Сокровище мира

Наталья Тоотс
              Судьба Сокровища мира – Святого Грааля – решилась 6 октября 1923 года в Париже. Его получили Рерихи перед самым отъездом в Индию. Их Учителем это было названо как «Путь четырёх на Восток»[33]. И история Камня в течение последующих десятилетий – вплоть до 1993 года – будет связана с этой семьёй.
       17 ноября 1923 года на пароходе «Македония» Николай Константинович, Елена Ивановна Рерих и их сыновья Юрий и Святослав отплыли из Марселя в Бомбей. Н.К.Рерих писал с борта парохода В.А.Шибаеву в Ригу: «За эти дни прошли мимо горы Синай; прошли мимо скал 12 апостолов, а через 3 дня пройдём мимо залива в Арабском море Khorya Morya [Курия-Мориа]; а над носом корабля – Орион. Разве не чудесно? Все священные символы собрались на одном пути…»[34].
       2 декабря  1923 года «Македония» вошла в Бомбейский порт. Долгожданная встреча Рерихов с Индией состоялась. Началось знакомство с этой сказочной страной – хранительницей древней мудрости и сокровенных тайн снежных великанов Гималаев. После посещения знаменательных мест в Бомбее, Бенаресе, Агре, Дели, Джайпуре, Калькутте и других городах Рерихи прибыли в княжество Сикким – крохотный уголок Северо-Восточной Индии, зажатый между границами Непала, Китая и Бутана.
       В своих дневниках Н.К.Рерих пишет: «Называли Сикким страною молний. Конечно, молнии здесь бывают, но не проще сказать: “Страна небесных ступеней”. Лучшего преддверия к тайнам будущего трудно придумать»[35]. А ещё он называл эти места «благословенной страной», а также рассказывал, что когда-то здесь находился один из ашрамов Махатм (Учителей), но потом он был перенесён в другое место. Тогда их можно было встретить на дорогах Сиккима, стремительно скачущих куда-то на своих горных конях. Здесь останавливался по преданию и Далай-Лама Пятый (1617-1682 гг.) – выдающийся религиозный и государственный деятель Тибета, при котором завершилось объединения страны и было начато строительство в Лхасе  резиденции Далай–лам Поталы.
       Многие «тайны будущего», поднимаясь по «небесным ступеням» этой «благословенной страны», предстояло раскрыть миру удивительной по своей устремлённости творить во благо человечества семье Рерихов. Обосновались они в Дарджилинге. И полтора года, проведённые на этой «земле богов», ознаменовались многими, очень важными, событиями в их жизни. Отсюда они отправились в 1925 году в своё знаменитое путешествие в Сердце Азии и, пройдя через Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, вернулись в 1928 году опять – в Дарджилинг, прочертив своим маршрутом на карте планеты некий круг. Их путь не был случайным, они выполняли задание Махатм, которое называлось «Миссией западных буддистов». Им было сказано: «Только вы знаете план Братства» [36]. Во всех их странствованиях их сопровождал Камень, а за их действиями следили и давали указания Великие Мудрецы Заповедной страны, которую на Востоке называют Шамбалой. Об этом периоде жизни Рерихов много написано и издано книг, как ими самими, так и участниками экспедиции, а также сегодняшними исследователями их жизненного пути. 
      Во времена Атлантиды Высокими Духами с других планет на нашей Земле в помощь человечеству было основано на нашей Земле  Белое Братство – на священном острове, который располагался во внутреннем море  Центральной Азии. Когда конфигурация материков на планете изменилась, Обитель Великих Учителей была перенесена в Гималаи и  стала называться Транс-Гималайской Твердыней, а её Хранители – Махатмами Востока. Один из Них – Учитель Мориа – руководил действиями Рерихов и являлся в тот период ответственным за исторические судьбы России.
     Одна из величайших трагедий мира связана с Атлантидой. Добившись невиданных достижений, люди этой страны не смогли удержаться на должном нравственном уровне и стали использовать магические силы для достижения своих эгоистических и корыстных целей. В результате был нарушен  эволюционный балланс  планеты. Произошли страшные природные катаклизмы. Влияние Высших космических Сил ослабло, но не прекратилось. А человечество на многие века задержалось в своём развитии.
