Беркут

Татьяна Аверьянова
Мы сидели на деревянной трибуне сельского стадиона в ожидании начала футбольного матча. Ну, разве могли мы с Ромкой пропустить столь заметное событие -  футбольный матч между любительскими командами «Беркут» (Парфеньево) – «Спартак» (Нерехта). Ведь мы гостили у его бабушки в селе Парфеньево.

Трибуна наша, конечно, не амфитеатр, но трехступенчатой удобной лесенкой вытянута вдоль одной из сторон стадиона. Поле естественное, природой предоставленное. Ненадолго мелькнуло и исчезло странное ощущение, возникшее от беглого взгляда на футбольное поле. Я с интересом разглядывала окрестности. Справа и напротив, за стадионом – центральная дорога, за ней большая поляна завершается вдалеке зеленой полосой леса. Просто-ор... Налево дорога поднимается в крутую гору и проходит мимо белокаменного храма Воскресения Господня. Из небольшого перелеска, что на горе, разносится по округе оживленное пение и перекличка птиц…

Оживились болельщики, на противоположную сторону поля выходили игроки, мой взгляд вернулся на стадион. Все было интересно... И тут меня осенило:

- Ромка, - удивленно и громко воскликнула я, - а где ж разметка-то? Где средняя линия? Ни штрафной, ни вратарской площадки!!!
- А я все думал, когда вы, наконец, заметите! – задорно улыбаясь, ответил он. - Игра-то ведь еще не началась, - пожав худенькими плечами, уклончиво так, произнес он, не глядя на меня.
- Ты что хочешь сказать? Что так и будут играть? По наитию что ли? Тогда я ухожу! А то, не ровен час, выйдет каждый игрок со своим мячом и начнет голы забивать в ворота противника!
- Зато ворота, как ворота. Признайте, тетя Таня, ничем не отличаются от ворот на любом стадионе, - уже солидно так, со знанием дела отвечает мне Ромка. – Садитесь же. Смотрите - все спокойненько сидят, а вы переживаете раньше времени…
- Ну и дела-а-а… 

Уличенная моим юным другом в излишнем беспокойстве, я вернулась на лавку – длинную ступень лестницы-трибуны. Снова огляделась, посмотрела на болельщиков обеих команд, которые разместились, конечно, не «в разных секторах», а все вместе, но все же небольшими группками. Кто – по-соседски, кто – по-родственному, кто – знакомых встретил… Они неспешно обменивались сельскими новостями.

- Коль, покос-то закончили? А то ненастье сулят.
- Справились ужо.  Моя мне и беленькой после баньки поставила…
- Ну-у?
- Ну-у!
- Сама-то как? Слыхал, ровно приболела?
- Да что им, бабам сделается…

В это время на противоположной стороне поля появился человек с довольно большим мешком. Быстро и размеренно пройдя вдоль края поля от угла до середины, словно отмеривая нужное расстояние, он развернулся и пошел через поле прямо на нас, высыпая из мешка что-то кремовато-белое. Шел он уверенно, оставляя за собой прямую «среднюю линию».

…??? – с немым удивлением поворачиваюсь я к Ромке.
- Вот видите?! А вы волновались. Я ж говорил - «спокойненько». Щас и штрафную, и вратарскую «нарисуют».
- Но, Ромка же! – глядя на то, что вЫсыпалось из мешка почти рядом с нами. – Это же простые опилки!!!
- А вам какие надо, тетя Таня, золотые что ли? – с лукавой улыбкой.
- Не дерзите мне, юноша! Вам сколько лет?
- Десять.
- А мне?
- Двадцать, - глазом не моргнув.
- Опилки… С лесопилки! – не унималась я. - Да их же игроки ногами разметут в первую минуту!!!
- Не-е-а. Они перелетать будут через опилки. Это ж Беркуты парфеньевские, тетя Таня!
- Шутник ты, Ромка. Ну ладно, наши – Беркуты. А эти, спартаки из Нерехты?
- Ах, тетя Таня, завтра для вас будет совсем другая, культурная программа.
- Что придумал?
- В музей вас поведу. Там, я думаю, вам больше понравится. Там уж вам не к чему будет придраться. Вот увидите.
- Ромка, да я вовсе не придираюсь. Я удивляюсь. Столько леса пилить! Видел ведь груженые лесовозы без конца идут?! Куда увозят лес? Не задумывался? Наверняка за границу, большую часть. А на родине опилочкам только нашлось применение. До этого ведь еще додуматься надо было!

Тут мой Ромка не нашелся, что ответить.

- Вчера вот, когда с бабушкой твоей по чернику ходили, за льнозавод, - я и согласилась-то пойти, что льнозаводов никогда не видела…
- Так увидели?
- Ох, и долго же шли, Ромка. Ну, ты знаешь, сначала вдоль реки Неи, потом полями… А дорога, я тебе скажу – непролазная грязь, как и пятьдесят лет назад, и сто, наверное - хорошо, что тебя не взяли - словно и нет на земле цивилизации… Так ведь самые огроменные ямищи, как думаешь, чем «отремонтированы»? Догадайся с трех раз!
- Да вы что, тетя Таня?! Опилками??!
- Вот именно. Моря грязи засыпаны опилками.
- Ну, а льнозавод-то видели? Расскажите.
- Хм… Льнозавод… Видели. Остатки от кирпичей, заросшие бурьяном да крапивой…
- Вот. А людям работать негде здесь, уезжают, - задумчиво сказал Ромка.

Громкий свисток судьи прервал наш разговор.  Начался матч. Живой такой и с невероятным желанием обеих команд победить. Самые страстные болельщики тут же возложили на себя обязанности тренеров, которых, кажется, не было, по крайней мере, у наших Беркутов. Выкрикивали свои советы, сожаления, комментарии… Но игроки, несмотря ни на что, следовали своим установкам «по игре». Иногда отвечали – по-русски…  Если мяч улетал далеко в «аут», то есть в крапиву, или густой кустарник, всякий раз за ним, нехотя, но по справедливости бежал тот из футболистов, кто слишком переусердствовал. Были и голы. И даже – пенальти!

Матч закончился со счетом 1:2. Беркут, увы, проиграл. «Разметка» поля в конце игры была уже едва-едва заметной. Но до сих пор живы яркие впечатления.