Свенельд или начало государственности часть 2

Андрей Тюнин
18
 
 
            Часть вторая.
                Бунт.

                Из записей Щепы.

      Настоящий правитель терпеливо, пядь за пядью, должен собирать свою землю, обильно орошая ее собственным потом и потом своих подданных. Как плотник строит для своей семьи  крепкий просторный дом, бревнышко к бревнышку, от рассвета до заката, так и правитель беспрерывно кует невидимые людскому большинству скобы, намертво скрепляющие основу растущего дома. Плотник может легко надорвать жилы, в одиночку ворочая необхватные бревна, и правитель может быстро сложить свою голову без преданных и энергичных соратников. Но первому проще: тот, кто не помог, не подсказал, не посочувствовал – тот не друг, тот завистник и, может быть, враг, а как второму в оглушающем хоре угодливости, подхалимства и послушания распознать скромный голос преданности?
      После возвращения Синеуса и Трувора с варяжскими дружинами я стал в Новгороде кем-то вроде старшего казначея, следя за наполнением княжеских амбаров в ширящейся гавани и тайных складов в подземелье каменного детинца. Ни одна монета, ни один товар, ни одна торговая сделка не могли миновать меня и моих записей, тщательно складываемых в объемный сундук, доставшийся от умершего Гостомысла. Новые обязанности требовали моего постоянного присутствия в Новгороде, и, казалось, я навсегда лишился возможности вновь оказаться в центре важнейших  событий, но, как не раз приговаривала моя мать: «если ты бессловесным выпал из люльки и не разбился, а лишь впервые заголосил – тебе будет, что вспомнить в глубокой старости».
     К весеннему разливу Рюрик с Вадимом, но без Свенельда и большей части дружины возвратились в Новгород. «Свенельд погиб в шехонской засаде», – коротко объяснил мне Вадим, а подробности я в тот же вечер выудил у рядовых очевидцев неудачного похода. Оставляя ослабленного внезапным недугом Рюрика на руках Весела, бесстрашный варяг бросился в гущу врага, и больше его никто  не видел. И Горыс, и Степан также сложили свои головы в жестокой сече. Через две ночи, проведенные в Сожске, Рюрик, окрепнув телом и людьми,  вернулся на место засады – ни трупов, ни крови, никакого следа сражения. Весел провел его до первого селения шехонцев – оно вымерло – даже ни одна собака не затявкала. Сунулись дальше – чуть не завязли в болоте, и Весел настоял на возвращении в укрепленный замок. «А Вадим, – спросил я одного из приближенных Горыса, знакомого мне с памятного плавания – как он остался без единой царапины?» – «Вадим был поражен тяжелой болезнью и не отлучался из Сожска», – ответил немногословный варяг».
          Жизнь между тем не то что продолжалась, а бурлила как весенняя река, завораживая неумолимым ходом своего течения. Уже возвращались из отдаленных земель разбухшие от выплаченной дани первые обозы – без больших потерь, с заверениями от различных вождей в преданности Рюрику, а иногда и с присланными в знак уважения нужными городу людьми – строителями, оружейниками, бочарами, и просто молодыми, красивыми женщинами. Из Ростова прибывал прошлогодний хлеб, из Полоцка везли ткани и заморское вино, варяжская ладья, встреченная без особого опасения, отплыла нагруженная мехами, воском и медом, оставив половину добычи, захваченной на берегах Сены. В свою очередь не проходило и дня, чтобы из Новгорода, блестя на приветливом солнышке позвякивавшими кольчугами, не выходил в дальнюю дорогу добротно снаряженный конный отряд, или не отплывал, изрядно осевший от тщательного отобранного груза торговый корабль.  Детскими шажками, падая и спотыкаясь, мы неумолимо расширяли свое влияние в сторону двух великих рек – Днепра и Волги, и пока не задумывались о целесообразности направления движения – так ребенок забывает, в какую именно сторону он первый раз сдвинулся с места, увлеченный самостоятельностью крепнувшей с каждым шагом несмелой поступи.
         Рюрик, принимал вождей и послов, наставлял начальников обозов, заглядывал в кладовые, донимал меня расспросами о дирхемах и гривнах, закладывал остовы строящихся боевых ладей, проверял на прочность при нем выкованные доспехи, обучал молодых дружинников, и готовил поход в шехонскую землю, ежедневно отправляя к Веселу гонцов, знакомых с весянским народом и его обычаями. Но за посыльными закрывались дубовые, скрепленные железными пластинами новгородские ворота, и гонцы бесследно растворялись в лесных массивах, не возвращаясь назад и не давая о себе знать ни одной весточкой. Безмолвствовал и Весел, не появлявшийся в городе со времени злополучных событий под Сожском.
– Не верил бы я ему, –  приговаривал Вадим, когда очередной всадник исчезал в пыли проторенной к главным воротам многолюдной дороги.
– Свенельд поручил беспомощного князя Веселу, – осмелился возразить я – значит, он доверял ему.         
– А что, Свенельд никогда не ошибался?
– Не помню такого, – ответил ему Рюрик и, отвлекаясь от мрачных сомнений, приказал, – подготовьте все к встрече Трувора, он завтра будет здесь со своей малой дружиной.
– Слушаюсь, – поклонился Вадим, и, скользнув по мне ничего не выражающим взглядом, грузно спустился со сторожевой башни.
– Слушаюсь, – поклонился и я, с трудом скрывая недоумение.
