***

Ирина Толоконникова
               
                ОЗЕРО НЕСБЫВШИХСЯ НАДЕЖД



Небо раскрыло цветок вечера. Лианы переплелись в гибком танце. Где-то далеко слышался хрипловатый голос Тамтама, оповещающий жителей окрестных деревень, завтра праздник – свадьба.
Тёплые лучи легкого ветра струились на хижину, стоящую в отдалении от других, Около неё сидела дремлющая старуха с голубовато-розовым цветком в тёмных волосах и мальчик, что-то мастерящий. В его проворных руках шелестел тростник. Было ощущение, мальчик и беловато-жёлтые стебли о чём-то шепчутся, губы его то приоткрывались, обнажая белые ровные зубы, то сжимались и на лбу появлялись совсем не детские морщинки.
- «Завтра свадьба…»
Мальчик поднял голову. Старуха привычными движениями рук набивала трубку, которую почти никогда не выпускала изо рта. Искры августовским звездопадом посыпались на траву, как только она поднесла огонь к табаку. И медленно пополз дым, распространяя запах терпкого ароматного листа.
-«Завтра свадьба…»
Мальчик удивлённо смотрел на старуху, на её неожиданно молодые глаза, спорящие с юностью цветка в волосах.
Она протянула руку. Он положил ей в ладонь маленький кораблик.
-«Да… бывало на таких вот корабликах, в годы моей юности девушка и парень, любящие друг друга, отправлялись на остров «Розовых птиц». Это было нелёгкое испытание, на него решались самые смелые влюблённые деревни. И если они возвращались, то были счастливы.
- «Бабушка. А ты была на этом острове?»
Дым от трубки замер, казалось, остановилось время.
- «Когда-то, очень давно, я любила так, как сейчас уже не умеют.
Когда мы вдвоём шли по деревне все оборачивались, улыбаясь, думая – если есть такая любовь в племени, то ему не страшно будущее, ведь мы, мечтая о нём – боимся, что ждёт нас впереди, там в неизвестности? А мы ничего не загадывали, знали, если будем крепко держаться за руки, то души наши сольются, и мы научимся говорить друг с другом глазами. Да, да, не удивляйся, так говорят старейшины. Ты замечал – любящие, прожившие вместе долгие годы, удивительно схожи между собой и не только лицом, но и мыслями, желаниями, поступками. Это большая любовь и умение прислушиваться к любимому даёт внутренний слух и мудрость понимания. Как не хватает этой чуткости нынешнему поколению племени»
Старуха взяла руку мальчика и посмотрела на его ладонь. На ней лучиками разбегались линии. Она нахмурилась, потом засмеялась, и мальчику показалось – перед ним сидит юная девушка, похожая на весенние цветы джунглей.
- «Что ты там увидела?»
- «Придёт твоё время, и ты узнаешь сам, не надо торопить судьбу».
- «Бабушка, а у тебя было твоё время?»
Старуха задумалась, но вот она подняла глаза, и мальчик увидел в глазах её птиц-воспоминаний. Плавно заструился рассказ, звуки голоса, казалось, перемешались с дымом трубки и окутывали его, туманя сознание, удивительной историей, похожей на сказку.
- «В праздник Луны-матери он взял меня за руку и повёл к зарослям тростника, там я увидела лодку, такую же, как у тебя. Не осталось сомнений – через месяц наша свадьба, таков обычай племени. Много слухов ходило по деревне. Уплывающие на этой лодке жених и невеста редко возвращались к роддому очагу, а лодка каждый раз, ровно через год, появлялась на том же самом месте и в ней находили розовое перо. Вот откуда легенда об острове «Розовых птиц».
Бывало, что на ней возвращались обратно, но никто их них не рассказывал, что произошло. Через 9 месяцев в семье появлялся ребёнок, который, вырастая, во всём превосходил своих сверстников и к 12 годам приобретал способность летать. Мать и отец долго не задерживались на земле, по исполнению ребёнку 15 лет умирали в один и тот же день. А сын, ребёнок всегда был мальчиком, становился вождём нашего племени».
