Ах, как я люблю военных

Елена Соловьева -Бардосова
Кто-то  умный,  не  помню,  кто,  сказал:  «Не  будешь  заботиться  о  своей  армии,  будешь  кормить  чужую».  По-видимому,  наше  общество  до  сих  пор  не  может  выбрать  из  двух  зол  худшее:  кого  все-таки  кормить.  Почему?  Видимо,  в  нашем  сознании  никак  положительно  не  решается  проблема  взаимоотношений  общества  и  армии,  как  весомой  его  части.  Хотя  бывали  лучшие  времена  в  России,  когда  между  двумя  частями  этой  социальной  головоломки  царили  идиллический  мир,  любовь  и  согласие.
Начнем  с  известной  цитаты  из  монолога  Скалозуба:
«… когда  из  гвардии,  иные  со  двора
Сюда  на  время  приезжали,
Кричали  женщины:  Ура!
И  в  воздух  чепчики  бросали».

Так  почти  200  лет  назад  знаменитый  остроумец  и  драматург  Александр  Грибоедов  хихикал  над  необоримой  страстью  русских  женщин  к  военным.  А  сколько  блестящих  гусар  в  произведениях  Пушкина:  от  безнадежно  влюбленного  Бурмина  из    «Метели»  до  смешного  Пыхтина,  безуспешно  сватавшегося  к  Татьяне  Лариной.  Знаменитая  девица-кавалерист  Надежда  Дурова,  сбежавшая  из  дома,  чтобы  служить  в  армии,  тоже  идет  в  гусары.  Сколько  русских  литературных  гениев  вышло  из  военной  среды:  Денис  Давыдов,  Михаил  Лермонтов,  Лев  Толстой.  Никто  еще  не  обращал  внимания  на  то,  что  «Война  и  мир» - серьезнейшее,  капитальное  исследование  военного  человека,  не  дилетанта.  А  как  современно  звучит  и  сейчас  сатира  Д.Давыдова  «Женатым  генералам,  служащим  не  на  войнах»:
Мы  несем  едино  бремя,
Только  жребий  наш  иной:
Вы  назначены  на  племя,
Я  отправлен  на  убой!
Профессиональными  военными  были  русские  композиторы  Цезарь  Кюи  и  оперный сказочник  Н.А.Римский-Корсаков.  Впрочем,  можно  смело  сказать,  что  весь  романтический  XIX  век  был  согласен  с  опереточными  куплетами: « Ах,  как  я  люблю  военных!»  Что  и  говорить:  усы,  которые  в  России  уставом  запрещалось  носить  штатским,  выправка,  мундир,  и  всякое  такое – нет,  устоять  дамам  было  совершенно  невозможно!  И  что  же?  Прошло  сто  лет,  и  в  гражданскую  войну  у  нас  появляется  новая  интересная  песенка:
Как  родная  меня  мать  провожала,
Тут  и  вся  моя  родня  набежала.
Песенка,  в  общем-то,  про  социалистический  рекрутский  набор.  Несерьезная  и  несознательная  родня  бедного  Вани,  воспринимая  его  службу  в  армии  как  семейную  трагедию,  подает  ему  практичные  советы,  мол,  без  тебя  большевики  обойдутся.  Но  гордый  Ваня  осаживает  зарвавшихся  родственников  весомым  аргументом:
Если  б  были  все,  как  вы,  ротозеи,
Чтоб  осталось  от  Москвы,  от  Расеи».
Прошли  десятилетия.  Слава  богу,  и  гражданскую  вытерпели,  и  Великую  Отечественную.  И – загадочный  парадокс! – снова  в  обществе  выкристаллизовалась  активная  социальная  группа,  которая  с  истерической  настойчивостью,  с  самых  высоких  трибун  защищает  своих  взрослых  Вань  от  службы  в  армии.  Образованные,  ухоженные,  хорошо  одетые  мамаши,  внешне  совсем  не  похожие  на  своих  темных  крестьянских  прототипов  из  стихотворения  Демьяна  Бедного,  поют,  тем  не  менее,  одну  и  ту  же  песню:  « Не  ходил  бы  ты,  Ванек, … без  тебя,  дескать,  обойдутся»,  ловко  привлекая  на  свою  сторону  возможности  прессы,  телевидения  и  радио.  Неужели  мирная  жизнь  на  протяжении  60  лет  так  разжижила  некоторые  мозги,  что  можно  всерьез  публично обсуждать  вопрос,  зачем  нам  армия?