      При новом хозяине по-новому скрипят даже старые половицы. Раньше мы кланялись не князьям, а   волхвам и идолам; при Гостомысле я даже представить не мог, что мне будет отдан приказ наравне с Вадимом, поставив меня, человека из низкородной захудалой семьи на один уровень с сыном покойного правителя, и тот воспримет это как само собой разумеющееся. Я знал Вадима надменным и гордым, и решил повнимательнее приглядеться к нему, что бы разобраться в мотивах его изменений.
     Новгород готовился к праздничному пиру в честь Трувора, но встреча двух братьев всех пригорюнила и опечалила. Трувор приехал к Рюрику неестественно иссохшим и немощным и, хотя он радостно улыбнулся мне, как старому знакомому, я сразу же увидел, что дни его сочтены и, что его прибытие к брату – не что иное, как желание принять смерть в присутствии близкого и любимого человека. Когда-то я предсказал неизбежную гибель Трувора, но чтобы она нагрянула так внезапно и на моих глазах…
        О том, что скорая смерть младшего брата неминуема, понял и Рюрик, и тут же поторопил с приездом Синеуса, возвращавшегося из чудских земель и заночевавшего в Белоозере.
       Наступил момент, когда все мы собрались у постели таявшего на глазах правителя кривичей, негласно понимая, что отдаем последнюю дань самому  милосердному и привлекательному из трех варяжских братьев. Трувор слегка приподнялся с мягкого ложа, опираясь на острый высохший как сучок локоть, и с волнением, прорвавшимся сквозь поглощавшую его пелену забвенья,   отрывисто произнес:
– Пусть останутся  Рюрик и Щепа!
– Мы правильно поняли, – переспросил изумленный Рюрик, – не Синеус, а Щепа?
– Да, вы все поняли правильно – Рюрик и Щепа.
     Когда мы остались втроем, локоть больного, не выдержав непосильной нагрузки, с хрустом сложился, и голова Трувора больше не поднималась с застеленного льняной тканью мягкого ложа, но слова, сказанные им, были ясны и прозрачны, словно слезы невинного младенца. Мы старались не часто прерывать речь умирающего, боясь лишними вопросами замутить ее выстраданную и искреннею чистоту, но и совсем обойтись без вопросов не смогли, настолько она была для нас неожиданной и важной.
     – Я понимаю, ты озадачен моим выбором, но то, что я должен рассказать, не предназначено для ушей Синеуса, Олега и Вадима, вернее одного из них, но кого именно  –  я не знаю,  и в этом наша беда..   
    Он так и произнес «наша», хотя, несомненно, осознавал и чувствовал, что хищнический дух смерти уже витает над ним и ее темное покрывало вот-вот неслышно опустится на утомленные страданиями глаза.
– Кривичи приняли меня радушно и дружелюбно, они даже старались ограничить меня от слишком рьяного постижения науки управления, приговаривая:  «в  свежем деле –  недоест, не то – быстро надоест»!  Повелевать, что владеть мечом – упоительно для себя и привлекательно для непосвященных. Но не сразу юноша может стать воином, а воин правителем. Я был и князем и прилежным учеником, и со временем мог бы, брат мой, стать твоей надежной опорой…
– Я всегда верил в тебя,  Трувор!
– А ты всегда был для меня и старшим братом, и отцом, и великим конунгом. Однако слушайте дальше. Изборск – славный град, кривичи – гордый народ, но гордость их издавна уязвлена богатством, славой и великолепием соседнего Киева, и превосходство столицы полян над их Изборском гложет кривичей ревностью отвергнутого любовника. Любой слух о киевских делах, любое известие из полянских земель  непостижимыми путями становится их достоянием и будоражит податливые  умы и души. Естественно, все сведения о соседях с определенными намерениями переливались с  возбужденных уст кривичей в мои уши.
– Ты узнал что-то об Аскольде и Дире? – не выдержал Рюрик.
– Ты учил меня терпению и выдержке, но я рад, – и здесь лицо Трувора заметно просветлело, – что они отказали тебе в связи с памятью о  старых друзьях. Аскольд и Дир стали великими людьми в Киеве, повоевав многих древлян, угличан, булгар и хазар. Варяжская военная выучка в сочетании со славянскими уловками и хитростью неизменно приносила им свои плоды. Подняв ветрила, так киевляне называют парус, на двухстах ладьях (мы с Рюриком переглянулись) они предприняли поход на Царьград – император, отсутствующий в городе, с трудом, потеряв все боевое охранение, прорвался  в столицу сквозь киевские корабли и был в немалом затруднении, не решаясь на новое сражение. Не наши сородичи, а варяжский Один и славянский Перун отступили перед греческим божеством – Христом.
– По мнению многих,  Христос кроток и не воинственен! – снова не выдержал Рюрик.
– Но он может творить чудеса во имя спасения усердно молящихся на него, –  возразил Трувор, – сломленный император пытался откупиться золотом и серебром – Аскольд и Дир, приняв подношение, справедливо рассчитывали на большее.
           Тогда патриарх Фотий, главный глашатай греческого бога, пригрозил киевлянам карой небесной, но те  засмеялись в ответ, заявив, что Перун, Один и Стрибог сумеют справиться с немощным страдальцем, распятым на кресте.  В ответ на насмешки Фотий вынес из куполообразного храма кусок плаща, якобы принадлежащий богородице, опустил его в воду и стал просить бога ниспослать на море спасительный для осажденных шторм. Погода была солнечной и безветренной – ничто не предвещало изменений, как вдруг нагрянувший шквал  разметал и перевернул ладьи русов, и только каждый пятый из них вернулся назад в занедужившийся Киев.
