В этой статье я расскажу в хронологическом порядке сразу о трёх советских опытных танках, созданных в разное время, не выпускавшихся серийно, но по своему весу превышающих или равных ИС-4, который являлся самым тяжёлым нашим серийным танком. Поэтому и для статьи я выбрал такое необычное шутливое название.
Первым из них был КВ-3, созданный накануне Войны. С обозначением КВ-3 есть небольшая путаница, т.к. оно применялось к двум разным машинам, но об этом чуть позже.
После создания и запуска в серию довольно удачного КВ-1, конструкторы ЛКЗ - Ленинградского Кировского завода сразу стали думать об устранении «детских болезней» новой машины и создании новых тяжёлых машин. Вскоре был создан КВ-2, оснащённый мощным 152мм орудием. Опытные образцы этого танка успели повоевать в Зимней войне. В 1940г вышло постановление о создании новых танков с более толстой бронёй. Первым был создан танк Т-150. Внешне он походил на КВ-1, но имел броню до 90мм, 700-сильный двигатель В-5 и командирскую башенку. Вес достигал 52 т. На шесть тонн больше, чем у КВ-1. 76мм пушка считалась вполне достаточной для борьбы с вражескими танками, но в дальнейшем её планировали заменить на 85мм, или даже 95мм орудие Ф-39, которое к тому времени успешно прошло испытание на танке Т-28. Именно Т-150 предполагалось выпускать под маркой КВ-3. Вышло соответствующее постановление. Проходил испытания опытный образец ( он имел обозначение « объект 222»). Готовились к серийному производству. В это же самое время начались испытания другого опытного танка «объект 220» или КВ-220, имевшего ещё более мощное бронирование до 115мм и 85мм пушку. Этот танк на тот момент и являлся самым тяжёлым из созданных в СССР. Он весил 62т. До этого самым тяжёлым нашим танком был опытный двухбашенный Т-100, весящий 58тонн. Вместе со сходным с ним по конструкции СМК ( 55 тонн), он участвовал в Зимней войне. Самым тяжёлым из серийных танков, был Т-35. Его последняя модификация весила 55т. В мире в ту пору только два танка превосходили КВ-220 по боевому весу. Это германский танк «К» , построенный ещё в 1918г (150 т) и французский 2С (74т). КВ-220 поступил на испытания в январе 1941г, но на второй день сломался двигатель В-5. Его заменили на более мощный В-2СН. Этот сильно форсированный мотор с турбонаддувом имел мощность 850л.с. Он издавал при работе характерный присвистывающий звук. Весной танк стали испытывать с новым двигателем. В это время поступили разведданные, что в Германии уже созданы новые тяжёлые танки с мощным вооружением и бронёй. Советское руководство всполошилось. Немцы, после заключения Пакта, сотрудничали с нами в военной области. В частности, нашим специалистам были показаны новейшие средние танки, а Т-3 мы даже закупили! Но Сталин считал, что нам показали не всё, и вот теперь такие данные. Спешно надо было принимать меры. Наши засуетились, стали принимать поспешные непродуманные решения. Этого и добивались немцы, подкинув нам дезинформацию. За семь лет они с нуля создали мощную танковую промышленность, но тяжёлые танки создать ещё не успели. «Тигры» и «Пантеры» появятся у них позднее. Наши танкостроители получили новое задание : создавать тяжёлый танк КВ-3 с бронёй в 115мм и новой 107мм пушкой. В дальнейшем создать ещё более тяжёлые танки КВ-4 и КВ-5. Пушка ЗИС-6 была уже готова и испытана, но для неё нужна была новая башня, а её создание затянулось. КВ-220 был догружен балластом до 70 тонн- предполагаемого веса КВ-3 и продолжал испытания, которые показали, что танк перегружен, а двигатель, трансмиссия и ходовая часть работают на пределе. Тут грянула Война. Вскоре работы по новым танкам прекратили. Кировский завод большей частью был эвакуирован в Челябинск. Враг был у ворот Ленинграда, и опытные танки Т-150 и КВ- 220 ( всего 3шт.)направили на оборону города, установив на них обычные башни от КВ-1.
