открытие по пушному 2009

Андрей Абин
   «Боевая машина охотников» мчалась по темным улицам, вспарывая фарами предрассветную тьму. Гордость отечественного автомобилестроения несла в своем чреве четверых охотников: Валерия Александровича – командира машины боевой, его младшего сына Игоря, незнакомого мне ранее охотника Евгений, и естественно меня. Мы ехали на открытие сезона охоты на пушного зверя и спешили к назначенному времени успеть на место сбора.   
   С трассы мы свернули на второстепенную дорогу и, проехав не более десяти метров, остановились. На дороге стояли, разбившись на группки, человек двадцать мужчин, у чуть впереди нас у обочины припарковались несколько автомобилей.
«Немаленькая, однако, компания собралась, сегодня», - подумал я, выходя из машины. 
Все охотники должны были зарегистрироваться в журнале. Под номером «двадцать четыре» я вписал свое имя и расписался. А всего получилось тридцать человек. Мне даже стало немного страшно за зайцев, которые натрескались ночью забытых на сельских огородах овощей, сочной озимки или еще каких заячьих деликатесов, а теперь дрыхнут в густой траве или скошенном подсолнухе и не подозревают, какая на них облава собирается. Целая карательная экспедиция.
Поежившись от сырости раннего ноябрьского утра, я пожалел, что не захватил с собой свитера.  Была надежда, что чуть позже потеплеет. Интернетовский прогноз погоды обещал довольно теплый по осенним меркам день. Хотя, скажу я вам, десять градусов тепла осенью это совсем не то, что десять градусов тепла весной или летом. Однако сильно продрогнуть я не успел, так как через несколько минут вся наша экспедиция, уместившаяся аж в восьми автомобилях, тряслась по проселочным дорогам на встречу с местным егерем, дабы засвидетельствовать свое почтение, поздравить с открытием на пушного зверя, а также купить отстрелочные карточки, если кто-то этого не успел сделать заранее.
   Егерь встретил нас на окраине села, возле тракторной бригады. Он окинул взглядом наше воинство, посовещался негромко с председателем охотколлектива, после чего объявил, местные охотники остаются праздновать открытие, а наш коллектив может охотиться. Пожелав всем удачной охоты, егерь скрылся за воротами тракторного двора, из-за которых уже доносился аромат жарящихся шашлыков.
 - Так, граждане, подойдите все на инструктаж! – вещал наш председатель Павел Васильевич.
Разномастная толпа охотников сгрудилась возле «командирской» «Волынянки» - украинского чудо-внедорожника, который должен был вытеснить с рынка российский «морально устаревший» УАЗ.  Я оценивающие осматривал снаряжение моих сегодняшних коллег. Тут были и камуфляжи самых разных фасонов, и простые джинсы с ветровкой, все практично, удобно, надежно. Особыми «наворотами» никто не выделялся. Даже компания, приехавшая на внедорожнике «митсубиши». Вся одежда потертая, бывалая, прошедшая не один сезон.
 - Вы видите,  - говорил Павел Васильевич, - как нас сегодня много – тридцать человек. Управлять такой командой очень тяжело. Поэтому давайте будим охотится грамотно и аккуратно. Вдоль линии не стрелять, четко держаться «куля», не забегать вперед. Бить зайца только, если он идет на вас. Нечего его бить за сто метров. Вышел заяц на соседа – смотрим как нужно или как не нужно стрелять. Убили зайца – не спешите бежать его подбирать, подойдете с «кулем», тогда и возьмете. Тоже самое на номерах. Мать его так этого зайца! Человеческая жизнь всегда дороже! После заходки «кольцуемся», значит ружья должны быть «переломлены» и без всяких там патронов. Малейшее нарушение и тот, кто нарушил, будет отстранен от сегодняшней охоты, а то и на весь сезон. У кого «автоматы», помните, что заряжать разрешается не более трех патронов.
    Теперь о дичи. На пленуме решили: по воскресеньям охотится только на зайца. Куропатку, фазана, сегодня не бьем. Нас очень много, дробь крупная. Птица летит на высоте роста, поэтому выстрелом модно зацепить своего товарища. Сегодня даже голубя не бьем! Куропатка и фазан будут считаться браконьерством со всеми, так сказать, вытекающими.