       –  А Аскольд и Дир, что стало с ними?
       – Аскольд и Дир после похода так уверовали в силу Иисуса, что стали ярыми его почитателями и крестились, а греческие зодчие под их покровительством построили в Киеве первый христианский храм с дивными изображениями по белому камню внутри и с золотым куполом, увенчанным крестом снаружи, –  Трувор помолчал, собираясь с силами, и продолжил дальше, – в отличие от меня кривичи не слишком огорчились неудачей похода на Царьград; в их рассказах расцветала зависть по многочисленности и могуществу киевского флота. Рюрик, мы сумеем выставить хотя бы половину от полянских ладей?
– Пока нет.
– Пока. Узнаю твою уверенность и укрепляюсь в своем мнении.
– В каком, Трувор?
– Если мы хотим сохранить и расширить свою власть, то непременно столкнемся с Киевом, с Аскольдом и Диром. Кривичи давно в сем убеждены, поэтому они и пожелали видеть у себя князем твоего ближайшего родственника, стремясь разжечь и у нас эту убежденность. Рюрик, поклянись еще раз в присутствии Щепы, что ты никогда не обнажишь меча против Аскольда и Дира!
– Клянусь!
– Я все равно боюсь, Рюрик!
– Что именно пугает тебя, брат?
    Трувор прикрыл покрасневшие глаза дрожащими пальцами бестелесной руки и продолжал не менее взвешенно и выстраданно.
– Может, мы действительно прокляты, – смерть ходит за нами по пятам, подкарауливая в неподходящий час  и  преданных друзей, и тех, с кем сталкивает нас судьба. Гостомысл, Мергус, Витольд, Свенельд, Горыс, теперь вот я – не слишком ли много крови для того, чтобы построить новый дом.
– Для смерти нет подходящего времени, а что до крови – таково наше время, оно питается кровью, как человек пищей. Я помню, дед, вспоминая свою молодость, сетовал, что редко кто умирал своей смертью, и до старости в племени доживали лишь избранные. Жизнь на острове была иной, но она закончилась, и теперь снова наступила ненасытная по кровожадности эпоха. Может, от того, как мы встретим ее безжалостные объятья, и будет зависеть судьба целого народа.
– Мне  нельзя умирать, Рюрик! Кому я вручу свою душу – Одину, Перуну или она останется бесхозной, словно изъеденный ржавчиной клинок, выскользнувший из ножен незадачливого воина и безвозвратно потерянный им?
– Только безумец не боится смерти, – теперь и  Рюрик закрыл лицо ладонями, и на его бритом затылке стала скапливаться капелька пота.
– Ты сам не веришь ни в Одина, ни в Перуна? – ужаснулся Трувор, – и, не признаваясь никому, мучаешься в своем неверии? 
     Рюрик молчал, не отрывая ладоней от  неподвижного лица; капелька пота набухла и скатилась по загорелой шее за ворот рубахи, но на ее месте зародился свежий кристалл влаги, почти тут же по мокрой дорожке последовавший вслед за первым. Молчание затянулось, и я рискнул прервать его, догадываясь, что Трувор докопался до тайных угрызений угнездившихся не только в собственной душе.
– Надо, чтобы человек верил, что он не зря появился на земле и что смерть его оправдана всем течением жизни. Кто-то надеется на Одина, кто-то на Христа, кто-то на аллаха, а кто-то просто на самого себя.
– На самого себя, – повторил Трувор, – тебе легко говорить так, не находясь на пороге смерти. А впрочем, раз у каждого народа свое божество, и  разные народы иногда подолгу сосуществуют в мире и согласии, значит, и их покровители могут без вражды уживаться между собой. Мне говорили, что в Царьграде дома инаковерующих, кое-где, находятся по соседству, и далеко не всегда вражда определяет людские взаимоотношения. И не сразу же, в течение определенного дня, человек преодолевает пропасть от Одина к Перуну или от Перуна к Христу – какое то время он действительно принадлежит не богу, а самому себе. Мне стало легче! – просиял Трувор, и взгляды братьев встретились с прежней откровенностью и доверием. – Но умирать все равно страшно, – продолжал младший, – какой смысл в моей смерти? – он обращался уже больше ко мне, чем к Рюрику.
– Если бы я  знал!
        Ввалившиеся глаза зорко выстрелили по моему лицу, и просьба, просочившаяся в их взгляде сквозь все препоны, вынудила меня продолжить.
– Возможно, твоя смерть нужна во имя искупления чьих-то грядущих неправедных шагов, возможно, ее предчувствие позволило тебе открыто высказать то, что ты не решился бы изречь никогда.
– Может быть ты и прав, однако слушайте  еще одну историю!
          Среди моих слуг был простолюдин Лешак, отравленный безумием вина человечек, обладавший, в то же время, и неоспоримыми привлекательными чертами. Он мог влезть в доверие к недоверчивому, пугливому незнакомцу, используя неизвестно от кого доставшиеся приемы обольщения, по обрывкам бессвязных фраз восстановить  утерянную целостность истины и  оставаться преданным одному единственному лицу – правителю Изборска.  Еженощно  ему снился один и тот же сон: его угрозами заставляют предать своего господина, и после измены глоток вина вызывает у него необъяснимые корчи и непомерное распирание желудка. Лешак свято верил в повторяющееся пророчество, и, таким образом, даже пагубная страсть к постоянной выпивке, способствовала его нерушимой преданности ко мне –  неизвестно, чего он боялся больше – пытки каленым железом или возможности лишиться хмельного напитка. Странно, когда его ноги  заплетались от выпитого, мысли обретали изящную стройность.
