Прививка от совести. Часть 4

Настя Массаракш
- Итак, я обязуюсь действовать логично и целесообразно, а вы предоставляете мне двадцать пять честных и умных человек. Я правильно понял суть нашего договора? – спросил Роберт Иванович.
- Да. Еще одна маленькая оговорочка: наш договор касается только вашей работы. В личной жизни вы можете поддаваться эмоциональным порывам, горячим чувствам не думая о целесообразности и логики.
- А … ну это ладно… - выдохнул, насторожившийся было Роберт Иванович.
- Значит подписываем?
- Подождите… А как я узнаю, что эти люди действительно умные и честные?
- О! Я же забыл самое главное, простите. Мы предоставим вам возможность наблюдать за ними в любое удобное для вас время.
- Каким образом?
- С помощью вашего ноутбука. Я вам сейчас покажу. Остановите машину на минуточку.
Заинтригованный Роберт Иванович съехал на обочину и остановил машину.
- Позвольте ваш ноутбук. – попросил Мефистофель.
«Однако… они действительно шагают в ногу с техническим процессом»  подумал Роберт Иванович, глядя, как пальцы Мефистофеля бегают по клавиатуре.
На экране мониторе появилась квартира,  где за праздничным столом сидели люди, они разговаривали и ели, один из присутствующих встал с бокалом вина, собираясь произнести тост.
- Я предоставлю вам возможность наблюдать вот за этим юношей, его невестой и ее отцом. Юноша, его зовут Саша, только что вернулся из армии и они как раз собрались отметить это событие. Его девушку зовут Маша, ее отца – Владимир. Все трое удовлетворяют вашим требованиям: и умные и честные. В чем вы и сможете убедиться, наблюдая за ними в режиме он-лайн.
- Как вы это сделали? – спросил Роберт Иванович, в голове которого мелькнули «… вторжение в частную жизнь… прослушка и просмотр без санкции суда…»
- Не волнуйтесь, они никогда не догадаются, что за ними наблюдают. Как мы это сделали, пусть вас не беспокоит, скажу только, что обошлись без глазков видеокамер. Считайте, что ваш ноутбук это просто волшебное зеркальце. Читали в детстве сказки про волшебное зеркальце или волшебное блюдце? Помните… «яблочко катись, Ванюша покажись»? Так вот вместо этого блюдечка у вас будет ноутбук, а вместо заклинания клавиатура. Если хотите, могу предоставить вам блюдечко или зеркальце. Но ноутбук, мне кажется все-таки удобнее.
- Да, конечно, ноутбук удобнее. – согласился совершенно ошарашенный Роберт Иванович.
- Значит, договорились? – сказал Мефистофель,
- Да, будем считать, что достигли предварительной договоренности. Как только я просмотрю ваши двадцать пять кандидатур и убежусь … убедюсь … сделаю выводы об их честности и уме, мы подпишем Договор.
По лицу Мефистофеля прошло тень. Но, посмотрев на довольное лицо Роберта Ивановича, он промолчал и сказал всего лишь.
- Хорошо, будем считать, что мы достигли предварительной договоренности. Да, учтите, что это жители вашего города, вы можете с ними встретится в любой момент, вот здесь - Мефистофель нажал на клавишу - их адреса. А вот так - он нажал на другую клавишу- вы можете вызвать меня, если я вам срочно понадоблюсь. Если у вас нет вопросов, то разрешите откланяться.
И Мефистофель исчез, а Роберт Иванович закрыл ноутбук, положил его на соседнее сидение и поехал по своим делам, поглядывая время времени на черный прямоугольник, вспоминая лица людей, сидящих за столом.
Вечером, возвращаясь домой, он забрал его с собой. Мать, как всегда встретившая его в дверях, не обратила на ноутбук внимания, видимо, решила, что это связано с работой.
Вечер прошел как обычно. Ужин, разговор с мамой о прошедшем дне, обмен новостями. Конечно же, Роберт Иванович ничего не рассказывал маме о Мефистофеле. Рассказать об этом происшествии кому-нибудь ему даже не приходило в голову. Он вообще не считал нужным рассказывать окружающим о своих проблемах. И тем более каких-то психологических переживаниях.
    Да он и сам-то как-то не очень беспокоился о своем внутреннем мире. Не то чтобы он сдерживал какие-то свои эмоциональные порывы, просто однажды, еще в студенческие годы он как-то на досуге, на летних каникулах, когда заняться было абсолютно нечем, прочитал ( вы сейчас будете смеяться!)  книгу Чернышевского «Что делать». Она попала ему в руки совершенно случайно. Но эта случайность оказалась проявлением закономерности его развития, потому что ответила на все вопросы о смысле жизни, которые обычно мучают молодых людей. Да, на заре туманной юности этот вопрос в том или ином виде встает перед каждым. И горе тому, кто не найдет на него ответа. Неважно какой, но ответ должен быть найден. Иначе человека будет носить по жизни как пыль, которая подымается от малейшего дуновения ветра. Пыль ведь не может лежать спокойно, она все время в каком-то бестолковом, никому не нужном движении. Так же и человек, не решивший в юности для себя этого вопроса о смысле жизни, проводит жизнь в бестолковой суете, которая не несет радости ни ему, ни тем, кто его окружает.
Вообще-то, на самом деле никакого особого смысла в нашей человеческой жизни нет. Это мы о себе вообразили, что мы какое-то необыкновенное исключение,  пик развития Природы. Нам кажется, что наша планета для того и появилась в этой Вселенной, чтобы взрастить нас, таких разумных, мыслящих, умеющих осознать себя, свои потребности и психологические зигзаги. Да что там планета! Вселенная существует исключительно для того, чтобы Homo Capiens мог развиваться и познавать эту Вселенную. Правда, в последнее время выяснилось, что это познание ему необходимо только  для того, чтобы взять от Природы все, что ему необходимо для удовлетворения физиологических потребностей, чтобы жить в комфорте и, по возможности, как можно меньше работать.
Но это уже совсем другой разговор, тема которого Роберта Ивановича не волнует. Поэтому мы тоже об этом говорить больше не будем. Скажем вкратце, Роберт Иванович решил, что будет следовать принципу разумного эгоизма, описанному в книге Чернышевского. А остальные пусть живут, как хотят.
 Договариваясь с Мефистофелем Роберт Иванович считал, что действует в рамках этого принципа. Он не собирался вмешиваться в жизнь этих людей, наоборот, он надеялся им помочь. Каждый вечер теперь он включал ноутбук и наблюдал жизнь незнакомых людей.
   И вот, что он увидел.

Уважаемые читатели, То, что Роберт Иванович увидел на экране,описано в пьесе "Россия.Дорога в ад"