 - Только, если будут оскорблять или клевать в глаза! – прокомментировал наш бригадир, Николай Михайлович, осматривая свой бинокль. Замечание вызвало веселье в рядах охотников и улыбку на суровом лице председателя.
- Нет, мужики, я вас прошу, сегодня не стреляйте, - продолжил он, - когда стих смех. – Мы все знаем, какие несчастные случаи происходили на охотах по-дурости. Давайте сегодня потерпим. Сегодня у нас праздник. Вот поедите отдельными бригадами, тогда будете действовать по обстоятельствам. Сегодня стреляем только зайцев и лисиц. Кстати, местные говорили, что видели волков, так что будьте готовы и к этому. Все, по машинам!
 И вот еще что, - спохватился он, - в честь праздника можно выпить по сто грамм, но… - он многозначительно  поднял палец вверх, - после охоты. Ходить сегодня будем не очень долго. Вы видите – погода пасмурная, темнеет сейчас тоже рано, так что часов до двух, максимум до половины третьего.
   Снова забрались мы в теплое нутро нашей боевой машины и покатили по проселочным дорогам к местам богатым дичью. Меня снова одолевали сомнения, что на такую ораву охотников наберется достаточное количество зайцев. Целых тридцать штук взять нужно. Это даже если каждого второго поднявшегося добыть удастся, то подъемов должно быть шестьдесят! Повторяю, что это в самом лучшем случае. Но скорее всего и трети от этого числа подъемов не будет. Погода такая, что заяц сейчас в озимке и мелких травах лежать не будет – слишком мокро. В «крепях» он залег, в бурьяне высоком и густом, например. А в высоком бурьяне косой если и поднимется, то его еще увидеть надо. Да и лисы в последнее время действительно много развелось. А как же ей не развестись, когда многие охотники ее вообще не бьют? Ведь это лет десять назад шкуру можно было гривен за пятьдесят сдать, а то и дороже. А теперь дороже чем за «пятнашку» нечего и пытаться. Конечно, можно было бы и себе оставить мех, но мороки с ним достаточно и умение нужно, а его нету у подавляющего большинства охотников. Вот и чувствует себя рыжая разбойница привольно на широких украинских просторах.
  - А вот с этого поля, - прервал мои размышления Валерий Александрович, - мы года три назад двенадцать зайцев подняли!
Я посмотрел в окно – поле было не больше футбольного, поросшее мелкой побуревшей к зиме травой.
 - И сколько взяли? – спросил у него Игорь.
 - Взяли? Ни од-но-го.
  Впереди неспешно тянулся караван машин. Спешить на такой дороге было просто невозможно. Ехавший впереди нас УАЗ – «таблетку» носило из стороны в сторону. Джипу, ехавшему за нами приходилось не намного лучше, даром, что полный привод. На грунтовке, порытой сверху слоем скользкой грязи уверенно себя чувствует наверное только вот тот, стоящий возле фермы трактор.
 И вот, наконец, выехала наша зондер-команда в чистое поле. Вышли все из машин, стали ружья расчехлять. Долго не возились, через пару минут все были готовы и смотрели на председателя, как птенцы на родителей. Ждали, команды. Павел Васильевич не заставил себя долгождать.
 - Значит, берем вот эту балку, - махнул он рукой северном, а может и в южном (я по компасу не сверял) направлении.  – Правый фланг должен заканчиваться вон за той посадкой, по краю озимки. Поле – то уже не наши угодия. Далеко друг от друга не растягивайтесь. Метров двадцать-тридцать. Заяц пока не пуганый, лежать будет крепко. Идем до дамбы, это километра три, там «кольцуемся». Ясно? Номера, - обратился он к водителям. – Вы проезжаете вперед, метров на триста или по обстоятельствам и расставляетесь. Подошел к вам «куль»  - снова проезжаете вперед. И так до конца. Вопросы есть? Все, вперед, растягиваемся, а то время уходит.