Другой «тяжеловес» был построен в 1947г уже после Войны. Назывался он ИС-7. По своему весу (68т) и мощному вооружению он был достойным ответом немецкому «Королевскому тигру» и по всем данным превосходил последний. Среди отечественных танков он до сих пор является самой тяжёлой машиной. Работы над ней начались ещё в 1945г, но Война кончилась, и с новым танком не спешили. Новую разработку назвали «объект 260». Первоначально танк хотели оснастить двумя двигателями В-16 и электротрансмиссией, но после провальных испытаний её на танке ИС-6, от сомнительной новинки отказались. Из-за низких характеристик спарки В-16, на базе авиационного дизеля Чаромского был спешно изготовлен танковый вариант ТД-30, который устанавливал на первые четыре опытных образца танка. Чуть позже на базе судового дизеля от буксира был создан двигатель М50Т. мощностью в 1050 л.с., который установили на два оставшихся опытных образца и собирались ставить на серийные танки . С этим двигателем танк, который получил обозначение ИС-7, развивал по шоссе скорость до 60км в час, а по ровной местности – 52. Этот тяжеловес оказался в то же время и самым скоростным нашим танком. Не было ему равных и по бронированию, и по вооружению. На танке стояла 130мм мощная морская пушка С-70, с механизмом (не автоматом!) заряжания, и начальной скоростью снаряда до 900 м/с, что позволяло пробить броню любого танка, кроме… самого ИС-7! На танке стоял мощный зенитный пулемёт КПВТ калибра 14,5мм. другой такой же пулемёт был спарен с пушкой. Он мог с успехом бороться с небронированной и легкобронированной техникой (автомобили, артиллерийские тягачи, БТР) , что позволяло экономить боекомплект пушки. На танке было и шесть (!) пулемётов среднего калибра. Лоб корпуса имел броню в 150мм, башни-до 216. При рациональных углах наклона. При обстреле на испытаниях, танк выдерживал попадания снарядов не только лучших немецких пушек 88 и 128мм, но и 130мм снарядов собственной пушки. 8 резиновых (!) баков для топлива обеспечивали запас хода в 190 км. Габариты танка, несмотря на рекордный вес, ненамного превосходили размеры других наших тяжёлых танков. Длина корпуса 7, 38м, ширина 3,4м, высота по крышу башни 2,48м ( зенитный пулемёт на высоком кронштейне торчал над крышей, как колодезный журавль). В отличие от других тяжёлых танков, у ИС-7 было по семь опорных катков на гусеницу, без поддерживающих роликов. Экипаж танка 5 чел. Было построено шесть опытных образцов. Танк с успехом прошёл испытания. Началась подготовка к серийному производству. Сначала предполагали выпустить небольшую серию в пятьдесят машин. Советская Армия могла получить на вооружение уникальный самый мощный в мире танк. Его ТТХ неплохо выглядели бы и сегодня. Нельзя сказать, что он был лишён недостатков. Так, слабым было бронирование днища (20мм). Слишком много пулемётов . Кроме двух пулемётов среднего калибра (не считая КПВТ), спаренных с пушкой, было ещё два на полках над гусеницами, стреляющих вперёд, и два в башне, стреляющих назад. Длинная пушка почти на четыре метра выходила за габарит танка и, при движении по сильно пересечённой местности, могла зарываться в землю. Позаимствованный у ИС-3, «щучий нос» имел уязвимые места. Главным же недостатком была чрезмерная масса танка. Выдержать его могли только железнодорожные мосты, но платформ с такой грузоподъёмности у железнодорожников ещё не было. Они появились только в 1956г. По этим причинам, от выпуска этого выдающегося танка отказались. На принятие такого решения повлиял также отрицательный опыт эксплуатации неудачного шестидесятитонного танка ИС-4. Один экземпляр ИС-7 хранится в танковом музее в Кубинке.
Третий «тяжеловес» был создан через десять лет в СКБ того же Ленинградского Кировского завода. Главный конструктор Л.Троянов. Эта уникальная машина имеет настолько необычный вид, что, увидев её, сразу задаешься вопросом: что это, земной танк или боевая машина инопланетян? Особенно необычен вид спереди. Обводы корпуса напоминают летающую тарелку. Приплюснутая обтекаемая башня с необыкновенно длинной пушкой, и, держитесь за стул(!)… четыре гусеницы! Подобная четырёхгусеничная конструкция была применена ещё только на американском сверхтяжёлом опытном танке Т-28 ( он же САУ Т-95). Причём у «американца» внешние гусеницы могли сниматься при движении по шоссе. Благодаря уникальному шасси, наш танк, при весе в 60 тонн, имел удельное давление на грунт всего 0,6 кг/кв. см. Такая цифра более характерна для лёгкого танка. При таком уникальном шасси, танк не мог сесть на днище и спокойно преодолевал пески, глубокий снег, свежевспаханное поле, болото. При натурных ядерных испытаниях выяснилось, что танки плохо выдерживают воздействие ударной волны. Она срывает с них башни, переворачивает их, как спичечные коробки. Необычная обтекаемая форма корпуса танка как раз и была призвана повысить стойкость танка против ударной волны. Другое предназначение столь необычной формы корпуса заключалось в максимальном использовании рациональных углов наклона брони, с целью увеличении стойкости против кумулятивных снарядов и рикошетирования бронебойных снарядов. Интересным был двигатель новой машины. Шестнадцатицилиндровый дизель 2ДГ8-М, развивающий мощность 1000л.с., имел горизонтальное расположение цилиндров. Был и другой вариант. 950- сильный дизель с Н-образным расположением цилиндров. Танк имел рекордную толщину брони. Лоб корпуса – до 269мм. лоб башни-305мм. Вооружение состояло из 130мм пушки Л-65 и спаренного с ней пулемёта КПВТ. Танк имел довольно маленькие для такой тяжёлой машины габариты. Длина корпуса 6,77м, а с пушкой вперёд – 11,1м, ширина 3,4м, высота 2, 64м. Интересным новшеством была редкая для танка гидропневматическая подвеска. Из иностранных машин она применялась только на шведском танке STRV-103 и японском «74». Такая трансмиссия позволяет танку менять клиренс , т.е. немного «приседать». Новшеством была и гидромеханическая передача. Однако, все эти новшества сыграли с танком злую шутку. Он получился недостаточно надёжным, в основном из-за четырёхгусеничного шасси. Танк прошёл испытания, но вопрос о его серийном производстве не поднимался. Машина хранится в танковом музее в Кубинке.
Все три «толстяка» не пошли в серию, но оставили в советском танкостроении заметный след.