           Так вот, Лешак, не пропуская встречи ни со знатным гостем, ни со странствующим бродягой знал о том, что делается при других княжеских дворах не меньше, чем о событиях в   Изборске. Неведомыми путями добиваясь регулярных свиданий со мной, он постоянно твердил о готовящемся заговоре в Новгороде. Десятки русичей и варягов готовы якобы принять в нем  участие, а во главе всего стоит кто-то из  знатных и близких к Рюрику людей. Своей настойчивостью и постоянством он добился того, что я после нескольких встреч поверил ему и приказал выведать имя предателя, но Лешак на следующий день после моего приказа умер, ничего не успев передать мне. Его нашли с кружкой в вывернутой из локтевого сустава руке, с вздутым, как у готовой разродиться женщины животом и с открытыми глазами, темные зрачки которых сузились до размеров еле видимых точек.
– Жаль, что не удалось встретиться с ним, –   я и сам чувствую, что в Новгороде готовится что-то смутное, неподвластное мне, – огорченно вздохнул Рюрик.
– Теперь ты понимаешь, что я не могу доверять даже Синеусу?
– Может быть,  ты слишком жесток в отношении к нему, но на твоем месте я поступил бы так же.
– Рюрик, поклянись, что кто бы ни был этот человек, замысливший гнусное предательство, ты не казнишь его. Изгони его из страны, предай публичному позору, заточи в подземелье – но не проливай  крови – наступит день, когда последняя капля переполнит чашу и кровь зальет все вокруг.
        Рюрик безоговорочно исполнил волю младшего брата, и с согласия поблекшего Трувора мы покинули его опочивальню.

19.
    Тризну по усопшему справляли по обычаю кривичей. Первый день после смерти Трувора был заполнен девичьими плясками и пением, ратными игрищами дружинников. На следующий день вместе с умершим в просторную могилу, выкопанную в песчаной почве, положили труп его  молодой жены, умерщвленной в то время, когда члены ее господина еще не успели окоченеть полностью, боевое оружие, дорогую посуду и горсть монет.  Сверху над могилой насыпали высокий курган – и каждый, от мала до велика, должен был принести хотя бы горсть земли от своего дома. Чем более уважаем был умерший среди людей и богов, тем выше взгромождалась искусственная насыпь над его останками. Третий день был посвящен поминальному пиру, который накануне стали ожидать уже с нескрываемым нетерпением, ибо в предыдущие дни, согласно негласному закону, питались только хлебом и водой. 
         Грубые вместительные столы наспех соорудили  поблизости от могильного холма  и обильно заставили его всевозможной снедью, приготовленной женщинами в ночь после погребения. Ранее мне не приходилось видеть столько разнообразных яств и лакомств, без особого разбора взгромоздившихся на свежеструганных досках. Свиной окорок в чесночном соусе, лосиный студень с протертым хреном, тушеный заяц в луковой подливе, говяжья печень, заправленная сливками, чередовались с копченым сомом, плавающим в собственном жиру, рыбьей и грибной икрой, печеными яблоками, творожными лепешками, залитыми пахучим цветочным медом, пирогами с черникой, малиной, щукой и курятиной. Крепкий медовый напиток был подан в глубокой лохани, способной вместить человека, если бы он захотел в ней искупаться, и черпали из нее ковшом, удерживаемым обеими руками; заморское вино вереницей пузатых бочек укрылось в тени свеженасыпанного кургана. Не удивительно, что непререкаемое почтение обряду погребения скоро уступило место громогласным поминальным тостам, неумеренному возлиянию и  чревоугодию. Лица пирующих зарумянились, вслед за зловонием первой отрыжки улетучились скованность и стеснительность, и, связанная до этого  общей скорбью  единая масса мужчин  распалась на отдельные островки, сами по себе  плывущие по неуправляемому течению хмельной реки.
       Я не злоупотреблял вином,  единственный раз пригубив из переполненного кубка после поминальной речи Рюрика, и прислушивался к пьяным разговорам, памятуя о том, что  вместе с количеством выпитого возрастает и количество слов, соответствующих тайным мыслям и намерениям. И хотя поведение присутствующих становилось все более разнузданным и разгульным – я не уловил ничего подозрительного, заметив лишь, что помимо меня оценивающим взглядом окидывают сложившиеся группы пирующих и Рюрик, и Синеус, и Олег, что выглядело оправданно и объяснимо. Вадим дремал, склонив голову на грудь, изредка вскидывая мутные глаза, взор которых растекался по нашим лицам густой, сладкой патокой.
             Один за другим мужчины поднимались из-за стола, и вонь от богато насыщенной  мочи, перемешаясь с винными парами, клубилась над столом, забиваясь в ноздри, словно дорожная пыль. Назад, за стол, покачивающейся походкой, возвращались не все, но и вернувшиеся то и дело с громким стуком роняли головы  на доски, не всегда сумев придать им подобающее положение.
             Пир заканчивался. Наступали сумерки. Многоголосый храп владычествовал над окрестностями, как вдруг откуда-то издалека донеслись жалобные звуки гуслей, притягивающие своей мелодичностью и контрастностью по сравнению с самодовольным, разухабистым храпом десятков сытых мужчин. Рюрик, Синеус, Олег, я и несколько трезво стоящих на ногах дружинников двинулись в сторону раздающейся  песне. 

Три сына у князя, но княжить один
По смерти отца из них должен.
