Твоя деза

Евгений Садков
 Одну твою загадку, Татьяна Андреевна, так и не сумел разгадать.

 Кому сейчас это важно? Политические полюса поменялись. Красное приравнивается к коричневому,чужое зелёное стало главным.

 Да и твоя позиция в той ситуации непонятна. Променяла комсомол на церковный хор. А верующие,явно, в те времена не больно и жаловали зарождающуюся власть. Хоть и служила ты в исполкоме рабочих и солдатских депутатов секретарем,но могла мелкую подлянку большевикам устроить. Ведь сама рассказывала про их зверства над юнкерами. Так нет,прикрыла,когда они разбегались и прятались по погребам и овинам.

 Почти в центре стоит памятник большевикам,погибшим от рук бандитов. И Вечный огонь. Правда,одно время его гасили. Но потом вновь зажгли. Молодожены позируют на фоне двух красноармейцев,скорбно склонивших головы. А могло быть намного больше жертв и именно в городе. Но ты, юная красавица, оказалась в нужное время и в нужном месте. И банда лоханулась по полной программе. Кто знает,как бы разворачивались потом события. Но история не знает сослагательных наклонений,а тебе досталось только крепкое рукопожатие главы реввоенсовета города.

 В ближних деревнях бандиты поглумились над большевиками и им сочувствующими. В местном краеведческом музее в советские времена висели картины,показывающие натурально изнанку гражданской войны. На одной озверевший беляк рубит шашкой истерзанного большевика. На другой-жертвы банды Маруси. И хотя зрелищу далеко до современных телеужастиков и репортажей с очередного ДТП, на пришедших октябрят и пионеров производило оно неизгладимое впечатление. Тем более,подкрепленное крепкой идеологической основой строителей светлого будущего.

 В старых архивах сохранились сведения о численности главной угрозы города-банды Попова. Внушительно,скажу тебе. Сотни боевых конников,пулеметы и даже пушка. И боя бы не было. Шли они грозной массой с северо-востока. Много лет спустя нашел ещё одного очевидца тех событий.

 Одинокая,старая и больная женщина рассказала о маленьком эпизоде кровавой мясорубки. В те времена она была ещё совсем девчонкой. Деревенских активистов действительно рубили зло и беспощадно. Жители прятались по хатам,заперев двери на засов. Она не успела притворить,как к ним забежал молоденький комсомолец. Во дворе уже распрягали коней поповцы. Застучали требовательно.

 -Ну, что,-зашли шумно,по-хозяйски.-Где краснопузые?

 Она сидела на кровати,напуганная,еле сдерживая слёзы.

 -Разбежались все,дяденьки.

 Заглянули в подпол,подняли шашкой длинное покрывало кровати. Во дворе послышались крики. Вывалили дружно. Она,застыв,так и сидела ,пока на дворе не стало смеркаться. Осторожно провела по неровности большой перины. Осмелев,прошептала

 -Не задохнулся там.

 Приподняла край и увидела мертвенно-бледное лицо спасенного ею комсомольца,совсем ещё пацана.

 Слушал эту историю и не знал: верить или не верить? Сейчас все больше и больше появляется тех,кто и до Берлина дошел, и Гитлера отлавливал.  Тем более,в предверии юбилеев. Реальные участники боев давно покоятся в зарастающих травой могилах или разбросаны костями на брошенных полях. А уж о той,гражданской войне и говорить нечего. Только смотреть фильм "Адмирал".

 Но вернемся к твоему, Татьяна Андреевна,большому разводу. В архиве нашел ещё один занятный документ. Телефонистка из ближнего села успела сообщить,идут к вам.На этом связь прервалась.  В городе слухи о надвигающейся беде распространялись ещё быстрее. В исполкоме ни души. Кроме неё. Могли при ином раскладе и порубить юную красавицу под горячую руку.

 Почему ты осталась? Не побежала прятаться. Наверняка были в городе и сочувствующие бандитам. Но,судя по дальнейшим событиям,засланных казачков,слава Богу, не оказалось. И это обстоятельство помогло тебе навешать бандитам лапшу на уши. По-житейски ты спасала не большевиков,а просто людей и более-менее устоявшийся уклад жизни маленького провинциального городка.

 Итак,кульминация! Татьяна Андреевна,ну нет в архивах информации о твоем участии в разгроме банды Попова. Да,и в принципе,не могло быть. И вот почему. Семья выселенцев с польских территорий в Первую Мировую. Неблагонадежная,отказавшаяся от комсомольского билета ради приработка в церковном хоре. Да,грамотная,культурная,умеющая печатать на машинке. Может,действительно не нашлось в провинции лучше кандидата на место секретаря-машинистки. А если добавить интеллигентность и красоту ясновельможной пани,тогда еще можно понять партийных вожаков того послереволюционного времени. Нынешние в этом плане не далеко от них ушли. Кроме интеллигентности. А зачем она сейчас?

 И второй момент. Нет и не было на тот момент свидетелей. Ты оказалась один на один с грозным голосом самого Попова. Курок его нагана взведен и масса конников готова заполонить улицы притихшего городка. Какие-то семь километров и пополнение продовольственных запасов,коней,фуража. А,может,и новых добровольцев.

 Но через час бандиты,так и не зайдя в город, круто поворачиваются на северо-запад. Через несколько дней они наголову разбиты отрядами  Красной Армии.

 В тот день,когда жизнь сотен людей буквально висела на волоске в опустевшем исполкоме раздался телефонный звонок. Дрожащей рукой ты взяла трубку.Из бездонной пустоты раздался грозный крик.

 -Эй,мать твою. С кем я говорю?

 Дрожащим голосом ты представилась.

 -Военные в городе есть?

 -Да,-механически ответила ты,привычная к таким диалогам.

 Не было у вас на тот момент, Татьяна Андреевна,никаких отрядов. Сама говорила,что разбежались все,как зайцы. Как и штаба обороны города. В архивах нет таких сведений. А должны были сохраниться. И  герои,отстоявшие родные стены. Но нет фамилий красноармейцев,кроме убитых поповцами в селах. Реально рисковала ты,разводя бандитов(или,может быть по-нынешнему,народных освободителей).

 -Сколько? Говори правду. Мы знаем.

 Ни хрена они не знали,просто пугали и так дрожащую от страха секретаршу. Но и ты не ведала об их информированности. Но видно страх и толкнул тебя на отчаянный шаг.

 -Полтора полка.

 -Что ты мелешь,мать твою. Сейчас мы нашими шашками проведем учет твоих голоштанников. Жди!

 Дрожащей рукой она положила трубку на рычажки. Зажала ладони коленями. Всё! Сейчас звенящую тишину разорвет улюлюкание сотен глоток,свист, рассекающих плоть шашек. Ждать было невыносимо. Она подошла к большому окну,прислонилась лбом к холодному стеклу. На улице ни души,даже собаки попрятались.

 Лишь спустя несколько часов прибежал её начальник. Он уже получил сведения,что банда уходит на северо-запад. Узнав о звонке,отматерил хорошенько подчиненную. Но,поняв суть телефонного диалога с Поповым,крепко,по-большевистски пожал тоненькую ручку бывшей курсистски.