Три толстяка

Михаил Горелов
  В этой статье я расскажу в хронологическом порядке сразу о трёх советских опытных танках, созданных в разное время, не  выпускавшихся серийно, но по своему весу  превышающих или равных ИС-4, который являлся самым тяжёлым нашим серийным танком.  Поэтому и для статьи я выбрал такое необычное шутливое название.
  Первым из них был КВ-3, созданный накануне Войны. С обозначением КВ-3 есть небольшая путаница, т.к. оно применялось к двум разным машинам, но об этом чуть позже.
   После  создания  и запуска в серию довольно  удачного КВ-1, конструкторы ЛКЗ  - Ленинградского Кировского завода сразу стали думать об устранении «детских болезней» новой машины и создании новых тяжёлых машин. Вскоре был создан КВ-2, оснащённый  мощным 152мм орудием.  Опытные образцы этого танка успели повоевать в Зимней войне.  В 1940г вышло постановление о создании новых танков с более толстой бронёй. Первым был создан танк Т-150. Внешне он походил на КВ-1, но имел броню до 90мм, 700-сильный двигатель В-5  и командирскую башенку. Вес достигал 52 т. На шесть тонн больше, чем у КВ-1.  76мм пушка считалась вполне достаточной для борьбы с вражескими танками, но в дальнейшем её планировали заменить на 85мм, или даже 95мм орудие Ф-39, которое к тому времени  успешно прошло испытание на танке Т-28. Именно Т-150 предполагалось выпускать под маркой КВ-3. Вышло соответствующее постановление.  Проходил испытания опытный образец ( он имел обозначение « объект 222»). Готовились к серийному производству. В это же самое время начались испытания другого опытного  танка «объект 220» или КВ-220, имевшего ещё более мощное бронирование до 115мм и  85мм  пушку. Этот танк на тот момент и являлся самым тяжёлым из созданных в СССР. Он весил 62т.  До этого самым тяжёлым нашим танком был опытный двухбашенный Т-100, весящий 58тонн. Вместе со сходным с ним по конструкции СМК ( 55 тонн), он участвовал в Зимней войне.  Самым тяжёлым из серийных танков, был Т-35. Его последняя модификация весила 55т. В  мире в ту пору только два танка  превосходили КВ-220 по боевому весу. Это германский танк «К» , построенный ещё в 1918г (150 т) и французский  2С (74т).  КВ-220 поступил на испытания в январе 1941г, но на второй день сломался двигатель В-5. Его заменили на более мощный В-2СН. Этот сильно форсированный мотор с турбонаддувом имел мощность 850л.с. Он издавал при работе характерный присвистывающий звук. Весной танк стали испытывать с новым двигателем. В это время поступили разведданные, что в Германии уже созданы новые тяжёлые танки с мощным вооружением и бронёй. Советское руководство всполошилось.  Немцы, после заключения Пакта, сотрудничали с нами в военной области. В частности, нашим специалистам были показаны новейшие средние танки, а Т-3 мы даже закупили! Но Сталин считал, что нам показали не всё, и вот теперь такие данные. Спешно надо было принимать меры. Наши засуетились, стали принимать поспешные непродуманные решения. Этого и добивались немцы, подкинув нам дезинформацию. За  семь лет они  с нуля создали мощную танковую промышленность, но тяжёлые танки создать ещё не успели. «Тигры» и «Пантеры» появятся у них позднее.  Наши танкостроители получили новое задание : создавать тяжёлый танк  КВ-3 с бронёй в 115мм и новой 107мм пушкой. В дальнейшем создать ещё более тяжёлые танки КВ-4 и КВ-5. Пушка  ЗИС-6 была уже готова и испытана, но для неё нужна была новая башня, а её создание затянулось. КВ-220 был догружен балластом до 70 тонн- предполагаемого веса КВ-3  и продолжал испытания, которые показали,  что танк перегружен, а двигатель, трансмиссия и ходовая часть работают на пределе. Тут грянула Война.  Вскоре работы по новым танкам прекратили. Кировский завод большей частью был эвакуирован в Челябинск. Враг был у ворот Ленинграда, и опытные танки   Т-150 и КВ- 220 ( всего 3шт.)направили на оборону города, установив на них обычные башни от КВ-1.