И станет он младшим не брат – господин,
И душу сомненья не гложут.

Сквозь битвы и славу он их поведет,
Отцовскую мудрость пророча,
Но будет ли счастлив, когда позовет
Их смерть в благодатные рощи.

Гусляр – слепой, неопределенного возраста мужчина с редкими жирными волосами в подстриженной бороде не насторожился нашему приходу, хотя слова его песни прервались, и только длинные, безволосые пальцы безостановочно теребили чудодейственные струны, извлекая щемящую мелодию, таявшую в вечерней разреженной прохладе медовым дуновеньем.
        – Откуда такая странная песня? – обратился к певцу Рюрик.
– Если бы я знал, откуда появляется мотив и рождаются слова к нему – я не был бы их добровольным рабом. Надо просто терпеливо ждать прихода  песни и вовремя откликнуться на ее  зачатье.
– Но кто-то ждет, приносит жертвы   – и все напрасно.
– Значит, где-то ждали ее дольше, и приносимые жертвы были щедрее и искреннее.
– Мне кажется, ты не спроста оказался сегодня в Новгороде!
– Конечно! Для слепого гусляра дом там, где его слушают, обеспечивают кровом и пищей. А где его будут принимать лучше всего, как не на пирах, скорбных или радостных!
– Хорошо! Тебя проводят в мои покои, и там ты найдешь все необходимое. Надеюсь, у тебя в запасе найдутся песни подобно услышанной нами?
– Не волнуйся, я слеп, но память моя в порядке, и твоя доброта не останется неоплаченной.
– А за доброту надо платить?
    Гусляр призадумался.
– Того, кто совершает добро не должно это волновать вовсе – люди почувствовавшие его,  решат, когда и чем за него расплатиться. Я же в благодарность делюсь единственным, что у меня есть – песней.
         Один из пришедших с нами княжеских телохранителей взял слепого песняра под руку, и мы все той же компанией направились к каменному обиталищу Рюрика.
         Дружинники, выполняя свои обязанности, остались снаружи просторных палат, а для остальных в гриднице приятная круглолицая жена князя быстро застелила трапезный стол льняной скатертью, порезала привезенные греческие сладости – халву и щербет, разлила в кубки  солнечное виноградное вино, и мы исподволь, скромными глотками, начали смаковать его, давая возможность гусляру перед исполнением песен слегка перекусить и промочить горло.  Но не успел он взять в руки гусли, предусмотрительно положенные  к себе на колени, как кубок Синеуса со звоном покатился по столу, а сам он, схватившись руками за горло, грохнулся под ноги Рюрика. Когда мы, еще не подозревая худшего, склонились над ним – его лицо было желто-лиловым, а распухший язык вывалился изо рта и с трудом уместился между челюстями. В том, что Синеус был отравлен, и отравлен сейчас, здесь, в княжеском доме, никто из нас не сомневался. В том, что отравитель находится здесь же, среди нас, у Рюрика, похоже, тоже не было никаких сомнений. Он тот час приказал немедленно доставить лекаря и жену, накрывавшую на стол.
             Синеус был  жив – об этом свидетельствовал глухой, похожий на мычание стон, издаваемый из перекошенного рта и бьющий в нос смрад от выделившихся испражнений.  Надежда спасти брата и наказать отравителя заставляла Рюрика действовать необдуманно, без сочувствия ко всем нам, попавшим под подозрение, повинуясь не вспышкам озарения, а стремнине нахлынувшего бесконтрольного потока, кишевшего и злобой мести, и отчаяньем беспомощности.
           Знахарь в свою очередь склонился над Синеусом, приподнял его правое веко, затем  разорвал рубашку на выпуклой груди, и мы  увидели и расширенный зрачок,  съехавший к самой переносице, и темно-желтое, расплывающееся пятно напротив неприметно бьющегося сердца.
– Только противоядие, введенное немедленно, может спасти его. –   княжеский лекарь вынес заключение, не уклоняясь от огнедышащего взгляда Рюрика.
– Дак не медли!
– Беда в том, что состав противоядия зависит от состава и дозы яда, и лишь отравитель способен спасти твоего брата! Могу предположить – яд был заранее размельчен до пылеобразного порошка, и всыпан в вино здесь, в замке.
– Кто?! – взревел Рюрик, выплескивая на всех обжигающую зелень бушующих глаз.
          Я огляделся: испуганной и жалкой выглядела молодая жена Рюрика, ее круглое лицо и открытая шея превратились в сплошное розовое пятно, и мелкая дрожь сотрясала всю ее, от бархатных ресниц до пальцев ног, выглядывавших из-под полы сарафана. Олег был задумчив и горестно сосредоточен на чем-то внутри себя;  слепой гусляр внешне никак не отреагировал на гневный выкрик князя и только неслышно шевелил губами, словно запоминая слова новой песни, ниспосланной бестактным вдохновением.
– Раздевайтесь! – вдруг резко приказал Рюрик.
– Зачем? – за всех спросил Олег, по-прежнему решающий что-то важное для себя и задавший вопрос как бы со стороны, без возмущения и заинтересованности в ответе.
– Раздевайтесь! – повторил Рюрик, ничего не объясняя.
Первой покорно разделась княжеская жена – дрожь охватила все ее тело, и она готова была пасть в ноги мужа не от стыда или смущения, а от страха, парализовавшего ее целиком, от души до пяток.
– Ступай на женскую половину, – отрезал ее господин, едва скользнув взглядом по обнаженной женщине.