Куда  бесследно  исчезла  наша  пресловутая  любовь  к  военным?  Дошутился  Грибоедов.  В  наше  время  стало  модно  ругать  армию,  обзывать  милицию,  а  потом  требовать  от  них  невозможного,  забывая,  что  наши  государственные  институты – это  мы  сами,  это  нещадно  обнажающее  наши  пороки  зеркало.
В  недавней  телепередаче  «Пять  вечеров  с  Андреем  Малаховым»,  посвященной  проблемам  армии,  одна  общественная  деятельница  так  всерьез  и  заявила,  что  принципиально  воспитала  убежденного  пацифиста,  который  никогда  ни  во  что  не  вмешивается  и  просто  физически  не  сможет  никого  обидеть.  Не  хочу,  что  называется,  накликать,  но  хотела  бы  я  посмотреть,  как  поведет  себя  эта  дама  постбальзаковского  возраста,  если  вдруг  на  нее  нападут?  Будет  когтями  и  зубами  защищать  своего  слабосильного  сынка?  А  милый  сыночек  будет  смотреть,  как  издеваются  над  его  матерью  и  приговаривать:  «Потерпи,  может  быть,  обойдется?»  И  никто,  никто  из  участников  передачи  не  квалифицировал  ситуацию,  как  социальное  зло.  В  передаче  выступало  много  интересных  людей,  не  была  представлена  лишь  одна  категория  специалистов:  психологи.  А  жаль,  потому  что  проблемы,  которые  наши  славные  генералы  пытаются  решить  в  социальном  плане,  на  самом  деле  имеют  глубокие  психологические  корни.  Даже  если  на  обед  нашим  солдатам  будут  давать  мармелад  в  шоколаде,  а  спать  они  будут  в  теплых  американских  коттеджах  на  двух  человек,  главное  не  будет  сделано.  Почему  никто  из  социологов  не  провел  весьма  нужное  и  актуальное  исследование,  из  каких  семей  выходит  больше  всего  «отказников»?  Не  получится  ли  так,  что  в  эту  категорию  войдут  либо  совершенно  безалаберные  люди,  не  сумевшие  правильно  воспитать  свое  великовозрастное  чадо,  либо  многочисленная  группа  матерей-одиночек,  которые,  обжегшись  на  совместной  жизни  с  мужчиной,  воспитали  себе  «вечного  малыша»  или,  еще  хуже,  девочку  в  мальчиковом  платье.  Теперь  они,  естественно,  требуют  от  общества  и  государства  оставить  им  ласковую  и  милую  игрушку.  Парни  же,  не  получившие  мужского  воспитания,  предпочитают  женский  тип  поведения:  они  тихи,  скромны,  послушны,  любят  домашние  развлечения.  Только  вместо  вышивания  крестиком  у  них  значится  компьютер,  суть  от  этого  не  меняется.  Увильнув  от  армии,  у  них,  конечно,  больше  шансов  выжить,  но  общество  в  результате  получит  когорту  социальных  уродов,  не  способных  не  только  защитить  Отечество,  но  и  построить  семью,  принять  ответственное  решение,  рискнуть,  наконец,  потому  что  такая  структура  мужского  поведения  им  недоступна,  неприятна  и  не  сформирована  матерью  как  высшая  ценность.  Вот  так  и  получается,  что  в  наши  дни  психологическим  центром  многих  семей  стали  те  самые  непутевые  родственники,  отличающиеся  полным  отсутствием  гражданского  чувства.