  Сказать, что балка была большая, значит, ничего не сказать. Как уже говорилось, в длину она тянулась около трех километров, а шириной была так велика, фланговые совсем немного выходили за ее пределы. Вы представьте себе линию из двадцати человек (десяток охотников напомню уехал на «номера»), между которыми расстояние в тридцать метров! Одним словом знатная балка. По ее склонам раскинулись и выпас, и поле скошенного подсолнуха и край большого поля озимой пшеницы. Места были хорошие, многообещающие. Поэтому я для себя решил, что непременно должен вернуться домой с добычей. Настроил себя вот так, на победу, что будет добыча! А настрой, как известно – это сила великая. От настроя очень зависит успех любого предприятия.  Мне выпало идти по правому флангу, четвертым от края. И вот, все расставились по своим местам, ружья зарядили и фланговым была дана команда заходить. Не успел прошло и минуты, как справа раздался выстрел. За ним еще два и я увидел, как по чужому полю стрелой мчится заяц, упущенный нашим фланговым – незнакомым мне охотником, с «автоматом». Полюбовавшись несколько мгновений стремительным бегом зайца, я, да и другие охотники наверняка тоже, помянул тихонько сквозь зубы чьих-то родственников и побрел дальше.  Дичь упустили – жалко. А с другой стороны видели, что она тут есть. Это радовало. Левый фланг находился на поле подсолнуха, отделенным от всего «куля» жиденькой посадкой. Вскоре от туда донеслись раскаты выстрелов и крик «правый заяц!». Почти сразу за этим последовали еще два выстрела, а потом я увидел, как в самом центре «куля» Виталий Степанович обернулся назад и выстрелил два раза «в угон». Постояв несколько секунд на месте, он плюнул с досады, перезарядил ружье и загон продолжился.
  Слева за посадкой все с того же подсолнуха, снялась стая куропаток. Я не видел, но слышал очень хорошо. Здесь, среди полей, слышимость просто отличная. Не напуганные выстрелами (приказ есть приказ), куропатки сели на том же поле, где-то впереди. Через некоторое время их снова подняли, на это раз я не только их слышал, но и видел, так как правый фланг шел теперь по правому склону балки, и я находился на некотором возвышении. Было слышно, как ругаются и скрипят с досады зубами охотники.
 На левом фланге вновь открыли пальбу. Там устроили целую войну, но зайца все-таки добыли. А я все шел по мокрой озимке и радовался, что не по пахоте.

 - Я говорил вам, что плотнее нужно идти! -  Павел Иванович проводил «разбор полетов» по итогам загона, когда балка была пройдена и все охотники, включая «номера» собрались возле дамбы.
- Почему «куль» нарушили?
- Так фланги же вперед побежали…
- Та причем тут фланги?! Ты на фланги не смотри. Есть правило: «держись куля», а за флангами гнаться не надо. Мы должны идти «кулем». Вы подкову у лошади видели? Вот и идите «подковой», только «рожками вперед». И мы с вами все люди культурные, если видите, что товарищ неправильно идет, надо поправить, только без мата, культурно. Ясно? По машинам!
Я уже сел в нашу «Славуту», но возле флагманского автомобиля произошла какая-то заминка. Через секунду оттуда примчался Воронченко Анатолий Иванович, он же Командор, и, хитро подмигнув, сообщил:
 - Пал Иваныч велели посовещаться!
С этими словами он достал из багажника свой рюкзак и принялся раскладывать на капоте закуску. Это было очень кстати, потому как мой организм, заправленный с утра только чашкой кофе да парой бутербродов, требовал топлива. Выпив по рюмочке за праздник, мы с аппетитом закусывали солеными помидорами, салом и очень ароматным в таких условиях хлебом.
- Валерий Александрович, а ты, почему не пьешь? – спросил Командор, наливая по второй.
- Так я за рулем.
- А что, за руль посадить некого? У тебя вон – Воронченко кивнул на меня и Игоря, - два бойца в запасе.
- У Игоря еще прав нету. – Грустно вздохнул Валерий Александрович, именуемый среди охотников так же Доцентом.