     Миссия Рерихов состояла в том, чтобы, согласно Великому Плану Владык, исходящему из Транс-Гималайской Твердыни, осуществить позитивный сдвиг сознания людей и начать строительство Новой Страны, в которой восторжествовали бы Высокие Идеалы человечества. О том, что такой План существовал и что России в нём отводилось ведущее место, говорилось, в частности, в письме Н.К.Рериха от 30 апреля 1922 года В.А.Шибаеву: «Уже много ранее ММ [Махатма Мориа]  сообщал, что Россия принята Им, что Россия будет стражем мира». И далее: «Конечно, в пределах России и будет дан путь новый». [37]
     Камень в этот период побывал в России вместе с Рерихами дважды: в 1925-1926 годах и в 1957-1960 годах. Первый раз, когда Рерихи  во время Центральноазиатской экспедиции путешествовали по Алтаю, где планировалось построить город Знания – Звенигород и возвести Храм, в котором и должно было обрести своё место Сокровище мира, а фокус космического строительства закрепиться за Россией. Тогда  вся её история сложилась бы по-иному. В 1926 году Рерихи посетили Москву, где вручили правительству России  невиданные Дары: ларец с гималайской землёй, письмо народу России – Послание Махатм, семь картин Н.К.Рериха серии «Майтрейя» и рукопись книги «Община» , позже вошедшая в Учение Живой  Этики. В то время всё складывалось так, что именно Россия могла стать во главе мировой эволюции. Но, как пишет П.Ф.Беликов : «… миссия Н.К. Рериха в 1926 году принята не была, страну постиг более трудный и трагический рок, чем было бы в случае принятия миссии…» [38]. Шанс был упущен, и развитие событий пошло по другому сценарию. России пришлось пройти через суровые испытания.
     Второй раз Камень прибыл в Россию вместе с Юрием Николаевичем  Рерихом (старшим сыном художника – известным востоковедом) в 1957 году. После ухода с земного плана своих родителей он вернулся из Индии на Родину. Однако в 1960 году Юрий Николаевич неожиданно скончался. Камень увёз обратно в Индию его младший брат – Святослав Николаевич, который продолжал жить со своей женой – знаменитой индийской киноактрисой Девикой Рани в Бангалоре. После  его смерти в 1993 году какое-то время Камень находился у его секретаря – Мери Пунача, а потом след  теряется. Чаша Будды, полученная Рерихами в 1934 году, по сей день остаётся в Индии.
     Для Рерихов с 1923 года начинался новый этап их жизни. Елене Ивановне предстояло пройти труднейшее испытание – получение «Огненного опыта». В этом ей помогал Камень. Успешное освоение опыта   утверждало новую возможность для людей: слияния духа с материей. Елене Ивановне предстояло приобщить энергетику Камня к своей сущности. «Камень, находясь при тебе, – говорил её Учитель Мориа, – ассимилируется с твоим ритмом и через созвездие Орион закрепит связь со своим сужденным путём». [39]  Н.К.Рериху предстояло стать Послом Братства, участвовать в культурном строительстве и обновлении сознания людей, в осуществлении Плана Владык по созданию Новой Страны.
         Е.И.Рерих в одном из своих писем сообщала: «На протяжении всей эволюции нашей планеты мы обязаны продвижением нашего сознания этим Величайшим Духам, воплотившимся во всех расах и народностях на пороге нового сдвига сознания, каждого нового поворота в истории. Именно величайшие образы древности связаны с этими Сынами Света… Великие духи неустанно принимали на себя труднейшие жизненные подвиги, но мало кто из современников их понимал». [40]  Так случилось и с Рерихами – Их Доверенными. Мало кто понял и понимает сегодня, какой подвиг они совершили и какой Дар несли людям.