          Слепец, все так же ритмично шевеля губами, разоблачился следующим. Его белая, рыхлая безволосая грудь, колыхающийся живот и безмозольные пальцы ног вызвали у меня детские воспоминания о ладожском юродивом, десятки лет не бравшего в руки ничего кроме деревянной обеденной ложки, которую он никогда не терял и всегда носил с собой. «А где поводырь? – мелькнуло у меня в мыслях – странный слепой не мог появиться в Новгороде без посторонней помощи». Безусловно, гусляр  нравился мне все меньше и меньше.
        Рюрик обернулся в мою сторону, но в его властном взоре я уловил и мимолетный оттенок извинения, предназначенный исключительно для моей особы.
        «Он ищет склянку или кисет из-под ядовитого порошка, а подозревает Олега», – осенило меня, когда Рюрик даже зажмурился от моей костлявой худобы.
– Ты ищешь что-то похожее? –  раздался голос очнувшегося Олега, протягивающего князю снятую с шеи ладанку.
– Что это, яд или противоядие?
– Пелгусий несколько лет назад убедил меня ежедневно принимать  порошок, ослабляющий действие  самых распространенных ядов. Он постоянно со мной, где бы и с кем я не находился.
         Рюрик всыпал содержимое ладанки в кубок, наполнил сосуд вином и протянул Олегу.
– Пей!
– Такая доза убьет меня.
Князь нервно плеснул глоток отравленного вина в наполовину опорожненный кем-то кубок, испачкав льняную скатерть кровавыми каплями,  расползавшимися по чистой ткани преследующими нас сегодня символичными пятнами.
– Пей!
Олег опрокинул содержимое кубка залпом.
– Я все равно в ловушке, Рюрик! Если противоядие поможет Синеусу – выходит, что я отравитель, если мой порошок ускорит кончину твоего брата – я все равно останусь главным подозреваемым
– Да, твое снадобье может быть полезным для тебя и гибелью для нас.
– Прошу тебя, верь мне! Я не виновен. Дай время – я найду убийцу!
– Все сходится на тебе.
– Может, в этом-то и есть доказательство моей невиновности.
– Мой отравленный брат умирает, яд оказывается у тебя – и это доказательство твоей правоты?!
          Рюрик жестом, без слов, разрешил нам одеться, выкрикнул стражу, и пока мы с гусляром натягивали сброшенную под ноги одежду, Олег в сопровождении двух дружинников отправился из гостиной в мрачный подвал, сооруженный под одной из башенок княжеского жилища. Кто мог предположить, что его первым узником станет младший брат многолетнего правителя ильменских словен, добровольно отказавшийся от власти в пользу приглашенного варяга.
         Лекарь напомнил о себе, разбавив очередную порцию ядовитой жидкости виноградным напитком, бережно поставив переполненную чашу на незапятнанный край стола. Кубок притягивал наши взгляды, словно бирюзовый браслет, когда-то погребенный Рюриком на дне священного озера. Здесь выбор был куда трагичнее, и делить его было не с кем.
         Дрожащим шагом князь подошел к столу, двумя неуверенными руками взял сразу утонувший в огромных ладонях кубок и, присев на корточки, склонился над Синеусом, возле которого уже суетился стряхнувший с себя оцепенение лекарь. Их тела заслонили от меня лицо лежавшего, но по тому, как через миг они оба резко отпрянули от Синеуса, и прервалось глухое мычание – я понял, что коготь смерти пронзил сердце брата Рюрика. И почти с предсмертным вздохом умирающего распахнулись створки филенчатых дверей, и ввалившийся в гостиную дружинник, в разодранной до пупка рубахе, сходу прокричал:
     «Князь, беда, Олег сбежал!»
         



20.
       Наступила ночь, и ее сумрак проник и сквозь плотно закрытые ставни окон, и сквозь натружено дышащие поры человеческих тел. Синеус умер, и смерть его была ускорена глотком ядовитого напитка, поднесенной рукой любящего брата; Олег скрылся, выхватив меч у зазевавшегося дружинника, и  бегством из-под стражи признался в очевидности злодейского отравления – низвергающийся поток необходимых действий ослабил свою удушающую хватку, и Рюрик обмяк, оцепенев у остывающего тела Синеуса.
      Я вышел из сумрачного замка, надеясь, что одинокая прогулка по безлюдному берегу Волхова приведет в порядок мои растрепавшиеся мысли. Желтый небесный серп то просвечивал сквозь лениво сотканные облака, то тонул в непроницаемой толщине хмурых туч, и свежесть летней ночи навевала далеко не светлые мотивы.
      К рассвету Новгород с натугой просыпался, но оживал он с каким-то тревожным и неосознанным предчувствием. Сначала потянуло гарью, и она наплывала на город не с прибрежных коптилен, затем послышалось обеспокоенное мычание коров и быков, и оно доносилось не с окраинной скотобойни. Хмурые, заспанные лица горожан выглядывали из-за приоткрытых скрипучих ворот, врезанных в высокие заборы, окружающие залепленные постройками подворья, и, недоумевая, исчезали, пытаясь спрятаться от мрачного послесонного предчувствия с помощью прочных щеколд, задвижек  и запоров.  Но скрыться от надвигавшейся беды не удалось никому.    
