Икона - идол, или богословие в красках?

Дмитрий Кульпин
  Как для протестанта, для меня всегда было преткновением, наличие икон в храме. Протестант видит в этом, поклонение идолам. Хотя уже сама постановка вопроса неверна, поклонение в Православии воздаётся лишь Богу, есть почитание, как почитается Писание, наставники... Есть большая разница, между, поклонением, как посвящением себя чему то и поклоном, как проявлением почтения. Я живо цитировал места Писания, не замечая, что в отрыве от древней традиции, Предания, вне культурологического и текстуального контекста, Писание обретает иное прочтение, то которое ему придаёт человек. Лозунг протестантизма о всеобщем священстве, породил то, что есть сейчас. Ещё при жизни Лютера, сам протестантизм раскололся на тысячи мелких грызущихся между собой сект, при этом лидеры каждой из них, заверяют о своей исключительности, но не будем о печальном. Попробуем выяснить, отрицает ли Библия изображения?

    Основным аргументом, против изображений, служит первая заповедь Моисея, не делать никакого изображения (Исх.20;4). Несомненно, это Божья заповедь, но с одной маленькой поправкой, эта заповедь несёт в себе, узко этнический характер, в рамках одного народа. Читаем - (Вт.4;15-18), здесь более полна раскрыта эта заповедь. Начинается со слов:"Слушай(кто?) Израиль..., твёрдо держитесь того, что вы ничего не видели". Как прискорбно, что первый шаг богопознания, принимается за конечный. Иоанн Златоуст говорил,что как небо отстоит от земли, так Новый Завет от Ветхого. Автор послания к Евреям пишет, что закон является лишь, тенью (образом), будущих благ (Евр.10;11), о каких же это благах идёт речь? Яхве, лишь угадываемый мыслью в Ветхом Завете, в Новом Завете обретает воплощение (Ин.1;14), "Бога не видел никто, никогда...- дальше обычно протестант не договаривает - Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил", так вот то, что не видимо, изобразить нельзя, а то что было явлено, имело образ - можно. Нельзя было изобразить, поскольку истинный образ Бога, был явлен в Сыне, то что не могли видеть патриархи, видели апостолы (1Ин.1;1), но как унизительно, когда Новый Завет, оценивается через призму Ветхого. Ну раз уж речь пошла о Ветхом, рассмотрим, так ли категорична была заповедь Моисея.

    Сразу надо заметить, что протестант, столь приверженный к "старой" заповеди, сам не исполняет её. Ведь в ней не сказано, что нельзя Бога изображать, слова: "...никакого изображения...", ставят запрет на всём, изобразительном искусстве. Теперь вспомним то, что путь к Богу, всегда начинается с отрицания. Любой человек, даже атеист, до своего обращения, имеет своё, пусть карикатурное, но представление о Боге. Обращение, покаяние (греч. метаноя)- перемена образа мыслей, начинается с отрицания, того что знал раньше. Какие образы могли впитать в себя евреи, живя в Египте? Образы богов, в виде людей и животных. Идолопоклонство - поклонение чужим богам, поэтому полное отрицание, было необходимо, чтобы не дать пищу, для языческой привычки. Однако читая дальше видим, что заповедь не абсолютна, а скорее имеет педагогическое значение. Проходит не много времени и Сам Бог при постройке Скинии, говорит: "Сделай херувимов"(Исх. 25;18-22), также встречаем ещё массу образов, ковчег, медный змей и.т.д. Итак, всё таки изображать можно. Пророки обличавшие иудеев, в отступлениях, не укоряли их, за наличие изображений в храме. Христос вошёл в храм, наполненный образами, выгнав менял, Он не сказал, что уберите все эти образы, но назвал храм "домом Своего Отца". Всегда нужно отличать, чистое от не чистого. Чем же были эти образы, украшением, или несли культовый характер?

