одной програмке балета, чей это афоризм не знаю: « Нет другого мира неожиданностей, случайных откровений, мгновенных успехов и таких же мгновенных разочарований, кроме мира театрального».