Происшествие в Сьене в 1647 году глава 4

Ковалева Марина 2
4
День был знойный. За окном время от времени попискивала какая-то птичка. Раскаленный воздух был почти осязаемым, когда вплывал в раскрытые створки окна. Казалось, он опутывал и расслаблял бедного Грациана, который только что прочел письмо, полученное от отца, и маялся над составлением ответа. Он знал, что если не ответит сейчас, то не ответит никогда из нелюбви к эпистолярному искусству.
- Нет, вы только послушайте, что он пишет, - проворчал Грациан, обращаясь к своим соседям, валявшимся на кроватях. – «Дражайший сын, в прошлом письме своем ты просишь денег, а между тем ты находишься в таком месте, где при умном поведении они и так потекут тебе в руки. При дворе мудрые люди сколачивают состояния, там, а не в иных местах, сыплются, как из рога изобилия, награды и подарки из рук мудрого правителя. Природа и мы, твои родители, одарили тебя счастливой внешностью, умом и характером, почему же ты не используешь все эти прекрасные дары в деле? Или ты живешь не по средствам? Помни, что твой бедный отец должен печься о многочисленном семействе. Необходимо отослать денег в военное училище Глорию, который лишен твоих преимуществ, ведь сейчас нет войны, и ему не представляется возможности получить награду. А также нужно послать средства Консулиану в университет на книги, перья и свечи. Ученье нынче обходится так дорого, и мы с твоей матушкой беспокоимся, как бы брат твой совсем не зачах, покупая и читая такое количество книг».
В этом месте Грациан наморщил нос и скривил губы, заявив:
- Знаем мы это ученье! Книжки он покупает, как же! Хотя ничего не скажешь, предлог для получения денег хороший. Читаем дальше: «Мы намерены с матушкой при первой возможности посетить Ловенну, чтобы своими глазами убедиться, что чрезмерные усилия не повредили его здоровью. (Ха! Так  Консулиану и надо!) Кроме того, королева – мать, к которой мы устроили фрейлиной Грацию, подыскала ей жениха – маршала Ля Раме. Осенью будет свадьба, и, как ты сам понимаешь, мы не можем ударить в грязь лицом с приданым, ведь маршал очень родовит и оказывает нам большую честь. Опять же, нужно похлопотать, чтобы на место Грации приняли Глорию, а это тоже не обойдется без затрат. Порадуйся за сестру Грацию, сын мой, и подумай, что и ты мог бы составить свое счастье, подыскав подходящую невесту».
Грациан бросил письмо и с тоской посмотрел в окно.
- Господи, ну как написать отсюда отцу, что принц – герцог вовсе не рассыпает награды и подарки, а наоборот смотрит, где бы чего урезать и сэкономить! Маригюрд, когда тебе последний раз давали деньги?
- И не вспоминай, - отозвался Маригюрд. – Считается, что я на полном обеспечении у королевской семьи, а если мне чего-то не хватает, то я всегда могу попросить. Другое дело, что король или королева мне в три счета докажут, что выпрашиваемая вещь является излишеством и капризом, и будут отговаривать от ее приобретения до тех пор, пока я сам не откажусь. Последний раз мне подарили деньги на Рождество и спросили за каждый потраченный моллер.
- А всего-то было тридцать моллеров! – вставил со своей кровати Энлиль.
- Не говори. Король сказал, что хочет с помощью этой суммы проверить зрелость моего рассудка и умение распоряжаться деньгами с умом. Как вы помните, он пришел к выводу, что мне еще очень необходима строгая рука благоразумного опекуна.
- Нельзя научиться тратить деньги, не имея их, - заявил Грациан. – Как можно быть благоразумным, когда денег долго нет, а желания есть. Чем длительнее их отсутствие, тем сильнее желания, поэтому когда  тебе перепадает, наконец, какая-то сумма, то тратишь ее как зря, просто из желания тратить.
- Да, купить какую-нибудь безделушку на свои деньги такое удовольствие! – согласился Энлиль. Ему отец тоже что-то давно не высылал денег, а он всегда был довольно щедрым, переправляя время от времени сыну с верным слугой  двести моллеров и несколько корзин деревенской еды.  – Вот все у нас при дворе есть. Одежда, правда, своя, но комнаты и еду предоставляют, время от времени развлекают, а все равно как-то тошно.
- Это потому, что ничего нельзя, - объяснил Грациан. – С нас берут деньги за содержание наших коней на королевских конюшнях, но мы никуда без разрешения принца - герцога не можем не только выехать, но и выйти. Что толку иметь хорошую внешность и красивую одежду, если этого никто не видит, если негде блеснуть. Да, кормят у нас хорошо, но я предпочел бы вонючую луковую похлебку в дешевой харчевне за право самому выбрать эту харчевню и похлебку.
- С похлебкой ты явно преувеличил, никогда я не поверю в такую твою самоотверженность, - усмехнулся Маригюрд.
- Ладно, с похлебкой я перегнул, - признал Грациан. – Но согласитесь, что толку в том, что мы служим при дворе? Братья и сестры мне ужасно завидуют. Они думают, что я веду жизнь яркую, полную событий и приключений, нахожусь чуть ли не в центре мировой истории, блистаю в обществе, утопаю в дожде из благодеяний. А на самом деле я – несчастнейший из смертных, сижу во дворце под замком, одетый и накормленный, по команде выезжаю в свите куда-нибудь, вызывая восторг зевак, а потом снова возвращаюсь во дворец, раздаю и собираю ключи, и так каждый день, как будто в ключах – смысл жизни! Ну, как мне написать отцу, что двор Осе-Карла – это не двор королевы-матери, которая любит устраивать судьбы молодых девиц, и что мне также нужны деньги на самые обычные вещи – пуговицы, нитки, иголки, как Консулиану на перья! Кстати, королева-мать могла бы подыскать Грации жениха и попроще, а то если отец начнет пристраивать всех моих сестер на ее место, а королева-мать подыскивать им такие же партии, то я останусь нищим!
- Не переживай, твой отец дал тебе ценный совет насчет богатой невесты! – насмешливо сказал Маригюрд.
- Издеваешься? – смиренно вздохнул Грациан. – Ты прекрасно знаешь, что и этот путь мне закрыт. Принцесса Клара думает, что если ее никто не любит, так и других никто любить не должен. Попробуй я только по батюшкиному совету взглянуть на кого-нибудь из ее фрейлин, а других здесь нет, как тотчас поднимется крик о разложении нравов, и я точно попаду на полное содержание королевства в какую-нибудь крепость Овей пожизненно. Но как все это объяснить отцу в письме, которое, несомненно, прочтет принц – герцог, прежде чем отправит его по назначению?
- И что же ты напишешь отцу? – поинтересовался Энлиль.
- Снова попрошу денег без всяких объяснений, а когда вернемся, попрошу его позволить мне перейти на другую службу, настоящую и полезную.  Я здесь больше не могу.
- Я тоже попрошу позволения оставить двор и устроиться работать в каком-нибудь серьезном учреждении у отца, когда он приедет со мною свидеться, - сказал Энлиль.
Только Маригюрд промолчал. Ему просить было некого. Он взял под мышку Марка Аврелия и ушел в сад.