    Начнём с того, что изготовление их было поручено, не только искусным мастерам, но и исполненным Духом людям(Исх.31гл) По завершении работ, все предметы были освящены, помазаны и названы "Святыней" (Исх.40гл) Бог говорил, над крышкой ковчега, посреди херувимов. Он проявлял чудеса, посредством этих святынь, вплоть до смерти наказывался человек, не должным образом подходившим к святыне. Поэтому Божьи мужи испытывали трепет, в присутствии, священных предметов. "Поклонюсь храму Твоему, в страхе твоём"(Пс 5;8)- говорил Давид, чему он кланялся зданию, или месту напоминающему о Боге. Почему священники простирались ниц, перед завесой скинии, с изображениями херувимов (3Цар.6гл) Даниил молился, обращаясь в сторону Иерусалима. Часто Бог проявлял себя, через видимые реалии. Кого видели, Авраам, Моисей, Иезекииль, Даниил, кто такой Ветхий днями? Это были именно образы, а не сама непознаваемая Суть. Бог даёт возможность увидеть безграничное, в ограниченном. Бог открывает Себя в творении (Рим 1;20), в жизни святых (1Кор 4;16), написать книгу, картину, музыку, сказать проповедь, значит - сотворить образ. Образы сопровождают нас всю жизнь, мы мыслим ими. Есть образы словесные, архитектурные, пейзажные..., человеческое мышление, это мышление образов. Сотворить из созданного образа идол, или кумир, одинаковое искушение, как для православного, так и для протестанта. Поклонение иконе также грешно, как поклонение книге, существуют идолы мыслей, идолы чувств. Основной грех иудеев, накануне прихода Мессии, был не в том, что они делали идолов, как раньше, а в том что само понятие Яхве, сделали конечным и ограниченным. Они слепили образ, не из золота и серебра, а из хитросплетённых слов и определений. Идол может быть и словесным, от этого ничего не меняется. Современный протестантизм, в отрыве от апостольского Предание, творит свои образы, далёкие от евангельского Иисуса. Это Евангелие процветания, Иисуса супермена, образ карманного божка у которого всё схвачено, который пришёл для удовлетворения житейских благ, это уже не тот образ, о котором взывает Церковь:"...ей, гряди, Господи Иисусе..."(Отк.22;20) Хотим мы того, или не хотим, образы сопровождают нас всюду. Полный отказ от образов, это путь буддистской медитации, уход в Нирвану. Христианский путь - научиться жить, в сложном мире образов. Ап. Павел говорит: "мы смотрим, как сквозь тусклое стекло, гадательно", это не значит, что нужно разбить все зеркала, за то что они искажают, но это призыв - выработать правильное отношение к образу.

    Из вышесказанного видно, что были изображения и в Израиле, допускалась молитва с обращением взора на предмет, напоминающий о присутствии Бога. Внутренний смысл, заповеди не в том, что нельзя изображать - нельзя обожествлять предмет, творение ставить выше Творца. А обожествить, сделать кумир, можно не только из предмета, но из отвлечённой мысли, идеи. Теперь перейдём непосредственно к иконе (образу), в Новозаветном откровении. С приходом Христа, что то изменилось. Если Израилю Бог говорил: "Твёрдо держитесь того, что вы ничего не видели", то Иоанн Богослов уже говорит: "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что осязали руки наши" (1Ин1;1) Последние слова Христа были: " Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой и будете Мне свидетелями..." (Деян.1;8) они определили дальнейшие события. История Церкви, это практическое осуществление повеления: "Идите и научите все народы...", при этом Иисус не указывает, никаких ограничений в средствах. Он не повелел сделать, как ни мазка кистью, так ни написать какие либо слова на папирусе, ни пропеть ни одной ноты, но всё оказалось пригодным, поскольку способно научить. С первых веков христианства, наряду с литературными произведениями (Евангелиями), мы встречаемся с катакомбной живописью. С изображениями первой символики, в виде голубя, креста, рыбки, якоря, доброго пастыря (Христа), сюжеты из библии. По мере углубления христианской мысли, образы и символика усложнялись, менялось отношение. Иконопочитание не устанавливалось в Церкви, оно вошло в неё, как нечто органичное, естественное, как ребёнок учится ходить или говорить. Установление 7-го собора, в 8-ом веке, было реакцией Церкви, на иконоборческое движение, которое в свою очередь, скорее было политической акцией императора, чтобы угодить мусульманам. В богословском плане, это продолжающиеся монофизитские споры. Иконоборцы 8 века, были гораздо грамотнее современных. Они понимали, что изображать можно, но они спрашивали: "Какую природу Христа, вы изображаете, если человеческую - вы язычники, если божественную, то её нельзя изобразить". Ответ был, не ту и не другую, мы изображаем единую личность Христа, имя.

