Яйца

Ольга Езовская
                (быль)

   Яйца - это наше всё!
   Утренней яичницей на скорую руку они шкворчат и расплёвываются маслом на сковородке. Надувшимся от важности омлетом самодовольно пыхтят на противне по воскресеньям. Развратно раскидываются половинками на одноразовых кафешных тарелках и немигающим жёлтым взглядом подсматривают из-под слоя дешёвого майонеза в будний обеденный перерыв. Они прячутся в компании нарезанных кубиками солёных огурцов, колбасы и картошки в новогоднем оливье. Иногда тягучей жижей стекают в глотки бесстрашных любителей натурпродукта... В общем, они демократичны, вкусны, сытны и недороги.
   Однако в эпоху тотального дефицита 90-х купить (достать, найти, урвать) этот дивный продукт отечественного пищепрома было задачей не из лёгких. Невесть откуда просочившийся слушок о том, что завтра в магазин "выбросят" яйца, заставлял рачительных хозяек ещё затемно бежать к дверям заветной торговой точки, дабы дрожащей дланью увековечить свою фамилию в списке страждущих соискателей и борцов за право обладания тремя десятками заветных яиц. В роли неподкупной Хранительницы Священной Очереди зачастую  выступала какая-нибудь страдающая бессонницей и мучимая зудом деятельности пенсионерка-активистка. Она же для пущей надёжности "клеймила" очередников, выводя химическим карандашом на их запястьях или ладонях фиолетовые порядковые номера. И чем большим было число на  "клейме", тем меньшим был шанс "отхватить" вожделённую решётку яиц. Поэтому, сами понимаете, какие нешуточные баталии разгорались порой в борьбе за эту пищу богов и плебеев.
   Я намеренно так подробно останавливаюсь на яичных мытарствах, дабы неискушённый читатель смог погрузиться в ту атмосферу спортивного азарта, с которым нам приходилось охотиться за едой вообще, и за яйцами в частности. Именно в те годы и произошла курьёзная история, о которой хочу вам поведать.
 
   Итак, середина 90-х. Ранним утром я шла на работу. Стояла то ли ранняя весна, то ли поздняя осень, поэтому было ещё сумеречно, почти темно. Сапоги на высоченной "шпильке" существенно затрудняли движение по гололёду. Чтобы не упасть, я напряженно всматривалась в белёсый асфальт и практически не смотрела по сторонам. Через какое-то время меня обогнал мужчина. Лица его я, разумеется, не разглядела, поскольку по-прежнему таращилась себе под ноги. Заметила лишь чёрные ботинки, тёмные брюки и... яйца.
   Три десятка отборных куриных яиц мирно покоились в прозрачном пакете-майке, который ранний прохожий бережно нёс в руке, и мерно покачивались в такт его движению. Я невольно прониклась уважением к этому представителю сильной половины человечества. Пока он медленно, но верно удалялся от меня в сумрак, я смотрела на яйца, на нижнюю часть их счастливого обладателя и умильно думала о том, как сильно повезло неведомой мне женщине иметь такого хозяйственного мужа.
   "Подумать только, - размышляла я. - Не поленился встать в такую рань, дал любимой выспаться, отстоял длинную очередь и вот возвращается домой с добычей... Хотя погоди! Какой магазин может быть в половине восьмого утра? Нет, скорее всего он вчера шёл на работу в ночную смену и увидел очередь. Рискуя опоздать, простоял в ней часа два, затем отбарабанил у станка положенное время и теперь возвращается домой с яйцами. Какой мужчина! Наверное, его предок в первобытные времена точно так же вставал рано поутру, целовал спящую жену, нежно накрывал ей плечо добытой по случаю медвежьей шкурой, шёл на охоту, заваливал мамонта, приносил его в пещеру и забивал холодильник впрок! Добытчик!.."
Продолжая так умильно размышлять о всевозможных достоинствах этого Великого Охотника за Яйцами, я поскользнулась и чуть не упала. И пока я очухивалась от страха и унимала сердцебиение, потомок мамонтоловов исчез в предрассветной дымке, унося с собой бесценную добычу.