Не  надо  также  забывать,  что  в  нашем  государстве  нет, - увы! – социального  мира.  Почему  никто  из  заевшихся  госчиновников  не  подумал  о  том,  как  отразится  на  состоянии  общества  пресловутая  монетизация  льгот?  Людей  унизили  и  обобрали,  своими  руками  вырастили  протестные  настроения,  повернули  колесо  мщения,  а  потом  будут  наивно  удивляться  возросшим  проблемам  с  весенним  призывом.  Видимо,  в  Кремле  тоже  не  всё  благополучно  с  грамотными  социальными  психологами.  Иначе  они  хотя  бы  задали  себе  вопрос:  какая  мать  добровольно,  с  охотой  отдаст  своего  сына-кровиночку  государству,  которое  так  ее  оскорбило?   
Современное  постсоветское  искусство  капризно  отворачивается  от  проблем  армии.  Писатели  из  военной  среды,  пишущие  об  армейских  буднях,  о  настоящих  мужчинах,  закончились  на  последних  фронтовиках  Великой  Отечественной.  Популярные  песни  об  армии  перестали  создавать,  по-моему,  где-то  в  70-е  годы.  Последним  из  могикан  был  автор  Чебурашки  композитор  В. Шаинский:  «Идет  солдат  по  городу,  по  незнакомой  улице».  Правда,  года  два  назад  Леонид  Агутин  пытался  призвать  нас  служить  на  границе,  но,  несмотря  на  мощную  огневую  поддержку  военного  ансамбля,  затея  провалилась.  Да  и  не  мудрено.  Где  сейчас  на  нашей  эстраде  настоящие,  красивые  мужики,  не  трясущие  гульфиками  и  длинными  кудрями,  не  обжимающиеся  с  мальчиками  и  не  кокетничающие  с  залом?  Последним  настоящим  героем  наших  телесериалов,  стал, извините,  идиот – имеется  в  виду  князь  Мышкин,  блестяще  сыгранный  Мироновым.  Благородный  и  душевный  человек,  конечно,  но  не  надо  забывать  все  же,  что,  по  Достоевскому,  Ипполит  Мышкин – физиологический  импотент. 
Пока  еще  русские  девушки  и  ректора  наших  вузов,  в  противовес  ревнивым  маменькам,  предпочитают  парней,  отслуживших  в  армии:  они  взрослее,  надежнее,  на  них  можно  положиться.  Пока  еще  социологические  опросы  показывают  отношение  населения  к  «участникам  локальных  конфликтов»  как  в  большей  степени  уважительное.  Пока  еще  не  окончательно  забыт  в  генетической  памяти  народа  образ  русского  воина  из  древних  былин.  Лично  я  горжусь,  что  знакома  с  некоторыми  из  сегодняшних  богатырей:  они  проявляют  исконно  славянскую  силу,  мощь,  доброту,                высокое  искусство  битвы.  Я  воочию  наблюдала  то,  что  с  первого  раза  не  укладывается  в  женской  голове:  скорость  боя  6  ударов  в  секунду.  Кстати,  древнерусские  воины  особенно  славились  фантастической  выносливостью:  умением  сутками  сидеть  в  засаде,  дышать  часами  через  соломинку,  терпеть  холод  и  голод.    Разве  это  посильная  задача  для  маменькиных  сынков?
Может  быть,  и  правильно  высказался  в  той  передаче  главный  редактор  одного  из  военных  журналов:  да  не  нужны  ваши  хилые  детишки  в  армии,  не  беспокойтесь,  дескать,  мамаши,  есть  кому  еще  стоять  на  страже  Родины. 
И  последняя  светлая  идея:  мы  движемся  к  новой  грандиозной  эпохе  матриархата.  Что  такая  эпоха  была  на  территории  нашей  страны,  говорят  самые  старые  славянские  сказки.  Земля  была  населена  богатыршами,  которые  искали  подвигов  и  завоевывали  мужчин,  а  слабосильные  мужчины  дожидались  их  дома,  мыли  посуду  и  воспитывали  детей.  Неужели  через  пару  сотен  лет  мужчины  будут  годиться  только  на  то,  чтобы  открывать  нам  консервные  банки?