Почитание Святых

Дмитрий Кульпин
    Прежде нашего размышления, на эту тему, необходимо определиться с понятием, кто такой святой? Слово святой(греч - хагиос), имеет значение - отделённый, обособленный, взятый в удел для особых целей. В этом отношении, любого христианина, можно назвать - святой. Ап. Павел обращаясь в посланиях к церквям, использует общую формулу: "Святые и верные...", обращаясь ко всем, не делая исключения. Ап. Пётр называет Церковь: " Но вы - род избранный, царственное священство,народ святой, люди взятые в удел...(далее поясняет, для чего), дабы возвещать совершенства Призвавшего..." (1 Пет. 2;9) Любой христианин, должен быть светом, а поэтому священником, для этого мира и призван к благовестию, также как каждый отец, священник в своей семье, по отношению к жене и детям. Однако, как в Ветхозаветном храме, кроме святилища было ещё и святая святых, так и в Церкви, Господь Духом Святым, устроил определённую градацию. Ап. Павел описывает её в 1 Послании Коринфянам 12 главе, как то ,что Дух один, а действия и служения могут быть различны. Так одним Духом, даруются разные дары и служения, одних он поставляет апостолами, других учителями, пророками, и.т.д. С самого основания Церкви видим, что есть священники, над священниками, где одно не умаляет другое, Церковь - тело, а не рука или нога, в теле каждый член, должен занимать своё место, к чему призван. Кроме этого, мы видим и разную степень посвящёности, каждого члена. Поучая Тимофея (2 Тим.2;20-26), Павел говорит, о сосудах разного качества и соответственно разной ценности и тот человек, кто избежит вышеперечисленных Павлом пороков, окажется сосудом в чести.

    Итак если у Господа они в чести, каково должно быть отношение Церкви. О необходимости почитания святых, в Священном  Писании говорится неоднократно. Например, Божия Матерь восклицает: "...ибо отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1:48), "Память праведника пребудет благословенна" (Притч. 10:7), "кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду про­рока..." (Мф. 10:41), т.е. необходимо воздавать людям Божи-им подобающую им честь. "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13:7). Таким образом, святые для нас - пример для подражания. Умаляет ли такое отношение к святым, значение жертвы Христовой? Нисколько, наоборот, когда говорят о мастере, что у него золотые руки, честь несомненно воздаётся мастеру, а не отдельно рукам. Почитание святых, в Православии, всегда христоцентрично, когда хвалят виноград, это не умаляет значение лозы, на которой он вырос. Бог прославляется - во святых своих (2Фес 1;10) Павел призывает коринфян подражать ему, как он Христу, поэтому не библейского в этом ничего нет. Если христианин глядит на путь праведника, осуществившего в своей жизни, образ Христа, он глядит на самого Господа. В этом я, как протестант, ещё мог согласится, пример наших современников ближе и понятней и если он соответствует Писанию, то он достоин подражания. Самое не понятное для меня было, что в православии, существуют молитвы святым, с просьбой о заступничестве. Неужели нельзя обратится к Самому Христу, тем более что Он дал такое право, к чему посредники. В 1 Тим. Ап. Павел высказывается еще более определенно: "...един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех..." (1 Тим. 2:5-6) Однако здесь, апостол Павел говорит о посредничестве в деле Искупления. Действительно, в деле Искупления, в деле примирения человека с Богом, Христос есть единственный Посредник, никакого другого нет и быть не может. Но усвоение нами плодов Искупления, совершается опосредованно. Очевидно, что существуют люди духовно более опытные, выше поднявшиеся на пути к совершенству, и потому способные помогать менее совершенным в их восхождении. Любой протестант думаю согласится со мной, если скажу, что более сильные, должны сносить немощи бессильных, что необходимо друг за друга молиться. В церкви всегда есть люди, обладающие особыми дарами, молитвы, исцеления, и др. и человек обращается с просьбой молитвы, к чему это посредничество? Для этого и нужна Церковь, где каждые член, взаимно дополняет друг друга.