 
   Другой  «тяжеловес» был построен в 1947г уже после Войны. Назывался он ИС-7. По своему весу (68т) и мощному вооружению он  был достойным ответом немецкому  «Королевскому тигру» и по всем данным  превосходил последний. Среди отечественных танков он до сих пор  является самой тяжёлой машиной.  Работы  над ней начались   ещё в 1945г, но Война кончилась,  и с новым танком не спешили.   Новую разработку назвали «объект 260». Первоначально танк  хотели  оснастить  двумя двигателями В-16 и электротрансмиссией, но после провальных испытаний её на танке ИС-6, от сомнительной новинки отказались. Из-за  низких характеристик спарки  В-16, на базе авиационного дизеля Чаромского был спешно изготовлен танковый вариант ТД-30, который устанавливал на первые четыре опытных образца танка. Чуть позже на базе судового дизеля от буксира был создан двигатель М50Т. мощностью в 1050 л.с., который установили на два оставшихся опытных образца и собирались ставить на серийные танки . С этим двигателем танк, который получил обозначение ИС-7, развивал по шоссе скорость до 60км в час, а по ровной местности – 52. Этот тяжеловес оказался в то же время и самым скоростным нашим танком.  Не было ему равных и по бронированию, и по вооружению. На танке стояла  130мм  мощная морская пушка С-70, с механизмом (не автоматом!) заряжания, и начальной скоростью снаряда до  900 м/с, что позволяло пробить броню любого танка, кроме… самого ИС-7! На танке стоял мощный зенитный пулемёт КПВТ калибра 14,5мм. другой такой же пулемёт был спарен с пушкой. Он мог с успехом бороться с небронированной и легкобронированной техникой (автомобили, артиллерийские тягачи, БТР) , что позволяло экономить боекомплект пушки.  На танке было и шесть (!) пулемётов среднего калибра.  Лоб корпуса имел броню в 150мм, башни-до 216. При рациональных углах наклона. При обстреле на испытаниях, танк выдерживал попадания снарядов не только лучших немецких пушек 88 и 128мм, но и 130мм снарядов собственной пушки. 8 резиновых (!) баков для топлива обеспечивали запас хода в 190 км.   Габариты танка, несмотря на рекордный вес, ненамного превосходили размеры  других наших  тяжёлых танков. Длина корпуса 7, 38м, ширина 3,4м, высота по крышу башни 2,48м ( зенитный  пулемёт на высоком кронштейне торчал над крышей, как колодезный журавль).  В отличие от других тяжёлых танков, у ИС-7 было по семь опорных катков на гусеницу, без поддерживающих роликов. Экипаж танка 5 чел. Было построено шесть опытных образцов. Танк  с  успехом прошёл испытания. Началась подготовка  к серийному производству. Сначала предполагали выпустить небольшую серию в пятьдесят машин. Советская Армия могла  получить на  вооружение уникальный самый мощный в мире танк. Его ТТХ неплохо  выглядели бы и сегодня. Нельзя сказать, что он был лишён недостатков. Так, слабым было бронирование днища (20мм). Слишком много пулемётов . Кроме двух пулемётов среднего калибра (не считая КПВТ), спаренных с пушкой, было ещё два на полках над гусеницами, стреляющих вперёд, и два в башне, стреляющих назад.  Длинная пушка почти на четыре метра выходила за габарит танка и, при движении по сильно пересечённой местности,  могла зарываться в землю.  Позаимствованный у ИС-3, «щучий нос» имел уязвимые места.   Главным же недостатком  была чрезмерная масса танка.  Выдержать его могли только железнодорожные мосты, но платформ с такой грузоподъёмности у железнодорожников ещё не было. Они появились только в 1956г.  По этим причинам, от выпуска этого выдающегося  танка отказались. На принятие такого решения повлиял также отрицательный опыт эксплуатации неудачного  шестидесятитонного танка  ИС-4. Один экземпляр ИС-7 хранится в танковом музее в Кубинке.

   Третий  «тяжеловес»  был создан через десять лет в СКБ того же Ленинградского Кировского завода.  Главный конструктор Л.Троянов. Эта уникальная машина имеет настолько необычный вид, что, увидев её, сразу задаешься вопросом: что это, земной танк или боевая машина инопланетян? Особенно необычен вид спереди. Обводы корпуса напоминают летающую тарелку. Приплюснутая обтекаемая  башня с  необыкновенно длинной пушкой, и, держитесь за стул(!)… четыре гусеницы! Подобная  четырёхгусеничная конструкция была применена ещё только на американском сверхтяжёлом  опытном танке Т-28 ( он же САУ Т-95). Причём у «американца» внешние гусеницы могли сниматься при движении по шоссе.  Благодаря уникальному  шасси, наш танк,  при весе в 60 тонн, имел удельное давление на грунт всего 0,6 кг/кв. см. Такая цифра более характерна для лёгкого танка. При таком уникальном шасси, танк не мог сесть на днище и спокойно преодолевал пески, глубокий снег, свежевспаханное поле, болото.  При натурных ядерных испытаниях выяснилось, что танки  плохо выдерживают воздействие ударной волны.  Она срывает с них башни, переворачивает их, как спичечные коробки. Необычная  обтекаемая форма корпуса танка  как раз и была призвана повысить стойкость танка против ударной волны. Другое предназначение столь необычной формы корпуса заключалось в  максимальном использовании рациональных  углов наклона брони, с целью  увеличении стойкости против кумулятивных снарядов и рикошетирования  бронебойных снарядов. Интересным был двигатель новой машины. Шестнадцатицилиндровый дизель  2ДГ8-М, развивающий мощность 1000л.с., имел горизонтальное расположение цилиндров. Был и другой вариант. 950- сильный дизель с Н-образным расположением цилиндров. Танк имел рекордную толщину брони. Лоб корпуса – до 269мм. лоб башни-305мм. Вооружение  состояло из 130мм пушки Л-65 и спаренного с ней пулемёта КПВТ.  Танк имел довольно маленькие для такой тяжёлой машины габариты. Длина корпуса 6,77м, а с пушкой вперёд – 11,1м,  ширина 3,4м, высота 2, 64м. Интересным новшеством была редкая для танка гидропневматическая подвеска. Из иностранных машин она применялась  только на шведском танке  STRV-103 и  японском «74». Такая трансмиссия позволяет танку менять клиренс ,  т.е. немного «приседать». Новшеством была и гидромеханическая передача. Однако, все эти новшества сыграли с танком злую шутку. Он получился недостаточно надёжным, в основном из-за четырёхгусеничного шасси. Танк прошёл испытания, но вопрос о его серийном производстве не поднимался. Машина хранится в танковом музее в Кубинке.
  Все три «толстяка» не пошли в серию, но оставили в советском танкостроении заметный след.