Старуха дотронулась до курчавых волос внука и прижала к себе.
Небо стало совсем чёрным, и только какая-то большая ночная птица, плакала, медленно кружась над верхушками деревьев.
- «Сколько времени мы плыли неизвестно. Глаза в глаза, и только его губы шептали незнакомые и непонятные слова, мне казалось, пели неизвестную мне песню.
Река неожиданно превратилась в море, из густого оно стало прозрачным, потом розовым. Игра воды напоминала перламутровую раковину, лежащую на солнце. Корма лодки плавно вошла в песок, но граница между морем и сушей была почти неразличима, песок впитал в себя краски моря.
То, что увидели мы, походило на сказку, которая так часто снится в детстве. Казалось, звучали деревья и цветы, источающие нежный аромат, сливаясь в музыку, похожую на колыбельную песню, что поёт мать, когда тебе 3 месяца. Ты ещё не осознаёшь, но понимаешь – лучшего ничего не может быть.
Было ощущение – мы не идём, а плывём в воздухе звуков и запахов.
Я устала и подумала о воде, и сейчас же передо мной развернулось озеро, прохладное и чисто с голубовато-розовыми цветами на поверхности. Мираж? Сделала несколько шагов, и ступни ног моих окунулись в снимающую усталость влагу. Любимый стоял рядом и улыбался.
Впервые пришла мысль – здесь исполняются любые желания. Тогда я не подозревала, что может произойти.
Мы искупались, и радость уединения охватила нас. Покой и расслабленность овладели телом. Мы уснули. Сон, приснившийся мне, был странен и не понятен. Передо мой на столе лежало множество сладостей. Голодная я набросилась на них, но голод не притуплялся, только появилось чувство приторности. Проснувшись, увидела – он лежит на песке, раскинув руки, в беспокойном сне. Неужели ему снится то же, что и мне?
Над нашими головами шелестели ветвями деревья, напевая песню спокойствия и безмятежности.
Он открыл глаза, и я поняла, что этот удивительный сон приснился и ему.
Мы протянули руки, пальцы наши сплелись, но на душе было не спокойно.
Я подумала о еде, и тот час почувствовала аромат спелых фруктов и ещё чего-то пряного. Приподнявшись, увидела – около нас стояла корзинка, наполненная плодами и травами».
Старуха глубоко вздохнула, уронив голову на руки, и отблески далёких звёзд рассыпались по её волосам.
- «Стоило нам только о чём-то подумать, и каждое наше желании исполнялось. Жили не задумываясь, и мне казалось. Были счастливы. Мы ни на минуту не расставались, полностью отдавшись уединению и любви.
Но вот однажды, когда я решила поплавать в озере, вернувшись на берег, не увидела его. Сердце застучало в предчувствии. Я побежала вдоль берега, но не нашла, кинулась в лес…, ветви сами открывали дорогу. Он сидел на берегу моря и смотрел на горизонт. Рядом с ним стояла девушка и морской раковиной причёсывала длинные чёрные волосы. Задохнувшись ветром нахлынувшего страха, подошла ближе. Девушка исчезла. Это была мечта – плод его фантазии. Заслышав шуршание песка, он оглянулся. Но в его глазах не было того безграничного счастья, которое освещало его лицо при виде меня.
Значит, вот какое испытание готовил остров! Всё даётся легко, а человек не ценит драгоценность, подаренную жизнью.
Мне захотелось умереть – мир без него потеряет для меня смысл. Закрыв глаза, я опустилась на песок, и картины одна ужасней другой менялись в моём воображении. Чтобы как-то отвлечься – вошла в воду, поплыла, отдаваясь воле волн, когда опомнилась, берег был далеко, а он всё также окаменело сидел.
И вдруг передо мной из воды появилась рыба с человеческими руками вместо плавников, с большим безобразным ртом, раскрытым в страшной усмешке.
