А. Максимов. Так было... 55. -Волга-

Виктор Сорокин
Анатолий Максимов. ТАК БЫЛО... 55. Книга вторая. Франция–СССР. Часть IX.

«Волга»

Сколько мороки было с «Волгой»! Ее надо было зарегистрировать в полиции и получить соответствующий номерной знак.
Прихожу в полицию.
– По какому делу?
– Зарегистрировать машину.
– Ваш паспорт!
– Я пришел зарегистрировать машину. Вот паспорт на нее.
– Ваш паспорт и водительские права!

После тщательной проверки документов мне выдали номерной знак дипломатического корпуса.
– Я не дипломат и не имею права пользоваться машиной с дипломатическим номером.
– Хорошо, вот вам номерной знак журналиста.
– Я не имею права быть журналистом.
– Почему вы отказываетесь от таких престижных номеров?
– Не хочу, чтобы за мной ходили тени.
– Ну, от тени вы не убережетесь!
Оно так и было!

Но это не все. После семиcот-восьмисот пройденных километров надо было менять моторное масло коробки скоростей и заднего моста. Если это не будет сделано в положенный срок – снимается гарантия. Спрашиваю на работе, где меняют масло?
– Когда ты едешь на работу, прежде чем свернуть на Каширское шоссе, увидишь с правой стороны бензозаправочную. Ты с ними договорись, – сказал монтажник.

На следующий день я заехал на бензозаправочную. Записали паспортные данные в журнал и сказали, что масло поменяют на следующей неделе.
Я приехал через неделю.
– Поставьте машину на мост!
– Какой мост?
– Не видите? Вот на этот!

Я посмотрел на два изогнутых рельса на опорах и поднялся на высоту человеческого роста. Сижу. Выйти из машины нельзя. Прошло какое-то время, подошел механик.
– Где масло?
– Какое масло?
– Которое я должен залить.
– Разве у вас нет этого масла?
– Слезайте с моста!

Я слез. Мне дали бумажку с адресом гаража, в котором я могу купить необходимые мне масла. Я помчался в город отыскивать столь желанный гараж. Несколько раз обращался к прохожим, но только один мне указал точный адрес, вернее, местонахождение гаража: «Вы въезжайте во двор и поверните направо, с зелеными ставнями».

Я заехал во двор, повернул направо и нашел зеленые ставни. Но… гараж был закрыт… по причине «инвентаризации!»

Вернулся на завод. Перед управлением стоит машина директора. Василий, шофер директора, мне сделал знак, и я остановился.
– Здравствуй, Анатолий! Ты что, масло ищешь? Принеси бутылку, и я тебе это дело устрою.

Ясно, что Россия не Франция – здесь все начинается со знакомства и с бутылки! Слово «взятка» встречается так редко, что создается впечатление, что она не существует!

Банк

Фирма открыла счет в банке и купила «Волгу». Первым делом ее надо было застраховать. Захожу в банк, снимаю со счета 600 рублей и иду в Ингосстрах. Во время разговора в Ингосстрахе я выясняю, что мне гораздо выгодней рассчитаться валютой, а не рублями.

Я возвращаюсь в банк и прошу перевести страховой компании 400 американских долларов, а снятые со счета два часа тому назад 600 рублей внести на наш счет.
– Доллары мы переведем, а рубли обратно мы не принимаем, – сказала Екатерина Михайловна.
– Почему? Когда я снимал рубли со счета, я ведь вам сказал, с какой целью я это делал.
– У нас такие правила.
– Екатерина Михайловна, будьте добры, вызовите начальника отдела.
– Для чего?
– Я хочу с ним поговорить.
– В настоящий момент он отсутствует.
– А когда будет присутствовать?
– Не знаю.
– В таком случае, дайте мне книгу жалоб.

Екатерина Михайловна пошла за книгой жалоб. Прошло около получаса.
– Я книгу жалоб не нашла, но вот вернулся начальник отдела.
– Екатерина Михайловна мне объяснила суть дела, – сказал начальник. – К сожалению, наши правила не позволяют нам принимать снятые со счета рубли – они ваши.
– Это не мои рубли, а моей фирмы. За них я отчитываюсь. Как я это сделаю?
– Это дело ваше и вашей фирмы, оно нас не касается.
– В таком случае, я сообщу фирме суть дела и попрошу ее закрыть счет.
– Анатолий Федорович, уж не думаете ли вы, что наш банк прогорит, если ваша фирма закроет свой пятитысячный счет в долларах?
– Конечно, не прогорит. Но если моя фирма поговорит со своими западными коллегами и они из солидарности закроют свои счета, то возникнут крупные неприятности для банка и для вас в частности.

Начальник отдела пристально посмотрел на меня. Затем, полушепотом, обратился к Екатерине Михайловне: «Если Анатолий Федорович тебе принесет рубли, ты их внесешь на счет фирмы».

Я этим воспользовался.
Нам выдавали суточные в таких размерах, что мы их не могли растратить. Поэтому, в конце каждого месяца, мои коллеги мне приносили их сбережения, а я их сдавал в банк. Когда же подходил мой срок отпуска, то я шел в банк, и мне выписывали чек в валюте (франках), в размере внесенных мной рублей. В Париже я сдавал этот чек в банк и получал франки.

А мне говорили, что нельзя вывозить валюту из Советского Союза!