            Сразу в нескольких местах потянулись ввысь всполохи пожара, и призывной набат колокола захлебнулся в выкриках, плаче и гомоне сотен людей, вмиг запрудивших тесные улочки города. К моему удивлению, в пестрой толпе мелькали не ведра и багры с крючкообразной насадкой для растаскивания горящих бревен, а мечи, колья, копья, серпы и топоры. Вооруженная толпа с уханьем и ревом валила наземь пролеты забора или срывала с искореженных петель помятые ворота и врывалась во дворы осевших в Новгороде варягов. На щепяные крыши летели горящие факелы, наружные двери в домах подпирались кольями, а выпрыгивающих из окон полузадохнувшихся людей рубили мечами, протыкали рогатинами, насаживали на вилы, подсекали серпами. Щадили лишь девок и молодых женщин, да и то для того, чтобы скопом насиловать здесь же на глазах у умирающих в страшных мучениях родных и близких.
– Бей варягов! – неслось над городом.
– Пусть убираются с нашей земли!
– Правители не мрут как мухи!
– Перун с нами, а не с ними!
– Не хотим пришлых!
     И чаще всего:
– Вадим наш князь!
– С Вадимом свободнее дышать!
– Вадим! Вадим!…Вадим!…
      Город выгорал, и в низкостелящемся дыму между языков пламени метались и озверевшие убийцы, и обезумевшие животные, и истерически вопившие женщины и дети. Кое-где вооруженные группы в пять-шесть человек пытались дать отпор разбушевавшейся массе или хотя бы подороже продать свои жизни – толпа просто сминала их, двигаясь вперед по трупам своих поверженных вожаков.
– Смерть Рюрику!
– Не подчинимся чужаку!
– Вадим наш князь! – гремела толпа и неуклонно продвигалась к каменному замку, железная решетка которого, перегораживающая вход,  еще не была опущена.
      Сметающий все живое на своем пути неиссякаемый поток из людей, животных, крови и гари замедлил течение, когда навстречу ему выкатились десятиведерные бочки из разграбленных винных складов. Кто-то сумел на ходу выбить пробки, и растекавшееся вино с шипением впитывалось в раскаленную землю. Толпа остановилась, люди окружили бочки, подставляя под пенящееся струи разгоряченные лица и дрожащие пригоршни, некоторые пали на четвереньки и перепачканными сажей губами всасывали быстроиссякающие винные ручейки. Даже быки и коровы  пригнули рогатые морды и, расталкивая и калеча утоляющих жажду людей, шершавыми языками пытались дотянуться до шипящей влаги.
      Благодаря общей непредвиденной остановке мне удалось опередить стекавшийся к детинцу неуправляемый живой поток и незамеченным проскользнуть к замку, у незакрытых ворот которого стоял, стройный рыжеволосый дружинник, заменивший пропавшего без вести Степана.
– У вас все в порядке? – спросил я его.
– Да, – ответил он, не отрывая взгляда от горящего города. – Несколько предателей хотели с оружием в руках ворваться к Рюрику, но мы быстро обезвредили их.
– Твоя семья осталась в городе?
– Мой дом стоял в оружейной слободе, там, где вспыхнули первые  пожары.
– Может, твоим родным посчастливилось спастись от  ночного кошмара.
– Может быть, – вздохнул дружинник и добавил, – сердце рвется к ним, но долг повелевает оставаться здесь.
         Вслед за мной в ворота прошмыгнули несколько заплаканных женщин, тяжело опираясь на плечо испуганного отрока, прошла Сима – жена знатного словена, дальнего родственника Вадима.
– Не все русичи сволочи и изменники – узнав меня, проговорила она – самые лучшие гибнут в огне и опьяненной толпе, отстаивая нашу честь и оставаясь верными данному слову.
    До того, как опустилась железная решетка, мне удалось узнать от просачивающихся в замок людей, что часть варягов, предупрежденная о готовящемся насилии, сразу после поминального пира заранее покинула город, что кривичи, не понеся больших потерь, по неперегороженному Волхову на ладьях вышли в Ильмень, что оставшиеся преданными Олегу лучники вместе с весянскими поселенцами пробились к главным Новгородским воротам и скрылись в ближайшем лесу. Несмотря на изощренное коварство и попирание всех святых обычаев, главарям кровавого бунта не пришлось праздновать полную победу. Но почему бездействовал Рюрик, когда каждое неуправляемое его волей мгновение было подобно смерти?!
А князь по-прежнему каменным изваянием стыл у тела Синеуса и даже не оглянулся на звук моих умышленно громких шагов. Я искал проникновенные слова, способные вывести его из полуобморочного состояния, но сказал сурово и грубо:
– Оставь тело брата женщинам, они обиходят покойника. Ты нужен живым! Живые верят в тебя и надеются, что твои обещания не сгорят, как сгорел построенный тобою город.
Рюрик вздрогнул, бритая голова его с хрустом повернулась в мою сторону.
– Ты считаешь, они нуждаются во мне?
– Да, князь!
– Дай мне еще один миг!
– Только один, Рюрик! Только один!
       Ревущая толпа бунтовщиков уперлась в высокие стены детинца. Замок не был мощным укреплением, но без осадной башни, тарана и достаточного количества многоступенчатых лестниц взять его штурмом было не просто. Осознав это, толпа пока ограничивалась злобными выкриками и угрозами, но со стороны дымящегося города накатывали новые людские волны, подпирая и раззадоривая и без того опьяненный вином и кровью оскал своей армии. Наш разномастный полуженский гарнизон готовился к решающему бою.
– Надо отразить первый натиск – потом будет время укрепиться и связаться с друзьями, –  наконец-то загремел голос Рюрика, – мы выбьем им зубы, пока они как следует не подготовились к штурму.
