Будни информационной войны

Николай Губин
     Пожалуй, только  дважды за свою жизнь я наблюдал, как во время демонстрации телесериала улицы крупных городов буквально пустели. Первый раз это случилось в дни царствования на ТВ СССР многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны», второй – уже в обозримом прошлом. Самый трудный для России 2009 год заканчивался мощнейшей психологической атакой на население страны. Хорошо организованная и продуманная, она была весьма продуктивной в предотвращении всплеска патриотических настроений на фоне резкого снижения социальных показателей общества.
Организаторам атаки помог случай.
Умер актер, блестяще сыгравший роль знаменитого советского разведчика.  Со смертью Вячеслава Тихонова завершилась эпоха героев – патриотов и на смену ей пришла эпоха героев совсем другого разлива. Ушла  из жизни одна легенда, и тут же появилась новая. Теперь ребятишки уже не будут играть в разведчика  Штирлица*, спасающего свой народ от порабощения, теперь они будут играть в экстрасенса Мессинга, спасающего от мировой катастрофы планету Земля.
С детишками все ясно, им фильма вполне хватило. Со взрослыми сложнее. Еще живо поколение людей,  вынесшее тяжелейшие трудности военных и послевоенных лет на своих плечах. Ни о каком Мессинге многие из них в те времена и не слыхивали. Ни в госпиталях, ни на фронтах Великой Отечественной, где работали тысячи артистов и музыкантов, снимая страшное напряжение с психики солдат и офицеров. Видимо, кудесник предпочел менее беспокойную и более безопасную творческую деятельность в далеком от фронта тылу.
Досадный промах, но вполне поправимый для спецпропаганды. И вот средства массовой информации запестрели  материалами о жизни и деятельности легендарного телепата, тайно и в одиночку внушавшего Сталину и Хрущеву мудрые  судьбоносные для страны  решения.
И сработало.
Многие из стариков усомнились в своей осведомленности очевидцев и поверили в силу пророчества человека, ни одного раза не произнесшего Имени Иисуса Христа. 
Оставалась в стороне малоактивная нынешняя молодежь, но и тут вскоре во всю ивановскую развернулась всемирная паутина. Любой поисковой машиной можно было без труда отыскать полторы – две сотни ссылок на сенсационные материалы с именем великого артиста и мага. Надо ли  говорить, что посещаемость таких сайтов вырастала прямо на глазах?
Не откажу себе в удовольствии привести здесь расхожую цитату из многочисленных интервью с героем нашего очерка.
Владимир Шахиджанян, психолог и журналист.
- А как началась ваша жизнь в Союзе? Вы спаслись от фашистов, перешли границу и...
 - Начало Второй мировой войны я встретил в Польше. Местечко, где я жил у отца, было оккупировано фашистами. Я уехал в Варшаву. Гитлер, которому я предсказывал неминуемую гибель еще с 1937 года, заявил, что человеку, указавшему место, где я скрываюсь, выдадут большую премию.В Варшаве меня и схватили фашисты, забрали на улице. В руках они держали плакат с моим портретом. Один из гитлеровцев сильно ударил меня в челюсть. Вылетело несколько зубов. Я, повторяю, обыкновенный человек, чувствую боль, испытываю нервное напряжение. От боли я на некоторое время потерял и физическую, и психическую силу. Но как только очнулся, начал твердить про себя: "Вольф, спокойно. Не волнуйся. Все успокоится. Выход будет найден. Не торопись. Жди и думай, как выпутаться, как убежать".Меня отвезли в полицейский участок. Придя в себя, понял: или я должен собрать всю свою волю, энергию и сделать так, чтобы уйти от врагов, или меня расстреляют. Мысленно я отдавал приказ полицейским и начальнику участка: идите в мою камеру. Поднимайтесь ко мне. И они собрались. Внимательно смотрели на меня, будто ожидали моих приказаний. Я спокойно вышел из камеры, закрыл ее со стороны коридора. Дошел до второго этажа и выпрыгнул из единственного окна без решетки. Падая, травмировал ноги. С тех пор и мучаюсь. Но тогда боли не чувствовал. "Бежать, идти на восток, идти быстрее, пока тебя не схватили!" Мне повезло, я встретил человека, везущего на телеге сено. Мне удалось его уговорить, чтобы он меня спрятал в сене. Так меня вывезли из Варшавы.  И начались трудности. Первый город, куда мне удалось попасть, был Брест. В гостиницу не пускают, ночевать негде. Я пришел в исполком, в отдел культуры. Мое имя никому не знакомо, документов нет. Спрашивают: что я умею делать? Рассказываю: могу выполнять приказания, отданные мне молча, запиской, которую я не буду читать, могу находить спрятанные вещи, водить машину с завязанными глазами, хотя никогда не делал этого раньше. Просят предъявить документы. А у меня нет никаких документов. Не верят, что спокойно перешел границу, добрался до Бреста и сам вот так взял и пришел на прием к начальнику по культуре.Первый чиновник, с которым я разговаривал, - заведующий отделом культуры Петр Андреевич Абрасимов. Я смотрел на него, слушал его рассуждения, а сам внушал ему: помогите мне, поверьте в меня, вы же хороший человек. Я смотрел на него и все ждал паузы. Наступила пауза. Тогда я произнес: "У вас большое будущее. Вы станете послом в большой стране" (Петр Абрасимов действительно стал послом. - В.Ш.). И он поверил в меня и включил в число артистов, обслуживающих Брестский район.
- Я знаю, что вы в годы войны много выступали и приобрели для советской авиации два самолета на личные деньги.
- Да, на деньги, полученные за выступления, я смог подарить военным летчикам в 1942 и 1944 годах два самолета. На самолете, подаренном в 1944-м, летал летчик Ковалев. Он сбил 33 вражеские машины. Константин Ковалев стал Героем Советского Союза (конец цитаты).
Ну как тут не проникнуться искренней молодежной симпатией к искалеченному фашистами личному врагу Адольфа Гитлера?
Прониклись, напрочь позабыв о том, что в то время личным врагом фюрера был каждый житель России, и тысячи  русских, от простого колхозника из Сибири до знаменитого композитора из Америки,  на собственные сбережения приобретали так нужную для победы военную технику.
Силою какого провидения на вершине этой горы оружия оказались два самолета миллионера  Мессинга? Вот она, волшебная палочка масс-медиа. Ничего не скажешь, чисто сработано.
Дух захватывает от возможностей и масштабов пропагандистской деятельности нынешних геббельсов. Но все ли подвластно их разрушительному влиянию?
Жизнь – штука загадочная,  и познать ее тайну без откровений Высшего разума практически невозможно. А уж воздействовать на  ход истории - и подавно. Даже святой Серафим Саровкий, ангел во плоти, провидевший кончину династии Романовых, не смог повернуть время вспять.
Куда уж там гипнотизеру и фокуснику Вольфу Мессингу с его местечковой кабаллой…


Липецк.
2010 г



* Макс Отто фон Штирлиц (нем. Max Otto von Stierlitz; он же Максим Максимович Исаев, настоящее имя Всеволод Владимирович Владимиров) — литературный персонаж, герой многих произведений советского писателя Юлиана Семёнова, штандартенфюрер СС, советский разведчик, работавший в интересах СССР в нацистской Германии и некоторых других странах.