   Окончательно вернувшись в реальность, я продолжила путь. Но не успела сделать и пяти шагов, как услышала впереди звук падения чего-то тяжелого. Вслед за этим зазвучали феерически изысканные вариации из всех непечатных слов великого и могучего... В другое время от подобной тирады мои благородные уши испуганно скукожились бы и самопроизвольно отвалились. Но сейчас в моём мозгу сверкала лишь одна мысль - яйца! Три десятка отборных, белых, вкусных, но таких хрупких яиц! Они разбиты! Они беспомощно лежат в этом жалком, ненадёжном пакетике и изливаются ярко-оранжевым желтком, прощаясь с жизнью! А Рыцарь Семейного очага и Доблестный Заполнитель Холодильников не в силах остановить агонию двухнедельного запаса еды!..
   Забыв о гололёде, я храбро бросилась вперёд! В сумрак! Я бежала спасать потрясающего мужчину и его яйца!

   ...Он лежал на обледенелом асфальте и нецензурно крыл всё подряд - погоду, дворников. плохое освещение. Я подбежала к нему и протянула руку.
 - Давайте помогу вам встать!
   Мужчина неуклюже попытался опереться на один локоть, а я в это время продолжала говорить.
 - Мне так жаль! Я вам искренне сочувствую...
 - Да ладно, бывает, - пробормотал он, всё ещё пытаясь сесть.
 - Бывает, конечно. Но ваши яйца...
   Мужчина прекратил судорожные телодвижения и замер, уставившись на меня округлившимися глазами.
 - Что?
 - Вы разбили ваши яйца! Это так обидно! - продолжала причитать я.
   Мужчина подозрительно прищурился и даже спрятал за спину руку, которую, было, уже протянул мне.
 - Да? А вам-то почему обидно?
 - Ну, как же! Встретить мужчину с яйцами в наше время - это такая редкость!
   Я продолжала тянуть к нему руки, но он почему-то упорствовал в нежелании принять мою помощь и даже сделал попытку отползти подальше от доброй самаритянки.
 - Так-таки уж и редкость? - неопределённо протянул он, доползя до бордюра и упершись в него пятой точкой. - Неужто не встречала мужиков с яйцами?
 - Вы-первый, - ответила я скорбно, - поэтому так обидно за вас.
   Мужчина хрюкнул и посмотрел на меня более осмысленно. А я всё никак не могла угомониться в своём сострадании и продолжала:
 - Представляю, как теперь расстроится ваша жена! - Я уже чуть не плакала от жалости к бедолаге, оставившему семью без яичниц и омлетов. - Вы же так старались! Хотели обрадовать её, а они разбились... Ну, давайте же руку!
   Рыцарь Яичного Образа нерешительно протянул мне пятерню, и совместными усилиями был приведён, наконец, в вертикальное положение. Но свою миссию на этом завершённой я не посчитала и начала отряхивать куртку и брюки жертвы гололёда, не переставая при этом выражать ей своё искреннее сочувствие.
 - Так жаль! Так жаль!.. Главное, такие огромные, и так много...
   Тут мой страдалец как-то странно поперхнулся и вкрадчиво спросил:
 - А о каких таких яйцах вы мне, собственно, рассказываете?
   Я слегка опешила, и тут в моей голове словно что-то разомкнуло. Никаких яиц - ни разбитых, ни целых, ни в пакете, ни без него - в радиусе видимости не наблюдалось. Даже если предположить, что падая, он взмахнул рукой, и пакет вырвался из пальцев, то всё равно тридцать стандартных стограммовых яиц не могли улететь далеко. И тем более, бесследно исчезнуть.
 - А... А где же яйца? - проблеяла я.
 - Мои - при мне, - еле сдерживая смех, ответил мужчина. - Желаете удостовериться?
   Я автоматически перевела взгляд на соответствующую деталь его одежды и вдруг с ужасом поняла, что тот - мой! - мужчина был в брюках, а на этом - тёмные джинсы...
   Не помню, как я извинялась, и извинялась ли вообще. Помню лишь, как стремглав убегала от спасённого, рискуя растянуться на скользком тротуаре. Кажется, стыд пронизывал меня до самых подошв и плавил лёд. И ещё очень долгое время на работу я ходила другой дорогой...

   Надо добавить, что тот случай не отбил у меня любовь к яйцам. Я частенько готовлю омлеты, яичницы, запеканки, оливье - наше всё! Но раскалывая яйца над сковородкой и глядя на растекающиеся ярко-оранжевые желтки, нет-нет, да и вспомню тот давний случай из эпохи тотального дефицита...

                5 октября 2009 года.

--------------------------
Выражаю благодарность Ольге Стеценко за сюжетную основу из её реальной жизни.