От ужаса я не могла кричать, и только била, била по воде руками. И с каждым взмахом, мне казалось, что становлюсь легче. Было ощущение – вот-вот оторвусь от воды и взлечу. Больше я ничего не помню.
Очнулась от тепла, окутавшего тело. Море тихо плескалось у ног, оглянулась – я была одна. Ничто кругом не говорило о случившемся. Может, мне приснилось? Закрыла глаза и снова открыла. Нет. Всё по-прежнему. Но где, где же он?
На песке рядом со мной лежала раковина, та самая раковина, я не могла не узнать её. Хотела взять в руки. Раковина неожиданно превратилась в сидящую на песке девушку. Она была необыкновенно прекрасна: её тёмная кожа отливала на солнце розовым отсветом перламутра, волосы напоминали ветви деревьев, глаза, таких глаз я не видела никогда – они были голубые, как небо в саванне.
- «Не ищи его. Его больше нет в подлунном мире». – Я услышала голос похожий на дуновение ветерка – «Он исчез, спасая тебя. Его нет радом с тобой, но ты пронесёшь его образ через всю жизнь. Такое случилось впервые – обычно мужчины не шли на жертву ради любимой, когда появлялась я. Я – Мечта. Мечта неосуществимая, но ставшая реальностью здесь. Юноши навсегда оставались на этом острове, превращаясь в деревья. А девушки в розовых птиц.
Он любил тебя, вы ююбы вернулись, но Злой дух моря пожелал владеть тобой. И защищая вашу любовь – он погиб. Против правил ты вернёшься обратно в племя. Будешь, одинока – люди не любят исключительности. У тебя родится сын, похожий на отца. Пусть он будет счастлив!»
Она подвела меня к лодке и вплела в волосы голубовато-розовый цветок.
- «Не теряй его – услышала я – он сохранит молодость и придаст мудрость. Пусть ты будешь, одинока, но в минуту радости и печали люди будут идти к тебе. Ведь счастье, когда стремятся поделиться радостью и горем, зная, поймёшь и поможешь им…»
Подул ветер. Лодка, тихо покачиваясь на волнах, отплыла от острова, но ещё долго я видела розовых птиц, кружащихся над высокими деревьями и оплакивающих своих любимых и свои несбывшиеся надежды.
Обратный путь был долог. Когда я подплыла к деревне, все спали.
Утром вышла из хижины. Люди встретили меня удивлёнными взглядами.
Я прошла через всю деревню к хижине вождя.
- «Будет праздник!» - воскликнул он.
- «Да. Но я вернулась одна.
С тех пор живу здесь, на краю деревни.
Через 9 месяцев у меня родился сын – твой отец. И сегодня ровно год, как они вместе с твоей матерью странствуют по дорогам наших предков».
Мальчик поднялся с земли, и только теперь старуха заметила, как он вырос, перед ней стоял темнокожий юноша стройный и сильный.
- «Да… сказала старуха – вот уже 16 лет, как ни одна влюблённая пара не побывала на острове. Прошли времена, когда люди умели любить и не бояться испытаний.
Завтра свадьба. Но будет ли крепок этот союз, когда мужчины разучились любить и жертвовать собой ради женщины».
Юноша неожиданно протянул руки навстречу восходу, небо посветлело, и на горизонте появилась полоса, похожая на большое розовое крыло. Из утренней дымки к юноше с протянутыми руками шла девушка, похожая на лесную богиню цветов. Подошла. Он взял её руки, и они совсем исчезли в его больших, сильных ладонях. Не обернувшись, они так и пошли, постепенно тая в утренних сумерках. И старуха услышала:
- «Люди поверят опять в любовь. Ты слышишь меня?»
И их силуэты растаяли между деревьями. Губы старухи тронула едва заметная счастливая улыбка, она знала, куда они пошли, а цветок в волосах заискрился нежно-розовым светом.