8. Замечательные люди. Садовод Оленченко

Татьяна Тупик
САДОВОД ОЛЕНЧЕНКО ИВАН КУЗЬМИЧ

Люди, впервые приехавшие в Каспийск, сразу отмечают, какой он зеленый, как много в нем цветов. Спросите у любого пробегающего мимо мальчишки, откуда здесь так много деревьев, и он, не задумываясь, ответит, что они росли здесь всегда. Но это не верно.

Первостроители жили в этих местах в окружении болот, солончаковых степей и голых песчаных барханов, которые длинной грядой тянулись вдоль берега моря от Махачкалы. В этих барханах даже проводились съемки кинофильма «Белое солнце пустыни» и на подобном берегу, только в другом месте Каспия, снимался фильм «Последний дюйм».
В округе не было ни единого деревца. В тридцатые годы говорили, что в таком климате  деревья не растут.

Как же появились в Каспийске парки, рощи и цветочные бульвары?

Вдоль берега моря почти на два километра раскинулся приморский парк. В нем рядом с пирамидальными тополями растут сосны, клены, каштаны, акации и даже есть три березки. А чуть далее от берега  сразу попадаем в рощу, окружающую здание Дома Культуры и зеленый парк заводского профилактория, плавно переходящий в рощу при стадионе.

От моря по улице Сулеймана Стальского тянется красивый, весь в цветочных клумбах, бульвар.
А какой красавицей стала улица Советская, выложенная керамической плиткой и обрамленная рядами стройных величественных платанов!
Все дома в городе по периметру окружены  деревьями. И детсады, как загородные дачи, тоже спрятались в зеленых рощах. А вокруг первой и второй школ когда-то были настоящие густые парки.

Район между началом улицы Советской, Комсомольской, Ленина и Алферова еще с довоенных лет планировалось сделать городским парком, поэтому в нем ежегодно высаживались молодые деревца.
Но во время и после войны за парком ухаживать было некому, и он постепенно высох, На его месте построили еще один жилой район, оставив часть зелени от бывшего парка.
И все это дело рук человеческих.

А начиналось это так.

В 1935 году по направлению в поселок Двигательстрой приехал садовод  Иван Кузьмич Оленченко. Ему было поручено положить начало озеленению поселка. Был он тогда уже в возрасте,  шестьдесят пять лет. Посреди выжженной солнцем пустыни он, как волшебник, сотворил зеленый цветущий оазис. Вот что пишут о посещении зеленого питомника Оленченко в газете «Даешь Двигатель» №76(270) от 6 сентября-36

«…Только пройдешь калитку питомника и мгновенно забываешь, что находишься на Двигательстрое, что за оградой голая выжженная на солнце степь – пустыня. На вас веет ароматной прохладой. Вы попадаете в царство цветов.

(Садовод Иван Кузьмич Оленченко рассказывает):

- Год тому назад, когда я приехал, здесь была пустыня, какую вы можете видеть за этим забором. Ничего здесь совершенно не было. Думаю себе, пропал я. С чем я приступлю к работе? Ни тебе цветов, ни семян, ничего нет. Я мог уехать обратно, потому что все как-то безнадежно смотрели на озеленение и украшение цветами Двигательстроя. Говорят, здешний климат неблагоприятный для цветов, почва плохая и прочее и прочее.

- Нет, думаю, никуда я отсюда не уеду, а ну, давай поборюсь с климатом и пустыней.
- На второй день я взял кошелку и поехал к своим друзьям садоводам в Махач-Кала, где до приезда сюда работал. Говорю им, выручайте меня, товарищи, пропадаю, без цветов жить не могу. Они были хорошие люди и нарезали мне черенков полную кошелку, набили мне карманы семенами, и вот это было начало заложения питомника».

И после этого Иван Кузьмич без командировок и разных накладных расходов собирал везде по Махач-Кала черенки и расширял питомник.

Если он увидит в окне третьего этажа цветок, которого у него нет, он непременно зайдет и – под разными предлогами возьмет от него черенок.

Будучи даже на курорте в Сочи он не переставал думать о питомнике.
Узнав, что у садовника имеются семена финиковых и кокосовых пальм, наш Иван Кузьмич до тех пор его «обрабатывал», пока он с ним не поделился. Сейчас эти пальмы прекрасно взошли.

Из оранжереи Иван Кузьмич повел гостей к цветникам. Здесь он показал настоящее царство цветов. Громадные георгины, вышиной в человеческий рост, пышно распустили лепестки. Алые канны поворачивали к солнцу свои чаши.  Дальше шли петунии, астры и много других цветов, которые даже названия трудно запомнить.

Для деревьев отведен отдельный питомник: здесь буйно разрастаются айланд, клен, лох, белая и желтая акации. Некоторые деревья, как клен, в течение лета выросли уже величиной в два метра.

- Через год-два мы так сделаем, что на Двигательстрое будет совершенно другой климат. Мы озеленим всю площадку – с уверенностью заявляет Иван Кузьмич. Ведь смотрите, что мы из ничего за год сделали.

Иван Кузьмич Оленченко  бросил вызов пустыне, пескам, солончакам, и он побеждает»

А я добавлю – и он победил.

И теперь наш город, без преувеличения, можно назвать городом – садом. Но, при этом, ежедневный летний полив всех зеленых  насаждений  остался обязательным.
Что поделаешь, природа склонила свои колени перед человеком, но еще не сдалась.