- Андрюха, а у тебя права есть? – не унимался Командор.
 Я «опрокинул» рюмку водки, занюхал рукавом и утвердительно кивнул.
 - Как?!  - воскликнул Валерий Александрович. – А чего ж ты молчал?
Вот тут надо было видеть его глаза. Это были глаза ребенка, который застукал своих родителей за поеданием мороженного, пока их чадо спит. В них было разочарование и вселенская грусть, приправленная легкой обидой. Мне стало ужасно неловко, но я и предположить не мог, что мне будет оказано такое высокое доверие, как пилотирование личного лайнера самого Доцента! Если бы я был собакой, я бы, наверное, в этот момент усиленно вилял бы хвостом и танцевал на задних лапах, дабы загладить свою вину. Но собакой я не был, а посему клятвенно пообещал в следующий раз непременно взять с собой права и не пить ни капли. О своем, мягко говоря, очень маленьком опыте вождения автомобиля я предпочел в тот момент умолчать.
  Время «совещания» истекло, о чем было объявлено председателем и мы, выпив по последней, сели в машину, забрав с собой даже яичную скорлупу, потому что природу надо беречь. Мы ведь не туристы какие-то там, а охотники. А ОХОТНИК – это человек культурный и морально устойчивый.  Конечно, некоторые, штатские, прочитав о выпивке, могут подумать, что охота – это сплошная пьянка. Спешу разочаровать. Рюмки были даже не по сто грамм, а по пятьдесят, это, во-первых. А во-вторых, что такое сто пятьдесят грамм для крепких, здоровых и морально устойчивых мужчин на природе, когда вокруг природа, свежий воздух, а в закуске – сало? Да ничего! Так, апперитивчик. Этот алкоголь выйдет с потом и дыханием через одну - две заходки. А ощущение праздника останется. Это ощущение было бы и без водки, но так как-то лучше. Короче, всяким трезвенникам и язвенникам нас не понять.
 За короткий ноябрьский день невозможно обойти всю территорию угодий, вот и переезжали мы с места на место. То ли по самым перспективным полям возил на председатель, то ли наоборот, припасая саамы «лакомые кусочки» для себя и своей бригады. А может, просто разведку проводил с целью выяснить, что живого бегает по окраинам угодий. Я все же думаю, что разведку, ибо плохо думать о человеке не хочется. Как бы там ни было, а мы все ехали и ехали по полям, по холмам и по балкам. 
 
   В одной из балок впереди идущая машина резко остановилась и, почти в тоже мгновение я увидел, как из придорожной травы стали взлетать фазаны. Их было много – полтора-два десятка. Из машин никто не вышел, так как стрелять фазанов все равно запретили, но стояли на дороге, прильнув к окнам до тех пор, пока последний фазан не скрылся в растущем неподалеку камыше.
 Наконец прибыли «на точку». Тут мнения разделились: председатель настаивал на том, чтобы топтать скошенный подсолнух, а наш бригадир считал, что нужно брать прилегающую к полю посадку. После непродолжительного спора было решено разделиться. Наша бригада осталась топтать посадку, а остальные охотники пошли на подсолнух. 
По словам Воронченко, посадка была гораздо перспективнее поля. Я доверился мнению ветерана и занял свою позицию в загоне.    
  - Где-то тут волков в среду видели и одного ранили, так что заряжайте что есть покрупнее. Они вполне могут тут залечь – напутствовал нас председатель Павел Иванович. Я зарядил ружье «нулями». Они сгодятся на все: и на зайца, и на лису, и на козу. Можно и волка завалить, если конечно повезет, а везение – это непременное условие удачной охоты. Вон, Валерий Александрович, полчаса назад рассказывал, как недалеко от этих мест стрелял кабана пятеркой.
  «Он вокруг меня бегает, а у меня одна только пятерка! – рассказывал Доцент, - раз десять в него с пяти метров попал. Это хорошо, что он убежал, а не кинулся! И, главное, на соседнем номере стоял один, у которого картечь была, так хрен подошел! А кабана потом еще восемь километров на машинах гнали, пока в болото не ушел. А утром его местные с собаками взяли».
