О мышлении. 1

Николай Нефёдов
Мышление представляет собой глобально организованный процесс, причинно обусловленный внутренне-внутренними, внешне-внутренними и внешне-внешними взаимодействиями, нацеленный на максимальное самосохранение целостности субъекта. Субъект – это подобъект являющийся системообразующей доминантой самосохранения объекта.
С содержательной точки зрения мышление – это иерархическая система переводов с одного внутреннего языка на другой. Первый иерархический слой – это эмоциональная подложка, так сказать, базовое мировосприятие. Она представляет собой постоянно обновляемый набор динамичных эмоциональных знаков (различения и оценок качеств по типу «этот – не этот», «хорошо - плохо») и набор правил их комбинирования (наложения, разложения и сочетания качеств) с динамичным критерием соответствия («так – не так», инстинкт гармонии - истины). Этот слой наиболее соответствует математике и во многом зависит от генетически обусловленной природы субъекта. Следующий слой – это чувственное мировосприятие. Здесь в качестве набора знаков выступают наиболее сохраняющиеся (гармоничные) комбинации эмоциональных первичных знаков, и язык чувственного слоя выступает в качестве метаязыка по отношению к эмоциональному языку. Третий слой – это язык восприятий, здесь впервые происходит разграничение внутреннего и внешнего. Восприятия – это наиболее сохраняющиеся комбинации чувственных знаков. Четвёртым слоем будет образное мировосприятие, а соответствующим ему языком язык образов. В этом слое, по-видимому, формируются динамичный образ самого себя как синтетический образ внутренних восприятий и образ внешнего мира как синтетический образ динамичных  внешних образов (объектов), появляются образы действий. Пятый слой – это слой понятий. Понятия – это наиболее устойчивые комбинации образов объектов и образов действий. Шестой слой вербальный и представляет собой гомоморфизм содержимого мышления на язык слов. В контролируемом оперативном сознании наиболее представлен словесный уровень и порой может показаться, что человек мыслит лишь при помощи слов. Но это далеко не так, словесные формы лишь вершины айсбергов, лишь знаки многослойного голографического процесса мышления. Это по поводу структурной организации мышления.
Теперь по поводу законов процесса мышления. Здесь сразу же напрашивается деление по правилам вывода. Назовем эти два потока мышления условно мышлением бодрствования (рациональный поток) и мышлением сна (иррациональный поток). Мышление бодрствования всегда оперирует четко оформленными определенными блоками информации с помощью проверенных на предыдущем опыте четких правил. Результат такого мышления всегда подразумевает процесс доказательства в рамках какой-либо непротиворечивой логики, как правило, на вербальном уровне. Мышление сна принципиально неопределенно, оперирует аморфно-размытыми информационными структурами с помощью непроверенных  на предыдущем опыте нечетких правил. Результатом такого мышления является некий синтетический образ или ощущение его. Сохранится он или утратится зависит от того насколько он соответствует целостности самого мышления и организма в целом. Размытость и неопределенность увеличивает сочетаемость образов, возможность соединения старых и появления новых образов. Можно сказать, что мышление сна подготавливает непосредственное содержание мышления, а мышление бодрствования обрабатывает его в зависимости от тактических и стратегических задач самосохранения, в рамках имеющихся автоматизмов.
К слову сказать, о проблеме создания искусственного интеллекта – он, на наш взгляд, не будет создан до тех пор, пока не будет создано ядро самообучающихся программ, моделирующих инстинкт самосохранения и ядро самогенерации программ как программ правил самообучения на основе генератора случайных связей. Иначе говоря, необходимо смоделировать оба типа мышления с обменом входных и выходных данных на основе оптимизации совместной цели.
Для того, чтобы творить, сознание должно располагать каким-то необходимым минимумом «живых» ассоциированных понятий, своеобразной критической массой оперативного тезауруса для начала информационной цепной реакции. Если продолжать аналогию с ядерным реактором, то управляемый творческий процесс располагает средствами контроля – охладителями, замедлителями и пускателями. Понятно, что на мыслительный процесс оказывает влияние всё поддерживающее жизнь, тут и питание и физические и нервно-эмоциональные нагрузки и, прежде всего, желание осмысленной жизни, т.е. желание осмысленного самосохранения.
Мышление – опережающее взаимодействие субъекта со средой. Атрибутами мышления являются цель и опыт. Цель – опережающий образ результата действий. Опыт – результат процесса достижения цели, сохраняемый в структуре субъекта в виде автоматизмов, ускоряющих реакции субъекта. Разновидностью опыта является память.
Ум – количественный параметр скорости приобретения опыта.
Разум – качественный уровень мышления, характерный для символико-словесной формы.
Сознание – системное целостное мышление как форма самосохранения субъекта через себя-самого в себе-самом. Сознание характеризуется широтой, интенсивностью, объемом и плотностью (глубиной). Объем – количественная множественность образов. Плотность – плотность связей образов (количественная множественность связей). Широта сознания – мгновенный объем оперативного контроля параллелей потока мышления. Интенсивность – динамичность связей и образов, своеобразное количество движения потока мышления. Чем конкретнее цель, тем уже струя сознания, тем выше скорость. Чем шире сознание, тем более общие и фундаментальные закономерности оно способно выявить, тем более общие понятия способно сформировать. Чем плотнее сознание, тем конкретнее и детальнее образы и результаты мышления.
Мышление – «отмечиваемый» процесс адаптации.
1986г.