* * *
      Отправляясь в Индию первый раз в жизни, я, естественно, задумала несколько желаний, но ни одно из них,надо признаться, не сбылось. Не потому, что путешествие было неудачным – совсем наоборот, и не оттого, что Индия меня разочаровала, конечно, нет. Просто я совершенно не знала мест, в которые ехала. Одним из таких неосуществленных желаний было найти баньян и посидеть в тишине под его раскидистой кроной. Из многих прочитанных книг я знала, что в Индии это дерево считается священным, что в его тени многие святые и мудрецы получали озарение, вели беседы с учениками. «Каким местом благословенного схода служили такие деревья! – восклицает Н.К.Рерих. – Сколько путников под ним получало отдохновения и телесные, и духовные! Сколько священных повествований запечатлелось под ветвями баньяна!» По существу, это и не дерево-то вовсе, а целая роща, выросшая из одного семени. Ветви баньяна дают многочисленные воздушные корни, которые свешиваются вниз, доходят до земли и укореняются в почве. Образуется множество стволов с общей кроной. Как это похоже на нашу жизнь и мироздание!
 Мне казалось, что размышления у баньяна помогут мне прикоснуться к лику Индии – не к тому пёстрому, базарному, что виден спешащему путешественнику из окна автобуса или автомобиля, а к тому великому, напоенному энергией творцов и мыслителей, давших миру шедевры древней мудрости.
Оказалось, что баньяны в городах, где я была, на улицах не растут, что они весьма уникальные представители растительного мира. Тишины и безлюдья в индийских городах не сыскать. Вообще, побродить одной, слиться с толпой – это мечта лишь для тех, кто совершенно не знает Индии. Здесь всё наоборот – стоит выйти на улицу, как становишься объектом самого пристального внимания: торговцев, зазывающих в лавки, попрошаек всех возрастов, водителей скутеров и такси, да и просто прохожих. Все смотрят на тебя, улыбаются, иногда говорят что-то одобрительное, просят разрешения сфотографироваться вместе.
И всё же всю поездку я упорно искала свой баньян... Но так и не нашла. Может быть пока? Хотя встречи с известными баньянами были — в Адьяре, в саду Международного теософского общества и в имении Святослава Рериха и Девики Рани под Бангалором. Один баньян, посаженный в саду Теософского Общества в Адьяре Е.П.Блаватской более 100 лет назад, ныне обнесен проволочным забором и охраняется полицейскими. Мечтать и медитировать возле него как-то неуютно. А в имение Татгуни нам удалось проникнуть лишь в окружении чуть ли ни десятка полицейских, следовавших за нами по пятам. Где уж тут думать о сокровенном!
Прежде, чем начать рассказ о путешествии по Индии, поделюсь  одним впечатлением — можно сказать первым, на пороге этой древнейшей страны. Это – звуки.
Прилетев в Дели вечером, я была доставлена в наш посольский городок. Вокруг другие посольства, представительства. Тишина и высокие заборы. За одним из них скрылись и мы. А ранним утром, ожидая  провожатого из консульства, чтобы лететь дальше – в Мадрас, вышла во двор и замерла. Многоголосие птичьего хора было удивительным. Кругом что-то стрекотало, пищало, пело. Позже, когда приходилось жить в гуще городов – Мадраса и Бангалора – к этому природному созвучью присоединялся шум улиц – тоже совершенно особенный. В Индии транспорт и люди, коровы, собаки двигаются без всяких правил и каких–либо дорожных знаков. Движение регулируется гудками автомобилей, клаксонами скутеров в виде резиновых груш и ещё бог знает чем, «говорящим» разными тембрами и интонациями. Просыпаясь, я начинала вслушиваться в эту странную симфонию, совершенно не в силах порой отличить крик неведомой птицы от причудливого гудка современного рикши. Потом, уже в Москве, в ушах ещё долго оставался этот гомон, запомнившийся, как некая среда, в которой всё живёт и всё уживается.
И это главное впечатление было о том, что Индия – страна гармонии. Даже то, что обычно называют её контрастами – гармонично, ибо дух здесь властвует над телом, над материальным. Здесь встречают не по одёжке, здесь мерки иные. Есть ли другое место на Земле, где столько бродячих странников, монахов, йогов, магов, колдунов, заклинателей змей, да просто сидящих на улице среди шума и гама с молитвой на устах! Что они ищут в жизни и для чего живут – без семей, без привычных для нас забот о себе и ближних, без понимаемых на европейский лад милосердия и сострадания? Многое в Индии умом понять нельзя, можно лишь принять, как данность, как некий урок более мудрого и старшего товарища, терпеливого и всегда доброжелательного.