О Боге и Дьяволе

Николай Нефёдов
   Понятие Бога тесно связано с представлениями о положительном смысле жизни. Если жизнь отдельного человека конечна, если жизнь всего человечества конечна, то становятся бессмысленными, не имеющими будущего, все дела человеческие. Ибо если нет будущего, то и настоящее не имеет цены. Принимающий тезис конечности Разума и Жизни теряет логическую опору для созидающей деятельности. Зачем что-то делать, если всё созданное рано или поздно исчезнет, как не было? Какая разница, через какое время погибнет человечество, сейчас или через миллиарды лет, если ему некому будет передать эстафетную палочку результатов своих усилий? Понятия Добра и Зла теряют осмысленность, да и вообще, все цели жизни лавинообразно измельчаются до удовлетворения сиюминутных потребностей. Теряется всякая основа духовного развития, нравственного поведения, стремления к совершенству и т.п. Становится возможным оправдание любой мерзости ради сиюминутного эгоистического удовлетворения, а абсолютизация настоящего, локального, мелкого – основа всякого зла. Какая разница, когда и от чего умрёт тот или иной человек, если он все равно умрёт и умрут все его потомки и продолжатели? Разница есть, если понимать жизнь каждого существа как мост между прошлым и будущим Мира. Можно утверждать, что человек становится разумным лишь тогда, когда осознает смысл своей жизни. Смыслом жизни отдельного человека является то, что не уничтожается его личной смертью. В чём и как могут храниться результаты жизней? Причём, хочется, чтоб сохранялось только хорошее и полезное. Чья-то жизнедеятельность может быть полезна или вредна только живому. Нежелание всеобщего разрушения, нежелание зла и есть основа тезиса вечности Жизни, а желание осмысленной жизни может быть удовлетворено лишь при бессмертии Разума. Представления о неуничтожимом носителе и вместилище результатов созидающего труда и смыслов жизней вылились в представления о Боге как неуничтожимом Благе и творческом начале. Поэтому Бог и есть основа любого разумного (осмысленного) существования. Можно даже предложить критерий перехода от обычного сознания к разуму в личностном развитии – как только человек осознает сам для себя смысл собственного существования и выстраивает собственное поведение в согласии с этим смыслом, он становится разумным. В связи с этим, можно утверждать, что не каждый «homo sapiens» разумен и не всегда. Наверное, ощущение разумности и есть «искра божья», т.е. ощущение Бога. Что ощущаемо, то познаваемо. Бог познаваем ровно на столько, на сколько познаваем Разум.
   Есть великое таинство в смене качества. Что-то стало другим, чего-то не было и появилось, что-то было и не стало – все это смены качества, они как прикосновение к чуду, к бесконечности. Когда же человек сам является причиной целенаправленной смены качества, он испытывает вдохновение, как ощущение творческого начала и силы в себе. Смена качества достигается как совершенствованием (жизнеутверждающим созиданием), так и разрушением. Для того, чтобы быть способным к усовершенствованию чего-либо нужно многому учиться, изменять себя и свое представление о мире, трудиться, готовить себя к свершению, длительное время удерживать самоутверждение в согласии с поставленной целью. Для того, чтобы что-то разрушить достаточно обладать силой. Удовольствие от разрушения, ощущение силы слепого самоутверждения, не обремененного необходимостью согласования с другими и есть «дьявольская искра».