    Несомненно, как в  Евангелие, так и в  иконе, можно увидеть замысел и стиль автора, написавшего произведение, они имеют богочеловеческий характер. Однако, по мере того, как Христос отображается в человеке, Он отображается в его творении, уводя за рамки личности. Во всех видах деятельности, искусства, где находит своё самовыражение Церковь, всюду где касается Её рука, можно прочитать проповедь о Христе. Икона - язык символов, её называли Евангелием, для не грамотных, богословием в красках. Ни один проповедник, не обратил столько людей ко Христу, на Руси, как творчество Андрея Рублёва. Вглядевшись в его "Троицу", можно прочитать всё Евангелие. Фигуры, трёх Ангелов, пришедших к Аврааму, аллегорически уводят нас ко Христу, образуя собой форму чаши, где на фоне ветхозаветной жертвы, выступает Агнец, закланный, за грехи мира. Христианство создаёт новую культуру, не похожую на прежние. Идеалом греков, была гармония - зримая красота. Идеалом иудеев, не проявленная, не воплотившаяся, ни в чём предметном, лишь проявленная, как нравственный порыв, как голос совести. С одной стороны, красота - безразличная к нравственности, с другой нравственность - к внешней красоте. Боговоплощение, соединившее в себе безмерное, с соразмеренным; проявленное, с не проявленным (то что для иудеев соблазн, а для греков безумие), породило новый, христианский идеал. Он включил в себя и зримую красоту и нравственный порыв, только это было не механическим соединением одного с другим, а чем то новым преображённым третьим. Красота, в прежнем смысле, нарушена, но невидимая прежде безмерность, пугавшая греков, выявляется и ощущается, как новая красота, новая гармония - человека, вместившего в свою душу бесконечность. Не пропорциональность, удлинённость лиц, на византийской иконе, не всегда красивы. Но физическая привлекательность, только отвлекала бы от главного, того что в глазах. Глаза возвышают, просветляют душу, размыкают границы личности, уводя за горизонты - к безграничной любви, способной залечить раны всего мира. Икона, не фотография, иконописец старается передать не столько внешний облик, сколько подчеркнуть характер, добродетель, того или иного святого, которой он обладал при жизни. Так же, как евангелист, даёт своё повествование не как, свод заповедей, а как описание нового Адама, нового идеального характера, которому никакие заповеди не нужны. Нагорная проповедь - по существу икона, нового совершившегося во Христе человека.

    Этот обучающий принцип иконы, мне был ещё понятен, но какова функция иконы, в молитвенной практике? Первое - икона служит напоминанием и побуждает к молитве, ни одна цитата из Библии повешенная, как плакат, не оказывает такого действия, как образ. Каково отношение Бога к образу? Уже мы видели, как в Ветхом Завете, Бог являя свою славу, пророкам, открывался в ограниченных образах и почесть проявленную к ним, принимал как к себе. Честь оказываемая образу, восходила к первообразу. Я думаю отец не осудит ребёнка, если когда он далеко, напоминанием служит фотография. Даже если ребёнок будет говорить с ней, или поцелует, отец воспримет эти почести, как себе. Однако, это не означает, что православный, может молиться лишь перед иконой, любая молитвенная практика, известная протестанту, известна и православному. Молиться нужно всегда, однако существуют, определённые дни и часы, для молитвы и богослужений. Молиться можно, на всяком месте, однако существуют храмы, места для собраний. Чтобы не о суетится, человек нуждается в поддержке и напоминании. Второй момент, икона помогает концентрации мыслей при молитве, даже закрыв глаза, человеку сложно справится с потоком посторонних образов. По словам Игнатия Брянчанинова, даже перед образом, молитва должна быть "безобразной". Человек взывает, не к иконе, а к тому, кто изображён на ней. Нигде не услышите, что православный говорит: "Икона, помоги мне", но называет имя изображённого. Подтверждением того, что Бог принимает это, служат чудеса которые совершает Бог, через иконы. Так же, как они проявлялись, через святыни Ветхого Завета. Они проявлялись и в Новом, исцеляла, тень ап. Петра, опоясания ап. Павла, одежда Иисуса, если человек, подходил к этому с верою. Не икона творит чудо, а Бог видя веру человека, снисходит к его немощи. Дух дышит, где хочет и не нам определять, через что Он может проявляться, а через что нет. Я не хочу побудить протестантов, начать сразу же почитать иконы, но хочу призвать - начните с того, что перестаньте осуждать. Отнеситесь к православным, хотя бы как к детям, как к немощным в вере, без споров о мнениях. Разве отец осудит ребёнка, который принёс бумажку с рисунком и сказал: "Папа это ты, а это я рядом", скорее в этих каракулях, он увидит любовь сына. Говорить, что икона не библейское установление, по крайней мере не этично, по отношению к православным и безграмотно, даже с точки зрения Библии.