     И все мы зашевелились, приободрились и вздохнули полной грудью. Дружинники заняли самые главные места на башенных площадках и над воротами; женщины затаскивали на стены кипяток в чугунных чанах; подростки волокли на стены мешки, набитые сырой землей; Сима примеривала на себя чью-то кольчугу, пробитую под правым соском ударом копья, и весело приговаривала:
– Ничего, эта дыра и в девках была.
    Рюрик удовлетворенно оглянулся и, обращаясь к рыжему дружиннику, огненные кудри которого выбивались из-под шлема, приказал:
– Прокл, спровоцируй их чем-нибудь!
      И тот во всю молодецкую глотку зычным басом, не задумываясь, гаркнул:
– Ну что, пьянь подзаборная,  на стены залезть – ноги разъедутся!
      Прокла услышали.
      Толпа взревела с удвоенной яростью, и тучи горящих стрел обрушились на замок, у невесть откуда взявшихся осадных лестниц возникла давка из желающих первыми ворваться на стены,  огромное бревно, раскачиваемое на кожаных ремнях, окоренным комлем забухало в ворота, от пара кипяченой смолы и воды, перекошенных лиц, брызжущей во все стороны слюны, крови и пота закружились головы, но мы выстояли, и они отпрянули от замка в дымовую завесу, оставив своих раненых, ошпаренных и искалеченных соратников под ненавистными ими стенами, как оставляют гнить остатки пищи между зубами, когда нет ни сил, ни желания следовать заведенному порядку.
        Мы выстояли, но в моих глазах еще долго стояли и Фрол, рыжие волосы которого после удара по черепу кузнечным молотом облепила кровавая кашица мозга, и Сима со стрелой под правым соском, огорченно вздыхавшая: «Наде же, какая напасть, точно в дырку…», и круглолицая жена Рюрика, с отсеченными кистями обеих рук бросившаяся вниз в толпу вслед за опрокинутым ею чаном с густым кипящим варевом. И может, поэтому неожиданно для меня на белом взмыленном коне, посланцем другого, не затронутого пожаром мира, перед воротами загорцевал одинокий всадник. Он прокричал что-то невраждебное, необидное для нас, вскинул лук, пустил в замок стрелу по высокой дуге, чтобы всем был виден ее полет, и исчез так же магически, как и появился.
          Стрела вонзилась в тлеющую сосновую плаху – ими была вымощена земля внутри детинца – у ног того, кому она и предназначалась. «В полдень выманите их под стены – ударим разом», – говорилось в записке, доставленной стрелой Рюрику.
– Кто написал ее? – спросил меня князь, когда мы остались наедине.
– Рука Олега.
– Ты веришь ему?
– Яд можно было спрятать в гуслях! – вдруг  догадался я.
– Можно, – подтвердил он.
– Рюрик, вспомни, – от озарившей меня  истины я даже покрылся испариной, –  приказ одеться ты отдавал нам молча?
– Да.
– А ведь гусляр первый ухватился за свою одежду и напялил ее на себя быстрее меня. Он не слепой, Рюрик! Он всыпал яд в чашу твоему брату!
– Может быть.
– Теперь ты веришь Олегу?
– У меня осталось не больше десятка ратников – выйти с ними за стены – самоубийство.
– Ты все-таки не доверяешь ему!
– Я оскорбил Олега подозрением, я готов был немедленно без суда расправиться с ним. Он должен возненавидеть меня или, по крайней мере, злорадствовать над моим падением, а не оказывать мне помощь.
– Что ж, он не такой как ты!
– Поверить Олегу в такой ситуации – все равно, что принародно признать свои ошибки. А народ и так считает меня недостойным правителем.
– Помощь, принятая от изгнанника, не милость от бога – ее не купишь жертвами и покаянием.
– Ты изрекаешь не только мудрые, но и страшные истины.
– Свенельд облек бы их в более понятные и доступные для тебя слова, ухитрившись и кашей накормить и ложку не запачкать, но был бы на моей стороне.
– Вы совершенно разные люди, но иногда мне представляется, что ты славянский Свенельд, а он – варяжский Щепа.
– Свенельд есть Свенельд, и мне до него, как Вадиму до княжеского стола. – Упоминание о Вадиме омрачило и без того почерневшее чело Рюрика, и мне пришлось поторопить его с принятием  решения. – Скоро полдень, князь.
– Хорошо, я поверю Олегу – готовься к битве, Щепа!
         И жалкой кучкой мы вышли за неподдавшиеся тарану ворота, и до подхода неприятеля без содрогания помогли умереть корчившимся под стенами раненым и покалеченным, и отыскать изуродованное тело круглолицей жены Рюрика, и отнести его внутрь замка к телам Фрола, Симы и других погибших при штурме защитников детинца, и выстроиться  ломким клином, сначала услышав, а потом и узрев приближение толпы.
        Но не успела она раздавить нас своей сокрушающей массой, как с трех сторон, словно изголодавшиеся рты на податливый каравай хлеба, на нее набросились отряды кривичей с одноухим Степаном во главе, варяги, под руководством Горыса, держащего увесистый топор в левой руке, словене Олега, который то и дело опускался на колено и осыпал стрелами все-таки добравшегося до острия нашего клина растерянного врага. И толпа таяла на глазах, изжеванная и пожираемая собравшимися с силами сторонниками Рюрика, а сам он, орудуя двумя мечами, как разъяренный вепрь, вгрызался в ее охвостье, совсем недавно бывшее озверелой пастью, и мне, шедшему за ним следом оставалось лишь отталкивать от себя иссеченных бунтовщиков, чтобы они, обмякнув, не придавили меня испускающими последний дух телами.