Знакомство с Баиком

Владимир Шелехов
               
       
          Инициатива первой для меня поездки на «потаённое» тогда озеро принадлежала двоюродному брату Михаилу Н., но в компанию к нам вошёл и мой одноклассник, друг юных лет Володя К. Только я оставался, что называется, безлошадником. В первом случае отечественный   автопром представительствовал «ИЖ-Юпитер», во втором мы имели дело с очень уважаемым в те времена представителем братской Чехословакии мотоциклом «Ява». Оба эти аппарата были оснащены люльками, которые по общему решению на время вылазки были отданы: одна --- мне с небольшой толикой рыболовной оснастки, а вторая была полностью загружена лодками, удочками, палаткой и т.д. и т.п.  У нас было 60 часов свободного времени, которое следовало использовать по возможности эффективно. Первые пять часов ушли на укладку, настройку техники и дорогу до заводской базы отдыха на берегу Увильдов недалеко от начала лесной дороги к Баику. Ещё около полутора часов ушло на то, чтобы номинально закрепить за собой домик, договориться о месте для мотоциклов на автостоянке и перегрузить безусловно необходимое для рыбалки «хозяйство»  на «Яву». Со слов Михаила ехать было недалеко, и единственным  участком с проблематичной проходимостью оставалась гать через Игуменское болото. Уже в лесу, свежие лужи и сырая дорога  пробудили опасения по поводу гати, но подъехав к ней, осмотревшись,  мы как истинные энтузиасты рыбной ловли только распалились в своих желаниях: ведь за следующим водоразделом  просто не могло не быть озера. Решили, что три крепких парня и без гати смогли бы при желании на руках перенести мотоцикл вместе с грузом на тот берег. Гатью всё же воспользовались, хотя здесь колея от грузовиков диктовала свои правила движения.  Чёрная, жирная, лоснящаяся на выступающих местами жердях и брёвнах грязь вынудила нас всех взгомоздиться на мотоцикл, хотя осмотр и обсуждение трассы  прошли на ногах, причём  не без намерения двум из нас пройтись пешком.  Въехав на гать, мы без особых затруднений проехали даже несколько дальше её средней точки, но здесь, таящиеся под грязью в колеях жерди обнаружили заметную подвижность. По этой причине пропущенная в начале движения межу колёс вершина лиственницы показалась плохим предзнаменованием. Лежала она вдоль колеи, а благодаря своей длине комелем доставала почти до противоположного берега. Но и коснувшись её раза два, мы двигались дальше без проблем ни то потому, что подвеска люльки просто проскальзывала по стволу ни то потому, что одновременно с таким проскальзыванием заднее колесо мотоцикла выскакивало из очередной рытвины между жердями нижнего, поперечного настила. Наконец мы забуксовали и, даже сойдя со своих мест в грязь, что позволило вес снаряжённого мотоцикла снизить центнера на полтора, не достигли желаемого эффекта --- он под рёв двигателя подпрыгивал на месте, но зато буксующее колесо живой струёй разбрызгивал грязь метров на пять-шесть. Без особого желания пришлось сделать попытку протолкнуть аппарат  дальше. Нащупывая под слоем грязи хоть сколько-нибудь надёжную опору, уклоняясь от её подколёсной  струи мы с самого начала допустили ошибку. Какие то повороты мотоцикла из стороны в сторону, когда вперёд продвигалась то люлька, то сам мотоцикл мы приняли за признаки начала движения. Прошло наверное часа два, миновало несколько перерывов для отдыха и, главное, очистки, но всё же червь сомнения сыграл свою роль. Выдвинутое предположение о «зацепе» потребовало проверки. Под мотоцикл полез, конечно же, его хозяин. Владел он «Явой» давно, но с коляской ездить почти не приходилось, и о протянутом к колясочному колесу тормозном троссике забыл.  Подсказать же ему было некому, ибо «ИЖ-Юпитер» не оборудован тормозами колясочного колеса, а мне мотоциклы вообще были незнакомы. Так и оказалось, что  всё это время, барахтаясь в грязи, мы по сути пытались выволочь с гати громадную лиственницу. И выложились на этом поприще мы так, что молча развернулись назад. До вечера оставалось ещё время привести себя в порядок и, если повезёт, уже на Увильдах, прямо с мостков базы отдыха наловить чего нибудь на ушицу.               
       Ужение пришлось отложить до утра, и рыбу ловить отправился только я, поскольку между себя парни решили перегрузить всё снаряжение на «ИЖ-Юпитер», отказавшись от того, что за недостатком времени просто не могло быть востребованным. Но и при таком раскладе люлька оказалась загружена полностью. Поскольку несколько чабачков поймать удалось, а оставлять их с зарезервированным на этот случай ведром, где они плескались у дна в мелкой водице, никакого резона не было, то как водило ведра я взгромоздился на заднем сидении, а кто-то оседлал коляску как шею слона. До Баика добрались без приключений,  накачали и спустили на воду лодку, захватили свои удочки и отправились к видневшемуся недалеко, как потом оказалось --- плавающему островку.  У меня же для рыбалки всё было готово, и пока парни суетились на берегу я неожиданно для себя выхватил из воды краснопёрку  граммов этак на триста --- рыбу до того мной невиданную. Азарт полыхнул с невиданной силой, и кильватерная струя за лодкой только что не пенилась. Кто же мог подумать, что больше никто и ничего сегодня не выловит. Бывает. Однако, увлекшись, мы припозднились, в спешке свернули и загрузили амуницию и ринулись обратно теперь по какой то объездной дороге  Накатанная лесовозами она перекидывалась по вершинкам выходов горной породы, петляла между зарослями, но оставалась неизменно ровной как на подготовленной к гонкам трассе. Ведро с уловом я держал в левой руке и не всегда мне удавалось уберечь его от ударов по мотоциклу. Выручал опыт водовоза полученный когда то в таёжной деревеньке: свежие трава, веточки с зелёными листьями что в бочке, что в ведре не дают воде расплескаться и часто с большим успехом заменяют крышку, а их то я успел натрусить в ведёрко. И всё шло замечательно, пока очередной поворот ни оказался уж слишком крут,. Перегруженный мотоцикл просто не вписался в него, и, кивнув было приподнявшейся люлькой, устремился по зелени придорожной полосы к торчащим внизу громадным болотным кочкам. Попутчики мои, кто с кучи скарба на коляске, а другой, бросив руль, десантировались без промедления. Ну а мне было «рыбку жалко». Мотоцикл же строго по прямой устремился вниз и даже первые из этих громадных кочек не смог подмять под себя, остановился что называется  «на  опушке».  Приготовиться к удару я успел: откинулся назад, ухватился правой рукой за что то, отвёл вожделенное ведёрко в сторону и твёрдо упёрся в подножки. Но обе они оказались позже погнутыми, а ноги болели ещё ни один день. Во всяком случае из впечатлений обратного пути домой запомнилась лишь остановка у Косаргов,  где укатанный берег чистого болотца позволял подъехать к самой воде и вымыть мотоциклы, а мне пришлось, скрежеща зубами и матерно ворча от боли в ногах, околачиваться  вокруг  пока ни поехали дальше..