    Ап. Иоанн пишет: "...возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами - а наше общение - с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом" (1 Ин.1;3) По учению православной церкви, это общение не прекращается, существует неразрывная связь, между Церковью прославленной и земной. Этот опыт общения открывается в практической жизни Церкви, православный путь не теория, а практика духовной жизни. Святые, которым ещё при земной жизни, открывались тайны небесные, тем паче разрешившись от бренности тела, способны видеть дела земные. Павел говорил Церкви, что я отсутствуя телом, присутствую духом, если в теле духом мог присутствовать, неужели вне тела стал далёк от Церкви? Бог не есть, Бог мёртвых, но живых. Святые, которые при земной жизни обладали дарами духа, не утрачивают их и в жизни Небесной, а наоборот - они приумножаются, как в притче о талантах. Обращаясь в молитве к святому, православный обращается не как к Богу, а как к сомолитвеннику, как к брату во Христе. И Господь отвечает на молитву, это подтверждено жизнью и опытом Церкви. Но поскольку протестантизм отрицает этот опыт, история их Церкви начинается только с 16 века, а моя работа адресована протестантам, то рассмотрим противоречит ли этот опыт молитвенного общения  Библии.

   Наверное первое, что вспомнилось, общение Саула с Самуилом, в подтверждение, что такая практика возможна. Пример конечно отрицательный, но рассудим, если служитель сатаны способен осуществлять такой контакт, то кольми паче Бог. Представьте, если на раскопках, нашли древнюю фальшивую монету, о чём это говорит археологу? О том, что если есть подделка, есть и настоящие. М. Лютер назвал сатану, "обезьянкой Бога", он не творит ни чего своего, а копирует и искажает, то что делает Бог. Антихрист буквально переводится - вместо Христа. Его перепутают со Христом, поскольку будет выдавать себя за Него. Есть Божественная Троица, есть и сатанинская (зверь, антихрист, лжепророк), есть трапеза Господня, есть и бесовская, и.т.д. Новый Завет, новое откровение, разворачивает перед нами более полную картину, расширяет горизонты, того что не знали евреи. Их миросозерцание, базировалась по горизонтали, в рамках земных благословений, еврей приступал лишь к дымящейся осязаемой горе. Ныне апостол говорит: "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства" (Евр. 12:22-23). Способны ли эти праведники, лицезреть Бога и главное молиться Ему? Иоанн в своём Откровении описывает, вопль убиенных праведников за веру (Отк. 6;9) Способны ли они знать наши, земные проблемы? В притче Христа о богаче и Лазаре, можно увидеть, что Авраам, знает проблемы еврейского народа, знает своего потомка Моисея, знает о Писании и пророках. Духовное зрение душ праведников на небе, несомненно, больше, чем было на земле. Апостол пишет: "Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:12). Христос говорил, что в Царствии Небесном, праведники будут подобно Ангелам. Не всё из сказанного Господом понимали даже апостолы, до времени,не всё вмещалось, до любой истины необходимо дорасти, пережить сердцем. Деяния апостолов описывает, как новое вино Христова учения, вливалось в их души, вырастая из закона и обрезания до благодати. История Церкви, это история прорастания зерна. С появлением первых мучеников за веру, появилась та незримая связь с Церковью Небесной. Практическое осуществление сказанного в (Евр. 12; 22-23).

    Уже от начала 2-го века имеются прямые свидетельства древнехристианской письменности о вере в молитвы святых на небе об их братьях земных. Свидетели мученической кончины св. Игнатия Богоносца (начало 2-го века) говорят: "возвратившись домой со слезами, мы имели всенощное бдение... потом, немного уснувши, некоторые из нас увидели молящегося за нас блаженного Игнатия". Подобные записи с упоминанием о молитвах и ходатайстве за нас мучеников имеются и в других сказаниях эпохи гонений на христиан. В литургии апостола Иакова говорится: "особенно же творим память о Святой и Славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас". Св. Кирилл Иерусалимский, изъясняя литургию Иерусалимской церкви, замечает: "потом поминаем (принося бескровную Жертву) и прежде почивших, во первых патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше."
   Церковь организм, а не организация, не клуб, не кружок по изучению Библии. В теле каждый орган, взаимосвязан друг с другом, болеет один, болеет всё тело, где молитва, как кровь, связует и животворит, каждый орган. И нет значения, на земле человек или на небесах, все в Господе, мёртвым может быть только тело, у Бога все живы. И нет ни чего пред рассудительного, когда христианин, по слову ап. Павла свершает молитвы:"...со всяким постоянством и молением о ВСЕХ святых".Еф.6;18