   Посадка разделялась на две примерно равные половины широкой просекой, поэтому загонов нужно было сделать два: сначала по одной половине туда, а потом по другой обратно. Передо мной стояла сплошная стена из акации, дуба и молодой поросли. В памяти сразу всплыла охота на фазана в «кущевке». Там пришлось ползти на четвереньках, а уж о том, чтобы стрелять не было и речи.
 На поверку посадка оказалась не такой уж страшной, совсем даже на оборот. По сравнению с «кущевкой»  это была прогулка по ровному полю. Я шел почти свободно, лишь иногда обходя особо плотные заросли или перелезая через ствол поваленного дерева. Слева от меня шел Командор Иванович. Шел через самый бурелом, не отлынивая, не делая себе скидку по старшинству. Уважаю. Он даже не шел, а шагал, повесив ружье на плечо и заложив руки за спину.  Ведь загонщики не обязательно должны стрелять. Да и далеко не всегда имеют такую возможность. Они выгоняют дичь на «номера», а «номера» уже стреляют. Справа, почти по краю шел молодой (по стажу) охотник Евгений. Мы перекликались, корректируя направление движения и расстояние между собой. Это делается в основном для того, что бы знать, где находится напарники и не пострелять друг друга, если встретится дичь.
  В загоне не стрелял никто, лишь на «номерах» бригадир, Николай Михайлович, добыл зайца. После короткого обмена впечатлениями «номера» поехали на другую сторону, а загонщики пошли занимать позиции для второго загона по посадке.
 - Так, кто у нас тут самый молодой? – Анатолий Иванович, который Командор, пробежал взглядом по группе охотников и указал на Игоря Шайкана, действительного самого молодого из нас по возрасту.
  – Пойдешь по средине. А ты, - обратился он ко мне.  – Иди по просеке метров на семьдесят вперед, и жди, как на «номере». Мы чуть подойдем – снова проходи вперед.
Я ничуть не возражал против такого решения. Мне было лестно и приятно, что меня перевели из ранга «молодых» в ранг повыше. Как говорится в известной басне: «в зобу дыханье сперло», хе-хе!
  До конца посадки оставалось метров пятьдесят. Я в очередной раз остановился, заняв позицию под высоким кустом недалеко от края посадка, и ожидая подхода основных сил. На левом фланге раздались один за другим два выстрела. Потом громкая ругань и еще выстрел. Потом снова кто-то заругался матом. Общий смысл был в том, что стрелять надо лучше. Я подумал, что тот, кто ругался был абсолютно прав ибо сегодня было упущено много «верных» зайцев именно по причине никудышней стрельбы. Вдруг между крайних деревьев мелькнула лиса. Я выстрелил навскидку. Лиса упала, но тут же поднялась и развернулась, что бы побежать в другом направлении, я выстрелил снова. Лиса опять развернулась и упала захрипев. Бил я эту лису шагов с тридцати и, пока подходил, она перестала дышать и затихла. Вообще, лиса очень крепка на рану. Когда дома я снял шкуру, увидел, что попал оба раза в шею и ребра. Но это было потом, а пока я стоял и рассматривал  добычу. Это оказался средних размеров лисовин – красно-рыжий, с черными лапками и буроватой спиной и с большой белой кисточкой на хвосте.
  Из посадки вышел Игорь.
 - Вот теперь фотографируй,  - сказал я ему.
В прошлой заходке, перед тем, как приехали к этой посадке, Валерий Александрович на номере тоже взял лису и все с ней фотографировались. Но мне было не интересно фотографироваться с чужой добычей, а теперь можно было и запечатлеть момент.  А с подсолнуха, кстати, так и не донеслось ни одного выстрела. Так что прав был наш Командор. «Вот видишь, я ж знаю, куда ставить в загоне!» говорил он мне возле машины, поздравляя с добычей. « Эту лису на левом фланге подняли, а взять не смогли. Она впереди на правый край вышла, чтобы назад мимо нас уйти, там ты! Наливай сто грамм за лису!» скомандовал он, и я налил по рюмашке.